Качество жизни населения Поволжья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 20:19, контрольная работа

Описание работы

2010 год характеризуется как год посткризисного восстановления экономики Самарской области. Улучшение ситуации в мировой и российской экономике, оживление внешнего и внутреннего спроса, накопленный экономический потенциал, масштабные антикризисные меры федерального и регионального уровня позволили сохранить устойчивую макроэкономическую ситуацию, существенно улучшить положение на рынке труда и возобновить рост практически во всех секторах экономики области.

Файлы: 1 файл

ан работы.docx

— 64.07 Кб (Скачать файл)

Судостроение

Приволжский федеральный  округ исторически является центром  проектирования и строительства  скоростных судов. В настоящее время  в нем сосредоточено несколько  крупных проектно-конструкторских  организаций, занятых проектированием  судов для морского и речного  флота, в том числе, скоростных.

Крупные судостроительные предприятия  региона имеют развитую машиностроительную базу и строят речные суда и суда смешанного типа (река - море)  плавания  водоизмещением до 13 тыс. тонн, в том  числе суда из легких сплавов.

Агропромышленный комплекс

Приволжский федеральный  округ занимает лидирующее место  
в Российской Федерации по объему производства валовой продукции сельского хозяйства.

Округ выступает как один из главных в стране производителей мяса, молока, яиц, меда, ярового рапса, занимает второе место в России по валовым сборам зерна, семян подсолнечника, картофеля, овощей, плодов и ягод, шерсти, третье место по сборам сахарной свеклы, льноволокна, выделяется высокоинтенсивным  сельским хозяйством и высокоразвитой пищевой  
и перерабатывающей промышленностью.

Многие регионы округа входят в число крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции в  целом по стране. Так, Республика Башкортостан и Республика Татарстан входят в  пятерку лидеров по объему валовой  продукции сельского хозяйства  – картофеля, овощей, молока, мяса, меда. Многие регионы округа ежегодно получают более 1 млн. тонн зерна (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Оренбургская область, Саратовская  область, Пензенская область, Самарская  область, Нижегородская область  и Ульяновская область).

Особенностью округа является разнообразие условий ведения сельского  хозяйства, во многом связанное  со значительной его протяженностью с  севера на юг: в Кировской области  и Пермском крае превалируют переувлажненные  участки средней тайги с подзолистыми и дерново-подзолистыми почвами,  
а на юге, в Саратовской и Самарской областях – сухие степи с черноземами и каштановыми почвами.

Удельный вес продукции  Приволжского федерального округа в  продукции сельского хозяйства  в 2009 году составил 25,8%. За январь-июнь 2010 года доля округа в производстве скота и птицы на убой составила  – 23,3%, молока – 33,7%.

За последние 10 лет (2000-2009 годы) производство продукции сельского  хозяйства  в Округе увеличилось  на 28,3%. Наибольший прирост за этот период обеспечен в растениеводстве, он составил 35,8%. Рост производства продукции  животноводства в рассматриваемом  периоде составил 18,5%.

 

Вывод:

Главные проблемы развития автомобильной  промышленности  округа связаны с низким уровнем обновления капитала, высокой энергоемкостью, низкой производительностью труда и относительно низким качеством российских автомобилей, неэффективной системой продаж.

Ухудшение конкурентных позиций  традиционных российских автомобилей  выражается, в частности, в постепенном  сближении их цен  
с ценами на зарубежные аналоги при сохранении низкого качества.

За предыдущие годы появилось  множество проблем и факторов, препятствующих успешному развитию предприятий авиационной отрасли. К их числу можно отнести недозагрузку имеющихся производственных мощностей, износ оборудования, дефицит квалифицированных кадров, денежных ресурсов, низкую рентабельность производства, устаревшую систему управления предприятиями и другие.

Как и в большинстве  базовых отраслей промышленности страны, износ технологического оборудования в судостроении достиг критического уровня – от 65 до 80 %. Недостаточная  эффективность отрасли обусловлена  структурными диспропорциями судостроительной промышленности – несоответствием  масштаба и структуры, ее научно-технического  
и производственного потенциала объему и структуре платежеспособного спроса на основную продукцию отрасли.

