Экономико-географическое положение Финляндии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:18, доклад

Описание работы

Сочетание холодной зимы и теплого лета - отличительная черта финского климата. Средняя годовая температура в Хельсинки составляет плюс 5,3 градуса. Несмотря на северное положение, Финляндия испытывает отепляющее воздействие Атлантики. В течение года в стране преобладают западные ветры с частыми циклонами. Средние температуры всех сезонов гораздо выше, чем в восточных районах на тех же широтах. На юге Финляндии зима относительно мягкая, с частыми оттепелями, лето довольно теплое, тогда как на севере зима более снежная и затяжная, а лето прохладное. Летом различия температур на севере и юге не велики.

Файлы: 1 файл

Finlyandia.docx

— 42.54 Кб (Скачать файл)

б) Промышленность.

По числу работающих в  промышленности и по объему валовой  промышленной продукции Финляндия  занимает второе место среди стран  северной Европы 
(после Швеции). Промышленности Финляндии, как и Швеции, преобладают две группы отраслей: одна из них связана с обработкой и переработкой древесины другая - с выплавкой и обработкой металла. Но если в Швеции издавна преобладала металлопромышленность, то в Финляндии долго доминировала лесопромышленность 
Топливно-энергетическая промышленность.

 
Снабжение энергией — одна из наиболее сложных экономических проблем 
Финляндии. Перед второй мировой войной 3/4 потребности страны в энергии покрывалось собственными ресурсами. Основу топливно-энергетического баланса составляла древесина, на которую падало более 3/5 общего потребления энергии, на гидроэнергию приходилась 1/8 и на 1/4 потребление энергии покрывалось ввозом минерального твердого и жидкого топлива, собственные ресурсы которого в стране отсутствуют.

 
Быстрый рост спроса на энергию, прежде всего со стороны весьма энергоемкой  целлюлозно-бумажной промышленности, и одновременно ограничение потребления  дров в связи с более интенсивным  использованием древесины в лесобумажном производстве вызвали резкую перестройку  топливно-энергетического баланса. 
Ныне лишь 1/5 потребляемой в стране энергии покрывается за счет собственных ресурсов. Остальное же топливо поступает из-за рубежа. Ежегодно ввозится 
13—14 млн. т. нефти и нефтепродуктов, около 4 млн. т. каменного угля и кокса и около 1 млрд. куб. м. природного газа. Главный поставщик твердого и жидкого топлива в Финляндию — Россия.

Природный газ также поступает  из 
России по проложенному через Карельский перешеек газопроводу. 
Нефтеперерабатывающие заводы расположены на южном и юго-западном побережье страны в Шельдвиге, близ Порво, и в Нантали, близ Турку.

 
Электроэнергетика Финляндии долгое время использовала преимущественно  гидроэнергетические ресурсы. Большое  гидроэнергетическое строительство  развернулось после второй мировой  войны на реках северной части  страны. 
Были сооружены каскады электростанций в бассейнах рек Оулуйоки и Кемийоки. 
Общая мощность возведенных на этих двух богатых гидроэнергией реках 15 электростанций достигает 1300 МВт. и превышает половину мощности всех гидроэлектростанций страны.

 
К концу 1960-x годов наиболее мощные и  выгодные в технико-экономическом  отношении водопады были уже освоены, и лидерство в финской электроэнергетике  перешло к тепловым электростанциям, значение которых из года в год  возрастает. В 1977 г. на долю ТЭС пришлось около 2/3 производства электроэнергии. Размещены тепловые электростанции в основном на южном и юго-западном побережье страны у крупных городов, нефтяных портов и нефтеперерабатывающих заводов. Крупнейшая ТЭС страны “Инкоо” (мощностью 
800 МВт.), расположенной на берегу Финского залива юго-западнее Хельсинки, вторая по значению ТЭС (мощностью 440 МВт.) находится рядом с нефтеперерабатывающим заводом в Нантали, близ Турку. На юго-востоке страны сооружена электростанция, топливом для которой служит природный газ, подаваемый из России.

