Экономическое положения стран Азии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение экономического положения стран Азии в 2011 году.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить сле-дующие задачи:
• Изучить сущностные особенности развития мировой экономики;
• Показать международную специализацию различных стран Азии;
• Определить особенности экономического развития стран Юго-Восточной; Восточной; Южной и Центральной Азии.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические предпосылки развития стран Азии 5
1.1. Основные теоретические концепции развития мировой экономики 5
1.2. Принципы построения экономики в НИС Восточной и Юго-Восточной Азии 10
1.3. Супергиганты — Китай и Индия и новые индустриальные страны первой волны 13
2. Анализ экономического положения стран Азии 19
2.1. Государства Азии на политической карте мира 19
2.2. Отличительные особенности экономического развития стран Центральной Азии в 2011 году 21
2.3. Сравнительный анализ экономического развития стран Южной Азии 24
Заключение 39
Список литературы 41
Приложения 43

Файлы: 1 файл

Экономическое положение стран Азии в 2011.doc

— 606.00 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, НИС Азии по всем объективным  параметрам могут считаться современными экономически развитыми странами. Однако этого «включения» азиатской четверки в мировую элиту не происходит, особенно на неформальном уровне. Дело в том, что при всех различиях экономик этих НИС, все они развиваются по единой сугубо восточноазиатской модели, которая идеологически очень далека от европейской. В основе всех трех европейских моделей лежит признание ведущей роли рынка, частной инициативы и гражданского общества в построении экономики. Государству отводится дополняющая и корректирующая роль. Взаимодействие государства и бизнеса строятся снизу вверх, обе стороны выступают как равноправные партнеры, играющие по четко определенным правилам. В восточноазиатской модели, в полном соответствии с особенностями китайской цивилизации, ведущая роль отведена государству. Именно оно ставит цели, стимулирует и направляет экономическую активность населения, планомерно выстраивает структуру экономики и внешнеэкономических связей. Это определяет существенные отличия НИС от развитых стран Запада в сфере социального обслуживания и социального обеспечения, в области регулирования рынка труда и в целом в области государственного регулирования экономики.

 

2. Анализ  экономического  положения  стран  Азии

2.1. Государства Азии на политической карте мира

 

     Азия  является самым большим континентом в современном мире с территорией около 45 млн. кв. км и населением более 3 млрд. человек. На материке около 50 независимых государств. До недавнего времени Азия являлась одним из самых нестабильных регионов в современном мире. За весь бурный XX в. здесь прогремело немало войн, произошли десятки революций, военных переворотов, восстаний, путчей14.

     В политическом отношении страны Азии составляют сложный комплекс демократических и авторитарных режимов.

     В большинстве развивающихся государств Азии до недавнего времени господствовали авторитарные режимы. Власть опиралась на три основных политических института: государство, унаследованное от колонизаторов и осуществляющее жесткое централизованное управление обществом; однопартийную систему (в большинстве случаев единственная партия создавалась сверху национальными лидерами для получения общественной поддержки); армию, которая в результате частых военных переворотов устанавливала власть армейских кругов и отстраняла от руководства гражданских лидеров. В дальнейшем в ряде государств началось движение в направлении утверждения принципов демократического устройства. Этому способствовали общемировые тенденции политического развития.

     Анализ  особенностей государственно-политического устройства в этих странах позволяет выделить среди них несколько групп.

     Первая  группа государств ориентируется на сохранение и поддержание традиционных, исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни. К ним прежде всего относятся арабские страны, где сохранилась абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Катар) и конституционная монархия (Бахрейн, Иордания, Кувейт).

     Во  вторую группу стран отнесены страны, где установлены авторитарные военно-диктаторские режимы (Ирак, Пакистан, Бирма). Здесь законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточена в руках военного диктатора или элиты, опирающихся на силовые структуры. К ним примыкает и ряд гражданских режимов, где важную роль продолжает играть армия (Сирия, Афганистан).

     В третью группу стран входят государства с консервативным авторитарным режимом, к которым относится и конфессиональный режим Исламской Республики Иран (ИРИ), в которой просматривается сочетание традиционных исламских тенденций с современной президентской властью при господстве духовенства. Конституция ИРИ закрепляет руководящую роль мусульманского духовенства в жизни иранского общества. Верховную власть осуществляет политический и духовный руководитель страны, обладающий самыми широкими полномочиями. В ИРИ введена система исламского судопроизводства, основывающаяся на требованиях Корана и шариата.