Основными проблемами развития агропромышленного комплекса являются:

проблема сбыта сельскохозяйственной продукции (низкие закупочные цены, недостаточность  мощностей для длительного хранения зерна, неразвитость рыночных механизмов – зерновая биржа, электронные торги  
и т.д.);

слабый уровень селекции и производства новых сортов семян  и пород скота;

недостаточная взаимосвязь  предприятий отрасли минеральных  удобрений с агропромышленным комплексом региона;

недостаточный уровень развития рынка сельхозугодий, включающий продажу, аренду и сделки, в том числе  с земельными долями;

 

 

Список  литературы:

 

1)Проект МИНРЕГИОН РФ  «Стратегия социально-экономического  развития Приволжского федерального  округа на период до 2020 года»

2) "Российская газета" - www.rg.ru

 

 

ТЕМА: « Анализ сектора инфраструктуры в регионе»

 

Сектор инфраструктуры включает два комплекса – транспортный комплекс и комплекс коммуникаций (связи).

Развитие транспортной инфраструктуры

Положение округа на пересечении  двух основных евроазиатских транспортных направлений Восток-Запад и Север-Юг, высокий уровень экономического развития определяют перспективы развития его транспортной инфраструктуры.

По территории Приволжского федерального округа проходят основные автомобильные дороги общего пользования  федерального значения, связывающие  Центральный и Северо-Западный федеральные  округа                   с Уральским, Сибирским Дальневосточным  федеральными округами, а также   с Республикой Казахстан, в том  числе:

М-5 «Урал» - от Москвы через  Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска, протяженностью 1128,5 км;

М-7 «Волга» - от Москвы через  Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань до Уфы с обходом г. Нижний Новгород, с подъездами           к городам Чебоксары,  Ижевску, Перми, протяженностью 1473,1 км.

Всего по состоянию на 1 января 2010 года протяженность автомобильных  дорог общего пользования федерального и регионального значения составила 110 943 км (20,4 % от всей протяженности вышеуказанных  автомобильных дорог России) и  искусственных сооружений на них, включая  мосты                    и путепроводы 370 133 погонных метров (соответственно - 20,5%), в том числе:

– автомобильных дорог  федерального значения – 7388 км (14,7 %             от протяженности автомобильных  дорог федерального значения России)           и искусственных сооружений – 51242 пог.м ( 12,3 %);

– автомобильных дорог  регионального значения – 103 555 км (21,0 %)       и искусственных  сооружений – 318 891 пог.м (23,0 %).

Плотность автомобильных  дорог общего пользования федерального           и регионального значения на 1 тысячу квадратных километров составляет 114,2 км, по России данный показатель – 31,8 км.

В Приволжском  федеральном  округе  расположено 20 аэропортов.

Аэродромов, входящих в перечень  национальной опорной аэродромной  сети - 17 (Нижний Новгород (Стригино), Оренбург (Центральный), Ульяновск (Восточный), Уфа, Казань, Пермь (Большое Савино), Самара (Курумоч), Пенза, Саратов, Чебаксары, Орск, Саранск, Киров, Самара (Безымянка), Ижевск, Йошкар- Ола, Бегешево (Нижнекамск)).

Международных аэропортов – 10 (Нижний Новгород (Стригино), Оренбург (Центральный), Орск, Пермь (Большое Савино), Самара (Курумоч), Саратов, Ульяновск (Восточный), Уфа, Казань, Чебоксары).

Водные пути проходят по 11 субъектам Приволжского федерального округа.

Общая протяженность судоходных внутренних водных путей, расположенных  в Приволжском федеральном округе составляет 9 541 км,        из них с гарантированными габаритами судовых ходов 3761 км (с 2002 года протяженность стабильная).

По территории Приволжского федерального округа проходят железнодорожные  линии, связывающие Центральный  и Северо-Западный федеральные округа с Уральским, Сибирским Дальневосточным  федеральными округами, а также с  Республикой Казахстан.

Эксплуатационная длина  железнодорожных путей Приволжского федерального округа составляет около 15 тысяч км.

Приволжский федеральный  округ занимает второе место в  России по плотности железных дорог.

По основным удельным показателям  транспортной инфраструктуры Приволжский  федеральный округ находится  в числе лидеров среди российских федеральных округов. Развитие транспортной инфраструктуры Приволжского федерального округа обеспечивается выполнением программных мероприятий по модернизации и развитию аэропортовых комплексов, транспортных узлов, участков автомобильных и железных дорог и объектов на них, а также инфраструктуры внутренних водных путей в соответствии с федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», а также целевыми программами субъектов Российской Федерации.

