Экономический потенциал региона: методика оценки, диагностика, факторы роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 08:07, курсовая работа

Описание работы

Характеристика социально-экономического потенциала региона – необходимое условие разработки научно обоснованных программ развития экономики данного территориального подразделения. Необходимым моментом методологии оценки социально-экономического потенциала является его определение как экономической категории и как объекта статистического изучения.
Социально-экономический потенциал региона – это совокупная способность наличных трудовых, материально-технических, финансовых, природных и других ресурсов обеспечения максимального в данных условиях объема производства товаров и услуг в целях наиболее полного удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей общества и создания условий для дальнейшего ускоренного развития экономики региона.

Файлы: 1 файл

Ekonomichesky_potentsial_regiona.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) была предложена концепция повышения конкурентоспособности российской промышленности, содержащая в себе ряд системно-стратегических, структурно-тактических и оперативно-конъюнктурных мер оздоровления и повышения конкурентоспособности промышленного производства. Ведущими учеными экономистами и экспертами Торгово-промышленной палаты РФ была предложена стратегия социально-экономического развития, в которой в жесткой форме были сформулированы меры по поддержке отраслей машиностроения.

Однако к реализации этих документов Россия преступила только в 2007 г.

Инновационный, научный и кадровый потенциал. В силу многих причин построение экономики знаний и обеспечение инновационного развития жизненно необходимо для России. Главными из них являются постепенное исчерпание сырьевых (прежде всего углеводородных) ресурсов, добыча и экспорт которых были основой экономического роста на протяжении последних 30 лет; высокие издержки производства и низкая производительность труда.

Сегодня все субъекты Российской Федерации нацелены на инновационный путь развития, однако не все из них имеют достаточный научно-технический задел и прочие условия для активной инновационной деятельности, о чем свидетельствуют исследования и расчеты ученых Института экономики и организации промышленного производства СО РАН.

 

1.3 Значение финансовых ресурсов в экономическом развитии региона

В настоящее время региональные статистические службы России, кроме работы, связанной с определением и расчетом статистических показателей материально-технического и трудового потенциала региона, ведут и значительную деятельность по определению финансовых ресурсов региона.

Переход российской экономики к рыночным отношениям предопределил специфику образования и использования финансовых ресурсов как по экономике в целом, так и на уровне регионов.

Федеральным и региональным органом власти России необходимо иметь четкое представление о характере и тенденции экономического и социального развития страны и ее регионов, об объеме и структуре выпуска товаров и услуг, об уровне и структуре доходов институциональных единиц, о финансовых и денежно-кредитных возможностях, об уровне жизни населения и т.д. Переход на новые для России экономические методы хозяйствования с одновременным снижением сферы государственного административного управления, коренные изменения в системе цен и ценообразовании, инфляции, безработицы и других факторов принципиально изменили содержание финансовых ресурсов страны и регионов, их структуру источников формирования и распределения.

При принятии управленческих решений по финансовым вопросам, выявлении закономерностей и тенденций в динамике финансовых ресурсов и затрат, необходимы анализ состояния, структуры и пропорций распределения финансовых ресурсов региона между госбюджетом, внебюджетными фондами и финансовыми средствами предприятий и организаций региона, исследование роли и значения основных источников формирования финансовых ресурсов. Такой анализ позволяет оценить роль и значение различных каналов мобилизации финансовых ресурсов, целесообразность и обоснованность их распределения и использования.

Финансы играют огромную роль в структуре рыночных отношений, а также в механизме их регулирования со стороны государства, они неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной социально-экономической политики.

Этой категории дается следующее общее определение:

Финансы – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, национального дохода и части национального богатства, а на уровне отраслей и секторов экономики – валовой добавленной стоимости, в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использование их на потребление, расширения богатства, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансы представляют собой систему денежных отношений, они – неотъемлемый элемент общественного производства на всех уровнях хозяйствования.

Одной из наиболее важнейших задач СНС в области финансов является характеристика финансовой деятельности как по экономике страны в целом, так и в разрезе секторов экономики и регионов страны.

