Экономическая безопасность страны Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить механизм обеспечения экономической безопасности в Республике Беларусь и изучить динамику некоторых показателей мониторинга экономической безопасности.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
– изучить понятие и структуру экономической безопасности страны;
– определить внешние и внутренние угрозы экономической безопасности;
– выявить механизм обеспечения экономической безопасности в РБ.

Файлы: 1 файл

К.р. Экон. безоп 2013! МогГУПрод.doc

— 441.00 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Структура экономической безопасности государства

 

Составными структурными элементами экономической безопасности государства являются: технологическая, технико-производственная, валютно-кредитная, сырьевая, энергетическая, экологическая, информационная и экологическая составляющие (рисунок 1.1).

 

Рисунок 1.1 – Структурные элементы экономической безопасности государства

Технологическая составляющая экономической безопасности обусловливает такое состояние научно-технического потенциала страны, которое гарантирует конкурентоспособность национальных товаров и услуг на рынках наукоемкой (высокотехнологичной) продукции, а также обеспечивает самостоятельную разработку в минимально короткие сроки новейших технологических решений, предопределяющих прорывы в ведущих отраслях гражданского и оборонного производства. Мировая практика показывает, что обеспечение технологической составляющей экономической безопасности возможно лишь при условии национального хозяйства на путь инновационного развития.

Одной из эффективных является инновационная система США. Для этой системы характерны: четко сформулированные задачи национального масштаба по инновационному развитию национального хозяйства; огромные по сравнению с другими странами расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по созданию инновационных технологий; государственное финансирование значительной части этих расходов; защита интеллектуальной собственности в рамках государственной инновационной политики (стимулирование активного патентования); тесные связи между инновационными компаниями и университетами; большая доля венчурного капитала в общем объеме финансирования НИОКР. Значительное внимание развитию наукоемких отраслей экономики уделяет Китай. Китайскими приоритетами в науке и технике являются крупномасштабные интегрированные сети, программное обеспечение и системы информационной безопасности, станкостроение и др. При этом основной упор делается на создание совместных предприятий и приобретение зарубежных фирм, что позволяет использовать передовые иностранные технологии.

Большое значение для обеспечения экономической безопасности государства имеет ее технико-производственная составляющая. Под ней понимается способность национального хозяйства страны в случае нарушения внешнеэкономических связей или внутренних социально-экономических потрясений оперативно компенсировать их негативные последствия, устойчиво осуществлять расширенное воспроизводство, удовлетворять общественные (в том числе и оборонные) потребности. Она тесно связана как с материально-вещественными, так и с социальными факторами производства.

Особую опасность для национальной безопасности государства представляет зависимость от внешних поставок. В случае обострения экономического или развязывания прямого военного противоборства такая зависимость может привести к существенным экономическим затруднениям и даже потере экономической самостоятельности. Наиболее экономически самостоятельными странами являются Япония и США. Процент импорта продукции к ВВП в них составляет 8 и 13 % соответственно. Страны, национальное хозяйство которых находится в орбите чьего-либо влияния, имеют отношение объема импорта к ВВП 40 – 70 %. Выход за этот диапазон говорит об экономике страны, которая уже не может жить самостоятельно.

Валютно-кредитная составляющая может быть определена как возможность государства получать, размещать и использовать отечественные и зарубежные кредиты и инвестиции, а также рассчитываться по ним в пределах, обеспечивающих устойчивое функционирование своей валютно-финансовой системы и удовлетворение общественных потребностей в неблагоприятных внешних и внутренних экономических условиях.

Мировой опыт свидетельствует, что устойчивость экономического роста и экономическая безопасность государства возможна лишь при инвестиционном типе развития национального хозяйства. Каждая страна по-своему реализует этот тип, однако практически всегда соблюдаются оптимальные соотношения, дающие максимальный эффект для экономики государства:

  • объем инвестиций должен составлять 20 – 25 % ВВП (уровень капитализации);
  • при этом доля прямых иностранных инвестиций должна составлять не менее 15 – 17 % от объема внутренних;
  • степень износа основных фондов не должна превышать 30 – 35 %. В этой связи, встает проблема инвестиционной привлекательности государства. При этом в качестве основных составляющих инвестиционной привлекательности обычно рассматриваются две характеристики: инвестиционный риск и инвестиционный потенциал.

