Контрольная работа по «Экономическая география»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 04:22, контрольная работа

Описание работы

Национальный состав населения очень пестрый, преобладают русские. Их доля достигает 88%, около 7% составляют украинцы. Также проживают корейцы, белорусы, евреи, в последние годы значителен приток китайцев (рис. 24.2). Коренные народы представлены якутами (380 тыс. чел.), на севере живут долганы, эвенки и эвены. Северо-восток занимают чукчи, эскимосы. На островах - алеуты. На Камчатке - коряки и ительмены. В бассейне Амура и к востоку от него - нанайцы, ульчи, орчи, сроки, удэгейцы, нивхи. Численность каждого народа не превышает 10 тыс. чел. (эвенки - 24 тыс. чел.).

Содержание работы

1. Введение
2. Теоретическая часть (тема : Перспективы использования природно-ресурсного потенциала Дальнего Востока )
2.1. Глава 1 : Природно-ресурсный потенциал Дальнего Востока
2.2. Глава 2 : Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства
2.3. Глава 3 : Социально-экономическое положение и перспективы развития ДВФО
3. Практическая часть (тема : Провести сравнение экономических районов Центральной и Северо-западной России )
4. Заключение
5. Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная работа теоретическая часть.docx

— 157.41 Кб (Скачать файл)

Уровень благосостояния населения  определяется прежде всего денежными доходами населения, которые в расчете на душу населения в целом по Дальневосточному федеральному округу составили 21588,4 рубля в месяц (в целом по России - 19329,9 рубля в месяц).

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в январе-сентябре 2011 г. составила 27 890 рублей и возросла по сравнению с январем-сентябрем 2010 г. на 11,5%, реальная заработная плата - на 3,3%.

Перспективы развития Дальневосточного федерального округа. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года утверждена 28 декабря 2009 г. Главной целью стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона является формирование такой территориальной социально-экономической системы, которая обеспечивала бы высокий жизненный уровень и качество жизни населения.

Общий объем затрат по проекту составляет 411 млрд руб., в том числе за счет Инвестиционного фонда Российской Федерации - 87,8 млрд руб.

В результате реализации всех мероприятий  и проектов, предлагаемых к финансированию за счет средств Инвестиционного  фонда Российской Федерации, планируется:

    • создать 69,9 тыс. рабочих мест;
    • увеличить валовой региональный продукт в 2,6 раза;
    • увеличить объем отгруженной продукции - в 2,3 раза;
    • увеличить объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования - в 3,5 раза;
    • увеличить численность экономически активного населения - в 1,1 раза.

При разработке стратегии были выявлены следующие потенциальные проекты (табл.5).

 

 

 

 

Таблица 5. Потенциальные проекты региона

Область региона

Проект

Хабаровский край

Проект по созданию мощностей по переработке древесины, включая  строительство целлюлозно-бумажного  комбината в г. Амурске.

Проект по увеличению пропускной способности  БАМа (Кузнецовский тоннель)

Сахалинская область

Строительство электростанции на основе использования углей месторождения "Солнцевское"

Амурская область

Проект по развитию добычи и переработке  железной руды на основе Гаринского месторождения

Еврейская автономная область

Освоение Кимканското и Сутарского месторождений железных руд

Магаданская область

Освоение Яно-Колымской золотоносной провинции

Южная Якуnия

Проекты Эльконского уранодобывающего и перерабатывающего комбината, угольного комплекса на базе Нерюнгринского, Денисовского, Чульмаканского угольных разрезов, Селигдарского горно-химического комплекса, Алданского газохимического комплекса, металлургического производства

Чукотский автономный округ

Проект по развитию Анадырского промышленного узла


Перспективы развития Дальнего Востока  основываются на его конкурентных преимуществах, главными из которых являются богатый  по структуре и запасам природный  потенциал, близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона, наличие диверсифицированного и относительно развитого экономического потенциала, наличие территорий для  хозяйственного освоения, политическая и социальная стабильность и другие факторы.

