Экономико-географическая характеристика транспортной системы Волго-Вятский экономического района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучить экономико-географическую характеристику производительных сил экономического района, размещения на его территории основных грузообразующих отраслей промышленнос¬ти и сельского хозяйства, обеспечения района транспортными коммуникациями и основными межрайонными и внутрирайонными транспортно-экономическими связями, а также рассмотреть общую характеристику Волго-Вятского экономического района.
Для достижения поставленных целей, требуется решить следующие задачи:
- проанализировать материал, изложенный в экономической литературе;
- изучить на основе современных источников научной и учебной литературы особенности размещения и развития Волго-Вятского экономического района и обоснование возможных направлений его будущего развития;
- установить проблемы развития ВВЭР;
- раскрыть всю необходимость решения этих проблем.

Содержание работы

Введение…………..………………………………………………………………….4
1. Общая характеристика экономического рай-она………………………..……….7
1.1. Характеристика размещения производительных сил экономического района (регио-на)…………………………..…………………………………..………....7
1.2. Анализ экономико-географического положения экономического рай-она…...........................................................................................................................11
2. Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства района, их роль в российском производственном потенциале…………………………………………………………….…………………..18
2.1. Экономико-географическая характеристика топливно-энергетического комплек-са……………………………………………………………………….......18
2.2. Экономико-географическая характеристика черной и цветной металлур-гии…………………………………………………………………….……………..19
2.3. Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса………………………………………………………………………………..19
2.4. Экономико-географическая характеристика химического и нефтехимического комплек-са……………………………………………………………….........22
2.5. Экономико-географическая характеристика строительного комплекса………………………………………………………………….............................22
2.6. Экономико-географическая характеристика лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышлен-ности…………………………………23
2.7. Экономико-географическая характеристика агропромышленного ком-плекса………………………………………………………………………………..24
3. Характеристика транспортной системы экономического района (регио-на)................................................................................................................................27
3.1. Общая характеристика транспортной системы...………………………..…..27
3.2. Железнодорожный транс-порт...…………………………………………..…..27
3.3. Речной транс-порт……………….…………………………………………..….30
3.4. Морской транс-порт……………………………………………………………31
3.5. Автомобильный транс-порт…………………………………………….….…..31
3.6. Трубопроводный транс-порт...……………………………………………..….32
3.7. География грузовых перево-ок..………………………………….…………..33
3.8.География пассажирских перевозок...……………………………..……….…35
3.9. Внешнеторговые перевозки…………………….………………………….….36
Заключение …………………………………………….………………..…….…....38
Список используемых источников..………………………………………………40
Приложение 1....…….………………………………………………………………41
Приложение 2....…….………………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

Контрольная работа_регионалистика.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

В прибытии удельный вес приведенный в таблице 7 грузов в целом по Волго-Вятскому району составляет 90%; по субъектам Российской Федерации, входящим в район, он колеблется от 80% по республике Марий Эл до 96% по Чувашской республики. Наибольшая доля в грузах прибытия находится на минерально-строительные материалы(33%).

Таблица 7. Отправление и прибытие грузов по Волго-Вятскому району. [6, с. 388]

Грузы

Всего по району

В том числе по субъектам  РФ

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Чувашская Республика

Кировская область

Нижегородская область

Отправление – всего млн.т.

23,0

0,4

1,8

0,8

6,0

14,0

В том числе:

Нефтяные

8,5

-

-

0,1

0,1

8,3

Лесные

2,7

0,1

-

-

2,4

0,3

Минерально-строительные материалы

3,6

0,2

1,3

0,2

0,5

1,4

Химиеческие и минеральные  удобрения

1,4

-

-

-

1,4

0,1

Прочие

4,8

0,1

0,4

0,5

1,5

2,3

Прибытие - всего млн.т.

24,0

1,0

2,5

2,4

5,5

12,6

В том числе:

Уголь

3,1

0,1

0,2

0,3

1,4

1,1

Нефтяные

4,8

0,3

0,3

0,4

1,1

2,7

Черные металлы

1,9

-

0,1

0,2

0,1

1,5

Минерально-строительные материалы

7,9

0,3

1,5

1,1

1,0

4,0

прочие

3,9

0,1

0,2

0,3

1,3

2,0


 

3.8. География пассажирских перевозок

 

С 1985 года Нижний Новгород имеет свое метро, общая протяженность которого составляет 20 км.

Сеть автомобильных  дорог Нижегородской области  составляет 15,7 тыс. км, из них 95% дорог с твердым покрытием. По территории Нижегородской области проходят автомагистрали федерального значения: Москва - Н.Новгород -Казань и Н.Новгород - Саранск.

Автомобильные перевозки составляют 49% от общего объема грузовых перевозок и 92% от пассажирских.

Разработана и  реализуется целевая федеральная  программа "Терминал", в рамках которой в области осуществляется строительство баз - терминалов. С пуском этих терминалов клиентам будут предоставляться транспортно-экспедиционные услуги по схеме "от ворот до ворот". "Терминал" является одной из составляющих частей проекта скоростной линии доставки грузов в направлении Запад - Центр - Волго-Вятский экономический регион. Пассажирские перевозки на автомобильном транспорте области осуществляют 42 автотранспортных предприятия.

Всего в области  маршрутная сеть насчитывает 945 маршрутов  общей протяженностью 49084 км.

