Экономика Швейцарии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:32, реферат

Описание работы

Несмотря на недостаток природных ресурсов, Швейцария - одна из самых развитых и преуспевающих стран в мире. Доход на душу населения, как и уровень заработной платы, один из самых высоких в мире. Торговля всегда была ключом к процветанию в Швейцарии. Но этот фактор имеет и негативные черты: страна зависит от внешних рынков сбыта, чтобы иметь доход. В то же время экономика страны зависит от импорта сырья. В Швейцарии приняты законы, обеспечивающие защиту инвестиций и соблюдение принципов торговой политики, за исключением сельского хозяйства и консервативной налоговой политики. Швейцарская правовая система чрезвычайно развита; коммерческое право хорошо определено; и принятые законы и политика надежно защищают инвестиции, особенно инвестиции в виде вложений в швейцарские банки. Швейцарский франк - одна из самых твердых валют в мире, и страна известна наивысшим стандартом банковских и финансовых услуг. Швейцария - член многих международных экономических организаций, включая Всемирную торговую организацию (ВТО), Международный валютный фонд, Всемирный банк и Организацию Экономического сотрудничества и развития (OЭСР).

Содержание работы

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАНЫ 3
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ И ЭКОНОМИКИ 4
3. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ШВЕЙЦАРИИ 6
3.1. Экономика Швейцарии 6
3.2. Финансовая система Швейцарии 15
4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ШВЕЙЦАРИИ С РФ 21
5. ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШВЕЙЦАРИИ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Швейцария.docx

— 350.07 Кб (Скачать файл)

В стране "крестьян и коров", как часто называют Швейцарию, фермеры  занимают самый маленький процент  от общей численности населения  по сравнению с другими западноевропейскими  странами. В настоящее время в  сельском и лесном хозяйстве занято лишь 4 процента почти 8-миллионного  населения Швейцарии.

По состоянию на конец 2009 года, общая площадь сельскохозяйственных земель составила 1,056 млн. гектаров, а  средняя площадь фермерского  хозяйства в стране - 25,1 га (ср. в 1990 - 11,5 га). Общее число фермерских хозяйств равнялось 44 992, что на 47% меньше, чем  в 1990 году.

В силу топографических условий  только три четверти сельскохозяйственных угодий заняты под луга и пастбища. Местами горный, местами холмистый  ландшафт и климат не позволяют засевать большие площади земли под  зерновые культуры. Хлеб и овощные  культуры выращиваются почти исключительно  в Средней полосе. В производстве зерна занята только одна треть всех фермерских хозяйств.

Животноводство - главная  отрасль сельского хозяйства. В 2010 г. в стране насчитывалось 1 591 233 голов  крупнорогатого скота, в том числе  молочных коров 700 315; 1 588 998 свиней и 8 943 676 кур.

На сегодняшний день более 2/3 фермерских и крестьянских хозяйств существуют за счет доходов от несельскохозяйственного  труда, потому что сейчас невозможно прожить только на доходы от сельского  хозяйства.

Большинство фермером получают от 50 до 90% прибыли от сельского хозяйства, но около одной пятой всех фермеров извлекают более половины своего заработка из других источников. Некоторые  пытаются повысить рентабельность своего предприятия за счет выращивания  экзотических культур или животных, например, страусов, яков, бизонов или  дикого рогатого скота. Другие фермеры  получают доходы, предлагая «экзотические» услуги (сельский туризм или езда в  запряженной ламой повозке).

Количество фермерств, существующих только на доходы от сельского хозяйства, постепенно сокращается.

В Швейцарии цены на продукты намного выше, чем в любой соседней стране. Это, в частности, связано  с высокими расходами на реализацию. Согласно статистическим данным Союза  швейцарских фермеров, только 24 раппена от общей стоимости продукта идет в казну фермера. Остальная сумма распределяется между поставщиками, перерабатывающими предприятиями и посредниками.

Следующей проблемой является высокая оплата труда в Швейцарии. Многие фермеры жалуются на то, что  не могут позволить нанять местных  и западноевропейских работников на время сбора урожая, и вынуждены  нелегально приглашать людей из Восточной  Европы, согласных работать за минимальную  плату.

Энергетическая политика.

Швейцария - маленькая страна в центре Европы, поэтому в области  энергетической политики она вынуждена  сотрудничать с другими соседними  странами. Она является членом Западноевропейской единой энергосистемы. В летнее время  года Швейцария экспортирует электроэнергию, но зимой она вынуждена ее импортировать.

Энергетическая политика Швейцарии преследует две главные  цели:

1) экономное и рациональное  использование энергии;

2) содействие использованию возобновляемых источников энергии. К самым дешевым энергоносителям принадлежат ископаемые виды топлива (нефть и каменный уголь). В результате либерализации рынка энергетики цены на эти виды топлива постепенно падают, что, в свою очередь, вредит экологической устойчивости планеты. В этой связи особо важным считается использование возобновляемых источников энергии.

