Экономика Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 02:02, курсовая работа

Описание работы

Цель – всестороннее изучение особенностей китайской экономики, а так же проблемы и перспективы её развития.
Исходя из поставленной цели, можно выделить задачи курсовой работы:
1) рассмотреть общие черты экономики Китая;
2) проанализировать основные экономические показатели Китая;
3) изучить отраслевую структуру экономики Китая;
4) выделить перспективы развития экономики Китая;
5) отметить проблемы и недостатки экономики Китая.

Содержание работы

Введение 3
1. Особенности китайской экономики 5
1.1 Общая характеристика экономики Китая 5
1.2 Идея "социалистического товарного производства" 7
1.3 Реформирование кадровой политики в Китае 12
2. Характеристика экономической реформы Китая 15
2.1 Принципы экономических реформ 15
2.2 Особенности экономических реформ 1970-1980 годов 22
2.3 Особенности экономических реформ 1980-1990 годов 26
2.4 Уроки китайских реформ для России 31
Заключение 38
Литература 40

Файлы: 1 файл

Экономика Китая КУРСОВАЯ.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

Такая  политика  привела  к  возникновению  большого  разрыва  между  плановыми  твердыми  ценами  и  рыночными  ценами  на  один  и  тот  же  товар  со  всеми  вытекающими  отсюда  последствиями,  т.е.  возникновению  спекуляции.  При  этом,  уменьшилась  степень  государственного  контроля  за  инфляционными  процессами.  Для  снижения  отрицательных  социальных  последствий  и  помощи  неимущим  государство  постоянно  "дотирует"  население  из  госбюджета  для  покупки  товаров  первой  необходимости.

Китайское  правительство  поощряет  создание  компаний  с  участием  иностранного  капитала,  который  привлекают  емким  внутренним  рынком,  низкой  стоимостью  рабочей  силы,  арендной  платы,  услуг,  высокой  политической  стабильностью  страны.  Для  иностранных  инвесторов  имеются  льготы  в  т.н.  специальных  экономических  зонах  (СЭЗ)  и  "открытых  городах". Здесь  налог  на  прибыль  не  превышает  15%,  отсутствуют  пошлины  на  сырье  и  импортные  товары,  ниже  обычного  плата  за  землю,  аренду  и  услуги.

Однако,  такая  политика  "открытых  дверей",  проводимая  в  Китае  в  период  1979-1986  годов,  не  привела  к  радикальному  изменению  ситуации.  Из   тысяч  проектов  с  иностранными  инвесторами  полностью  иностранными  были  только  2%,  реализована  примерно  их  треть,  инвестиции  составили  до  31  млрд.  долларов,  из  них  около  70%    принадлежало  иностранцам  китайского  происхождения.

Несмотря  на  определенный  положительный  эффект,  иностранные  инвестиции  осуществляются  весьма  и  весьма  медленно  по  следующим  причинам:

1.      Запад  не  желает  получить  в  лице  Китая  своего  нового  конкурента,  как  это  уже  было  в  Гонконге,  Сингапуре,  Южной  Корее,  и  не  завозит  сюда  новейшие  технологии. 

2.      Продукция,  производимая  иностранными  компаниями,  в  основном,  реализуется  на  внутреннем  рынке  (до  70%),  и  лишь  часть  идет  на  экспорт.

3.      Коррупция  достигла  необычайно  широкого  размаха.

4.      Возникли  проблемы  с  уклонением  от  налогообложения.

5.      Иностранцы  недовольны  жесткостью  законов,  низкой  квалификацией  рабочих  и  специалистов,  высокими  налогами и  бюрократическим  стилем  работы  государственных  структур.

С   1986  года  права  таких  компаний  были  расширены.  Многие  предприятия  получили  право  прямого  выхода  на  внешний  рынок  с  оставлением  у  себя  до  30%  валютной  выручки,  поэтому  экспорт  в  Китае  растет  вдвое  быстрее,  чем  валовый  выпуск  продукции,  в  результате  чего  по  объему  внешней  торговли  Китай  передвинулся  с  32  места  на  16  место  в  мире. Такой интенсивный рост постепенно превращается в проблему для ряда западных стран, которые вынуждены квотировать объемы китайского экспорта, чтобы не допустить падения рыночных цен и потерю рынка в своих собственных странах.