Ключевыми принципами и направлениями  социально-экономической политики Дальнего Востока являются:

    • создание условий для комфортного проживания населения: формирование среднего класса с уровнем доходов не менее шести прожиточных минимумов, снижение уровня бедности населения, развитие кадрового потенциала;
    • создание условий для эффективного развития экономики региона, благоприятного инвестиционного климата в дальневосточных регионах; повышение надежности энергетической системы, структуры топливного баланса, развитие транспортной системы, современных видов связи;
    • развитие малого и среднего предпринимательства, снижение уровня административных барьеров; снятие транспортных, энергетических и других инфраструктурных ограничений;
    • лоббирование в федеральных органах власти решения общих для Дальнего Востока экономических и социальных вопросов;
    • развитие внешнеэкономического сотрудничества, в том числе приграничного;
    • решение экологических проблем.

Несмотря на многие положительные  результаты развития экономики в  последние годы, па социально-экономическую  ситуацию на Дальнем Востоке продолжают оказывать влияние ряд отрицательных  факторов. Они обусловлены в первую очередь специфическими особенностями  Дальнего Востока: удаленность от федерального центра, рост цен на топливо и  транспортные расходы, рост тарифов  на электрическую и тепловую энергию. Тенденции роста реальной заработной платы и денежных доходов на душу населения в регионе и стране в целом совпадают, но темпы на Дальнем Востоке отстают. Транспортные тарифы сделали невозможным доступ большинства дальневосточников  к научным и культурным ценностям  России, курортам и санаториям, лишили возможности встречаться с родственниками, проживающими в западных районах  страны.

Регион отстает не только по уровню реальных денежных доходов, но и по потреблению основных услуг, которые  отражают качество жизни и миграционную привлекательность Дальнего Востока  и Забайкалья. По пессимистическому  прогнозу ЮНЕСКО число жителей региона  к 2025 г. может уменьшиться более  чем на треть и составить около 4,7 млн чел. (уровень 1959 г.). К 2050 г. при сохранении сложившейся демографической ситуации на Дальнем Востоке число жителей может составить около 4 млн чел. (табл.6).

Таблица 6. Численность населения Дальневосточного федерального округа по прогнозам ЮНЕСКО

2010

2025

2050

6,3 млн чел.

4,7 млн чел.

4,0 млн ел.


Таким образом, можно сделать вывод  о том, что уровень жизни и  миграционная привлекательность региона  оставляет желать лучшего.

Уровень обеспеченности жильем населения  Дальнего Востока и Забайкалья, несмотря на низкую плотность населения, ниже среднероссийского уровня.

Перспективное развитие экономики  Дальнего Востока в значительной степени зависит от внешних факторов и условий - на региональную экономику  оказывают влияние как меняющиеся условия мировой экономики, так и изменения, происходящие в российской экономике. Дальний Восток России по своему транспортно-географическому положению является сопредельным регионом с самой быстроразвивающейся частью мировой экономики. Учитывая традиционную открытость экономики края, развитие регионов возможно только в сотрудничестве со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и особенно со странами Северо-Восточной Азии.

Внешние факторы и тенденции  в экономике и социальной сфере  региона определяют принципы и целевые  задачи перспективного развития региона. Необходимо четко понимать, что концепция  развития Дальнего Востока и других восточных регионов в значительной, а может, в определяющей мере должна базироваться на принципах освоения территории и человеческого капитала. За 15-20 лет предстоит развить на востоке России несколько ареалов с максимально диверсифицированной экономикой, с достаточно крупными городами и городскими агломерациями, к которым бизнес уже проявил или готов проявить свой интерес, и которые будут конкурентоспособны на национальном и зарубежных рынках.

Развитие Дальнего Востока на базе его богатейших природных ресурсов - это только общая основа. В настоящий  момент наиболее перспективной видится  инновационная модель развития экономики  региона. Эта модель предполагает диверсификацию экономики с упором на развитие человеческого  капитала, стимулирование новых видов  деятельности, не допуская дальнейшей деградации региона. Развиваясь по этому  сценарию, регион сможет достигнуть сопоставимых и даже повышенных относительно "Концепции 2020" темпов роста, уровня ВРП на душу населения и преодолеть отставание, которое сложилось на настоящий  момент.