В Швейцарии уровень потребления  энергии на душу населения чуть выше, чем в соседних странах, но намного  ниже, чем в Скандинавии, США и  Канаде. Справедливости ради стоит  отметить, что в большинстве стран  основная доля электроэнергии потребляется крупными промышленными предприятиями, которыми Швейцария не располагает. Если гипотетически она не смогла бы импортировать товары, выпускаемые  подобными предприятиями, и стала  бы производить их сама, то потребление  электроэнергии на душу населения была бы намного выше.

Как любая другая страна мира, Швейцария использует для производства электроэнергии различные ресурсы.

В 2005 г. их доля составила: гидроэнергия - 56,2%, атомная энергия - 38%, тепловые электростанции - 5,4%, возобновляемые источники  энергии (ветровая и солнечная) - менее 1%.

Рынок труда.

В Швейцарии за последние 40 с лишним лет количество работающих в промышленном секторе сократилось  в 4 раза. В то же время доля занятых  в сфере обслуживания увеличилась  с 39% до 71%.

Подобная тенденция, имеющая  место во всех промышленноразвитых странах, обусловлена, с одной стороны, автоматизацией процессов производства, с другой - мировой глобализацией. Как известно, на сегодняшний день стало выгоднее налаживать производство товаров в странах, где производственные издержки намного ниже.

В Швейцарии остается все  меньше рабочих мест, где требуется  неквалифицированный труд. Все большее  значение приобретают готовность к  изменениям, гибкость и стремление к постоянному повышению квалификации. Швейцарцы отличаются повышенными  требованиями к качеству жизни. К  ним относятся хорошая рабочая  атмосфера, удобный график работы, достаточное  количество времени для семьи  и хобби, определенный уровень независимости  от работодателя, и т.д.

По результатам опроса, проведенного в 2005 г., 53% из всего работающего  населения были не удовлетворены  условиями работы. 52% недовольны уровнем  заработной платы. В ходе опроса была выявлена следующая закономерность: чем выше уровень образования  работающего, тем меньше он удовлетворен работой.

Самая высокая доля работников, удовлетворенных условиями труда, оказалось в сфере обслуживания.

Долгое время безработица  в Швейцарии практически отсутствовала (ее уровень был меньше 1%), не представляя  причины для беспокойства. Подобная стабильность была обусловлена следующими факторами:

- спрос на рабочую силу на рынке труда был уравновешен с предложением;

- политика привлечения иностранной рабочей силы проводилась с учетом изменений конъюнктуры рынка труда, т.е. во времена экономического подъема допускалось больше иностранных рабочих, чем в период рецессии;

- в период экономического кризиса работодатели старались сохранить рабочие места в целях избежания роста безработицы;

- в Швейцарии представлены в небольшом количестве проблемные отрасли (н-р, горная и металлургическая), которые в наибольшей степени подвержены конъюнктурным колебаниям.

В Швейцарии средняя продолжительность  рабочего времени работников в 2005 году составила 41,6 часа в неделю. Минимальный  оплачиваемый отпуск равен 20 календарным  дням. Работникам в возрасте до двадцати лет предоставляется оплачиваемый отпуск продолжительностью 25 дней.

Примечательно, что несмотря на эти условия, в 1985 году большинство  швейцарцев проголосовали против продления  официальных отпусков (с 20 дней до 25), а в 2002 году - против введения 36-часовой  рабочей недели.

В конце 2011 года швейцарцам, предложили проголосовать - хотят ли они более длинные каникулы. К  удивлению экспертов, швейцарцы сказали «нет». Как объясняют сами швейцарцы, причина не в том, что они получают так много удовольствия от работы или смертельно скучают на каникулах, а в понимании того, что подобная мера легла бы тяжелым бременем на экономику Швейцарии, увеличив стоимость труда, и создала бы угрозу конкурентоспособности страны.

 

3.2. Финансовая система Швейцарии

 

Финансовая система Швейцарии  отличается от финансовых систем других стран [4]. Более того, это стержень ее экономики.

Швейцария - один из важнейших  финансовых центров мира. Ее банковская система значительно превышает  объем, необходимый для внутренних сделок. Имеются две взаимосвязанные  банковские системы: государственная  система, включающая Швейцарский национальный банк и банки кантонов, и система  частных банков. Швейцарский национальный банк, начавший свою деятельность в 1907, является единственным финансовым учреждением, выпускающим национальную валюту.

Традиционный статус нейтрального государства, местоположение в центре Европы, устоявшиеся демократические  институты обеспечили Швейцарии  особое положение на политической карте  мира. Швейцария - вне военных, политических и расовых конфликтов. Потрясения двадцатого столетия не затронули ее политический и экономический суверенитет. Политическая стабильность и экономическое  процветание обусловили привлекательность  Швейцарии в глазах состоятельных  людей других стран. Более 10% ее постоянных жителей - иностранцы. Со всего мира сюда стекаются банковские вклады. Швейцария является транзитным пунктом  международных финансовых потоков. Швейцарский франк входит в число  основных резервных валют мира.

