Экономическое положения стран Азии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение экономического положения стран Азии в 2011 году.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить сле-дующие задачи:
• Изучить сущностные особенности развития мировой экономики;
• Показать международную специализацию различных стран Азии;
• Определить особенности экономического развития стран Юго-Восточной; Восточной; Южной и Центральной Азии.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические предпосылки развития стран Азии 5
1.1. Основные теоретические концепции развития мировой экономики 5
1.2. Принципы построения экономики в НИС Восточной и Юго-Восточной Азии 10
1.3. Супергиганты — Китай и Индия и новые индустриальные страны первой волны 13
2. Анализ экономического положения стран Азии 19
2.1. Государства Азии на политической карте мира 19
2.2. Отличительные особенности экономического развития стран Центральной Азии в 2011 году 21
2.3. Сравнительный анализ экономического развития стран Южной Азии 24
Заключение 39
Список литературы 41
Приложения 43

Файлы: 1 файл

Экономическое положение стран Азии в 2011.doc

— 606.00 Кб (Скачать файл)

     Главные лесные ресурсы страны сосредоточены  в Горном Читтагонге. Наиболее ценен гарджан – исконная для Бангладеш порода красного дерева, обладающая высококачественной твердой древесиной. Успешно продолжается закладка плантаций тика. Лес сплавляется по р.Карнапхули на лесоперерабатывающие предприятия. Бамбук используется в бумажной промышленности. Рощи салового дерева с прочной древесиной, приуроченные к возвышенности Мадхупур, вырубаются на топливо и для строительных целей.

     В крупных размерах ведется добыча природного газа, потребляемого на электростанциях и заводах минеральных удобрений. Его ресурсы в 2011 оценивались в 600 млрд. куб. м. Главные месторождения находятся на востоке страны – в округах Комилла и Силхет. В 2010–2012 Бангладеш проявила большую заинтересованность в привлечении прямых иностранных инвестиций для разведки и организации эксплуатации новых газоносных бассейнов. Начата эксплуатация первого нефтяного месторождения, а также залежей угля, правда невысокого качества. Его запасы в округе Богра оцениваются в 1 млрд. т. В этом же округе добывают известняк для нужд цементной промышленности. В Бангладеш остро ощущается нехватка строительного камня и гравия.

     Энергетика в Бангладеш развита очень слабо. Мощность электростанций оценивается приблизительно в 3000 мВт. Из них примерно 10% приходится на единственную гидроэлектростанцию на р.Карнапхули, откуда линия электропередач тянется до Читтагонга и далее в Дакку. По мосту через Джамуну протянут газопровод и проложена линия электропередач в западные области страны. Большая часть электроэнергии производится на ТЭС, работающих на природном газе и нефти.

     Обрабатывающая промышленность в большой степени зависит от импортного сырья. Это относится к хлопчатобумажным фабрикам, выросшим во многих городах – Дакке, Нараянгандже, Кхулне, Читтагонге, Куштии и Пабне. В стране многочисленны джутовые, текстильные, швейные и кожевенные предприятия. В Читтагонге действуют нефтеперерабатывающий комбинат и сталеплавильный завод, который выпускает круглый прут, мягкую листовую сталь, оцинкованный лист. В Кхулне и Читтагонге ведется строительство и ремонт судов.

     На  отечественные ресурсы опираются  лишь отрасли, связанные с переработкой джута, сахарного тростника и чая, а также целлюлозно-бумажная промышленность и заводы минеральных удобрений. Джутовые фабрики расположены близ Дакки и в Кхулне, Читтагонге, Чандпуре и Сираджгандже. Сахарные заводы размещены в северных и восточных округах страны, а также в районах Маймансингх, Хабигандж и Дакка. Чайные фабрики находятся в округах Силхет и Читтагонг. Бумагу изготавливают предприятия в Чандрагхоне и Пабне, твердый картон – в Кхулне. В Силхете налажен выпуск бумажной массы из бамбука, тростника и отходов переработки джута. Минеральные туки на базе природного газа производят в Фенчугандже (округ Силхет), в Горасале и в Ашугандже (под Даккой). Быстро развивается производство готовой одежды, что оказывает положительное влияние на занятость населения, структуру импорта и особенно экспорта.

