Экономическое районирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 20:42, реферат

Описание работы

Большое внимание отечественных ученых к проблеме экономического районирования основывалось на представлении, что разумное разделение страны на крупные экономические районы должно способствовать их комплексному развитию (путем внутренней кооперации). Возлагались также надежды на то, что экономическое районирование сможет компенсировать недостатки консервативного административно-территориального деления и в перспективе даст возможность перейти к государственному управлению по крупным экономическим районам.

Содержание работы

Введение
1. Региональные исследования и территориальное районирование
2. Регион как часть единого экономического пространства
3. Проблемные регионы: понятие и классификация
Источники

Файлы: 1 файл

экономическое районирование.docx

— 62.50 Кб (Скачать файл)

На сегодня, к данной категории  регионов можно отнести следующие  регионы:

    • Большинство республик Северного Кавказа
    • Республики и автономные округа юга Сибири
    • Республика Марий Эл
    • Республика Калмыкия.

Если несколько смягчить критерии выделения, к категории  отсталых также можно отнести  ряд областей Центрально-Черноземного экономического района и автономных округов Севера.

К сожалению, степень дифференциации уровня социально-экономического развития регионов России сегодня столь велика, что преодолеть ее в ближайшем обозримом будущем не представляется возможным. Целью государственной региональной политики в этих условиях может быть только преодоление центробежных тенденций и сокращение отставания наименее развитых регионов от среднероссийского уровня. При этом, даже наиболее отсталые регионы РФ сегодня обладают потенциальными конкурентными преимуществами, которые могут стать основой для вывода на новый уровень развития.

Так, потенциальными конкурентными  преимуществами республик Северного  Кавказа являются:

    • Выгодное геоэкономическое положение для развития связей России с Закавказьем и Ближним востоком, транзита между Каспийским и Черным морями
    • Курортно-рекреационный комплекс
    • Нефтяные месторождения на шельфе каспийского моря
    • Возможность добычи вольфрамового, молибденового, цинкового, медного сырья
    • Подземные термальные воды, являющиеся ресурсом для развития местной энергетики, коммунального и тепличного хозяйства.

Перспективными направлениями  для развития регионов южной Сибири могли бы стать:

    • Восстановление традиционных отраслей хозяйственной деятельности
    • Улучшение транспортной доступности
    • Развитие курортно-рекреационных зон
    • Развитие собственной энергетики
    • Производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, главный путь преодоления хронической отсталости ряда регионов России - саморазвитие территории на основе использования собственного потенциала и конкурентных преимуществ.

Депрессивные  регионы

Депрессивные регионы - это  территории, которые в настоящее  время отличаются более низкими, чем в среднем по стране, показателями социально-экономического развития, но в прошлом были развитыми, а по некоторым показателям занимали ведущее место в стране.

Отличительными признаками депрессивных регионов являются:

    • Высокий уровень накопленного научно-технического потенциала
    • Значительная доля промышленности в структуре экономики
    • Относительно высокий уровень квалификации кадров.

Чаще всего регион переходит  в депрессивное состояние под  влиянием следующих причин:

    • Снижение конкурентоспособности основной продукции
    • Отказ от системы госзаказа и сокращение инвестиционного спроса
    • Истощение минерально-сырьевой базы
    • Структурные сдвиги в экономике страны.

Выделяются старопромышленные, аграрно-промышленные и добывающие (очаговые) депрессивные регионы.

К категории старопромышленных относятся регионы, структура экономики которых формируется на разных стадиях индустриального развития, с конца 19 века до 60-70-х годов 20 века. В России эти регионы в наибольшей степени пострадали в ходе трансформационных процессов 90-х годов.

Практика показала, что  трансформационные процессы в России привели к формированию депрессивных старопромышленных регионов, структура экономики которых существенно отличается от структуры экономики типичных старопромышленных регионов в развитых странах. Регионы, концентрирующие предприятия ВПК, машиностроения, приборостроения, легкой промышленности, оказались в гораздо худшем положении, чем регионы, концентрирующие добывающую промышленность и отрасли первых переделов. Таким образом, в России ярко проявилось противоречие между научно-технической прогрессивностью отраслевой структуры и ее рыночной эффективностью.

Наибольшая концентрация старопромышленных депрессивных регионов наблюдается в Северо-Западном, Центральном, Волго-Вятском, Поволжском, Уральском экономических районах, южном поясе Сибири, на Дальнем Востоке. Особенностью развития депрессивного состояния является его более четкое проявление на локальном (городские агломерации, районы, узлы), а не на общерегиональном уровнях.

Аграрно-промышленные депрессивные регионы в чистом виде выделить сегодня  практически невозможно, так как  аграрный сектор не занимает ведущего места по объему производства в экономике  подавляющего большинства регионов РФ. Однако по показателю доли занятых, к категории аграрно-промышленных в России можно отнести Центрально-Черноземный  район, Курганскую область, республики Северного кавказа и южной Сибири (в последней группе регионов наблюдается сочетание отсталости и аграрной специализации).

К категории добывающих депрессивных регионов относятся локализованные горнопромышленные и лесопромышленные узлы, размещенные в малозаселенных районах. Следует отметить, что сюда не включаются крупные угольные старого  освоения регионы, которые относятся  к группе старопромышленных.

Специфическими проблемами добывающих депрессивных регионов являются:

    • Отсутствие возможностей для формирования новой хозяйственной специализации
    • Необходимость содержания социальной инфраструктуры (зачастую за счет градообразующего предприятия)
    • Необходимость переселения избыточного населения.