Продовольственная и сырьевая составляющие предполагают обеспеченность экономики страны соответственно продовольствием и сырьем в размерах необходимых для эффективного функционирования национального хозяйства.

Обеспечение продовольствием населения страны и важнейшими видами сырья является важнейшими факторами экономической безопасности государства. При этом проблемным вопросом обеспечения продовольственной и сырьевой безопасности является зависимость национального хозяйства от импорта продовольственных и сырьевых ресурсов.

Энергетическая составляющая экономической безопасности государства предполагает обеспечение стабильности физических поставок энергоносителей для внутреннего потребления и адаптацию национальной экономики к новым мировым ценам на них.

Одним из основных проблемных вопросов здесь выступает создание диверсифицированной структуры импорта энергоносителей и энергоресурсов, а также внедрение энергосберегающих технологий. Решение этой проблемы на государственном уровне дает возможность предупредить угрозы, связанные с энергодифицитом в национальном хозяйстве.

Энергетическая составляющая экономической безопасности государства также предполагает определение, выявление и систематизацию событий, наступление которых прямо или косвенно может нанести ущерб развитию топливно-энергетического комплекса (ТЭК). В этой связи, к числу других проблем, снижающих энергетическую безопасность государства, можно отнести: изношенность основных фондов, разрыв внутренних и мировых цен на энергоносители, темпы и масштабы национализации и приватизации в отрасли, рост аварийности на предприятиях ТЭК страны.

Экологическая составляющая предусматривает такое состояние национальной экономики, при котором предотвращаются или своевременно разрешаются противоречия между обществом и средой обитания, не допускается нанесение ущерба экономическому потенциалу государства.

Решение проблемы загрязнения окружающей среды тесно увязывается с ограничением хозяйственной деятельности человека и, прежде всего, с нейтрализацией антропогенных воздействий на естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, землю, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иную растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд и природные ландшафты. В этой связи, государство призвано обеспечить сохранность природного потенциала страны (региона, мира) при обеспечении возможности своего экономического роста.

Информационная составляющая предполагает такой порядок взаимного обмена производственными, научно-техническими и другими сведениями внутри хозяйственного комплекса государства и с зарубежными партнерами, при котором будут гарантироваться: надежный информационный обмен; повышение доли нематериальных активов в национальном богатстве; увеличение «удельного веса» информации в конечной стоимости производимого внутреннего продукта; а также тайна технологии производства.

Аксиомой является положение о том, что страна, имеющая превосходство в информационном обеспечении национального хозяйства, силах и средствах информационного противоборства, может рассчитывать на лидерство в экономической и военно-политической областях, иметь стратегическое и экономическое преимущество.

Очевидно, что в современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники [6].

Таким образом, в структуре экономической безопасности государства выделяют следующие составные элементы: технологическая, технико-производственная, валютно-кредитная, сырьевая, энергетическая, экологическая, информационная и экологическая составляющие. Каждая составляющая имеет большое значение для обеспечения экономической безопасности государства.

 

2 Внешние и внутренние  угрозы экономической безопасности

 

2.1 Характер экономических угроз

Одним из важнейших элементов, оказывающим существенное влияние на методологию формирования системы экономической безопасности является характер угроз, под действиями которых понимается лишение доступа к различного рода ресурсам, дезорганизация хозяйственной деятельности, сопровождающаяся распадом экономической системы страны и потерей способности государства к управлению экономикой. Следствием возможного нанесенного ущерба могут выступать процессы, связанные с воздействием внешних и внутренних факторов, в ходе которых экономические субъекты могут получать убытки от сознательных или стихийных действий партнеров или обстоятельств, а также в связи с неспособностью субъектов хозяйствования противостоять конкуренции недобросовестных производителей из-за неудовлетворительной организации управления. Общая структурная схема угроз экономической безопасности государства и механизма их устранения приведена на рисунке 2.1.