     Транспортное  сообщение в Бангладеш осложнено  природными условиями. Через Ганг, выше Куштии, возведен единственный мост. По нему проходит ширококолейная железная дорога. В 1998 сдан в эксплуатацию совмещенный железнодорожный и автомобильный мост через Джамуну. Мосты на Падме вообще отсутствуют. Поэтому перевозки людей и грузов через большинство рек осуществляются на железнодорожных паромах. Дополнительные проблемы создает разная ширина железнодорожной колеи. К востоку от Джамуны и Падмы бывшая Ассамо-Бенгальская магистраль и другие имеют метровую колею. На западе страны почти все железные дороги ширококолейные; они обеспечивают связь северо-западных районов Бангладеш с Куштией, Джессуром и Кхулной, а также ведут в Индию. Правобережные рельсовые пути от одной из переправ через Джамуну до Сантахара, Рангпура и Динаджпура тоже метровой колеи. Общая протяженность железных дорог в стране ок. 2900 км.

     Автодорожная  сеть гуще в тех местностях, где  было легче возводить мосты, – прежде всего в западных округах, к северу от Дакки и на территории между Читтагонгом и Силхетом. В низовьях рек движение автомобильного транспорта затрудняется из-за необходимости часто прибегать к услугам паромов, к тому же многие дороги в дождливый сезон становятся непроезжими. Протяженность автомобильных дорог в Бангладеш ок. 10,5 тыс. км. Первостепенное хозяйственное значение имеют речные перевозки. Между административными центрами ряда округов налажено пассажирское авиасообщение. Бангладешская авиакомпания «Биман», основанная в 1972, помимо обслуживания внутренних линий обеспечивает полеты во многие государства Азии, Европы, Африки и в США. В стране действуют два морских порта – в Читтагонге (порт ввоза) и Чарне (порт вывоза).

     Ведущие статьи экспорта – готовая одежда, джут и изделия из него, трикотаж и морепродукты, дополнительные – кожа и кожаные изделия, чай, сантехническое и кухонное оборудование, электробытовые приборы, компьютерное оборудование, средства связи, парфюмерия, фармацевтические товары. Основные импортеры – США, Великобритания, Германия, Франция. В импорте преобладают промышленное оборудование и транспортные средства, продовольствие, главным образом рис и пшеница, черные металлы, хлопок и продукты его переработки, нефтепродукты, минеральные удобрения и растительное масло. Наиболее крупные поставщики – Индия, Япония, Китай и США. Доля продовольствия в стоимостном выражении составляет ок. 15% от всего импорта.

     2. Королевство Бутан, государство в Южной Азии. Территория страны вытянута примерно на 300 км в широтном направлении вдоль южных склонов Гималаев. Площадь 46,5 тыс. кв. км. Оценки численности населения в 2010–2012 годах варьируют от 740 тыс. до 1,7–1,9 млн. человек. Бутан граничит на севере с Китаем, на востоке, юге и западе с Индией. Столица – Тхимпху.

     Бутан обладает большими запасами древесины. Однако лесозаготовки ведутся в небольших масштабах, и древесина преимущественно используется на топливо. Основные массивы лесов находятся в Малых Гималаях и равнинной полосе дуаров.

     Промышленный  сектор включает немногие отрасли. Традиционными  ремеслами – выделкой металлических изделий, изготовлением тканей, плетением корзин и ковроткачеством – население занимается на дому или в мелких мастерских, пользующихся поддержкой со стороны государства. Недавно было налажено производство цемента. Имеются также деревообрабатывающие, текстильные и мыловаренные предприятия. Страна обладает богатыми минеральными ресурсами, в частности разведаны месторождения талька, вольфрамовых руд, свинца, меди, угля, гипса и слюды. Однако к их разработке приступают только в настоящее время.