Зона  Севера

 Геоэкономическое и геополитическое значение российского Севера. Зона севера сегодня в России охватывает полностью или частично 28 субъектов Федерации, что составляет около 70% территории страны, где проживает порядка 8% населения. Несмотря на суровые природно-климатические условия северные территории имеют колоссальное экономическое и политическое значение для российского государства. Геоэкономическое значение российского севера определяется сосредоточением уникального природно-сырьевого потенциала. Российский Север это:

    • 72% всей нефти и газового конденсата
    • 93% природного газа
    • 37% деловой древесины
    • почти 100%  алмазов
    • основная часть цветных, редких металлов и золота
    • около 60% от объема российского экспорта.

В геополитическом аспекте  Север является плацдармом международного сотрудничества в Баренц-Евроарктическом регионе и в северной части Тихоокеанского бассейна. Он обеспечивает России независимый выход на мировые рынки через порты Арктики и Северный морской путь.

Северные регионы существенно  дифференцируются по уровню развития. С одной стороны, Ямало-Ненецкий и Ханты-мансийский автономные округа входят в первую пятерку субъектов  федерации РФ по большинству социально-экономических  показателей. С другой стороны, Эвенкийский, Таймырский, Корякский автономные округа относятся к слаборазвитым территориям  с низким уровнем хозяйственного освоения.

Неоднородность экономического пространства Севера предопределила формирование двух методологических подходов к районированию  этой территории. В соответствии с  первым подходом на Севере необходимо выделить компактные территории, отвечающие критериям кризисных, депрессивных, отсталых и прочих проблемных регионов.

В соответствии со вторым подходом предполагается, что у всех северных регионов есть общие черты, которые  позволяют определить их как проблемные независимо от текущего социально-экономического положения. Независимо от уровня социально-экономического развития регионы Севера обладают общими проблемами, обусловленными особенностями  природно-климатических условий. Такими особенностями являются:

    • Неблагоприятный климат (от абсолютной до умеренной дискомфортности)
    • Вечная мерзлота
    • Удаленность от экономических и культурных центров.

Вышеназванные факторы существенно  ухудшают условия хозяйственной  деятельности в северных регионах, детерминируя высокие транспортные издержки, удорожание производства и  строительства, высокую стоимость  жизни, экологическую уязвимость северных биоценозов. На сегодня данный подход представляется наиболее методологически  оправданным. Таким образом, благополучие ряда северных регионов России достигается  не благодаря, а вопреки суровым климатическим условиям и это благополучие может очень быстро исчезнуть. В силу вышеназванных обстоятельств, определенные упреждающие стабилизационные мероприятия региональной политики необходимы и для наиболее благополучных регионов российского Севера.

Существующая система  нормативно-правовых актов, регулирующих государственную политику в районах  Крайнего Севера и приравненных к  ним местностях, предусматривает  широкую систему государственной  поддержки. Обязательства по финансированию продекларированных форм поддержки  лежат в основном на федеральном  бюджете. Поскольку эти обязательства  явно превышают реальные финансовые возможности, то они выполняются  нерегулярно и не в полном объеме, создавая непредсказуемые условия деятельности регионов, муниципалитетов и хозяйствующих субъектов.

Сложившаяся система государственной  поддержки пришла в противоречие с экономическими условиями и  федеративными отношениями. Для  повышения эффективности использования  природно-ресурсного и производственного  потенциала Крайнего Севера, создания достойных условий жизни его  населения необходим системный  пересмотр форм и методов государственной  политики в отношении северных территорий.

Реформирование северной политики должно вестись по следующим  направлениям:

  • реструктуризация экономики на базе использования природных ресурсов с учетом рыночных условий, новых социальных и экологических требований;
  • расширение финансового потенциала путем закрепления доходов от использования природных ресурсов, создания механизмов стабилизации финансового положения северных территорий;
  • регулирование состава населения и рынков труда;
  • реформирование существующей системы северных гарантий;
  • создание эффективной системы поддержки коренных малочисленных народов, включая сферу традиционного жизнеобеспечения и расширение занятости в государственном и рыночном секторах;
  • совершенствование механизма завоза грузов в малодоступные северные регионы.

Для преодоления трудностей переходного периода и успешной интеграции в мировые рынки северные базовые предприятия должны пройти несколько стадий качественных изменений. Они касаются целей функционирования, взаимоотношений с потребителями, смещения приоритетов от объемных показателей  к показателям экономической  эффективности, ценовой политики. Условия  внешней среды функционирования этих предприятий, с одной стороны, будут характеризоваться ужесточением экологических ограничений при эксплуатации природных ресурсов, уменьшением прямой государственной поддержки, с другой - новыми возможностями международной кооперации в рамках совместных фирм, сервисных контрактов, соглашений о концессиях, разделе продукции, технической помощи и др.

Необходимы экстренные меры по спасению потенциально жизнеспособных в рыночных условиях предприятий  путем их внутренней реструктуризации (сокращение численности, передача социальной сферы и др.), привлечения внебюджетных средств через выпуск корпоративных  ценных бумаг, гарантирования кредитов иностранных и отечественных  коммерческих банков, а в исключительных случаях отсрочку таможенных выплат. В дальнейшем государственная поддержка  должна стимулировать постепенный  переход от добычи первичного сырья  к интенсивным наукоемким технологиям  его переработки.

Информация о работе Экономическое районирование