Экономико-географическая характеристика транспортной системы Волго-Вятский экономического района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучить экономико-географическую характеристику производительных сил экономического района, размещения на его территории основных грузообразующих отраслей промышленнос¬ти и сельского хозяйства, обеспечения района транспортными коммуникациями и основными межрайонными и внутрирайонными транспортно-экономическими связями, а также рассмотреть общую характеристику Волго-Вятского экономического района.
Для достижения поставленных целей, требуется решить следующие задачи:
- проанализировать материал, изложенный в экономической литературе;
- изучить на основе современных источников научной и учебной литературы особенности размещения и развития Волго-Вятского экономического района и обоснование возможных направлений его будущего развития;
- установить проблемы развития ВВЭР;
- раскрыть всю необходимость решения этих проблем.

Содержание работы

Введение…………..………………………………………………………………….4
1. Общая характеристика экономического рай-она………………………..……….7
1.1. Характеристика размещения производительных сил экономического района (регио-на)…………………………..…………………………………..………....7
1.2. Анализ экономико-географического положения экономического рай-она…...........................................................................................................................11
2. Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства района, их роль в российском производственном потенциале…………………………………………………………….…………………..18
2.1. Экономико-географическая характеристика топливно-энергетического комплек-са……………………………………………………………………….......18
2.2. Экономико-географическая характеристика черной и цветной металлур-гии…………………………………………………………………….……………..19
2.3. Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса………………………………………………………………………………..19
2.4. Экономико-географическая характеристика химического и нефтехимического комплек-са……………………………………………………………….........22
2.5. Экономико-географическая характеристика строительного комплекса………………………………………………………………….............................22
2.6. Экономико-географическая характеристика лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышлен-ности…………………………………23
2.7. Экономико-географическая характеристика агропромышленного ком-плекса………………………………………………………………………………..24
3. Характеристика транспортной системы экономического района (регио-на)................................................................................................................................27
3.1. Общая характеристика транспортной системы...………………………..…..27
3.2. Железнодорожный транс-порт...…………………………………………..…..27
3.3. Речной транс-порт……………….…………………………………………..….30
3.4. Морской транс-порт……………………………………………………………31
3.5. Автомобильный транс-порт…………………………………………….….…..31
3.6. Трубопроводный транс-порт...……………………………………………..….32
3.7. География грузовых перево-ок..………………………………….…………..33
3.8.География пассажирских перевозок...……………………………..……….…35
3.9. Внешнеторговые перевозки…………………….………………………….….36
Заключение …………………………………………….………………..…….…....38
Список используемых источников..………………………………………………40
Приложение 1....…….………………………………………………………………41
Приложение 2....…….………………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

Контрольная работа_регионалистика.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

 

Отсутствие собственной топливно-энергетической базы поставило в сильную зависимость развитие топливно-энергетического комплекса региона от обеспеченности энергоносителями из других регионов России. В топливно-энергетическом балансе района велика доля дорогостоящих углей, поступающих из Печоры и Кузбасса. Изменения в структуре топливно-энергетического баланса были связаны с вводом в эксплуатацию Нижегородского нефтеперерабатывающего завода и поступлением газа из Уренгоя. Это позволило сократить использование твердых видов топлива. Основная часть электроэнергии в регионе вырабатывается тепловыми электростанциями небольшой мощности. Гидроэнергетика представлена двумя электростанциями: Чебоксарской (1430 тыс. кВт) и Нижегородской (520 тыс. кВт). Энергетический дефицит покрывается поступлением электроэнергии из Объединенной энергетической системы европейской части страны.

Известен Волго-Вятский  район и залежами торфа. Геологические запасы его оцениваются почти в 2,0 млрд. (1,3% всех запасов России). Более половины всех запасов составляет торф с повышенной теплотворной способностью, использующийся в качестве топлива. Широкое применение находит торф в сельском хозяйстве. Большая часть запасов торфа приходится на Кировскую область. Его запасы имеются также в Нижегородской области и Республике Марий Эл. Из топливных ресурсов район располагает также запасами горючих сланцев, разработка которых в настоящее время не ведется[5, с. 387].