     Бутан остается в сильной зависимости  от зарубежной помощи. Она предоставляется в первую очередь Индией, но в восьмом пятилетнем плане 47% всех расходов намечено покрыть за счет поступления средств из других внешних источников. В январе 2011 на развитие Бутана странами-донорами и международными организациями было выделено примерно 450 млн. долл.

     3. Республика Индия (на языке хинди – Бхарат), Республика Индия расположена в Южной Азии на полуострове Индостан, омываемом водами Индийского океанами на большей части Индо-Гангской низменности. Помимо материковой части в состав ее территории входят острова -  Лаккадивские в Аравийском море, а также Андаманские и Никобарские в Бенгальском заливе.

     Рис доминирует на влажных низменностях, приморских равнинах и в долинах, прежде всего на юге и востоке Индии. В некоторых районах получают по два-три урожая в год. Все активнее рис возделывают в сезон хариф, или летнего муссона, в Уттар-Прадеше, Харьяне и Пенджабе. Пшеница предпочитает менее жаркие районы, хорошо дренируемые и умеренно увлажняемые почвы; основные ареалы приурочены к западным и внутренним областям, где она произрастает в сезон раби – с осени по весну. В этих областях Индии при достаточно обильных осадках в сезон хариф выращивают рис, а летом при меньшем увлажнении поля отводятся под кукурузу. Там, где нет трудностей с водообеспечением в течение всего года, выращивается сахарный тростник. При скудных осадках, как во многих внутренних районах страны, в посевах преобладают просяные, с которыми в сезон хариф соперничает арахис.

     Табак широко культивируют во многих районах, преимущественно на юге страны, где распространена также кокосовая пальма. Чай, ставший важной статьей экспорта, был интродуцирован англичанами во влажных теплых горных районах, особенно в Ассаме и районе Дарджилинга в Западной Бенгалии. Производством чая занимается ок. 1 млн. человек. Каучуконосы, нуждающиеся в постоянно жарком и влажном климате, сосредоточены в Керале.

     В животноводстве создается примерно шестая часть всей аграрной продукции (по стоимости), причем 65% составляют получаемые почти исключительно от коров и буйволиц молоко и молочные продукты. Их суточное производство на душу населения оценивается примерно в 170 г. На мясо скота и птицы приходится ок. 8% стоимости животноводческой продукции. По данным 2011, в стране насчитывалось 120 млн. коз, 45 млн. овец, 12 млн. свиней и ок. 200 млн. голов домашней птицы. Помимо молока, мяса и яиц, животноводство поставляет также шкуры, шерсть и органические удобрения. 

     Рыболовство приносит стране скромный доход, но обеспечивает занятость более чем 1 млн. человек. Главные виды промысловой рыбы – сельдь, сардины и анчоусы, некоторые виды камбалы и палтуса, тунец, скумбрия и макрель. Примерно 2/3 продукции отрасли реализуется в свежем виде, четверть вялится. Особенно большое место занимает рыба в питании жителей штата Керала на юго-западном побережье страны.

     Леса, преимущественно в горных и холмистых  районах, занимают площадь ок. 650 тыс. кв. км, или ок. 19% территории страны, причем лишь на 55% этих земель сохранились густые древостои. 3/4 лесных массивов доступны для эксплуатации и служат источником доходов. Половина всех лесов сосредоточена в центральных штатах, еще треть на севере и пятая часть на юге Индии. 95% лесов находится в собственности государства.

     Леса  обеспечивают внутренние потребности  в смоле и канифоли, бамбуке и тростнике, кормах для скота, дровах и строевой древесине. Некоторые древесные породы заготавливают в расчете на зарубежный спрос. Экспортируются также фанера и шеллак.