Минимально необходимые среднегодовые  темпы прироста ВРП по этому сценарию должны составлять примерно 7,7% в год  против 6,7% по российскому сценарию. Только в этом случае регион получит  преимущество в росте (260% против 230% по России в среднем), сохранит численность  населения и обеспечит реализацию социальных задач. В итоге будет  создана минимально необходимая  база для дальнейшего устойчивого  и динамичного развития Дальнего Востока и Забайкалья и повышения  роли России в Азиатско-Тихоокеанском  регионе.

В целом, основные задачи экономического и социального развития Дальнего Востока на перспективу связаны  со снижением топливно-энергетического  дефицита, преодолением депрессии в  отраслях специализации, развитием  транспортной инфраструктуры и закреплением новых экономических отношений.

В южной зоне в перспективе будут  усиливаться развитие обрабатывающих отраслей в лесном, рыбном и топливном  промышленных комплексах, увеличиваться  структурный вес отраслей машиностроения, обслуживающих секторы основной специализации экономики, значительно  расширится и уплотнится транспортная инфраструктура за счет строительства  железных и автомобильных дорог, трубопроводных сетей, структурно оформятся  и укрепятся очаги транснационального рыночного хозяйства - свободные  экономические зоны, прежде всего  в районе г. Находки.

Чтобы сохранить Дальний Восток основным поставщиком рыбы и морепродуктов, требуется перестроить и современную  рыбную промышленность. Как показывает опыт рыбной промышленности Японии, можно  достичь огромных успехов в интенсивном  развитии шельфового и прибрежного  хозяйства, иначе говоря, получить прибрежные ресурсы океана, которые сегодня  мы очень мало используем в своем  хозяйстве.

Но только экономическими мероприятиями, сколь бы четко они ни были спланированы, решить проблему формирования новых  промышленных комплексов нельзя. Одним  из первостепенных условий решения  перспективных народно-хозяйственных  задач, особенно на слабозаселенной  территории Дальнего Востока, является осуществление широкой комплексной  социальной программы: ускоренное повышение  благосостояния трудящихся, обеспечение  им более высокого жизненного уровня; развитие местной продовольственной  базы; ускоренное развитие непроизводственной сферы (жилищное строительство); совершенствование  заработной платы.

Говоря о задачах перспективного развития Дальнего Востока, следует  особо подчеркнуть сложность  реализации программы социального  и экономического развития территорий, так как масштаб хозяйственного освоения здесь довольно большой - потребуются  всемерные усилия всей страны для  выделения различных ресурсов: трудовых, финансовых, материальных, научно-технических.

Наиболее перспективными направлениями  в экономике Дальнего Востока скорее всего будут являться следующие: расширение специализации экономики Дальнего Востока за счет создания новых отраслей общероссийского значения с невысокой степенью концентрации производства; активизация геологоразведочных и поисковых работ, связанных главным образом с добычей нефти, угля, руд черных и цветных металлов; укрепление взаимовыгодных направлений в торговле со странами Тихоокеанского региона; более полные, качественные уровень, масштаб и степень обработки сырья (древесины, нефти, руд металлов и т.д.); развитие машиностроительных производств, ориентированных главным образом на выпуск техники, предназначенной для специфических условий региона; активное развитие отраслей строительной индустрии и усиление материально-технической базы строительства; укрепление транспортной сети, создание новых и повышение пропускной способности действующих транспортных коммуникаций; расширение сельского производства, особенно малотранспортабельной продукции; обеспечение высокого уровня жизни населения; развитие существующих и формирование новых территориально-производительных комплексов как наиболее прогрессивной и рациональной формы территориальной организации хозяйства в районах, развивающихся на базе освоения в крупных масштабах природных ресурсов.

Необходимо учесть, что Дальневосточный  федеральный округ является как  самым крупным районом страны, так и самым проблемным.

Эти проблемы прежде всего связаны со слабым освоением территории и неиспользованием всего потенциала района. Поэтому в районе сложилась и столь сложная демографическая ситуация. Люди не видят смысла в том, чтобы оставаться в регионе. У них нет рабочих мест, у молодежи нет перспектив для самореализации, нет перспектив для дальнейшего развития и улучшения жизни населения.