 

 

 

 

 

    1. Экономико-географическая характеристика черной и цветной

металлургии

 

К отраслям, дополняющим  промышленный комплекс района, относится черная металлургия, которая частично обеспечивает потребности машиностроительных предприятий региона в металле. Металлургический комплекс представлен заводами в Выксе и Кулебаках (Нижегородская область), Омутнинске (Кировская область) и металлургией крупных машиностроительных предприятий, таких, как АО «Красное Сормово».

Производство  продукции черной металлургии в  Волго-Вятском районе в 2012 г. составило: готового проката - 253 тыс. т; стали - 591 тыс. т и стальных труб - 531 тыс. т. Основная часть металла в Волго-Вятский район поступает с Урала и Западной Сибири[5, с. 389]

 

2.3. Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса

 

Главную роль играют машиностроение и металлообработка. Их удельный вес в структуре промышленного производства составляет 39,4%. В регионе производятся автомобили, суда, станки, двигатели, Приборы, электротехническое и электронное оборудование.

Среди отраслей машиностроения рыночной специализации  выделяются транспортное машиностроение, развитию которого способствовало наличие квалифицированных кадров и научно-производственной базы. Здесь возник крупнейший комплекс автомобилестроения. Автомобиль - это рыночный товар, имеющий достаточно короткий цикл «производства-потребления». Среди предприятий автомобилестроения выделяется акционерное общество «ГАЗ», головное предприятие которого в Нижнем Новгороде выпускает три вида продукции - грузовые, легковые автомобили и автобусы. В ОАО «ГАЗ» происходят изменения в структуре выпуска грузовых автомобилей. Освоен выпуск и идет наращивание производства 1,5 - тонных автомобилей «Газель», микроавтобусов, фургонов и специальных автомобилей (всего более 20 модификаций) на их базе.

Производство  продукции на ОАО «ГАЗ» в 2011 г. характеризуется данными, приведенными в таблице 3.

Сборка автомобилей  «Газель» производится и на заводах  в других странах СНГ - на Украине и в Молдавии на основе комплектующих деталей, поступающих из Нижнего Новгорода.

Таблица 3. Производство продукции на ОАО «ГАЗ» по состоянию на 2011 г. [6, с. 385]

Показатель

Значение показателя, тыс. шт.

Легковые автомобили

Грузовые автомобили

Автобусы

123,4

84,4

7,2


 

Павловским  автобусным заводом (Нижегородская  область) в 2011 г. было выпущено 8,7 тыс. шт. автобусов.

Снижение заказов  на военную технику привело АО «Арзамасский машиностроительный завод» (Нижегородская область) к необходимости организовать выпуск вездеходной колесной техники для труднопроходимой местности. Плавающие четырехосные вездеходы, оснащенные оборудованием для пожаротушения, грузоподъемниками, манипуляторами, находят применение в организациях ТЭК, службах МЧС России.

Кроме того, в  регионе работают завод автофургонов - в Шумерле (Чувашская Республика), автосамосвалов - в Саранске (Республика Мордовия).

Производство  основных видов продукции транспортного  машиностроения, выпускаемой в Волго-Вятском регионе, характеризуется данными, приведенными в таблице 4.

Одной из старейших  отраслей специализации Волго-Вятского района является судостроение, представленное ведущим предприятием страны АО «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, а также предприятиями в городах Нижегородской области - Навашино и Городец.

Таблица 4. Производство основных видов продукции транспортного машиностроения, выпускаемой в Волго-Вятском регионе [6, с. 393].

Показатель

Значение показателя

Автомобили грузовые, тыс. шт.

87,8

Автомобили легковые, тыс. шт.

123,9

Автобусы, тыс. шт.

17,6

Экскаваторы, шт.