К внутренним угрозам можно отнести:

  • структурная деформированность экономики, унаследованная от прошлого и усугубляющаяся выбытием ряда жизнеобеспечивающих отраслей производства;
  • низкая конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью, высокими издержками производства;
  • высокий уровень монополизации экономики, выражающийся в росте цен, не полном выполнении договорных условий, отсутствии мотивов для совершенствования производства, повышения качества продукции и снижения издержек производства;
  • относительно высокий уровень инфляции, что снижает инвестиционную активность, особенно в части вложения капиталов в посредническую и финансовую деятельность в ущерб производственной;
  • замедление обновления производственного аппарата, предпочтение агентами рынка осуществлять текущие расходы в ущерб капитальным вложениям;
  • изношенность коммуникационных систем, вызывающая их аварийную опасность;
  • недостаточная развитость и устойчивость объектов инфраструктуры;
  • низкий уровень природоохранной деятельности и экологической безопасности;
  • отставание прироста разведанных запасов полезных ископаемых от масштабов их извлечения из недр;
  • низкий уровень научно-технического потенциала, потеря позиций на отдельных направлениях научно-технического развития, в том числе в результате «утечки мозгов» за рубеж и утрата престижности интеллектуального труда;
  • усиление имущественного расслоения населения, отсутствие у определенной категории лиц возможного свободного доступа к системе охраны здоровья, образованию и культуре и снижение на этой основе физического и духовного здоровья населения;

 

Рисунок 2.1 – Структура угроз экономической безопасности

 

  • криминализация экономики, рост коррупции и организованной преступности, ее проникновение в ключевые отрасли экономики;
  • несовершенство законодательной базы, низкая правовая, финансовая, договорная дисциплина, сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов;
  • отставание в создании важнейших институтов рыночной экономики;

- несовершенство механизмов формирования экономической политики, особенно в части ее либерализации, что порождает угрозу искусственного ослабления конкурентоспособности отечественных производителей.

К внешним угрозам можно отнести:

  • низкий уровень конкурентоспособности машиностроительной продукции, что ведет к потере отдельных традиционных рынков сбыта;
  • зависимость республики от многих видов сырья, а также комплектующих изделий для машиностроения;
  • дискриминационные меры зарубежных стран или их сообществ во внешнеэкономических отношениях;
  • высокий уровень внешнего долга, усиление попыток его использования для воздействия на принятие экономических и политических решений;
  • недостаточный экспортный и валютный контроль;
  • неразвитость транспортной инфраструктуры экспортно-импортной сферы;
  • недостаток опыта конкурентной борьбы в условиях сильной глобальной конкуренции для национальных производителей.

Экономические угрозы, возникновение которых возможно в деятельности субъектов хозяйствования в условиях нормальной конкурентной среды, практически всегда предполагают взаимопереплетение экономических отношений и интересов, вследствие чего появляется возможность предусмотреть неблагоприятные воздействия факторов, присущих другим национальным комплексам или экономической системе в целом и не только обезопасить субъекты хозяйствования, но и получить экономический эффект в масштабах государства. При этом, налаженные экономические связи позволяют объединять хозяйственные комплексы друг с другом и существующими экономическими системами в контексте возможного перемещения отдельных факторов производства на основе международной кооперации.

Но с проблемой экономической безопасности связаны не все экономические угрозы. Отдельные из них сопровождают повседневную экономическую деятельность субъектов хозяйствования и выступают в виде издержек производственного характера. Другие, являясь на нынешнем этапе развития экономики угрозой, в перспективе могут превратиться в стимул. Например, повышение цен на поставляемую российскую нефть в настоящее время выступает для экономики Республики Беларусь в виде угрозы, а в дальнейшем может обернуться стимулом, вследствие реализации комплекса мер по энергосбережению и внедрению в производственные процессы новых высокоэффективных и энергосберегающих технологий и обеспечения на этой основе выпуска конкурентоспособной продукции [7, с. 18].

Информация о работе Экономическая безопасность страны Республике Беларусь