Решение ключевых для региона Дальнего Востока проблем будет способствовать структурной перестройке его  экономики, придаст ей современный  облик, поможет перспективному федеральному округу занять достойное место в  российской экономике. Масштаб и  значимость задач, стоящих перед  регионом, требуют совместной и более  результативной работы федеральных  и региональных органов, всех хозяйствующих  субъектов.

Дальний Восток - это регион с богатейшими  запасами природных ресурсов - почти  вся таблица Менделеева, с уникальной флорой и фауной. В Республике Саха (Якутия) добываются золото, алмазы. Сахалинские  шельфы богаты нефтью и газом, море - рыбой. Природные богатства позволяют  успешно развивать электроэнергетику, топливную, горнодобывающую промышленность, цветную металлургию, в том числе  и сельское хозяйство - в Амурской области производится две трети  всех посевов зерновых округа и 50% сои. Но несмотря на все это богатство, на сегодняшний день на Дальнем Востоке мало дорог, слабо развита инфраструктура, а налоговые и другие выплаты в консолидированный бюджетРоссии составляют около 4,5%. Край обладает богатейшим минерально-сырьевым потенциалом, освоение которого определяет развитие важнейших отраслей: электроэнергетики, топливной, горнодобывающей промышленности, цветной металлургии.

Предполагается, что через десять - двадцать лет Дальний Восток станет одним из центров экономической  жизни России. В странах Азиатско-Тихоокеанского региона сейчас идет мощный подъем экономики. Дальний Восток России в  силу своего географического положения  вовлечен в процесс сотрудничества с Китаем, Японией, Южной и Северной Кореями. При должном внимании государства  к данным проектам это огромная перспектива  развития региона.

 

 

3. Практическая  часть (тема : Провести сравнение экономических районов Центральной и Северо-западной России )

 

 

Экономический район

Центральная Россия

Северо-Западная Россия

 

Размер территории

 

486 тыс.  км²

 

196тыс.км2

 

 

Природные ресурсы

Водные ресурсы:

Поверхностные водные источники  района представлены разветвленной  речной сетью, относящейся к бассейнам  Каспийского, Черного и Балтийского  морей. Обеспеченность ресурсами поверхностных вод территории района уменьшается с севера-северо-запада на юг-юго-восток. Наиболее крупные реки района -- Волга с притоками Окой, Мологой, Костромой и другими, Днепр с Десной, Западная Двина, Дон. Однако в результате положения в районе главных водоразделов в Центре нет Судоходные реки -- Волга, Ока, Москва . Другие реки района не имеют большого транспортного значения и в основном играют роль местных источников водоснабжения.Озера многочисленны, но не велики.Северная половина района отличается значительной заболоченностью.Почти повсеместно здесь встречаются тысячи больших и малых болот.

 Почвенные ресурсы :

Наиболее характерны для  большей части района (к северу от Оки) дерново-подзолистые почвы. С сильной заболоченностью северной части район связано довольно широкое распространение подзолисто-болотных почв. В качестве своеобразных “островов” среди подзолистых почв выделяются массивы темноцветных, более плодородных серых лесных почв.

Южная часть Центра резко  отличается по почвам от основной его  территории. Здесь -- значительно более плодородные серые лесные почвы и черноземы, которые издавна интенсивно распахивались и утратили часть своего природного плодородия.

Лесные ресурсы:

Серьезные изменения в  облик растительности Центра внесла многовековая деятельность человека; этот район в течение нескольких столетий был наиболее густонаселенной  и хозяйственно развитой частью страны. В результате на обширных пространствах  леса были вырублены и заменены пашнями  и лугами. Поскольку в результате рубок и других видов воздействия  человека состав лесов сильно изменился, в Центре преобладают вторичные  леса, образовавшие на месте коренных хвойных, хвойно-широколиственных и  широколиственных лесов. Очень много  лесов погибло во время Великой  отечественной войны, так что  на западе Центра сейчас много молодых  рощ и перелесков.