 
Новый этап в развитии электроэнергетики  Финляндии начался после того, как в 
1977 г. вступило в строй первая АЭС близ города Тивисы на берегу Финского залива. Электростанция построена при техническом содействии СССР и работает на российском уране. 
Только после второй мировой войны в значительной мере в результате хозяйственных связей с Россией в Финляндии быстро стали развиваться металлургия, металлообработка и машиностроение. 
Лесная промышленность. 
Лесобумажная промышленность обладает богатой сырьевой базой - обширными таежными лесами. А ежегодно финские лесорубы заготовляют в зависимости коньюктуры на мировом рынке от 32-45 млн. куб. м. Древесины, главным образом еловой и сосновой.

 
Финляндия - один из крупнейших производителей в мире пиломатериалов, бумажной массы, фанеры. Лесопильные заводы ежегодно производят до 8 млн. куб. м. пиленных и  струганных досок. По экспорту пиломатериалов занимает третье место после России и Канады. Наиболее крупные центры лесопиления расположены в устьях главных лесосплавных рек - Кюмийоки, Кокемяэнйоки, 
Олулуйоки и Кемийоки. Это портовые города Котка на побережье Финского залива, Поре, Оулу, Кеми на побережье Ботнического залива. Крупным центром лесопиления относятся также Ланпенранта, расположенная на южном берегу озера Сайма, у начало Сайменского канала. Размещение лесопильных и других деревообрабатывающих предприятий. На реках и озерах имеет в основном исторический характер, так как сплавом теперь идет лишь одна треть потребляемой древесины, а около 2/3 ее доставляется на предприятия из леса автомобильным транспортом. 
Ныне металлопромышленность заняло ведущее место по числу занятых, объему капиталовложений и стоимости выпускаемой продукции. Тем не менее, лесобумажная промышленность продолжает доминировать в финском экспорте и определять важную роль страны в международном разделении труда и ее место в мировой торговле.

Черная металлургия.

 
Финляндия располагает значительной сырьевой базой для черной металлургии. 
Железная руда месторождения Отанмяки, расположенного южнее оз. Оулуярви, хотя и требует обогащения, но зато содержит ценные легирующие металлы — титан и ванадий, высоким содержанием железа отличается руда заполярных месторождений Кярвясвара, близ города Рованиеми, и Колари, у самой границы со Швецией. Открыты довольно крупные железорудные месторождения на дне прибрежной части Балтийского моря — Юсcape, близ полуострова Ханко, и 
Нюхамн, у Аландских островов. В целом запасы железной руды оцениваются в 
200—300 млн. т.

 
Предприятия черной металлургии выплавляют около 2 млн. т. чугуна, 2,5 млн. т. стали  и выпускают 2 млн. т. стального готового проката. Главный центр черной металлургии  — город Рахе на берегу Ботнического залива. Здесь в 60— 
70-х годах при участии СССР построен крупнейший во всей Северной Европе металлургический завод “Раутарукки”. Он производит 4/5 всего выплавляемого в стране чугуна и 2/3 стали. Изготовляемый на заводе стальной лист используется в судостроении и частично идет на экспорт. Руда поступает в основном из рудников Отанмяки и Кярвясвара, а также ввозится из Швеции.

 
Одним из главных поставщиков железорудного  сырья для доменных печей завода “Раутарукки” стал Костомукшский горно-обогатительный комбинат в Карелии, сооружаемый с участием финских фирм. Небольшие преимущественно передельные металлургические заводы действуют на юге страны — в Иматре, в районе Турку и на полуострове Ханко.

 
Цветная металлургия.