Швейцарская банковская система  находится на одном из первых мест в мире по уровню конфиденциальности банковских вкладов. Однако репутация  Швейцарии в этой области в  последнее время приобрела несколько  двойственную окраску. Ее власти подвергаются жесткой международной критике  за "спящие " вклады, находящиеся  в швейцарских банках со времен Второй мировой войны. Швейцарские банки  по-прежнему хранят финансовые тайны  этой эпохи. По мнению многих, принцип  тайны и незыблемости банковских вкладов вступил в противоречие с международными этическими нормами. Тем не менее скандал со "спящими" вкладами не оказал существенного воздействия на статус этой страны как международного центра финансовых операций. Швейцарские фирмы широко используются в разнообразных схемах налогового и финансового планирования.

Налогообложение в Швейцарии  в целом соответствует международным  стандартам. Разумеется, ее нельзя причислить к "оффшорным юрисдикциям" в  собственном смысле этого слова. Однако в некоторых отношениях она  может рассматриваться как льготная, особенно по сравнению с такими странами, как ФРГ или Франция. Федеральный  налог в Швейцарии составляет всего 9,8%, а местные в некоторых случаях разрешается не платить. Швейцарию относят к юрисдикциям "промежуточного" типа с "умеренной" налоговой системой. Это связано с тем, что здесь предусмотрен ряд льгот для некоторых видов фирм. Кроме того, на территории Швейцарии (но не везде) регистрируются компании оффшорного типа. Это обусловлено тем, что Швейцария - конфедерация. Она состоит из 26 кантонов - малых суверенных образований, в каждом из которых свое налоговое законодательство. Этим обстоятельством и объясняются особенности налоговой системы конфедерации в целом. Налоговая ответственность распадается на три части - федеральную, кантональную и местную. Это усложняет знакомство с налоговой системой Швейцарии, однако делает возможным ряд перспективных международных налоговых схем.

Федеральный налог взимается по прогрессивной шкале и составляет от 3,63 до 9,8%. Кантональные налоги значительно выше. Они составляют 20-30%. К этому следует добавить муниципальные налоги. Например, Женевская коммуна Женевского кантона взимает налог в размере 45,5% кантонального налога. В итоге эффективная ставка налога на прибыль швейцарской компании нередко достигает 40%. Существенным элементом налоговой системы Швейцарии является налог на имущество (net worth tax) -0.8%. Взимается он на федеральном, а в ряде случаев и на местном уровне. Налог "у источника" в Швейцарии составляет 35%. Это означает, что будут удержаны 35% всех дивидендов, распределенных в адрес компании, с которой у Швейцарии нет налогового соглашения.

Однако не все так мрачно. Швейцария подписала 37 налоговых  соглашений об устранении двойного налогообложения (имеется такое соглашение и с  Российской Федерацией, которая "унаследовала" ею от бывшего СССР). Хотя сеть налоговых  соглашений Швейцарии и уступает Нидерландской, она считается одной  из самых благоприятных в мире. Следует отметить, что в Швейцарии  налоговые льготы предоставляются  для производственных предприятий, имеются "отраслевые" льготы и  дополнительные налоговые градации для предприятий отдельных типов. Особенно это относится к предприятиям холдингового и инвестиционного  типа, торговым и "сервисным" компаниям (обслуживающим основную фирму). Именно благодаря благоприятным условиям, существующим в Швейцарии для холдинговых компаний - она рассматривается как юрисдикция "промежуточного" типа. Через нее осуществляется транзит капиталов и доходов от них. Этому во многом способствует развитая система налоговых соглашений Швейцарии, а также ее статус как стабильного и респектабельного государства мира.

Европа и Вашингтон  недовольны тем, что из налоговых  гаваней, которым с 2009 года «была  объявлена война» на саммите G20 в Лондоне, десятки и сотни компаний возвращаются не домой, а переезжают в Швейцарию, где и платят сотни миллионов долларов в виде налогов, очень бы пригодившихся властям других стран в эти нелегкие времена. Низкие корпоративные налоги (налоги на прибыль корпораций) помогают швейцарцам заманивать бизнесменов из других стран и создают напряжение в Европе, где большинство правительств сейчас ищут дополнительные источники налогов, чтобы заткнуть дыры в бюджетах.

В 2009 году в Швейцарии  в отличие от соседей был профицит бюджета. Не останавливаясь на достигнутом, все 26 кантонов в конкурентной борьбе придумывают все новые и новые  льготы для бизнесменов из-за рубежа.

Корпоративные налоги в стране сыра и часов, по информации консультационной компании Mattig-Suter & Partner, включая федеральный в размере 8,5%, колеблются от 11,8% в городке Пфаффикон (кантон Швиц) до 24,2% в Женеве. Для сравнения: в Голландии корпорации платят с прибыли 25,5%, в Великобритании - 28%, в Германии - около 30%, а в Соединенных Штатах - 35%.

Информация о работе Экономика Швейцарии