     Четвертую группу стран составляют бывшие страны народной демократии (Вьетнам, Лаос, Монголия). Они, как и бывшие среднеазиатские республики СССР, находятся в начальном пути демократических преобразований. Особое место в этой группе занимает Китай, для которого характерно сочетание авторитарного политического режима с рыночными преобразованиями в сфере экономики15.

     В пятую группу можно объединить страны со смешанным режимом, представляющим своеобразный симбиоз авторитаризма с либеральными многопартийными системами (Южная Корея, Малайзия, Тайвань, Таиланд, Гонконг, Сингапур), где господствующие политические силы, используя западную модель открытой рыночной экономики в тесном экономическом взаимодействии с Японией, США и Западной Европой, создали современную базу, начали процесс эволюции политических режимов по пути их демократизации.

     Шестую  группу образуют страны, имеющие наиболее зрелые парламентские режимы с демократической тенденцией. Среди них — Индия, Израиль и другие государства.

     В результате распада мировой колониальной системы в послевоенные годы на политической карте появилось много независимых государств. Многие из них выбрали за основу своего развития социалистическую модель, однако большинство из этих стран продолжали свое формационное развитие  в  рамках  капиталистической  системы,  которая  получила дополнительную социально-экономическую базу.

     Итак, растущий процесс дифференциации развивающихся государств, обусловленный законом неравномерности экономического развития, привел к выделению особой группы стран и территорий - «новых индустриальных стран» (НИС), или «новых индустриальных экономик» (НИЭ). К числу новых индустриальных стран (НИС) Азии до недавнего времени относили четырех «азиатских тигров»- Республику Корея (Южную Корею), Сингапур, Тайвань и Гонконг. Теперь их нередко называют НИС «первой волны», а к новым индустриальным странам «второй волны» относят Малайзию, Таиланд, Филиппины и Индонезию.

2.2. Отличительные  особенности  экономического  развития  стран  Центральной  Азии  в 2011 году

 

     Темпы роста в странах Кавказа и  Центральной Азии (КЦА), составившие в 2011 году  6½ процента, были выше, чем ожидалось, при этом движущей силой были экспорт биржевых товаров и  государственные инвестиции. Страны-экспортеры нефти и газа имели прирост на 7 процентов и  улучшили свое сальдо счета текущих операций на 5½ процентного пункта ВВП. Хотя прирост в  странах-импортерах нефти и газа был меньше (4 процента), их внешнеэкономическое положение также  упрочилось, этому способствовали более высокие цены на минеральное сырье и металлы, а также  увеличение денежных переводов. Ожидается, что в 2012 году, когда замедлится рост производства  нефти и газа, темпы роста экономики снизятся до 5¾ процента.

     Рост  инфляции происходит во всех странах  КЦА. В среднем ее темпы в 2011 году составили 7¼ процента, и, по прогнозам, в 2012 году они еще больше возрастут, достигнув 10 процентов, в основном  в результате повышения цен на продовольствие и топливо, а также, в некоторых случаях из-за  возникающего давления со стороны спроса. Высокая инфляция отрицательно сказывается на  малоимущих и усложняет разработку и проведение политики. Официальные органы реагируют на это, ужесточая денежно-кредитную политику, с тем чтобы избежать эффектов второго порядка от роста цен  на биржевые товары, и в некоторых случаях применяя административные меры для ограничения повышения цен.

     Планы бюджетной консолидации на 2012 год в странах региона являются различными и  подвергаются давлению, оказываемому с целью увеличения расходов. В Армении и Грузии, где  бюджетное пространство ограничено и, по-видимому, происходит самостоятельный подъем в  экономике, планируется дальнейшее ужесточение налогово-бюджетной политики. В других странах  требования об увеличении расходов приводят к отсрочке или замедлению консолидации. В странах- экспортерах нефти и газа, где есть достаточное бюджетное пространство, целесообразны постепенные  темпы бюджетной консолидации, при этом в 2012 году ненефтяные дефициты останутся существенно  более высокими, чем до кризиса.

