Этапы формирования ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:40, реферат

Описание работы

Исторически первым шагом, с которого началось строительство Европейского Союза, послужило выступление министра иностранных дел Франции Роберта Шумана 1950 года в Париже. Предложения, озвученные им от лица своего правительства, в настоящее время принято называть «планом Шумана», а дата его оглашения – 9 мая 1950 года – отмечают как «День Европы», официальный праздник Европейского Союза.

Содержание работы

1. Создание Европейских сообществ (50-е годы 20 века)
2. Организационное объединение Европейских сообществ (60-е годы 20 века)
3. Европейское политическое сотрудничество (70-е годы 20 века)
4. Единый европейский акт (80-е годы 20 века)
5. Создание Европейского Союза (90-е годы 20 века)
6. Европейский Союз на современном этапе

Файлы: 1 файл

Этапы развития ЕС.docx

— 55.03 Кб (Скачать файл)

Созданные в 50-е годы Европейские  сообщества, в то время имели много  общего. Состав стран-членов Сообществ  был одинаков; цели  очень похожи (создание общего рынка); одинаковы  были принципы, на которых базировалось их функционирование; идентичною была система руководящих органов (институтов).

В отношении институтов Сообществ, ради объективности, необходимо сказать, что при подписании Римских договоров  1957 г. было подписано дополнительное соглашение – Конвенция о некоторых общих институтах. Этот документ предусматривал создание единого (для всех трех Сообществ) Суда и единой Ассамблеи.

Подписание Конвенции  привело к тому, что в 1965 г. был подписан Договор об учреждении единой Комиссии и единого Совета Европейских сообществ, который более известен под названием «Договор о слиянии 1965г.».

После подписания данного  документа три Европейских сообщества фактически стали представлять единую организацию, управляемую общими институтами.

При этом, если Советом, Комиссией, Судом или Ассамблеей решался вопрос относящийся к углю и стали, они руководствовались Договором о ЕОУС, если вопрос относился к сфере атомной энергетики, то они руководствовались Договором о Евратоме, по всем остальным вопросам использовался Договор о ЕЭС.

 

3. Европейское  политическое сотрудничество (70-е  годы 20 века)

Интеграция в рамках Сообществ, предполагала не только создание общего рынка и проведение общей политики в разных областях через наднациональные  институты, но и осуществление единой «европейской» внешней политики по отношению к странам, не входящим в Сообщества и международным  организациям.

Процесс формирования «европейской»  внешней политики начался еще  в 50-60-е годы. Обладая международной правосубъектностью Сообщества, получили возможность выступать едиными представителями всех стран-членов в международных отношениях.

Экономической основой для  единого внешнеполитического курса  стало создание в 1968 г. таможенного союза, в результате чего все пространство Сообществ превратилось в единую таможенную территорию, на границах которого действовал единый таможенный тариф.

Предметом внешней политики Сообществ служили только вопросы внешней торговли и другие экономические отношения. При этом остальные «политические» вопросы по-прежнему решались государствами-членами самостоятельно.

Положение стало меняться на рубеже 60-70–х годов. В соответствии с решением, принятым в 1969 г. на встрече глав государств стран Европейских сообществ в Гааге, был создан специальный комитет из дипломатов от всех стран. Документ, подготовленный этим комитетом, - Доклад о проблемах политической унификации, положил начало Европейскому политическому сотрудничеству.

Европейское политическое сотрудничество (ЕПС) было создано как специальный механизм координации действий государств-членов Европейских сообществ на международной  арене с целью постепенного формирования «европейской» внешней политики.

ЕПС, как новое интеграционное образование, носило исключительно межправительственный характер и этим сильно отличалось от Европейских сообществ.

Институты Европейских сообществ при обсуждении вопросов ЕПС имели крайне ограниченную компетенцию, как правило, получая право совещательного голоса.

Из сказанного видно, что  процесс европейской интеграции в 70-е годы разделился на две ветви. С одной стороны, Сообщества, фактически представляющие единую наднациональную  структуру в социально-экономической  сфере. С другой, ЕПС, межправительственная организация, занимающаяся вопросами  внешней политики. При этом и Сообщества, и ЕПС имели один и тот же состав государств-членов, но действовали  на основе разных учредительных документов и имели разные руководящие органы.

Европейское политическое сотрудничество стало  прообразом общей внешней политики и политики безопасности, которая  со временем станет частью структуры  Европейского Союза.