Развитие опорной транспортной сети предусматривает строительство  новых и модернизацию участков действующих  магистралей, согласованное развитие основных транспортных и логистических  узлов. Оно позволит повысить уровень  интеграции Приволжского федерального округа в единое экономическое пространство России и обеспечить подключение  к глобальной транспортной системе.

Развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры

Необходимым условием роста  качества жизни населения, развития социально-политической, культурной и  духовной сфер общества, построения инновационной  экономики и повышения эффективности  государственного управления является интенсивное развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры.

Научно-технический потенциал  и человеческий капитал Приволжского федерального округа обеспечивают возможность  занятия округом лидирующих позиций  на российском рынке информационных коммуникаций.

В Приволжском федеральном  округе к 2009 году в области информационных и телекоммуникационных технологий решены следующие задачи:

за счет внедрения универсальных  услуг связи с использованием таксофонов и пунктов коллективного  доступа обеспечен повсеместный доступ к услугам связи (установлено  более 32 тыс. таксофонов универсального обслуживания и более 4 тыс. пунктов  коллективного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»);

в рамках реализации приоритетного  национального проекта «Образование»  более 12 тыс. общеобразовательных школ обеспечены компьютерами и подключены к информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

проведена модернизация сетей  фиксированной зоновой телефонной связи, в результате которой уровень цифровизации указанных сетей достиг 85%.

В результате демонополизации  телекоммуникационного рынка обеспечено динамичное развитие отрасли связи. Уровень проникновения фиксированной  местной телефонной связи в городской  местности достиг показателя 78%, в  сельской местности – 35%. К концу 2009 года очередь на установку фиксированных  телефонов сократилась более  чем в 30 раз до уровня менее 30 тыс. заявок.

Широкое распространение  получили услуги подвижной радиотелефонной  связи. Общее число абонентов  подвижной радиотелефонной связи  в округе составляет 40,3 млн. абонентов, уровень проникновения данных услуг  связи – 134%, что соответствует  общероссийскому показателю.

Продолжается активное развитие услуг широкополосного доступа  
к информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Уровень проникновения услуг широкополосного доступа в начале 2010 года достиг 23%, количество абонентов превысило 2,5 млн. человек.

Протяженность межрегиональных  волоконно-оптических линий связи  на территории Приволжского федерального округа составляет 14 тыс. км.

Несмотря на значительные успехи в развитии информационной и  телекоммуникационной инфраструктуры Приволжского федерального округа, имеется  ряд проблем, требующих своего решения  в период до 2015-2016 годов.

Так, только 50% из проложенных  межрегиональных волоконно-оптических линий связи обеспечены зарезервированным  подключением к магистральной сети.

На внутризоновых сетях (проложено более 27 тыс. километров)  
из 467 районных центров подключены к оптическим линиям передачи только 436, резервированное подключение по оптической сети имеют 360 райцентров.

 

Вывод:

Стратегическим приоритетом  устойчивого социально-экономического развития Приволжского федерального округа является снятие инфраструктурных ограничений  и создание транспортно - логистических условий. Для этого должно быть обеспечено комплексное развитие опорной транспортной сети федерального значения, развитие существующих и формирование новых международных транспортных коридоров, создание современной логистической инфраструктуры.

Согласованное развитие транспортно - логистической инфраструктуры регионального и местного значения обеспечит повышение до современного уровня доступности для населения и бизнеса качественных транспортных и логистических услуг, в первую очередь, в зонах опережающего развития.

Комплекс коммуникаций включает почтовую и различные виды электронной связи. Почтовая связь находится в стадии деградации, в то время как различные виды электронной связи – в стадии бурного роста.

Социальное направление  – содействие развитию информационного  общества и повышение качества жизни граждан за счет развития информационных и телекоммуникационных услуг для населения.

Информационно-управленческое направление – повышение эффективности  государственного и муниципального управления, повышение качества социальных услуг для населения за счет развития информационных технологий в части.

Инновационное направление  – повышение производительности труда  
за счет стимулирования внедрения инновационных информационных  
и телекоммуникационных услуг и технологий (CRM, ERP, электронный документооборот, ЦОД, видеоконференцсвязь и пр.) на государственных предприятиях и в частном секторе.

 

 

 

Список  литературы:

 

1)Проект МИНРЕГИОН РФ  «Стратегия социально-экономического  развития Приволжского федерального  округа на период до 2020 года»

2) "Российская газета" - www.rg.ru


Информация о работе Качество жизни населения Поволжья