Качество жизни населения Поволжья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 20:19, контрольная работа

Описание работы

2010 год характеризуется как год посткризисного восстановления экономики Самарской области. Улучшение ситуации в мировой и российской экономике, оживление внешнего и внутреннего спроса, накопленный экономический потенциал, масштабные антикризисные меры федерального и регионального уровня позволили сохранить устойчивую макроэкономическую ситуацию, существенно улучшить положение на рынке труда и возобновить рост практически во всех секторах экономики области.

Файлы: 1 файл

ан работы.docx

— 64.07 Кб (Скачать файл)

Проблемы Волжского бассейна носят комплексный характер  
и затрагивают все категории водопользователей во всех субъектах, входящих  
в Приволжский федеральный округ:

низкое качество питьевой воды;

сброс в поверхностные  водные объекты неочищенных и  недостаточно очищенных сточных  вод;

неудовлетворительная защита населения, флоры и фауны от вредного воздействия вод;

неудовлетворительное обеспечение  безопасности гидротехнических сооружений;

неудовлетворительное качество мониторинга состояния водных объектов;

Практически во всех субъектах  в современный период сократились  объемы водопотребления и водоотведения. По-прежнему низким остается процент  использования подземных вод, доля использования подземных вод  в общем балансе хозяйственно-питьевого  водоснабжения населения составляет от 4,3% (Кировская область) до 39% (Самарская  область). Более того, в некоторых  субъектах за последние годы произошло  снижение добычи подземных вод.

Водопроводные и канализационные  сети городов имеют высокую степень  износа. Объем воды, забираемой из источников на нужды людей, постоянно увеличивается, но одновременно сокращается потребление  воды населением. Это свидетельствует  о возрастающих потерях при транспортировке  воды  
в водопроводных сетях по причине их прогрессирующей изношенности, что приводит к потерям воды, уже прошедшей через очистные сооружения. В результате происходит ее вторичное загрязнение.

В регионе увеличился риск затоплений (и подтоплений в результате подъема уровня грунтовых вод) населенных пунктов, сельхозугодий и объектов экономики при половодьях и паводках на берегах Волги и ее притоков.  
Велик ежегодный ущерб от частичного подтопления или затопления населенных пунктов, размытия дорог, разрушения мостов и т. д.

Серьезной проблемой является абразия берегов водохранилищ. Только по водохранилищам Верхне-Камского каскада  в зоне опасных береговых обрушений  находятся свыше 200 населенных пунктов. В зоне оползневых процессов находятся  такие крупные города, как гг. Нижний Новгород, Ульяновск, Саратов, Волгоград  и др. Ситуация усугубляется бесконтрольной застройкой на регулярно затопляемых  землях.

Характерной и острейшей  для многих регионов проблемой является непрекращающаяся переработка берегов  волжских водохранилищ в результате волно-прибойной деятельности и неблагоприятного уровенного режима.

Разрушение берегов наносит  ущерб земельному фонду, ведет  
к ухудшению качества воды, изменяет условия обитания населения, речной флоры и фауны.

В настоящее время практически  не используется транспортный потенциал  рек. В то же время Волга, по сути, стала кладбищем для многих плавательных средств. Затонувшие лодки и корабли  несут в себе потенциальную угрозу, поскольку в баках могло остаться топливо, другие опасные вещества и  материалы, да и сами корпуса судов  загрязняют водную среду. Кроме того, затонувшие суда представляют угрозу судоходству.

В бассейнах Волги и  Камы (большую часть которых охватывает Приволжский федеральный округ) находится более 9000 гидротехнических сооружений различного назначения. В  некоторых регионах износ подошел  к критической точке.

Воздушное хозяйство.

Серьезной проблемой остается загрязнение атмосферы выхлопами  автомобильной техники и выбросами  промышленных предприятий.

На территории регионов Приволжского федерального округа существует высокий  уровень риска возникновения  техногенных аварий и экологических  катастроф, в том числе с выбросом опасных токсичных химикатов, попаданием в окружающую среду патогенных биологических  агентов с образованием обширных площадей загрязнения и заражения. К числу возможных угроз следует  также отнести вероятность применения в террористических целях опасных  веществ и материалов в местах массового пребывания людей.