В макроэкономической статистике и в СНС финансы определяются как система экономических отношений между институциональными единицами по поводу формирования, распределения и использования доходов с целью воспроизводства и удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей общества. Финансы, как кровеносная система всей экономики, играют огромную роль, как в структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства.

Они – неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики.

Предметом финансовой статистики является количественная характеристика финансовых активов, их формирования, распределения и перераспределения, обращения и использования.

Финансовые активы – это финансовые обязательства, которые возникают, когда одна институционная единица предоставляет средства другой. При этом институционная единица, владеющая этими средствами (кредитор), получает платеж или серию платежей от другой единицы (должник), в соответствии с условиями контракта, заключенного между ними. Такое финансовое обязательство представляет собой финансовый актив для кредитора и финансовый пассив для должника. Почти все финансовые активы возникают из финансовых обязательств, но монетарное золото и специальные права заимствования Международного Валютного Фонда (МВФ) также рассматриваются как финансовые активы, хотя для них нет соответствующих финансовых пассивов.

В конкретных условиях секторов экономики региона основными составляющими финансовых активов являются: вклады и депозиты в банках (в рублях и валюте), вложения в ценных бумагах, запасы институционных единиц в наличной и иностранной валюте, резервы страховых взносов населения. Финансовые активы региона, как часть национального богатства, формируется за счет сбережения – неиспользованной части денежных доходов физических лиц.

Финансы определяются и как совокупность экономических отношений, охватывающих процессы создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств регионов и страна в целом.

В соответствии с Общероссийским классификатором финансовых активов (ОКФА) в СНС финансовые активы группируются на семь основных категорий:

- монетарное золото и специальные права заимствования (СДР);

- валюта и депозиты;

- ценные бумаги, кроме акций;

- кредиты и займы;

- акции и другие формы участия в капитале;

- страховые технические резервы;

- другая дебиторская/кредиторская задолженность.

Финансовые активы, инструменты и операции, а также денежная и валютная политика формирует объект исследования статистики финансов региона, которая определяется как отрасль социальной экономической статистики.

«Статистику финансов» более корректно называть «Статистикой финансов, кредита и денежного обращения». В этом же разрезе следует представить и структуру статистики финансов региона.

В круг решаемых статистикой финансов региона задач входят: разработка методологий и организаций статистического наблюдения за финансовыми ресурсами региона, учитывая при этом специфику и особенности функционирования экономики региона в народно-хозяйственном комплексе страны; проведение специальных балансовых региональных расчетов; выбор для каждого региона методов обработки предоставления и анализа информации и др.

По концепции СНС ООН 1993 г., все указанные финансовые активы, являются объектом исследования в финансовом счете региона.

Финансы региона представляют собой финансовые отношения, выраженные в денежной форме, возникающие при образовании распределений и использовании денежных доходов и накоплений в процессе производства и реализации товаров, выполнения работ и оказания различных услуг. Финансовые отношения складываются:

• при получении и погашении банковских ссуд,

• при уплате процентов по ним,

• при вложении средств в акции и облигации и получении по ним процентов,

• при уплате и получении штрафов,

• при участии в распределении прибыли,

• при образовании и использовании различных страховых фондов,

• при покупке и продаже валют,

• при получении и уплате трансфертов разного вида (налогов, пенсий, взносов в соцстрах и др.).

К основным видам государственных трансфертных платежей (трансфертов), домашним хозяйствам относятся:

• пенсии;

• социальные пособия и, в частности, пособия по безработице;

• целевые платежи, а именно: дотация за квартиру, пособие на детей, пособие на профессиональное обучение, платежей по больничным листам;

• прочие платежи: обеспечение жертв войны, беженцев, репрессированных и т.д.

С помощью трансфертных платежей государство осуществляет перераспределение первичных доходов. При этом трансферты прямо не затрагивают объем дохода региона. Примерно 2/3 государственных трансфертов – это платежи домашним хозяйствам.

