Экономическое районирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 20:42, реферат

Описание работы

Большое внимание отечественных ученых к проблеме экономического районирования основывалось на представлении, что разумное разделение страны на крупные экономические районы должно способствовать их комплексному развитию (путем внутренней кооперации). Возлагались также надежды на то, что экономическое районирование сможет компенсировать недостатки консервативного административно-территориального деления и в перспективе даст возможность перейти к государственному управлению по крупным экономическим районам.

Содержание работы

Введение
1. Региональные исследования и территориальное районирование
2. Регион как часть единого экономического пространства
3. Проблемные регионы: понятие и классификация
Источники

Файлы: 1 файл

экономическое районирование.docx

— 62.50 Кб (Скачать файл)

 Признаком дезинтеграции  российского товарного рынка  является более быстрое падение  межрегионального обмена продукцией  по сравнению с падением производства. Доля межрегионального оборота  по отношению к ВВП за 90-е  годы снизилась примерно в  два раза. Наряду с сокращением  производства и общей емкости  товарного рынка ускоренное падение  межрегионального обмена обусловлено  значительными изменениями ценностных  соотношений обмениваемой продукции  и потерей конкурентоспособности  многих производств на внутреннем  рынке. Наиболее негативное влияние  оказал опережающий рост транспортных  тарифов по сравнению с ценами  на перевозимую продукцию. Это  привело к тому, что многие  экономические связи стали неэффективными, особенно между Дальним Востоком, Сибирью и европейскими регионами  страны.

Однако не всякое сокращение межрегионального обмена следует оценивать негативно. Переход к рыночным отношениям позволил избавиться от многих прежних нерациональных и искусственных связей (например, от кооперированных поставок между предприятиями одного министерства, удаленных друг от друга на тысячи километров), уменьшил зависимость потребителей от предприятий - монополистов, открыл для периферийных регионов возможность работать на рынках близлежащих стран и т. п. Главное позитивное изменение заключается в том, что стал действовать   такой    интеграционный    фактор    как    заинтересованность товаропроизводителей в преодолении региональных ограничений спроса и расширении рынка сбыта продукции.

В современных условиях межрегиональный  товарообмен как фактор экономической  интеграции сохраняет доминирующее значение. Бурное, но хаотичное развитие в России финансового рынка не способствовало межрегиональной интеграции. Существенным фактором дезинтеграции  продолжает оставаться денежно - финансовая система. Рынок труда также пока слабо работает на экономическую  интеграцию России. Основные потоки трудовой миграции - это, с одной стороны. беженцы и переселенцы из республик бывшего СССР, оседающие в основном в трудоизбыточных центральных и южных регионах, а с другой стороны, уезжающие с Крайнего Севера, также усиливающие давление на рынки труда регионов с более благоприятными климатическими условиями. Серьезным препятствием для интенсификации целесообразной трудовой миграции является неразвитость рынка жилья для людей со средними и низкими доходами.

Дезинтеграция гуманитарного  пространства России наиболее явно проявляется  в сокращении пассажирских перевозок  между отдаленными друг от друга  регионами. Главные причины - это  падение реальных доходов у значительной части населения, снижение культурной и "рыночной" привлекательности  центра страны, потери Россией большей  части рекреационных регионов, рост транспортных тарифов.

Возможности сближения регионов по уровням социально-экономического развития и преодоления дезинтеграционных  тенденций. Анализ фактической социально-экономической  дифференциации регионов приводит к  выводу о неосуществимости полного  выравнивания регионов в обозримой  перспективе. Эта декларативная  цель должна быть исключена из государственных политико-экономических документов. Практический смысл имеет более скромная цель: уменьшение отставания экономически менее развитых регионов. Стремление к данной цели имеет  две главные побудительные причины: 1) более активное включение всех регионов в общероссийский рынок, отвечающее интересам всех регионов; 2) укрепление экономической базы отставших регионов для решения их социальных задач.

Наиболее приоритетной задачей  уменьшения неоднородности экономического пространства является преодоление  тенденции усиления межрегионального социального неравенства. Уменьшение же межрегиональных различий по уровню экономического развития - это главное  средство для решения социальных задач.