 

1.3 Реформирование кадровой политики в Китае

 

«Заслуживает  интереса  кадровая  политика  в  области  промышленности,  осуществляемая  на  основе  Закона  о  найме.  Она  подразумевает  конкурсный  отбор  работников,  временные  трудовые  контракты,  пособия  по  безработице  в  течение  6  месяцев  после  потери  работы  (75%  зарплаты),  социальные  пособия  по  размеру  семьи. Существенно  возросла  ответственность  руководителей  предприятий,  непосредственно  отвечающих  за  результаты  их  деятельности.  Его  жалование    прямо  связано  с  величиной  изменения  прибыли  и  активов  предприятия.  От кандидата  на  директорский  пост  по  этому  закону  может  быть  потребован  денежный  залог  (до  10-месячного  оклада)» [11, с. 66]. 

Директора  назначаются  вышестоящими  органами,  либо  выбираются  на  собрании  рабочего  коллектива  сроком  на  3-5  лет. За  рост  прибыли  на  1%  в  год  директор  получает  5%  надбавку  к  зарплате,  за  рост  активов  на  1%  -  15%  надбавку.  При  снижении  прибыли  на  1%-10%  его  зарплата  срезается  на  треть,  а  более  чем  на  10%  -  его  снимают  с  должности.

Директор  наделен  очень  широкими  полномочиями,  начиная  с  права  выбора  технологии,  поставщиков,  покупателей,  численности,  структуры  и  персонального  состава  трудового  коллектива  и  кончая  вопросами  оплаты  труда  и  назначения  цен  на  готовую  продукцию. При  отсутствии  государственного  плана  на  продукцию  отношения  между  государством  и  предприятием  сводятся  к  выплате  налогов  и  оплате  коммунальных  услуг. Для  контроля  деятельности  директора  на  предприятиях  созданы  т.н.  "комитеты  управления"  в  составе  его  заместителей,  главных  специалистов,  руководителей  партийной,  комсомольской  и  профсоюзной  организаций,  представителя  от  рабочего  совета  (т.е.  выборного  органа  рабочих  для  контроля  администрации).

До  реформ  все  хозяйственные  вопросы  решались  только  с  участием  партийных  органов.  Ныне  партия  все  больше  переключается  на  идеологическую  работу  и  решение  кадровых  вопросов.  Сами  директора  все  чаще  выбираются  тайным   голосованием.  Нередко  кандидаты  не  выдвигаются,  а  прямо  вписываются  голосующими  в  бюллетень.  Чье  имя  встречается  чаще,  тот  и  становится  директором.

В  целом,  экономические  реформы  в  Китае,  наряду  с  ускоренными  темпами  экономического  роста,  привели  к  появлению  ряда  общенациональных  проблем,  имеющих  долгосрочные  последствия:

1.  Появились  диспропорции  развития  экономики  -  недоразвитая  инфраструктура,  отставание  транспорта  энергетики,  добывающих  и  базовых  отраслей,  перебои  в  снабжении,  нехватка  сырьевых  ресурсов.  Только  по  причине  дефицита  электроэнергии  простои  предприятий  в  Китае  в  отдельные  годы  достигали  20-30%  производственных  мощностей.

2.  Ослабление  госконтроля  за  кредитами  привело  к  неоправданному  росту  банковского  кредитования,  распылению  капиталовложений,  инфляции.

3.  Имеет  место  ускоренный  физический  износ  технологического  оборудования,  повышенный  производственный  травматизм,  проблемы  экономического  плана,  т.е.  экономика  работает  на  пределе.  При  этом,  весьма  проблематичным  остается  положение  дел  с  качеством  выпускаемой  продукции,  медленно  обновляется  технология  и  ассортимент.