Как видно, перечень текущих трансфертов, на региональном уровне, достаточно широкий, что подчеркивает значимость этой экономической категории в изучении финансового положения регионов страны.

В счете вторичного распределения доходов выделяются три основных вида текущих трансфертов:

1. Текущие налоги на доходы, имущество  и другие;

2. Отчисления в социальное страхование  и социальные пособия;

3. Прочие текущие трансферты.

Финансово-денежные отношения институциональных единиц с государством возникают в связи с формированием и использованием бюджетных и внебюджетных фондов и выражаются в форме платежей в бюджет и внебюджетные фонды различных уровней и соответственно израсходование бюджетных средств.

Предметом изучения региональной финансовой статистики и их отражения в СНС является количественная характеристика финансово-денежных отношений, возникающих в процессе воспроизводства, с учетом их качественных особенностей, обусловленных образованием, распределением и использованием финансовых ресурсов, выполнением обязательств хозяйствующих субъектов друг перед другом, перед финансово-банковской системой и государством.

Для стабилизации экономики, укрепления финансовых и кредитных отношений между секторами экономики региона особую значимость приобретает информация о финансовых потоках, формирующих финансовые средства региона.

В региональной финансовой статистике применяется система показателей, отражающих финансовое положение хозяйствующих субъектов данного региона, поступление, распределение и характер использования денежных средств, размер и структуру задолженности и др.

Основным средством изучения процессов формирования и использования финансовых ресурсов как по экономике в целом, так и на уровне региона является сводный баланс финансовых ресурсов и затрат или иначе сводный финансовый баланс.

Современные требования к информационно-аналитическому обеспечению управления экономикой региона диктуют необходимость разработки по региону системы балансов, характеризующих его финансовые и кредитно-денежные отношения. Обобщающей концептуальной матрицей сводных показателей такой системы (по аналогии с СНС) призван служить баланс денежного оборота. Его схема и методология построения разработаны Соловьевым А.С.

Центральное место в системе этих балансов занимает баланс финансовых ресурсов и затрат (сводный финансовый баланс), ориентированный на региональный уровень использования.

Баланс предназначен для количественной и качественной оценки состояния финансовых ресурсов региона – их стабильности, ликвидности, структуры, потоков их перераспределения и меры расходов.

Составление сводного финансового баланса (далее СФБ) для субъектов Российской Федерации дает возможность ответить на следующие вопросы:

• какая часть финансовых ресурсов, образованных в регионе, остается в его распоряжении, а какая передается в централизованные фонды и получается из централизованного фонда;

• как складывается баланс привлеченных средств населения и социальных выплат населению;

• каковы составляющие баланса финансовых ресурсов и затрат предприятий региона по источникам формирования и направлениям использования;

• какова роль финансово-кредитной системы, органов государственного управления и других инструментов в перераспределении финансовых ресурсов и др.

Финансовые ресурсы региона определены как ресурсы, которые были получены в результате производственно-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, функционирующих на территории региона.

Привлеченные средства населения в совокупности с финансовыми ресурсами, созданными на территории региона, характеризуют образованные финансовые ресурсы. Величина образованных финансовых ресурсов, рассчитанная с учетом сальдо перераспределения ресурсов по фондам денежных средств, определяет категорию финансовых ресурсов, которыми располагает регион, и которые могут быть использованы непосредственно на его территории в направление производственного и социального развития.

Баланс финансовых ресурсов и затрат региона воспроизводит последовательные стадии движения финансовых ресурсов: образование финансовых ресурсов в процессе экономической деятельности хозяйствующих субъектов, привлечение части средств кредитно-банковской системы и населения; пополнение из этих ресурсов кредитных фондов денежных средств (в первую очередь бюджетной системы); перераспределение финансовых ресурсов между этими фондами, их использование на капитальные вложения, непроизводственное потребление и социальные трансферты.

Информация о работе Экономический потенциал региона: методика оценки, диагностика, факторы роста