849,5

Вагоны грузовые магистральные, шт.

1080,7

Тракторы, шт.

213

Погрузчики, шт.

35

Бульдозеры, шт.

153


 

На АО «Красное Сормово» в 1991 г. доля военной продукции составляла 75% (атомные - из титана и дизельные подводные лодки). В 90-е годы завод перепрофилировался на выпуск гражданских судов, а военная продукция была уничтожена и сдана в металлолом. В последние годы завод строит сухогрузные теплоходы «река-море» грузоподъемностью 3,6 и 5,5 тыс. т, а также танкеры и поставляет их по средней цене 5 млн. долларов США в страны ЮВА, Латинской Америки, Иран, США и другие.

Большое развитие в регионе получила и отрасль  рыночной специализации - электротехническая промышленность. Крупные предприятия этой отрасли возникли в столицах республик. Так, саранский завод «Электровыпрямитель» является головным заводом объединения «Светотехника» и выпускает значительную часть электроламп и выпрямителей, производимых в России. В Саранске (Республика Мордовия) также расположено предприятие по производству кабельных изделий, в Чебоксарах (Чувашская Республика) - электроаппаратный завод.

Межрегиональное значение имеют станкостроение и  инструментальное производство, получившие развитие во всех крупных городах  региона. Более 50% фрезерных станков, производимых в России, выпускает Нижегородский завод; крупнейшим предприятием по производству деревообрабатывающих станков является «Красный инструментальщик» (г. Киров). Среди предприятий отрасли следует отметить завод по производству оборудования для химической промышленности (Дзержинск) и пищевой промышленности (Нижний Новгород, Волжск).

 

2.4. Экономико-географическая характеристика химического и

нефтехимического  комплекса

 

Среди отраслей рыночной специализации региона выделяется высокоразвитая химическая и нефтехимическая промышленность. В структуре производства товарной продукции региона на ее долю приходится свыше 10%. Развитие отрасли опирается на использование как местного, так и привозного сырья. Предприятия химической промышленности выпускают широкий ассортимент продукции, в том числе аммиак, каустическую соду, синтетические смолы, пластмассы. Сырье для развития химической промышленности поступает с Нижегородского и Кстовского нефтеперерабатывающих заводов. Среди центров химической промышленности выделяется г. Дзержинск, где сформировался крупнейший химический комплекс по выпуску полимерных материалов. Большое развитие получила лесохимия, продукция отрасли нашла широкое применение в хозяйстве и быту. В Кирове, Саранске, Чебоксарах получила развитие шинная и резинотехническая промышленность, имеющая тесную связь с автомобилестроением района. Собственные месторождения фосфоритов пока используются только для производства фосфоритной муки. Однако в перспективе здесь возможно создание предприятий по производству сложных минеральных удобрений [10].

 

2.5. Экономико-географическая характеристика строительного

комплекса

 

Регион имеет  развитую базу строительного комплекса. Предприятия по производству строительных материалов размещены главным образом в Нижегородской области и Республике Мордовия. Из местных сырьевых ресурсов наиболее широко используются стекольные пески. Борский стекольный завод специализируется на производстве дефицитного стекла для автомобилей и оконного стекла.

Планируется строительство  гипсово-ангидридного комбината в Чувашии. Мощность его составит 1 млн. т в год. По количеству добываемого гипса он будет занимать 2-е место в мире. Потребность строительства в ряде строительных материалов за счет местного производства покрывается не полностью. Особенно остро ощущается дефицит прогрессивных строительных материалов и конструкций - легких бетонов, асбоцементных панелей, деревянных, клееных, а также стальных конструкций [10].