     Для Индии важны как промышленные, так и традиционные источники  энергии. За счет последних – дров, кизяка, отходов растениеводства удовлетворяется спрос на топливо в сельских районах, хотя зависимость от этих энергоносителей ослабла в связи с электрификацией и развитием транспорта. Современный сектор индийской экономики опирается на национальные ресурсы угля и на нефть, которая в значительной мере импортируется, хотя добыча нефти и природного газа в самой стране возросла в 1980-е годы. Уголь все еще удерживает ведущие позиции, особенно в электроэнергетике, где высок также удельный вес гидростанций и АЭС. На ТЭС вырабатывается ок. 75% электроэнергии. В 2011 производство электроэнергии составило почти 40 млрд. кВт\ч.

     Горнодобывающая промышленность имеет жизненно важное значение для государства, в этой отрасли занято ок. 1,05 млн. человек. Основная продукция – каменный уголь из Бихара, Мадхья-Прадеша и Западной Бенгалии, нефть из Ассама и Гуджарата (где разрабатываются также шельфовые месторождения), железная руда из Бихара, Ориссы и западной Махараштры, а также известняк.

     Индия имеет значительные запасы полезных ископаемых. Доступные для эксплуатации запасы угля оценивают в 51 млрд. т, однако, поскольку главные залежи находятся в Бихаре и на западе Западной Бенгалии, солидные средства уходят на транспортировку угля в другие районы страны. Запасы коксующегося угля оцениваются приблизительно в 4 млрд. т. Индия располагает богатыми месторождениями железных и марганцевых, а также свинцовых руд. Имеется и прочее минеральное сырье, необходимое для черной металлургии, в частности известняк.

     Почти 75% промышленной продукции страны дают два региона: Мумбаи – Ахмадабад – Пуна и Калькутта – Джамшедпур – Асансол. Каждый обладает собственным крупным портом. В первом случае это Мумбаи на побережье Аравийского моря, во втором – Калькутта в Бенгальском заливе. Сложился еще один важный индустриальный ареал Бангалор – Майсур – Коямпуттур в возвышенной части Южной Индии.

     Одним из первых было налажено хлопчатобумажное производство в Бомбее (Мумбаи), затем в Ахмадабаде. Местное энергоснабжение обеспечивается преимущественно за счет ГЭС, сооруженных вдоль подножий Западных Гат. Нефть, добываемая в Камбейском заливе, поступает на нефтеперерабатывающие заводы близ города Вадодара, к югу от Ахмадабада. Другие важные отрасли – химическая промышленность и машиностроение.

     4. Мальдивская Республика, государство на Мальдивских о-вах в Индийском океане. Включает 26 атоллов, состоящих из 1196 островов общей площадью 298 кв. км. Постоянное население имеется на 200 островах. Протяженность береговой линии – ок. 640 км.

     Экономика Мальдивской Республики базируется в основном на туризме, который дает ок. 20% ВВП и более 60% поступлений иностранной валюты. Туристическая инфраструктура стала особенно интенсивно развиваться с 1970-х годов. В 2011 страну посетили ок. 400 тыс. туристов. Второе место занимают рыболовство и рыбообрабатывающая промышленность. Кроме того, существенное место в хозяйстве занимают судовые перевозки, судостроение, специализирующееся на строительстве из стволов кокосовой пальмы промысловых баркасов, пошив одежды, плетение из койры (волокна кокосовой пальмы) циновок, корзин, рыболовных сетей, изготовление канатов, добыча песка и кораллов, а также различные ремесла (кузнечное, резьба из древесины кокосовой пальмы сувениров и бытовых предметов, изготовление из раковин каури женских украшений и проч.). Развивается мебельная промышленность.

     Традиционные  занятия мальдивцев – сбор раковин  каури и выращивание кокосовой  пальмы, дающей копру, растительное масло  и пальмовый лист. Возделывают также такие культуры, как рис, таро, просо, кукурузу, батат, маниок. Площадь пригодных для обработки земель крайне ограничена, под сельскохозяйственными культурами занято не более 10%.

Информация о работе Экономическое положения стран Азии