Основными предпосылками, усугубляющими  возникновение таких угроз, являются:

повышенная концентрация потенциально опасных объектов, особенно при реализации программ по уничтожению  химического оружия, старение их основных производственных фондов (износ оборудования на некоторых предприятиях превышает 80-90%);

застройка санитарно-защитных зон вокруг потенциально опасных  объектов;

падение производственной дисциплины и увеличение в связи с этим числа отклонений от установленных  технологических режимов работы;

появление большого количества мелких производителей вне надзорного поля;

отсутствие надлежащих мер  защиты и профилактики на авиационном, морском (речном), железнодорожном и  автомобильном транспорте, в том  числе, перевозящем опасные вещества в черте города;

эпидемические и эпизоотические вспышки, в том числе непредумышленный занос как традиционных, так и  новых (вновь возникающих) инфекционных болезней;

снижение качества атмосферного воздуха;

активизация террористических проявлений.

Целью обеспечения экологической  безопасности и охраны окружающей среды  в регионах Приволжского федерального округа является создание экологически безопасных и комфортных условий  проживания человека.

Для ее достижения необходимо решение следующих задач:

переход на экологически ориентированные  технологии, снижение уровней воздействия  на окружающую среду от всех антропогенных  источников, совершенствование системы  экологического нормирования, экологического мониторинга, экологической экспертизы проектов, экономическое стимулирование природоохранной деятельности;

сохранение и развитие сети особо охраняемых природных  территорий в округе, создание и  устойчивое функционирование природных  комплексов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное  и оздоровительное значение;

Природоохранные мероприятия  должны включать в себя меры, предпринимаемые  как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов Российской Федерации во взаимодействии с органами местного самоуправления. Они должны основываться на общих принципах  государственной политики в данной области, которые включают платность  природопользования и возмещение вреда, нанесенного окружающей среде; обязательность проведения государственной экологической  экспертизы проектов; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных  комплексов; сохранение биологического разнообразия.

Вывод:

В Приволжском федеральном округе достаточно развита инфрастуктура энергетического комплекса. Округ потребляет 18 процентов всей электроэнергии в стране и около 20 процентов производит. Однако, по существующим прогнозам, рост электропотребления в округе до 2020 года будет составлять 2,3 - 2,8 процента в год, а прирост производства электроэнергии начнет отставать. Чтобы не возник дисбаланс между производством и потреблением энергии, необходимо заниматься энергосбережением, улучшать состояние распределительных сетей.

Для качественной и эффективной  работы водохозяйственного комплекса  должна быть восстановлена и расширена  система государственного гидрометеорологического  мониторинга.

Требуется усиление государственного контроля за соблюдением режима хозяйственной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водных объектов; организация санитарно-защитных зон. 

Для решения экологических  проблем должно быть предусмотрено:

расширение возможностей и полномочий региональных органов  государственной власти и органов  местного самоуправления в области  охраны окружающей среды;

развитие экономического механизма стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды, стимулирование и поддержка экологически ответственного бизнеса;

внедрение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий;

совершенствование системы  экологических платежей;

расширение деятельности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и развитию системы особо  охраняемых территорий;

экологическое воспитание и  образование населения как основа экологического благополучия страны.

 

 

 

Список  литературы:

 

1)Проект МИНРЕГИОН РФ  «Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года»

2) "Российская газета" - www.rg.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА: « Анализ сектора конечной продукции в регионе»

 

Сектор конечной продукции  включает гражданское машиностроение, строительство(создающее современную Техносферу) и производство потребительских товаров(необходимых для воспроизводства общества).

Машиностроительный комплекс Приволжского федерального округа включает автомобилестроение, авиастроение, судостроение.

Автомобилестроение

Автомобильная промышленность – одна из важных отраслей промышленности России. Численность работающих в ней составляет 4,6% от всех занятых в промышленности в целом и 13% – от числа работников машиностроении. Автопром дает 3,8% от всего объемов промышленного производства и 23% от объемов машиностроения.

Автомобилестроительный  комплекс входит в число основных перерабатывающих отраслей округа и  занимает лидирующие в стране позиции  по производству грузовых автомобилей (89,3%), автобусов (91,8%), легковых автомобилей (59%), автомобильных двигателей (81,7%). Крупнейшие предприятия: Волжский, Горьковский, Камский, Ульяновский, Ижевский и другие автомобильные заводы. В автомобильной  отрасли регионов Приволжского федерального округа занято более миллиона работающих

Авиастроение

В период с 2001 - 2009 годы авиастроительными  предприятиями Приволжского федерального округа было выпущено 49 гражданских  самолетов (без легких) и 478 гражданских  вертолетов, что составило 55,7% от количества всех выпущенных предприятиями авиапрома  гражданских самолетов и 57,3% от выпущенных гражданских вертолетов.