Обосновывается экономическая  возможность такого роста доходов, чтобы ни в одном регионе доля населения, находящегося за «чертой  бедности», не превышала 30% (в среднем  по России она составляла в 1997 г. 20,8%) Затем этот порог может быть снижен до 25% и т.д. Осуществление такого маневра будет вполне по силам  российской экономике уже на первом этапе экономического подъема. Для  этого необходимо одновременно двигаться  с двух сторон: 1) рост экономической  активности в наиболее бедных регионах, увеличивающий занятость, доходы населения  и бюджетов; 2) увеличение социальных трансфертов из федерального бюджета (повышение пенсий, пособий, заработной платы в бюджетном секторе, минимальной  заработной платы и т. п.).

Преодоление дезинтеграционных тенденций  взаимосвязано (и как предпосылка, и как следствие) с возобновлением общего экономического роста, когда  типичным становится опережающий рост торгового обмена по сравнению с  ростом производства. Это подтверждается практикой многих стран. Минимум  торгового обмена достигается раньше, чем минимум объема производства, а затем индекс роста товарообмена превышает индекс производства.

Специфика российской ситуации в 90-х  годах, как уже отмечалось, состояла в том, что переориентация части  экономических связей на внешнеэкономические  являлась дополнительным фактором уменьшения межрегиональной торговли. Поэтому  перспективы усиления межрегиональной  интеграции на стадии экономического роста существенно зависят от динамики внешней торговли. Оценки наращивания экспортного потенциала, сравнительной эффективности импорта  и импортозамещающих производств приводят к выводу, что в ближайшей перспективе темп роста ВВП будет превышать темп роста внешнеторгового оборота. Таким образом, следует ожидать, что экономический рост в стране будет осуществляться при опережающем росте межрегионального товарообмена.

Возобновление интеграционной тенденции  не станет реинтеграцией в том смысле, что начнут восстанавливаться прежние экономические связи, существовавшие в "едином народнохозяйственном комплексе" конца 80-х годов. Это уже невозможно и нерационально. Новая интеграция будет строиться в соответствии с новыми критериями эффективности и изменившими объективными условиями.

3.Проблемные регионы: понятие и классификация

Можно выделить следующие  качественные признаки проблемных регионов:

    1. Особая кризисность проявления крупных проблем, создающих угрозу социально-экономической стабильности;
    2. Наличие ресурсного потенциала, особенно важного для национальной экономики;
    3. Особое значение геополитического и геоэкономического положения региона для реализации стратегических интересов страны;
    4. Недостаток собственных ресурсов для самостоятельного решения проблем.

Необходимо отметить, что  проблемы регионов могут быть связаны  как с ухудшением показателей  социально-экономической динамики, так и, напротив, со слишком быстрыми темпами развития. В этом случае слишком быстрое развитие является проблемой, так как не все элементы социально-экономической системы региона могут развиваться с одинаковой скоростью. Как правило, наиболее активно развиваются отрасли хозяйственной специализации регионов, а отрасли нематериального производства, социальной сферы, связанные с удовлетворением потребностей, проживающих на данной территории, напротив, отстают. В советский период это было связано с остаточным принципом финансирования социальной сферы и нематериального производства. В современных условиях - частные хозяйствующие субъекты, действующие на территории региона, в первую очередь ориентированы на извлечение прибыли, а территориальные органы управления не обладают достаточными ресурсами для реализации политики интеграции интересов населения, власти и бизнеса. С подобными проблемами обычно сталкиваются так называемые проблемные регионы авангардного типа (регионы нового освоения, свободные экономические зоны и т.п.).

Существует два подхода  к выделению проблемных регионов: на основе количественных и качественных критериев. Подход на основе количественных критериев предполагает выделение  проблемных регионов путем оценки степени  остроты (кризисности) важнейших проблем на основе системы индикаторов. Подход на основе качественных критериев предполагает классификацию путем выделения основных проблем социально-экономического развития конкретного региона. Данный подход целесообразно применять в случае необходимости разработки политики оздоровления экономики региона.

