Экономика Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 02:02, курсовая работа

Описание работы

Цель – всестороннее изучение особенностей китайской экономики, а так же проблемы и перспективы её развития.
Исходя из поставленной цели, можно выделить задачи курсовой работы:
1) рассмотреть общие черты экономики Китая;
2) проанализировать основные экономические показатели Китая;
3) изучить отраслевую структуру экономики Китая;
4) выделить перспективы развития экономики Китая;
5) отметить проблемы и недостатки экономики Китая.

Содержание работы

Введение 3
1. Особенности китайской экономики 5
1.1 Общая характеристика экономики Китая 5
1.2 Идея "социалистического товарного производства" 7
1.3 Реформирование кадровой политики в Китае 12
2. Характеристика экономической реформы Китая 15
2.1 Принципы экономических реформ 15
2.2 Особенности экономических реформ 1970-1980 годов 22
2.3 Особенности экономических реформ 1980-1990 годов 26
2.4 Уроки китайских реформ для России 31
Заключение 38
Литература 40

Файлы: 1 файл

Экономика Китая КУРСОВАЯ.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

Перераспределение доходов в КНР происходило через «двухколейную» систему цен, распределение ресурсов и госбюджет. Либерализация цен сдерживалась использованием трех видов цен - директивных (на продукцию госпредприятий, сырье, электроэнергию, транспортные услуги и зерновые), индикативных, отклоняющихся от директивных цен вверх и вниз под воздействием спроса и предложения не более чем на 20% и свободных рыночных цен.

Разрешение предприятиям распоряжаться прибылью на микроуровне стимулировало создание новых ресурсов и их размещение в погоне за прибылью в подавляемых отраслях экономики. Это способствовало высокому экономическому росту и упорядочению отраслевой структуры с помощью политики налоговых и кредитных льгот для убыточных или малорентабельных, а также техноемких отраслей с высоким порогом инвестиций - в электронике, угольной и машиностроительной промышленности, приборостроении. Введение в начале 80-х годов в обращение промежуточной валюты (переводной юань, подобие золотого червонца в России 20-х годов) позволило обеспечить частичную конвертируемость китайской денежной единицы, защитить ее от прямого соприкосновения с мировой валютой и сохранить достаточно высокий курс юаня - 1 :8,27 ныне против 1 :2,4 двадцать лет назад.

Таким образом, весь комплекс мер китайской реформы способствовал рациональному перераспределению дополнительных доходов, образовавшихся в результате использования стратегии сравнительных преимуществ.

В России же ситуация принципиально иная. У нас большая часть доходов госбюджета имеет своим источником труд и капитал, который является в настоящее время дефицитным. От природной ренты, которая должна быть основным источником поступлений в бюджет, доходы невелики. Они на 92% оказались приватизированы, что затрудняет формирование доходной части госбюджета и лишает государство проводить научно-промышленную политику, которая позволила бы в полной мере обеспечить преимущества России в научно-технических ресурсах.

С третьим принципом стратегии сравнительных преимуществ связан еще один урок китайской реформы - необходимость постепенного, а не мгновенного перехода к рыночной экономике. В начале необходимо осуществить реформы в системе управления на предприятиях, в отраслях и регионах, а затем на макроуровне.

Государство постепенно, по этапам освобождает себя от постоянного контроля за деятельностью предприятий на микроуровне, сохраняя при этом контроль за основными отраслями экономики (ТЭК, транспорт, финансы). За счет фиксированных цен на продукцию этих отраслей обеспечиваются возможности для развития предприятий различных форм собственности и конкуренции между ними.

Главным в китайском опыте перехода к рынку является не только использование стратегии сравнительных преимуществ, но и усиление роли государства в регулировании рынка. В КНР в период реформ уже более 20 лет сохраняется госконтроль за основными «ценообразующими» отраслями экономики. При анализе роли госрегулирования в китайской экономике следует обратить внимание на появление «двойного» бюджета (собственно государственный бюджет и бюджет капитального строительства), который формируется за счет строительного налога, введенного в 1983 году.

Кроме того, на 40% был снижен подоходный налог с реинвестируемой в производство прибыли. В результате к середине 90-х годов расходы на капитальное строительство и реконструкцию из госбюджета значительно уменьшились, что позволило выделять больше средств в непроизводственную сферу. С 1978 года в госбюджете Китая существует статья расходов - «ценовые субсидии» для борьбы с инфляцией, поддержки сравнительно высокого уровня расходов на развитие науки и техники, сельского хозяйства, здравоохранения, образования и культуры.

Становым хребтом китайской экономики по-прежнему являются государственные предприятия, и большая часть доходов бюджета формируется за счет госсектора. По мере развития экономической реформы в КНР будут постепенно приниматься меры, направленные на постепенный перевод их на самофинансирование и самоокупаемость.

В китайском опыте трудно найти серьезные теоретические обоснования и практические мероприятия призванные подкрепить программу экономического развития в нашей стране, поскольку она идет по пути дальнейшей либерализации экономики и отказа от активной роли государства в выработке социально-экономической политики развития общества.

Следует обратить внимание на то, что Китай в ходе экономической реформы не прибегал к шоковой терапии в виде либерализации цен и не осуществлял непродуманной всеобщей приватизации подобно России. Отказ от реформ, где центральным звеном является приватизация, позволяет избежать несправедливости в процессе перераспределения имеющегося объема государственных ресурсов и вызываемых этим конфликтов.