 

2.6. Экономико-географическая характеристика лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности

 

Одной из важнейших  отраслей рыночной специализации является лесная, ориентирующаяся на местную сырьевую базу. В структуре производства товарной продукции промышленности района на нее приходится 5,9%. Она уступает машиностроению и химической промышленности по объему, но имеет большое значение не только для данного, но и для прилегающих регионов, особенно Поволжья, не располагающего промышленными запасами древесины. Однако чрезмерные вырубки леса привели к сокращению его запасов, а, следовательно, и к уменьшению объемов заготовок. Основные заготовки леса ведутся в Кировской и Нижегородской областях. Предприятия по первичной переработке древесины тяготеют к районам лесозаготовок, а глубокая переработка древесины с утилизацией отходов организована на лесоперерабатывающих комбинатах Кирова, Йошкар-Олы, Нововятска. Достаточно высокое развитие в регионе получила целлюлозно-бумажная промышленность. По производству бумаги Волго-Вятский район занимает 3-е место в России, уступая Северному и Уральскому. Крупнейшим предприятием отрасли является Балахнинский целлюлозно -    бумажный комбинат, использующий древесину не только хвойных пород, но и лиственных[6, с. 382].

 

2.7. Экономико-географическая характеристика агропромышленного комплекса

 

Сельское хозяйство  Волго-Вятского района располагает  значительным потенциалом. Занимая 4,6% сельскохозяйственных угодий, регион производит 6,4% валовой продукции сельского хозяйства России. Он специализируется на молочно-мясном животноводстве, картофелезерновом растениеводстве, льноводстве.

В связи с переходом  экономики к рыночным отношениям происходят изменения и в сельскохозяйственном производстве. Получают развитие новые формы хозяйствования на селе: арендные отношения, фермерское движение. Созданию фермерских хозяйств способствовало принятие законов о земле и землепользовании в Российской Федерации. Наибольшее развитие фермерское хозяйство получило в Нижегородской области. Вклад фермерских хозяйств в производство товарной продукции сельского хозяйства пока невелик и составляет не многим более 1% от валовой продукции сельского хозяйства региона. Однако продуктивность скота и урожайность сельскохозяйственных культур в них значительно превышают производительность в общественном секторе. [2, с.153]

Сельскохозяйственные  угодья региона занимают 40% общей  площади. На долю пашни приходится 75% сельхозугодий, 25% занимают луга и пастбища. Наибольшее развитие сельское хозяйство получило в правобережной части региона, где площади пашни в два раза превышают пахотные земли Заволжья. В структуре посевных площадей Волго-Вятского региона доля зерновых культур составляет почти 55%, что в значительной степени определяет характер всего сельскохозяйственного производства. Наибольший зерновой клин приходится на Кировскую область - больше половины и Республику Мордовия - около 3/5 всей их посевной площади. Среди продовольственных культур лидируют озимая и яровая пшеница, а также рожь. Фуражные культуры представлены ячменем и овсом. В перспективе предполагается усиление специализации региона на производстве более продуктивных фуражных зерновых культур, таких, как озимая рожь, ячмень, овес, наиболее приспособленных к климатическим условиям региона. Широкое развитие получило картофелеводство. Производство картофеля в регионе отличается низкой себестоимостью, невысокими затратами труда, что позволяет расширить площади возделывания данной культуры.

Из технических культур  главной является лен-долгунец. Вместе с тем в последние десятилетия отмечаются сокращения посевных площадей под этой культурой, что вызвано низкой урожайностью и высокими затратами труда. Для производства льна необходимы специализированная техника, применение интенсивных технологий.

Важное значение в  регионе имеет животноводство, которое  широко представлено во всех административно-территориальных единицах района.

Агропромышленный комплекс Волго-Вятского региона располагает  сетью перерабатывающих предприятий. Существенное расширение сырьевой базы перерабатывающих предприятий было связано как с ростом производства сырья, так и с увеличением доли закупок в общем объеме производства. Однако предприятия перерабатывающих отраслей АПК региона имеют высокую степень изношенности основных промышленно-производственных фондов, слабую техническую оснащенность. Подавляющая часть предприятий построена до 1975 года, а свыше трети из них - в довоенный период.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика транспортной системы Волго-Вятский экономического района