Экономическая безопасность страны Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить механизм обеспечения экономической безопасности в Республике Беларусь и изучить динамику некоторых показателей мониторинга экономической безопасности.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
– изучить понятие и структуру экономической безопасности страны;
– определить внешние и внутренние угрозы экономической безопасности;
– выявить механизм обеспечения экономической безопасности в РБ.

Файлы: 1 файл

К.р. Экон. безоп 2013! МогГУПрод.doc

— 441.00 Кб (Скачать файл)

Итак, параметры экономической безопасности Республики Беларусь остаются в безопасной зоне, например, внешний государственный долг, его размер составляет на сегодняшний день 12, 4 млрд долларов США, это 18,7 % годового ВВП при пороговом значении 25 %.

3.2 Основные направления нейтрализации внутренних источников угроз и защиты от внешних угроз национальной безопасности в экономической сфере

Согласно выявленным угрозам основными направлениями нейтрализации внутренних источников угроз национальной безопасности в экономической сфере является поддержание долгосрочной макроэкономической стабильности посредством структурной перестройки экономики Республики Беларусь на основе прямых иностранных инвестиций, роста производительности труда и инновационной активности всех субъектов хозяйствования, сокращения отрицательного сальдо внешней торговли, снижения импортоемкости, материалоемкости, себестоимости и повышения качества производимой продукции.

Структурная перестройка экономики страны обеспечивается путем ускоренного развития высокотехнологичных конкурентоспособных секторов с высокой добавленной стоимостью, производств на местных ресурсах, опережающего развития сферы услуг, в первую очередь информационно-коммуникационных и деловых, реализации транзитного потенциала Республики Беларусь. Предприятия с традиционными и низкими технологиями, высокой импортоемкостью и материалоемкостью подлежат реструктуризации, в том числе путем продажи активов частным инвесторам, перераспределения и перетока трудовых, финансовых и материальных ресурсов в новые и перспективные сектора экономики. Формирование показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь должно исходить из перспективной структуры экономики. В качестве основных оценочных критериев работы на всех уровнях управления следует применять показатели эффективности и созданной добавленной стоимости.

Важное значение будет иметь последовательное стимулирование деловой активности, нацеленное на преодоление монополизма и развитие конкуренции в экономических отношениях, поощрение предпринимательской инициативы, а также формирование государственно-частного партнерства.

Привлечение внешних ресурсов в экономику Республики Беларусь целесообразно осуществлять в виде прямых иностранных инвестиций в валютоокупаемые проекты, не влекущие за собой накопление внешних обязательств государства и обеспечивающие трансфер зарубежных знаний и технологий, выход на новые экспортные рынки с конкурентоспособной продукцией. Для этого будут формироваться благоприятный инвестиционный климат, максимально упрощаться нормативная правовая база ведения бизнеса, внедряться международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В целом предстоит сформировать внутренне непротиворечивую, полную, гармонизированную с развитыми странами институциональную социально ориентированную рыночную среду с целью вхождения в число первых 30 стран мира по условиям ведения бизнеса.

Основными факторами роста производительности труда станет повышение его капиталовооруженности и качества рабочей силы, наращивание инновационной активности субъектов хозяйствования. Это достигается улучшением качественных характеристик инвестиционного процесса, формированием фондового рынка, повышением эффективности секторов, обеспечивающих воспроизводство человеческого капитала (образование, наука, здравоохранение, культура), реализацией крупномасштабных инфраструктурных проектов (энергетика, транспорт, дороги, связь) за счет частно-государственного финансирования, развитием конкуренции и внедрением эффективного антимонопольного регулирования.

Сбалансированность развития экономики обеспечивается по следующим основным направлениям:

  • соответствие темпов экономического роста возможности расширения внешнего и внутреннего спроса;
  • переход к бездефицитному балансу внешней торговли, а в течение переходного периода – покрытие дефицита внешней торговли без увеличения внешнего государственного долга;
  • наращивание денежного предложения (эмиссии) с учетом соблюдения целевых параметров уровня инфляции и заданного валютного коридора;
  • поддержание жестких бюджетных ограничений в деятельности субъектов хозяйствования, обеспечение своевременного исполнения финансовых обязательств (платежная дисциплина);
  • формирование и поддержание на достаточном уровне золотовалютных резервов.