Покрытая лесом площадь  ЦЭР составляет 40% его территории, или менее 2% государственного лесного  фонда России. Костромская область  относится к зоне лесов промышленного значения, а все остальные области -- к зоне малолесных районов. Почти 2/5 лесопокрытой площади района имеет главным образом водоохранное, защитное и рекреационное значение.

Минеральные ресурсы :

 По сравнению с другими районами России Центр сравнительно беден природными, особенно ископаемыми, ресурсами. Имеющиеся ресурсы топлива, железных руд, некоторых нерудных ископаемых, как правило, и в количественном и в качественном отношении занимают весьма скромное место. Такое положение Центра особенно выделяется именно в связи с промышленным развитием этого района, подчеркивающим несоответствие его ограниченных природных ресурсов и мощного экономического потенциала.

Топливные ресурсы :

Центра представлены запасами подмосковного угля и торфа; это  низкокачественное и сравнительно дорогое топливо. Уголь обнаружен  в широком поясе, получившем название Подмосковного бассейна. Разведанные  запасы этого бассейна составляют около 4 млрд. т. Наибольшими ресурсами  отличаются Тульская и Калужская  области. Для этого угля характерны высокая зольность, влажность и сернистость. Торф в связи с широким распространением болот имеется в северной половине Центра почти повсеместно. Самые крупные торфяные месторождения расположены в пределах Мещерской и Верхневолжской низменностей. Низкая колорийность и высокая влажность торфа делают более предпочтительным его использование вблизи мест добычи.

1. Лесные  ресурсы:

    Для промышленности  района  лесные  ресурсы  имеют   небольшое  значение.

Покрытость территории района лесом – 30%.  Леса  многослойные,  лесистость

уменьшается  с  северо-востока   на   юго-запад.   Эксплуатационные   запасы

древесины  не  превышают  200  млн.  куб.  м.,  несмотря   на   значительную

лесистость  района.  Большая  часть  лесных  массивов   района   изъята   из

промышленного  использования,  так  как  находится  в  окрестностях  крупных

городов и имеет  большое водо-охранное и рекреационное значение.

 

 2. Водные ресурсы:

    Северо-Западный  район  обладает  значительными   водными  ресурсами   –

подземными и  поверхностными. Реки многоводны (Нева,  Нарва,  Луга,  Волхов),

имеют суммарный  сток в средний год – 124 куб. м. В районе имеется  множество

крупных озер –  Ладожское, Чудское,  Ильмень,  Псковское.   Но,  несмотря  на

обилие водных ресурсов, их неравномерное  размещение  по  территории  района

ограничивает развитие в ряде городов водоемких производств.

 

3. Топливно-энергетические  ресурсы:

    Запасы  топливно-энергетических  ресурсов  района  малы  –  6  млрд.  Т.

условного топлива. Львиная доля ресурсов  приходится  на  торф  –  3млрд.т.,

который  используется  в сельском  хозяйстве и в качестве  топлива   для

электростанций. Месторождения  разрабатываются вблизи крупных  городов.  Район

имеет  запасы  горючих  сланцев  –  1,  8млрд.т.  –  сырье   для  химической

промышленности  и для сельского хозяйства.

 

4. Гидроэнергетические  ресурсы:

    Гидроэнергетические  ресурсы составляют 11,5 млрд. Квт*ч. Но  вовлечение

в промышленную эксплуатацию гидроэнергетических  ресурсов  затруднено  из-за

равнинного  и  низменного  характера  рельефа,  преобладающего  в  бассейнах

основных рек  Северо-запада. От полного  запаса  энергии  рек  вырабатывается

41,  2%  энергии   ежегодно.  Значительная  часть   экономически   эффективных

гидроэнергоресурсов уже освоена в настоящее время.

 

5. Сельскохозяйственные  угодья:

    По причине  сложных почвенно-климатических условий и больших  затрат  на

окультуривание  почв сельскохозяйственные угодья  слабо  распаханы   занимают

всего лишь  18%  территории  района.  Они  имеют  почвенную  неоднородность,

удаленность  отдельных  участков  от  хозяйственных  центров,   значительную

разбросанность.  Возможность   использования   сельскохозяйственных   угодий

ограничивает   обилие   валунов,   высокой    степени    заболоченности    и

закустаренности    земель.    Обширные    площади    сенокосов,     пастбищ,

высокопродуктивных  лугов и других кормовых  угодий  имеют  большое  значение

для развития животноводства в районе.