 
Цветные металлы — главное минеральное  богатство страны. Запасы меди составляют около 1 млн. т. Медноколчеданная руда наиболее известного месторождения Оутокумпу  на востоке Озерного плато содержит также цинк, кобальт, серу, железо, серебро, золото. Из руды находящегося в этом же районе месторождения Коталахти  одновременно с медью извлекается  никель. 
Запасы цинка определяются в 2 млн. т. Основная его добыча вместе с медью и свинцом ведется из месторождения полиметаллических руд Виханти, расположенного южнее Оулу. По добыче меди и цинка Финляндия занимает одно из ведущих мест в Зарубежной Европе. 
На севере страны, близ Кеми, начата разработка одного из крупнейших в мире месторождений хрома, содержащего до 30 млн. т. металла. По запасам хромовой руды Финляндия занимает третье место в мире после ЮАР и Зимбабве, а по добыче — четвертое место, уступая лишь названным странам и Турции. Хромовая руда после ее переработки и концентрат на заводе в Торнио экспортируется. 
Предприятия цветной металлургии размещены на побережье Ботнического залива или вблизи от него. Добытая в Оутокумпу и там же обогащенная руда поступает и виде концентратов на завод в Харьявалте, где из нее выплавляются черновые медь и никель, которые затем перерабатываются электролитическим методом на заводе в Пори. На одном из крупнейших в Европе цинковых заводов в Коккола из концентратов, поступающих из Виханти и с других рудников, изготовляются электролитический цинк и кобальт.

 
Машиностроение.

 
Машиностроение за послевоенные годы из отрасли, работавшей только на внутренний рынок, превратилось в отрасль, продукция  которой занимает в финском экспорте по стоимости второе место после  лесобумажного производства. Главные  машиностроительные предприятия сосредоточены  преимущественно на юго-западе страны. Крупнейшие города страны — Хельсинки.

 
Турку и Тампере - одновременно важнейшие  машиностроительные центры.

 
В машиностроении выделяются, прежде всего, судостроение и изготовление оборудования для деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

 
С участием шведских концернов “Вольво” и “СААБ-Скания” создана автомобильная  промышленность, впускающая ежегодно до 30 тыс. легковых и около 2 тыс. грузовых автомобилей и автобусов. Основная часть узлов и деталей поступает  из 
Швеции.

 
Химическая промышленность.

 
Большая потребность целлюлозно-бумажного  производства и в химикалиях, прежде всего в хлоре и едком натре, способствует развитию химической промышленности. В то же время отходы лесобумажной промышленности служат сырьевой базой  для лесохимии и производства удобрений. Рост нефтепереработки способствует формированию нефтехимических производств, в том числе выпуску синтетических  смол и пластмасс. Главные центры химической промышленности — Оулу, Харьявалта, Коккола, Кусанкоски. 
Текстильная промышленность. 
Текстильная промышленность — одна из старейших промышленных отраслей страны, развитие которой было связано с емким русским рынком. Еще середине прошлого иска в Тампере сложилось крупное льняное и хлопчатобумажное производство. Позже в Хельсинки и его окрестностях возникли шерстяные фабрики. Текстильную промышленность дополняют многочисленные швейные и трикотажные предприятия. 
Широкую известность во многих отраслях мира получила фарфоровая посуда и художественная керамика фабрики “Арабия” в Хельсинки. 
В пищевой промышленности наиболее развито находящееся под контролем кооператива “Валио” производство молочных продуктов. Часть сливочного масла и сыра идет на экспорт.  

в) Сельское хозяйство.

Сельское хозяйство продолжает играть важную роль в экономике страны, хотя доля занятого в нем (вместе с  лесным хозяйством) экономически активного  населения за последние два десятилетия  уменьшилась почти втрое. Сельское хозяйство полностью обеспечивает потребности страны в молочных и  мясных продуктах и в основном в продовольственном и кормовом зерне. Для этой отрасли в Финляндии  характерны преобладание мелкого и  среднего землевладения, ярко выраженная специализация на молочном животноводстве и тесная связь с лесным хозяйством. 
Финляндия — страна мелких и средних ферм. Хозяйства, имеющие участки пашни размером до 10 га, составляют более 3/5 общего числа ферм и владеют более 
2/5 всей пахотной земли. Хозяйства с участками в 10—20 га, которые в условиях Северной Европы считаются средними, составляют более 1/4 общего числа хозяйств и имеют более 1/3 пахотной земли. Таким образом, мелкие и средние хозяйства, составляющие 9/10 всех ферм, располагают 3/4 пахотной земли. Идет систематическое разорение мелких фермеров, в результате общее число хозяйств из года в год сокращается. 
Подавляющее большинство мелких и средних хозяйств поддерживают свое существование продажей леса с принадлежащих им лесных участков, размеры которых в несколько раз превышают размеры пахотных угодий. В среднем по стране на каждую ферму приходится лишь 11 га пашни и в то же время более 50 га продуктивных лесов. Выручка за проданный лес дает в среднем более четверти доходов фермеров, а во многих мелких хозяйствах — до половины всех денежных доходов. В обширных районах Центральной и Северной Финляндии лесное хозяйство служит основным источником существования крестьян, а сельское хозяйство — лишь дополнительным.