В условиях глобализации международных отношений важным фактором обеспечения устойчивого развития государства становится обеспечение успешной интеграции Республики Беларусь в глобальное экономическое пространство. Защита от внешних угроз национальной безопасности в экономической сфере также обеспечивается многовекторной внешнеэкономической политикой, расширением товарной номенклатуры и географии экспорта, диверсификацией импорта сырьевых и энергетических ресурсов.

Совершенствование условий создания и функционирования совместных и иностранных коммерческих организаций, транснациональных корпораций (далее – ТНК), финансово-промышленных групп позволит обеспечить развитие товаропроводящих сетей, включение отечественных предприятий в цепочки ТНК, создание отечественных ТНК с размещением сервисных центров и сборочных производств за рубежом, а также минимизировать возможности дискриминации белорусских субъектов хозяйствования.

Важным направлением выступает повышение эффективности управления внешним долгом Республики Беларусь, снижение стоимости и рисков его обслуживания.

Формированию позитивного имиджа страны за рубежом будет способствовать развитие сотрудничества с международными финансово-экономическими и торговыми организациями, интеграционными объединениями, участие в международных договорах, направленных на устранение дискриминации и развитие внешней торговли, стабилизацию позиции отечественных товаропроизводителей на внешних рынках.

 

 

 

 

 

Заключение

 

В результате работы над курсовым проектом можно сделать следующие выводы.

1 Экономическая безопасность это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию. Для характеристики экономической безопасности используют показатели экономического роста; характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны; инвестиционной активности; характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов.

2 В структуре экономической безопасности государства выделяют следующие составные элементы: технологическая, технико-производственная, валютно-кредитная, сырьевая, энергетическая, экологическая, информационная и экологическая составляющие. Каждая составляющая имеет большое значение для обеспечения экономической безопасности государства.

3 Одним из важнейших элементов, оказывающим существенное влияние на методологию формирования системы экономической безопасности является характер угроз, под действиями которых понимается лишение доступа к различного рода ресурсам, дезорганизация хозяйственной деятельности, сопровождающаяся распадом экономической системы страны и потерей способности государства к управлению экономикой. Следствием возможного нанесенного ущерба могут выступать процессы, связанные с воздействием внешних и внутренних факторов, в ходе которых экономические субъекты могут получать убытки от сознательных или стихийных действий партнеров или обстоятельств, а также в связи с неспособностью субъектов хозяйствования противостоять конкуренции недобросовестных производителей из-за неудовлетворительной организации управления.

4 Исходя из экономического потенциала, размеров территории, численности населения государства, его роли и места в мировом экономическом сообществе, можно выделить две группы государств с особенностями обеспечения ими национальной экономической безопасности: большие государства, выполняющие функции мировых и региональных центров и малые государства, формирующие мировую экономику на локальном уровне между мировыми и региональными полюсами.

5 Беларусь относится к малым  странам с открытой экономикой. Главными приоритетными направлениями  развития политики в Республике  Беларусь относительно экономической безопасности является: разработка проблемы национальной экономической безопасности, поиск наиболее уязвимых для экономики мест, которые представляют угрозу для устойчивого развития республики в целом, а так же интеграции Республики Беларусь в мировую экономику.

6 Основным субъектом экономической безопасности в Республике Беларусь, обеспечивающим ее реализацию на национальном, общественном, государственном уровне, а также оказывающим большое влияние на реализацию экономической безопасности личности (граждан), является государство, осуществляющее управленческие функции в данной области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

7 Приоритетные направления деятельности  по обеспечению национальной  безопасности Республики Беларусь  указаны в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, закрепляющей совокупность официальных взглядов на сущность и содержание деятельности Республики Беларусь по обеспечению баланса интересов личности, общества, государства и их защите от внутренних и внешних угроз. Согласно Концепции под экономической безопасностью понимается состояние экономики, при котором гарантированно обеспечивается защищенность национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз.

8 Внутренние угрозы, обусловлены: физическим износом производственных фондов; низким уровнем объемов инвестиций, научно-технического и технологического потенциалов; высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью экономики; несовершенством правовой и законодательной баз; низкой инновационной активностью. Внешние угрозы, обусловлены применением в отношении белорусских товаропроизводителей  протекционистских мер на внешних рынках, а также ростом цен на импортируемые топливно-энергетические ресурсы.