 

6. Рекреационные  ресурсы:

    Северо-Западный  район обладает  уникальными   рекреационными  ресурсами:

выдающиеся  памятники  истории  и  архитектуры  сочетаются  с  ценными   для

организации зон  отдыха и туризма  природными  ландшафтами.  Зоны  отдыха  на

Карельском  перешейке,  Валдайской  возвышенности,  на  побережье   Финского

залива  и  Старорусский  курорт  имеют  общероссийское  значение.   Всемирно

известны   сеть   дворцово-парковых   ансамблей   вокруг   Санкт-Петербурга,

Пушкинский заповедник, города-музеи Новгород и Псков.

 

    Необходимо  заметить, что природно-ресурсный  потенциал  Северо-Западного

района позволяет  использовать сочетание экстенсивных и  интенсивных  методов

экономического  роста в течение  реально  обозримого  периода.  Кроме  Санкт-

Петербурга,  где  полностью   исчерпали   себя   возможности   экстенсивного

развития.

 

Народонаселение

 

 

 

30,5 (2010) млн. чел.

 

 

8млн.чел.

 

Хозяйство

 

Хозяйство Центрального экономического района представляет собой  мощный многоотраслевой комплекс, в  котором резко преобладает промышленность. Ее основы были заложены еще в конце 17 – первой четверти 18 века. Прежде всего речь идет о металлургии и текстильной промышленности. Сначала в районе появились городские ремесленные мастерские и многочисленные сельские кустари, которые занимались домашним ткачеством, слесарным, кожевенно-обувным, железным делом.

В советский период в  ЦЭР значительно возрос объем  промышленного производства, изменилась его структура. Наибольший удельный вес заняла крупная тяжелая промышленность, преимущественно обрабатывающая, с  глубокой специализацией и тесной кооперацией  в изготовлении конечного продукта. Вместо текстильной промышленности по своей значимости на первое место  вышли отрасли машиностроения и  металлообработки. Большое развитие получила химическая промышленность, хотя и текстильное производство, изготовление различных предметов потребления сохранили свою важную роль.

Сельское хозяйство —  традиционная отрасль экономики  Северо-Запада, но в силу особенностей развития производительных сил и природно-климатических условий оно играет второстепенную роль, отличаясь четкой направленностью и пригородным типом ведения хозяйства, обеспечивая лишь половину потребностей населения в продуктах питания. 
Транспорт и межрайонные связи. Транспорт играет важную роль в хозяйстве района, обеспечивая налаживание долговременных стратегических связей, сближение экономических и культурных связей с другими государствами и районами. Развитие транспортной системы Северо-Запада позволит переориентировать российские грузопотоки на отечественные порты и решить проблему транспортных коридоров для Калининградской области Калининградская область

Агропромышленный комплекс

Агропромышленный комплекс (АПК) объединяет все отрасли хозяйства, принимающие участие в производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке и доведении до потребителя. Значение агропромышленного комплекса заключается в обеспечении страны продовольствием и некоторыми другими потребительскими товарами.

Наиболее распространенная модель агропромышленного комплекса обычно включает три основные сферы.

Первая сфера включает отрасли промышленности, производящие средства производства для сельского хозяйства и отраслей промышленности, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, производство оборудования для животноводства, пищевой и легкой промышленности, выпуск минеральных удобрений, комбикормовая и микробиологическая промышленность, сельское производственное строительство.

Вторая сфера — собственно сельское хозяйство (земледелие и животноводство).

Третья сфера — система отраслей по промышленной переработке и сбыту сельскохозяйственного сырья и продовольствия: пищевая, легкая промышленность, система заготовок, транспортировка, хранение и реализация продукции АПК.

Размещение первого и  третьего звеньев агропромышленного  комплекса во многом определяется территориальной  организацией сельскохозяйственного производства. Переработка, складирование и хранение сельхозпродукции в значительной мере ориентированы на потребителя. Территориальная концентрация в пригородных зонах и высокоурбанизированных районах производства картофеля, овощей и другой продукции растениеводства также обязана активизации хозяйств населения и фермеров.