 

4. Единый европейский  акт (80-е годы 20 века)

В течении 30 лет с момента образования Европейских сообществ их деятельность осуществлялась на базе подписанных в 50-е годы учредительных договоров. Периодически в них вносились изменения по отдельным вопросам. Однако в 80-х годах стало очевидно, что заложенные Парижским и Римскими договорами нормы нуждаются в серьезных преобразованиях. Прежде всего, это было связано с необходимостью завершить создание единого рынка в рамка Сообществ и подготовиться к введению единой валюты.

В этой связи в 1985 г. Совет Европейских сообществ принял решение созвать специальную конференцию правительств государств-членов. По итогам конференции в 1986 г. был подписан Единый европейский акт.

Единый  европейский акт – первая крупная  реформа правовых устоев Сообществ. Наибольшее число его норм вносили поправки в учредительные договора Европейских сообществ:

  1. Единый европейский акт установил окончательную дату (1992 г.) построения единого внутреннего рынка, т.е. пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов.
  2. Единый европейский акт расширил компетенцию ЕЭС, добавив новые сферы общей политики: региональную, научно-техническую, экологическую.
  3. Существенной реформе подверглись институты Сообществ. В частности, Ассамблея переименовывалась в Европейский парламент и получала новые полномочия в законодательном процессе (порядок преодоления вето Парламента на законопроекты); Парламент приобретал право решающего голоса при принятии новых членов с состав Сообществ; Совет получал право, по вопросам регулирования внутреннего рынка, принимать решения не единогласно, а квалифицированным большинством голосов; была заложена правовая основа создания нового судебного органа Сообществ – Суда первой инстанции; был закреплен юридический статус Европейского совета (регулярные встречи на высшем уровне руководителей стран-членов Сообществ).

Другая  реформа, получившая отражение в  нормах Единого европейского акта, связана с Европейским политическим сотрудничеством. Как уже говорилось, первоначально ЕПС юридически не было закреплено в учредительных документах Сообществ. Единый европейский акт юридически закреплял в нормах учредительных договоров «Положение о европейском сотрудничестве в области внешней политики».

Именно этот факт объясняет  наличие в названии данного документа  слова «единый». Нормы Единого  европейского акта регулировали устройство и деятельность обеих направлений  интеграционного процесса: социально-экономической  интеграции (Сообщества) и совместной разработки и осуществления европейской  внешней политики (ЕПС).

При этом, оставаясь организационно самостоятельными (ЕПС так и осталась по форме организацией межправительственного, а не наднационального характера), Сообщества и Европейское политическое сотрудничество теперь имели общие цели – «сообща  внести практический вклад в постепенное  создание Европейского Союза».

 

5. Создание Европейского  Союза (90-е годы 20 века)

5.1. Маастрихтский  договор 1992 года, создание Европейского  Союза

В 1970-е годы вскоре после  возникновения Европейского политического  сотрудничества в руководящих кругах государств-членов возникла идея создать  на базе трех Сообществ и ЕПС интеграционную организацию, деятельность которой  охватывала бы все сферы и направления  евроинтеграции.

Эта идея была одобрена на встрече  в верхах руководителей государств-членов еще в 1972 г. Данную цель предполагалось достичь «до конца текущего десятилетия», т.е. к 1980 г.

Однако в этот период процесс  подготовки учреждения Союза испытал  определенный кризис и был затянут. Однако в начале 1980-х государства-члены  Европейских сообществ опять  возвращаются к этой мысли и подтверждают готовность создать Евросоюз.

Европейский парламент подготовил и в 1984 г. одобрил детальный проект Договора о Европейском Союзе. Однако лишь после подписания и вступления в силу Единого европейского акта планы создания Европейского союза перешли в практическую плоскость. В 1990 г. приступили к работе две конференции по разработке соответственно экономического и политического союза. Результатом работы этих конференций стал Договор о Европейском Союзе, подписанный в 1992 г. в нидерландском городе Маастрихт (отсуда и название – Маастрихтский договор).

Основными новшествами  Договора о ЕС стали:

1. Прежде всего, была создана новая интеграционная организация – Европейский Союз – деятельность, которой охватывает все основные сферы общественной жизни. К ним относятся не только экономическая интеграция и общая внешняя политика и политика безопасности Союза, но также сотрудничество в области правосудия и внутренних дел.

С этого момента ЕС состоит  из трех компонентов, которые перечислены  в ст.1 Маастрихтского договора: «Союз  основан на Европейских сообществах, дополненных сферами политики  и формами сотрудничества  в соответствии с настоящим Договором». При этом, под сферами политики понималась общая внешняя политика и политика безопасности, а под формами сотрудничества – сотрудничество в области правосудия и внутренних дел.