9 Одним из индикаторов состояния национальной безопасности выступает показатель доли в ВВП инвестиций в основной капитал. За семь месяцев 2013 г. в основной капитал инвестировано 102,6 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 10,2 процента больше, чем за аналогичный период 2012 года и на 4,2 процентного пункта выше прогнозного показателя. Доля инвестиций в основной капитал в ВВП повысилась до 30,2 % (в январе-июле 2012 г. - 25,3 %). Основным фактором, определившим динамику роста инвестиций в основной капитал в 2013 году, можно считать низкую базу сравнения в связи со значительным сокращением объема капиталовложений годом ранее. В этих условиях при отсутствии значимых поступлений средств прямых иностранных инвесторов в сферу инвестиций в основной капитал сохраняется зависимость инвестиционной деятельности от финансовой поддержки за счет средств республиканского и местных бюджетов.

10 По внешнеторговым операциям сформировался чистый экспорт в размере 386,2 млн. долларов США (в январе-июне 2012 г. 3 588,8 млн. долларов США). По отношению к ВВП данные показатели составили соответственно 1,2 и 12,1 %. При этом дефицит торгового баланса составил 1105,2 млн. долларов США, а положительное сальдо операций с услугами - 1491,4 млн. долларов США. Размер внешнего государственного долга составляет на сегодняшний день 12,4 млрд долларов США, это 18,7 % годового ВВП при пороговом значении 25 %. Исходя из анализа параметры экономической безопасности РБ остаются в безопасной зоне.

11 Согласно выявленным угрозам основными направлениями их нейтрализации является поддержание долгосрочной макроэкономической стабильности посредством структурной перестройки экономики Республики Беларусь на основе прямых иностранных инвестиций, роста производительности труда и инновационной активности всех субъектов хозяйствования, сокращения отрицательного сальдо внешней торговли, снижения импортоемкости, материалоемкости, себестоимости и повышения качества производимой продукции.

Список использованных источников

 

  1. Абалкин Л.И. Логика экономического роста / Л.И. Абалкин. – М.: Институт экономики РАН, 2002. – 228 с.
  2. Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность) / Под ред. Е. А. Олейникова. — М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез"", 1997. — 288 с.
  3. Криминалистические аспекты экономической безопасности Ж85 государства: Монография / М.Г.Жук; Под ред. ГА.Зорина. - Гродно: ГрГУ, 2003.-115 с.
  4. Фомин А. Экономическая безопасность государства / А. Фомин // Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики. – 2010. – № 3(24). – С. 42-51
  5. Градов А.П. Национальная экономика / – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 240 с.
  6. Гордиенко Д Экономическая безопасность России: понятие, структура, сравнительная и перспективная оценка [Электронный ресурс] – 12 августа 2010. – Режим доступа: http://www.csef.ru/index.php/ru/component/csef/project/-/-/-?id=905
  7. Экономическая безопасность: теория,  методология, практика / под науч. ред. Никитенко П.Г., Булавко В.Г.; Институт экономики НАН Беларуси. – Минск: Право и экономика, 2009. – 394 с. 
  8. Мальцев Л. С. Обеспечение национальной безопасности республики Беларусь: концептуальные и методологические основы / Л.С. Мальцев // Идеологические аспекты военной безопасности. – 2011. – №1. – С. 3-11.
  9. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь, 9 ноября 2010 г., № 575 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2010. — № 276. — С. 5–25.
  10. Мясникович М. В.  Методология обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь / Экономический бюллетень – 2011 – №5. – С. 12-16.
  11. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2007 N 226 «Об организации мониторинга важнейших показателей экономической безопасности Республики Беларусь»
  12. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь: аналитическое обозрение за январь-июль 2013 г. [Электронный ресурс] – июль 2013. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/EcTendencies/2013/rep_2013_07_ot.pdf#page=7
  13. Финансовая стабильность в Республике Беларусь в 2012 г.: аналитическое обозрение [Электронный ресурс] – январь 2013. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/finstabrep/FinStab2012.pdf.

Информация о работе Экономическая безопасность страны Республике Беларусь