4.   Имеют  место  и  социальные  противоречия:  расслоение  населения  по  доходам,  рост  экономической  преступности,  усиление  инфляции,  культурная  экспансия  Запада.  За  эти  годы  уровень  жизни  населения  в  Китае  более  чем  удвоился,  но  крайне  неравномерно.  Сильна  зависть  к  богатым,  порой  перерастающая  в  прямые  физические  столкновения  и  разбирательства.  Весьма  ощутима  и  безработица,  особенно  на  селе.

5.     Сложной  остается  проблема  бюрократизма  аппарата  управления  страной,  превышающего  по  численности  20  млн.  человек.  Из  них  около  половины  -  аппарат  ЦК  КПК.  Занятие  номенклатурных  должностей,  как  правило,  пожизненное.  Движение  только  вверх  или  по  горизонтали,  назначение  -  сверху  вниз.  Очень  низок  общий  уровень  образования  населения.  В  партии  периодически  проводятся  чистки.  Существуют  возрастные  ограничения  на  занятие  должностей,  хотя  они  и  не   всегда  соблюдаются. Интересна  практика  назначения  ветеранов  в  аппарат  советников  с  сохранением  за  ними  почти  всех  их  привилегий  при  выходе  на  пенсию,  составляющую  до  150%  зарплаты. Не  удалось  изжить  телефонное  право,  кумовство,  значение  личных  связей  и  т.п.

Тем   не  менее,  несмотря  на  все  свои  проблемы  Китайская  Народная  Республика достаточно  успешно  решает  стоящие  перед  ней  задачи.  Так,  на  первом  этапе  реформ  -  до  1987  года,  валовый  доход  на  душу  населения  был  удвоен  и  доведен  до  500$ в год.  Так  же  успешно  решен  второй  этап  реформ  -  удвоение  этого  показателя  до  2000  года. Есть все основания предполагать, что так же успешно будет достигнута цель третьего этапа - завершение  модернизации  экономики  страны  до  середины  ХХI  века  с  достижением   уровня  жизни  "среднеразвитых  стран"  Запада.

 

 

 

 

 

2. Характеристика экономической  реформы Китая

2.1 Принципы экономических  реформ

 

Неотъемлемой чертой курса китайских экономических реформ является постепенность и осмотрительность, взвешенный подход к намечаемым преобразованиям. Китай, в отличие от России, пошел по другому пути к рыночной экономике. Россия использовала подход «шоковой терапии» в 1992 г., пытаясь добиться «необратимости» реформ посредством быстрого и радикального перехода к частной собственности и свободному рынку. Рыночные реформы в Китае начались раньше - в 1978 г. - и имели постепенный и экспериментальный характер.

«Суть “китайской модели” достаточно проста. Коротко говоря, она сводится к попытке внедрения элементов рыночной экономики в условиях неизменной социалистической политической системы. Но эта простота кажущаяся. При более внимательном рассмотрении становится очевидным, что программа осуществления реформ базировалась не на абстракте “необходимости перехода к рынку в одно прекрасное утро”, а, предлагая поэтапное их осуществление, учитывала реалии Китая, его традиционную культуру, формы организации труда и особенности привлечения к планируемым преобразованиям всех составляющих элементов китайского социума» [11, с. 68].

Россия в 1992 г. пришла к выводу, что ее политический аппарат, в частности коммунистическая партия, является помехой на пути экономических реформ; экономическим реформам предшествовали политическая реформа и демократизация. Напротив, Китай стремился к экономическим реформам под активным руководством со стороны коммунистической партии. Позиция Китая состоит в том, что разрушение политической системы приведет к нескончаемым политическим дебатам, борьбе за власть и в конечном итоге к стагнации и провалу экономических реформ.

В отличие от России в Китае считают, что план и рынок совместимы. Другими словами, в Китае поступили так, как поступают рачительные хозяева: не стали ломать старый дом, пока не построили новый. Китай идет, сверяя каждый следующий шаг в углублении реформ с практикой их осуществления и социальными ожиданиями народа.