Российская Федерация, включая  предприятия Приволжского федерального округа, в настоящее время располагает  всеми необходимыми ресурсами, чтобы  возродить на новом уровне авиастроительную отрасль.

На территории Приволжского федерального округа сосредоточен крупнейший в стране комплекс из 64 предприятий, на которых занято более 80 тыс. работающих, 6 высших и средних учебных заведений  авиастроительной направленности. По своей специализации они обеспечивают полный цикл авиастроения, включая  фундаментальные и прикладные исследования, разработку, производство летательных  аппаратов, авиационных тренажеров, поддержку эксплуатации и утилизации, образовательный процесс.

Предприятия округа в гг. Саратове, Самаре, Казани и Ульяновске до недавнего времени производили  практически весь модельный ряд  самолетов: региональный Як-40, ближнемагистральный Як-42, магистральный Ту-154, дальнемагистральный Ил-62 и самый большой в мире транспортный самолет – Ан-124. На этих самолетах до сих пор обеспечивается до 80% авиаперевозок в стране. Они составляли почти половину экспорта гражданских самолетов. Весом вклад предприятий округа в военную авиацию. На протяжении почти 60 лет стратегический оборонный паритет страны обеспечивается производимой в округе военной авиатехникой.

На территории округа расположены  хорошо оснащенные центры авиационного двигателестроения: научно-технический  комплекс в г. Самара, специализирующийся на производстве турбовинтовых и  турбореактивных двигателей «НК», конструкторское  бюро в г. Пермь, специализирующееся на разработке двигателей для гражданской  и военной авиации, а также  промышленных газотурбинных установок  и электростанций на базе авиационных  технологий и моторный завод в  г. Пермь, занимающийся серийным производством  авиадвигателей для гражданской  и военной авиации и разработавший семейства двигателей Д-30 и ПС-90.

В Республике Башкортостан, Оренбургской области и в Республике Татарстан выпускаются вертолеты  семейства «Ка» и «Ми», в которых  используются агрегаты и комплектующие, изготовленные на предприятиях гг. Перми, Уфы, Ульяновска, Чебоксар, Энгельса и других городов округа. Они составляют основу вооруженных сил страны, а  также поставляются более чем  в 80 стран мира.

Авиастроение Нижегородской  области представлено 9 предприятиями  и организациями, обладающими высоким  научным и производственным потенциалом. Предприятиями Нижегородской области  производятся авиационная техника  военного (самолёты семейства МиГ) и  гражданского назначения, разрабатываются  и производятся гидроцилиндры, шасси  и компоненты шасси летательных  аппаратов всех типов, в рамках международной  кооперации производятся детали самолетов  типа «Аэробус». Разрабатываются и производятся агрегаты систем жизнеобеспечения, системы кондиционирования, регулирования давления воздуха герметических отсеков и систем нейтрального газа авиационной техники, системы управления летательными аппаратами силовых гидравлических, электромеханических гидроприводов и цилиндров, прецизионные авиационные датчики, приборы, системы для гражданской и военной авиации, датчики первичной информации (гироскопы, акселерометры), пилотажные приборы, курсовые системы, сигнализаторы обледенения и системы управления противообледенительными системами летательных аппаратов, а также производятся крепёжные изделия из титановых сплавов для соединения композиционных материалов и выполнения высоко-ресурсных соединений металлических деталей в авиастроительной промышленности.

В округе сосредоточен потенциал  авиастроения, аналоги которого есть только в США, Англии, Франции, и который  сейчас ускоренно формируется в  Китае. Существуют все необходимые  предпосылки для формирования в  округе конкурентоспособного авиационного кластера.

Кроме того, есть положительный  опыт, сформированный во многом по инициативе самих предприятий, который может  обеспечить в ближайшие 3-6 лет получение новых продуктов в товарных объемах. Так, при прямой финансовой поддержке из бюджета Республики Башкортостана освоено производство нового вертолета Ка-226 и модификации вертолетов Ка-31, Ка-32. Поддержка регионов позволила освоить производство нового регионального самолета Ан-140 (на 50 пассажиров) на авиационном заводе в г. Самара, вертолет Ка-226 на производственном объединении в г. Оренбург. В Республике Татарстан из внутренних ресурсов Республики в авиационные проекты было вложено около 550 млн. долларов США. Благодаря этому освоено производство пяти новых модификаций вертолета Ми-8 и вертолета «Ансат».  Разработан, сертифицирован и запущен в производство самолет Ту-214.

Информация о работе Качество жизни населения Поволжья