Такой подход позволяет обеспечить стабильный рост экономических показателей, повышение жизненного уровня основной массы населения и заинтересованность большинства населения в реформах. В противном случае процесс перехода к рынку на неопределенное время замедляется.

Самое важное для России в китайском опыте - комплексный подход к реформе  экономической системы, обеспечивающий постепенный (без шока) переход от командно-административной системы к рыночной экономике под государственным контролем.

Чтобы в полной мере воспользоваться опытом китайских реформ, России следует начать с «урегулирования» экономических результатов шоковых приватизации и отпуска цен. Только в этих условиях можно обеспечить полноценное развитие сельского хозяйства, промышленности и предпринимательства, с тем, чтобы выйти на начальный рубеж реформ и провести наименее болезненный переход к рыночной экономике.

В Китае бытует пословица: нельзя преодолеть пропасть в два прыжка. Она оказалась справедливой и для России. Попытавшись это сделать в начале 90-х годов разрушением экономических связей единого союзного организма с одновременным проведением шоковой приватизации, мы оказались на дне глубокого каньона, из которого вот уже 10 лет без особых успехов пытаемся выбраться. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Таким  образом,  подытоживая  результаты  экономических  реформ  в  Китае,  можно  сделать  следующие  выводы:

1. На  нынешнем  уровне  цивилизированности  населения  усиление  материального  стимулирования  и  ослабление  государственного  регулирования  социалистической  экономики  дает  положительные  результаты,  выражающиеся  в  ускорении  темпов  экономического  развития.  При  этом,  жесткое  планирование  ограничивается  незначительным  объемом  и  номенклатурой  стратегической  продукции  и  сырья,  полужесткое  (индикаторное)  планирование  в  форме  налогового  и  ценового  регулирования  -  излишками  плановой  и  контрактной  продукции,  предназначенными  для  свободного  рынка.  Все  остальное  подчиняется  рыночным  законам.

2.  Ослабление  государственного  вмешательства  в  экономическую  деятельность  предприятий  и  организаций  наряду  с  усилением  рыночных  начал  обуславливает  ряд  негативных  социально-экономических  последствий,  требующих  мониторинга  со  стороны  управленческих  структур.  Некоторые  из  них  обусловлены  диспропорциями  в  развитии  различных  отраслей  народного  хозяйства,  поэтому  их  можно  было  бы  избежать  при  проведении  экономических  реформ  одновременно  во  всех  отраслях.

3.  Удельное  влияние  и  значимость  иностранных  инвестиций  в  деле  повышения  общегосударственной  эффективности  функционирования  экономики  социалистического  Китая  незначительно  и  играет  второстепенную  роль  в  формировании  высоких  темпов  экономического  роста.

4.  Несмотря  на  огромные  сложности  в  деле  достижения  ускоренного  развития  количественных  параметров  экономики   страны,  еще  более  сложную  задачу  представляет  собой  решение  проблемы  улучшения  качественных  показателей  народного  хозяйства  -  качества  продукции,  внедрение  современной  технологии  и  менеджмента,  увеличение  экспорта,  улучшение  удельных  технико-экономических  показателей  работы  и  т.д.

Богатый  опыт  китайских  реформ  вполне  может  быть  использован  в  ходе  экономических  преобразований  нашей  страны,  поскольку  их  явно  выраженная  социальная  ориентация  вполне  согласуется  с  глобальными  процессами   в  экономике  большинства  развитых  стран  мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

    1. Актуальные проблемы экономики КНР / РАН. Ин-т Дальнего Востока. - М., 2000.
    2. Бергер Я., Михеев В. Китай: социальные вызовы развитию// Общество и экономика. – 2005. - №1.
    3. Бутенко А.П. Рыночные реформы в России и Китае: сходство целей и различие результатов // Вопросы экономики. - № 5, 2004.
    4. Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс. Акаде-мический курс: Учебник. М.: Волтерс Клувер, 2004.
    5. Владимир Свиридов. Китай: нефтяная жажда. – 23 октября 2004 г. http://stra.teg.ru/lenta/innovation/1946
    6. Гатина Г.Ф., Мерзликин В.А., Щукина Н.Н. Мировая экономика. М.: ИН-ФРА-М; Пермь: Перм. гос. техн. ун-т, 2001.
    7. Грачев Н. Деньги идут, но не во всякую зону //Дело. Восток+Запад. №4 2001.
    8. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
    9. Мажаров И.В. Научно-техническая программа КНР: взгляд в будущее //http://www.chinadata.khv.ru/scit_ma.htm
    10. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
    11. Остроухов О.Л. Внешняя политика Китая в эпоху Реформ. // Экономика. - № 4, 2006.
    12. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Отв. ред. д.ю.н., проф. А.Я. Сухарев.3-е изд., перераб. и доп. М: Издательство НОР-МА, 2003.
    13. Проблемы теории и практики управления: Межд. журнал, №2, 2004.
    14. Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник для вузов Изд. 2-е, перераб., доп. М.: ИНФРА-М, 2001.
    15. Симонян Н. Уроки китайских и южнокорейских реформ // Свободная мысль. - 2006. - N 9.
    16. Стрыгин А.В. Мировая экономика. Учебник. М.: Экзамен, 2000.
    17. Титаренко М.А. Китайские реформы: пример, вызов или угроза России? // Обозреватель № 1 (96), 2006.
    18. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001.
    19. Экономическая реформа в КНР: преобразования в городе. 1985-1988: Сб. документов. - М., 1993.
    20. www.allchina.ru

 


Информация о работе Экономика Китая