Эта логика предопределила как основные приоритеты, так и степень радикализма предполагавшихся социально-экономических и политических реформ. В Китае, в отличие от Советского Союза, начали с экономики, причем с экономики деревни, где проживало более 80% населения. В 1984 г. эксперимент был распространен на города, и только совсем недавно он начал охватывать финансово-банковскую и частично политическую сферы. Постепенность и поэтапность в проведении реформ как раз и послужила одним из основных условий, обеспечивших их успех.

Китай защищал существование и развитие своих государственных предприятий и одновременно поощрял создание конкурирующих частных предприятий.

Важнейшим условием успеха китайских реформ является то, что государство на всех этапах сохраняло контроль за рыночными процессами в стране. И ныне в арсенале государства остаются методы и прямого, и косвенного регулирования, и чисто административного воздействия. Под его влиянием находятся практически все элементы создаваемой рыночной инфраструктуры. 

Смысл мероприятий, которые планировалось осуществить на начальном этапе реформ, диктовался самой жизнью: отказ от чрезмерной централизации управления со стороны государства и расширение хозяйственных прав предприятий; сочетание плановых начал с механизмом рыночного регулирования, усиление дееспособности рыночных рычагов (цены, налоги, кредиты); переход от управления главным образом через административные органы и с помощью административных мер к управлению через хозяйственные органы с помощью экономических рычагов с установлением четкой юридической ответственности должностных лиц.

Главное в этих преобразованиях заключалось в развитии многоукладности, предоставлении предприятиям статуса юридического лица и расширении их оперативной самостоятельности, введении системы хозяйственных договоров, повышении инициативы и ответственности производственных и хозяйственных единиц и занятых непосредственно в производственной сфере трудящихся с предоставлением им соответствующих льгот со стороны государства.

Успех Китая на пути рыночных преобразований связан с тем, что сначала там создавали товарную экономику, единственным “институтом” которой является национальное предприятие, способное наращивать выпуск продукции и повышать ее качество. Лишь спустя длительное время – после нахождения способов балансирования между спросом, ценами и предложением, интересами предприятия и общества – в Китае заговорили о рыночном хозяйстве.

Именно ориентация на отечественного производителя и отечественное производство при попутном решении задач привлечения иностранных капиталов, товаров и инвесторов заложили основу не только экономического роста, но и, что наиболее важно, привели к одобрению политики реформ большинством населения. Не приняло китайское руководство и так называемую “шоковую терапию”.

Логика его действий была иной – то, что надлежит сделать прежде всего, должно отвечать интересам развития отечественного производства и повышения уровня благосостояния народа, базироваться на созданных в предшествующий период социально-экономических и материально-психологических условиях и наличии соответствующей законодательной базы.

В Китае с самого начала осуществления преобразований поняли главное: стратегическая цель реформирования любого общества – не реформы ради самих реформ, а реформы, преследующие целью повышение уровня благосостояния населения. Причем не какой-то одной малочисленной его части, а большинства населения. Поняли и другое: в том случае, когда во главу угла ставится принцип “цель оправдывает средства” и не учитывается количество летящих при рубке леса щепок, за спиной реформатора остаются моря крови и слез, общество поляризуется. Чтобы избежать такого результата, необходимо заранее договориться о границах допускаемой цены, превышение которой является абсолютным и беспрекословным требованием смены курса.

И такая практика дала свои положительные результаты. Во всяком случае, данные социально-экономического развития КНР за период реформ показывают, что имеющийся потенциал использовался достаточно эффективно и прирастал за счет как внутренних, так и зарубежных инвестиций. При этом Китай, являясь одним из крупнейших потребителей иностранных инвестиций в Азии, не угодил в долговую яму. Напротив, с учетом Гонконга его золотовалютные резервы достигли гигантской суммы, уступая в Азиатско-Тихоокеанском регионе лишь Японии. Социальные показатели улучшились, а уровень жизни народа значительно повысился.

Информация о работе Экономика Китая