Сельское хозяйство  занимает центральное место  в  АПК  района  и  имеет

подчиненную  роль  промышленности.  Главная  роль  сельского   хозяйства   –

удовлетворение  протребности  своего  населения и легкой  промышленности  в

сырье.  Это  обусловило  территориальную  организацию  сельского  хозяйства:

вблизи городов  сконцентрированы молочные, свиноводческие,  птичеводческие  и

овощные хозяйства, а в пригородных  зонах  –  картофелеводство,  льноводство

(Псковская и  Новгородская область) . Основные доля посевов зерновых  культур

(льноводство) и  животноводства приходится на  Псковскую область.

    До революции  в  сельском  хозяйстве  района  значительную  роль  играло

производство скоропортящихся  овощей  и  фруктов,  мясопродукции,  свеже-  и

кисломолочной продукции, а также производство серых хлебов – ржи,  ячменя  и

овса.

    В АПК  Северо-западного района рост  производства связан с:

          - укреплением межрегиональных связей

          - развитием предпринимательства  на селе

          - многообразием форм собственности

          - созданием сети перерабатывающих  предприятий малого  и  среднего

            бизнеса.

 

 

 

 

Транспорт

 

    Центральный район имеет транспортную сеть, представленную всеми видами транспорта. Ведущее место принадлежит железнодорожному транспорту. Сеть дорог имеет радиальное строение. Москва является крупнейшим узлом 11 железнодорожных линий, все они электрифицированны. Район имеет систему трубопроводов. Москва по системе каналов и Волге связана с Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями.

В район ввозятся энергоносители, лес и лесоматериалы, стройматериалы, хлеб, прокат черных и цветных металлов, сахар, хлопок.

В вывозе преобладают промышленные изделия — машины и оборудование, автомобили, станки, приборы, инструменты, изделия электротехники, бытовые  приборы, ткань, обувь и т.д.

 

 

 

 

Район владеет всеми  видами  современного  транспорта.  На  долю  района

приходится значительная часть речных и морских перевозок. Санкт-Петербург  –

1 из крупнейших  портов страны, но  перспективы   дальнейшего  развития  порта

очень ограничены тем, что он находится “в теле” крупного  города.  Расчетная

мощность Петербургского порта после его расширения составляет 25-30 млн.  т.

грузооборота в  год,  что  не  удовлетворяет  потребности  России  в  Северо-

западном районе 100-120 млн. т. В связи с этим  предполагается  расширение

уже существующих портов в Выборге и Высоцке и  строительство  новых  крупных

портов в устье  р. Луки и в районе г. Ломоносова. Основной вид транспорта  –

железнодорожный,  плотность  железнодорожной   сети   велика:    от   Санкт-

Петербурга берут  начало 12 направлений дорог на  Москву,  Урал,  Беларусь  и

Украину.  Транспорт  играет  важную  роль  в  обеспечении   перерабатывающей

промышленности  сырьем  и  топливом.  Вывозится  продукция   машиностроения,

химической,  деревообрабатывающей  и  целлюлозо-бумажной  промышленности,  а

ввозятся топливно-энергетические  ресурсы,  лес,  металл,  продовольствие  и

стройматериалы. Доля ввоза преобладает над вывозом, что является  следствием

специализации района  на  обрабатывающей  промышленности.   Особое  значение

железные дороги  имеют  потому,  что  соединяют  практически  всю  Россию  с

Балтикой.   В   настоящее   время   в   районе   намечается    строительство

высокоскоростной  магистрали  “Москва-Скандинавия”  через  Санкт-Петербург  и

модернизация  Октябрьской  магистрали.  Планируется   сооружение   кольцевой

автомобильной магистрали вокруг  Петербурга,  создание  нового  аэропорта  и

реконструкция  старого  (Пулково).  В  последние   годы   получил   развитие

трубопроводный  транспорт (Введен трубопровод  “Сияние  Севера”,  планируется

сооружение трубопровода от Киришского НПЗ).

Информация о работе Контрольная работа по «Экономическая география»