Территориальное проблемное районирование не носит сплошного  характера. В качестве проблемных регионов могут рассматриваться следующие  типы территорий:

    1. Субъекты федерации
    2. Части субъектов федерации
    3. Несколько субъектов Федерации
    4. Сопредельные части субъектов Федерации.

Кризисные регионы

Выделение кризисных регионов осуществляется на основе первого подхода, т.е. на основе количественных критериев. В этом случае проводится сопоставление  регионов по основным показателям социально-экономического развития и выделяются территории, где эти значения существенно отклоняются в худшую сторону от средненациональных или эталонных значений. Таким образом, к категории кризисных относятся регионы, в которых значения основных социально-экономических показателей существенно хуже, чем в среднем по стране.

Кризисные регионы, расположенные  в непосредственной территориальной  близости, образуют так называемые кризисные пояса. На территории России сегодня выделяются следующие кризисные  пояса:

    1. Центральный пояс
    2. Южный пояс
    3. Уральский пояс
    4. Восточный пояс.

Наиболее крупным является Центральный кризисный пояс. В  его состав входят части Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, центрально-Черноземного и Поволжского экономических  районов.

Основными проблемами Центрального кризисного пояса являются:

    • Высокая безработица
    • Низкий уровень жизни
    • Низкая бюджетная обеспеченность
    • Высокий уровень депопуляции населения.

В состав Южного кризисного пояса входят сопредельные регионы  Северного Кавказа и южная  часть Поволжья. Основными проблемами Южного кризисного пояса являются:

    • Спад производства
    • Хронически трудоизбыточная конъюнктура рынка труда в сочетании с высокой рождаемостью
    • Низкий уровень жизни
    • Низкая бюджетная обеспеченность
    • Межэтнические военные конфликты
    • Высокая численность вынужденных переселенцев и беженцев.

Таким образом, в Южном  кризисном поясе свертывание  экономической активности протекает  на фоне сохранения положительного естественного  прироста населения и хронического наличия значительного количества избыточной рабочей силы.

Уральский кризисный пояс, на первый взгляд, включает территории, развивающиеся сравнительно благополучно. В его состав входят территории Уральского и Западно-сибирского экономических районов. Вместе с тем, особенности отраслевой структуры региональной экономики, а именно: высокая концентрация производств, существенно загрязняющих окружающую среду (черная, цветная металлургия, химическая промышленность); значительная доля предприятий добывающей промышленности с истощающейся сырьевой базой, предприятий ВПК, потерявших госзаказ и рынки сбыта, обуславливают появление таких проблем регионального развития как:

  • Локальный спад производства
  • Высокая техногенная нагрузка и экологические риски хозяйственной деятельности.

Восточный (Южно-Сибирско-Дальневосточный) кризисный пояс пока находится в стадии формирования. В его состав входят республики Алтай, Тыва, Бурятия, Алтайский край, Читинская и Амурская области.

Основными проблемами данного  пояса являются:

    • Спад производства и высокая безработица
    • Низкая бюджетная обеспеченность и низкий уровень доходов населения
    • Слабая транспортная доступность
    • Низкая плотность населения и отсутствие сформировавшихся систем расселения
    • Низкий уровень развития отраслей региональной специализации.

Таким образом, экономический  спад в Восточном кризисном поясе  протекает на фоне исторически низкого  уровня развития региональных экономических  комплексов.

Анализ проблем кризисных  поясов России свидетельствует о  недостаточности классификации  на основе только количественных критериев.  Отсталые (слаборазвитые) регионы

Выделение отсталых (слаборазвитых) регионов является примером второго, качественного  подхода к выделению проблемных регионов.

Характерными чертами  развития слаборазвитых регионов являются:

    • Состояние длительного застоя
    • Низкая интенсивность хозяйственной деятельности
    • Малодиверсифицированная отраслевая структура экономики
    • Слабый научно-технический потенциал
    • Низко развитая социальная сфера.

Информация о работе Экономическое районирование