     Директивным органам будет необходимо решить три основные неотложные проблемы: повышение инфляции, увеличение общественного давления в целях наращивания расходов и низкое  качество банковских кредитных портфелей. Сдерживание инфляции потребует внимательного  наблюдения за развитием событий и, возможно, дополнительного ужесточения экономической  политики, поскольку появляются эффекты второго порядка, связанные с шоками цен на биржевые  товары. Меры по определению приоритетов и повышению качества государственных расходов будут  критически важны в период, когда странам необходимо разработать адресные и экономически  эффективные системы социальной защиты для наиболее уязвимых групп. Оздоровление банковских  систем, особенно в Казахстане, Кыргызской Республике и Таджикистане, необходимо для поддержки  восстановления кредита и частных инвестиций.

Таблица 1. Регион КЦА: отдельные экономические показатели, 2000–11 годы

(В процентах  ВВП, если не указано иное) 

 

     В среднесрочной перспективе важнейшими целями для всех стран являются создание рабочих  мест и сокращения бедности. Успехи в этом направлении зависят от создания достаточных систем  социальной защиты, повышения роли частного сектора, диверсификации экономики за счет  уменьшения зависимости от природных ресурсов и достижения более значительных региональных  синергетических эффектов. Улучшение деловой среды благодаря повышению степени прозрачности, совершенствованию управления и повышения качества институтов является важной составной частью  программы реформ.

2.3. Сравнительный   анализ  экономического  развития  стран   Южной  Азии

 

     Южная Азия - природная область в Азии, охватывающая полуостров Индостан с близлежащими островами, Индо-Гангскую равнину и ее горное обрамление. Общая площадь примерно равна 5,1 млн. км2.

     Территорию  Южной Азии в основном покрывают  тропические леса, саванны, на западе — участки пустынь.

     На  территории Южной Азии расположены  государства: Бангладеш (Народная Республика Бангладеш), Бутан (Королевство Бутан), Индия (Республика Индия), Мальдивские острова (Мальдивская Республика), Непал (Королевство Непал), Пакистан (Исламская Республика Пакистан), Шри-Ланка (Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка).  
 
 
 
 
 
 

 

Рис. 1. Карта стран Южной Азии 

     Итак, сравним  экономическое  развитие стран Южной Азии

     1. Народная Республика Бангладеш, государство, образованное на месте бывшей пакистанской провинции Восточный Пакистан. Ее политические лидеры 26 марта 1971 объявили о создании независимого государства под названием Бангладеш, что означает «бенгальский народ». Фактическая дата основания 16 декабря 1971, когда пакистанские войска сдались объединенному командованию восточнобенгальских и поддерживавших их индийских вооруженных сил.

     Бангладеш находится на юге Азии, в северо-восточной  части Индийского субконтинента. На западе, севере и востоке граничит с Индией, на юго-востоке - с  Бирмой (Мьянма). На юге омывается Бенгальским  заливом. Площадь страны 143998 км2. Бангладеш - равнинное государство, пересекаемое многочисленными реками. Большая часть страны лежит в пределах широкой дельты, сформированной реками Ганг и Брахмапутра, которая практически ежегодно затапливается. Относительно возвышенная территория - Читтагонгские холмы - занимает менее десятой части площади страны. Здесь, на границе с Бирмой, находится гора Модок-Муал (1003 м) - высочайшая точка страны. Вдоль восточной и северной границы с Индией лежат невысокие холмы Мадхпур, высота которых не превышает 30 м. Реки являются одной из важнейших черт ландшафта Бангладеш. Некоторые из них в различных своих частях носят разные названия. Например, Ганг ниже точки, где в него впадает река Джамуна, известен как Падма. Когда сливаются Брахмапутра и Ганг, они называются Мегна. В сухой сезон рукава рек в дельте достигают ширины в несколько километров, в сезон дождей они разливаются в сплошное озеро. Поэтому в дельте дома строятся на высоких сваях для того, чтобы их не затапливало во время паводка.

     Бангладеш – бедная густонаселенная страна, характеризующаяся высокими темпами роста численности населения.

     Для бангладешской деревни характерно натуральное хозяйство в мелких крестьянских подворьях. Все более  важной становится ориентация на возделывание товарных культур.

     Для более интенсивного использования пахотных земель (в том числе и в сухой сезон) и раннего сева до основного сезона дождей, широко внедряется орошаемое земледелие. Полив и обильные осадки позволяют получать с участка два и даже три урожая в год, превращая тем самым 7,6 млн. га пахотных угодий в 13,6 млн. га валовой посевной площади.

     Рыба  – важный компонент питания бенгальцев и одна из статей экспорта. Наиболее значимы гильза и несколько видов креветок.

Информация о работе Экономическое положения стран Азии