Каждый из трех перечисленных  компонентов в официальных документах ЕС стал именоваться «опорой» и как следствие структура Союза получила название «структурой трех опор».

Первая  опора, главная – Европейские сообщества, вместе взятые. Они коллективно вошли в структуру Союза, поскольку фактически с 1965 года (Договор о слиянии) все они представляют единую организацию благодаря единому составу государств-членов и единой системе руководящих органов – институтов.

Сфера их полномочий распространяется, в основном, на вопросы экономической  интеграции и на значительную часть  социальных вопросов.

Вторая  опора – общая внешняя политика и политика безопасности, прообразом которой послужил сформированный с 1970 г. механизм европейского политического сотрудничества.

После вступления в силу Маастрихтского договора 1992 г. разработка и осуществление «европейской»  внешней политики стали частью деятельности Союза в целом. Правовой основой  для этого послужил раздел V Договора о ЕС «Положение об общей внешней политике и политике безопасности».

Третья  опора – сотрудничество в области правосудия и внутренних дел, самый «молодой» элемент в структуре ЕС. Он стал следствием необходимости координации деятельности государств-членов Союза в правоохранительной сфере, которая осуществлялась и до создания этой организации. Примером тому могут служить Шенгенские соглашения 1985 и 1990 гг. Однако, организационно-правовую форму эта форма сотрудничества получила только в Маастрихтском договоре в разделе VI «Положение о сотрудничестве в области правосудия и внутренних дел».

При этом, часть деятельности Союза в рамках второй и третьей опор остались в пределах межправительственных связей и как следствие, нормативные документы принятые в рамках этих опоры не имели юридически обязательного характера для частных лиц, подлежали имплементации со стороны национальных властей государств-членов и не подпадали под юрисдикцию Суда Европейского Союза.

2. Институционная структура и институционная реформа.

В качестве институтов ЕС были признаны институты Сообществ, объединенные в 1965 г.: Европейский парламент (бывшая Ассамблея), Совет, Комиссия, Суд. В состав руководящих органов ввели Счетную  палату.

Как и раньше, они формируются  на основе положений учредительных  договоров Сообществ, а при принятии решений в зависимости от рассматриваемого вопроса руководствуются договорами Сообществ или положениями об общей внешней политике и политике безопасности либо о сотрудничестве в области правосудия и внутренних дел.

Кроме этого, Маастрихтский  договор продолжил реформу институтов Сообществ, которые теперь выступали  как институты Союза.

Была введена новая  законодательная процедура –  процедура совместного принятия решений, которая превратила Европейский  парламент во второй орган законодательной  власти ЕС (первым был Совет). Парламент  получил также право утверждать новый состав Европейской комиссии – главного исполнительного органа ЕС.

В Совете была расширена  сфера применения голосования квалифицированным  большинством, т.е. продолжился процесс  лишения государств-членов права  вето на законодательные и другие акты Союза.

3. Договор о ЕС ознаменовал новый этап европейской интеграции.

Это сказалось, прежде всего, на расширении сфер регулирования уже  существующих Европейских сообществ  и как следствие, очередного ограничения  государственного суверенитета государств-членов организации.

Основные изменения коснулись  Европейского экономического сообщества. ЕЭС создавалось как таможенный и экономический союз. Однако по мере наделения его все большими полномочиями не только в экономической, но и в социальной сфере (к 1992 г. к  его компетенции стали относится  вопросы культуры, образования, молодежная политика, здравоохранение, защита прав потребителей и т.д.), данное Сообщество перестало быть только «экономическим». Поэтому, Маастрихтский договор  переименовал Европейское экономическое  сообщество в Европейское сообщество.

Кроме этого, подтверждая  продвижение Европы к созданию федеративного  образования, было введено понятие  – гражданство Европейского Союза. Данное гражданство не подменяет национального гражданства, а лишь дополняет его (ст.17 Договора о ЕС). Т.е. гражданин Испании, Франции, Германии и т.д. продолжает оставаться гражданином своего государства, но вместе с тем получает права и свободы связанные обладанием гражданством ЕС. К ним, например, относятся: свобода передвижения и проживания на всей территории ЕС; право на консульскую защиту при пребывании в третьих странах.

4. Особо следует упомянуть вклад Договора о ЕС в процесс экономической интеграции.

Нормы договора юридически закрепили переход ЕС на новую, более  высокую, чем общий рынок, форму  интеграционного процесса – создание экономического и валютного союза. Он предполагал введение единой валюты на территории ЕС, которая заменяла национальные деньги и находилась под управлением наднациональных органов и учреждений. Для этой цели создавался – Европейский центральный банк.

Информация о работе Этапы формирования ЕС