 
Своеобразие отраслевой структуры  сельского хозяйства наряду с  характерным для всех стран Северной Европы преобладанием животноводства над земледелием состоит в  Финляндии, как и в Дании, в  исключительно большой роли молочного  производства. Примерно 4/5 всех доходов  финского сельского хозяйства дает животноводство, а доходы от реализации молока составляют 3/5 доходов от животноводства. 

г) Транспорт.

Близкое к полуостровному положение страны в сочетании  с изобилием глубоких заливов  способствует развитию морских перевозок. Морем идет 4/5 импортных и около 9/10 экспортных грузов. По сравнению  с соседними 
Скандинавскими странами торговый флот невелик — его тоннаж несколько больше 
2 млн. т. Вес доставляемых морем грузов, среди которых преобладает минеральное топливо, вдвое превышает вес отправляемых из финских портов грузов, состоящих преимущественно из лесопромышленной продукции. Среди многочисленных портов на побережье финского и Ботнического заливов выделяются размерами грузооборота Хельсинки, куда поступает больше всего импортных грузов, и Котка, откуда отправляется больше всего экспортных грузов. Порт Турку отличается интенсивным развитием автопаромного сообщения со Швецией. В соседнем с Турку Нантали расположен крупнейший в Финляндии нефтеимпортный порт. 
Среди развитых в юго-восточной озерной части страны внутренних водных путей выделяется Сайменский канал, соединяющий одноименную систему озер с Финским заливом и проходящий частично по территории России. 
Внутри страны грузы перевозятся главным образом автомобильным и железнодорожным транспортом. Железнодорожная сеть, составляющая 6 тыс. км, принадлежит государству. Она сложилась, еще, когда Финляндия входила в 
Россию. 
В стране насчитывается более 1 млн. легковых и 130 тыс. грузовых автомобилей. Наряду с проложенными между городами автомагистралями повсеместно развита сеть поддерживающихся круглый год грунтовых дорог.

д) Туризм, рекреация.

 
Внутренние различия городов.

Отличительная черта размещения населения и хозяйства Финляндии  — сосредоточение их на юге страны. Финские географы, исходя из уровня заселенности и хозяйственной освоенности  территории, делят свою страну на две  почти равные по площади части: южную, которую называют Освоенной 
Финляндией, и северную, или Неосвоенную Финляндию. Границу между “югом” и 
“севером” обычно проводят от города Йоэнсу на востоке страны в северо- западном направлении к городу Оулу на побережье Ботнического залива. В южной половине Финляндии, где равнинный, низменный ландшафт сочетается со сравнительно мягкими климатическими условиями, проживает около 9/10 населения, производится более 9/10 промышленной и сельскохозяйственной продукции, проложена густая сеть автомобильных и железных дорог. В северной же части страны с довольно суровыми природными условиями лишь после второй мировой войны началось серьезное использование богатых лесных, гидроэнергетических и рудных ресурсов. В этот же период ускорилось и сельскохозяйственное освоение территории. В целом, однако, обширная 
Северная Финляндия продолжает все еще оставаться экономически слабо освоенной и редконаселенной. Если на юг страны можно выделить два уже в основном сложившихся экономических района — Юго-запад и Приозерье, то север как район еще только формируется.

Информация о работе Экономико-географическое положение Финляндии