В области разработана  целевая программа "Нижегородский  автобус", которая предусматривает использование возможностей конверсионных предприятий для развития автобусостроения.

Большую роль в  жизни области играет речной транспорт. В 1994 году закончилась приватизация Волжского Объединенного Речного Пароходства. На базе пароходства в области созданы и действуют в настоящее время 3 речных порта, 3 пароходных компании, 1 пароходство и 25 организаций, обслуживающих флот.

Воздушными  воротами района является аэропорт г. Н.Новгорода. В основном международный аэропорт "Нижний Новгород" обслуживается авиакомпанией "Нижегородские авиалинии". В настоящее время в аэропорту ведется строительство второй взлетно-посадочной полосы. Авиакомпания "Нижегородские авиалинии" обслуживает внутрироссийские линии, полеты в страны СНГ, а также выполняет чартерные рейсы в Египет, Турцию, Сирию, Индию, Пакистан, Арабские Эмираты.

 

3.9. Внешнеторговые перевозки

 

Волго-Вятский регион имеет недостаточно развитую внешнеэкономическую деятельность. Главным экспортером региона выступает Нижегородская область, на долю которой приходится более 70% всех экспортных поставок, преимущественно это нефтяные грузы. Активному выходу района на международные рынки препятствуют такие факторы, как невысокий уровень научно-технического развития производства, несовершенство форм и методов включения хозяйства региона во внешнеэкономические связи. Почти половина экспортных поставок региона приходится на машиностроение, что соответствует структуре его промышленного производства. Вместе с тем выпускаемая продукция машиностроительных предприятий района в большинстве случаев имеет невысокое качество и не отвечает высоким требованиям мировых стандартов. В настоящее время создается новый механизм участия республик, краев и областей в международном разделении труда, более полно учитывающий местные особенности и интересы в увеличении экспорта и рассчитанный на широкое использование местных ресурсов во внешнеторговом обороте России. [6, с. 393].

Вывод: В Волго-Вятском экономическом  районе хорошо развиты все виды транспорта. Транспортная система характеризуется большим количеством перевозок грузов и пассажиров. Так как район граничит с Центральным районом на западе, то основная доля перевозок грузов выпадает на железнодорожный транспорт Москва-Нижний Новгород. Нижегородский водно - транспортный узел является по речному грузообороту крупнейшим в России. Через ВВЭР проходят важнейшие транспортные пути России: река Волга, железнодорожные магистрали, соединяющие Западную и Восточную экономические зоны, север-

ные и южные регионы  страны.

В границах района проходит магистраль федерального значения, федеральная дорога, дороги республиканского и областного назначения. Через Волго-Вятский район проходят нефте- и газопроводы из Поволжья и Сибири.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Проведение экономических  реформ и формирование рыночных отношений, предоставление большей самостоятельности областям и республикам требуют учета региональной специфики во всех направлениях экономического и социального развития районов.

Одними из главных  задач регионального развитая являются изменение промышленной структуры, особенно в Нижегородской области с высокой концентрацией предприятий оборонного комплекса, а также реконструкция предприятий тяжелой индустрии путем конверсии оборонных гражданских отраслей.

Необоснованно низкий уровень  в отраслевой структуре легкой и  пищевой промышленности требует изменений в инвестиционной политике, т. е. увеличения капиталовложений на развитие этих отраслей, что могло бы обеспечить потребности населения в необходимых товарах народного потребления и продуктах питания.

С развитием рыночных отношений в АПК шире используются новые формы хозяйствования: появляется больше фермерских хозяйств, внедряются арендные формы, получают развитие личные подсобные хозяйства. Усиливается специализация региона на более продуктивных зерновых культурах, активнее проводится приватизация перерабатывающих предприятий района и восстанавливаются нарушенные хозяйственные связи.

Необходима модернизация инфраструктурных объектов, современное  состояние которых не обеспечивает в должной степени развитие рыночных структур в районе.

Стимулирование развития экспортных и импорт заменяющих производств позволит усилить внешние и внутренние экономические связи Волго-Вятского района.

Регион располагает  большими возможностями для создания технополисов как региональных центров внедрения достижения отечественной и мировой науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

Учебники, монографии, брошюры

  1. Лапидус Б.М., Пехтерев Ф.С., Махлин Е.М. 124 Регионалистика: Учебное пособие для ВУЗов М. 2010 – 400 с.
  2. Волго-Вятский экономический район. //Вестник экономики. 2005. - №5, март. – С. 15-16.
  3. Родионова И.А., Бунакова Т.М. Экономическая география. - М., 1999 – 597 с.
  4. Региональная экономика: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2001 – 456 с.
  5. Лапидус Б.М., Пехтерев Ф. С., Терешина Н. П. Регионалистика: учебное пособие для вузов. – М.: УМК МПС России, 2001 – 422с.
  6. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина и

Р31 М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2007.-666 с- (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова). 376-405

Электронные ресурсы

  1. Сайт http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=26766
  2. Сайт http://www.docme.ru/doc/54073/opisanie-volgo-vyatskogo-e-konomicheskogo-rajona
  3. Сайт http://www.bibliotekar.ru/economicheskaya-geografia/83.htm
  4. Сайт http://xreferat.ru/18/2908-1-volgo-vyatskiiy-raiyon-rossiiyskoiy-federacii.html
  5. Сайт http://www.consultant.ru/

 

 




Информация о работе Экономико-географическая характеристика транспортной системы Волго-Вятский экономического района