Исследовательская работа по "Экономической географии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 03:25, реферат

Описание работы

Экономические потрясения, возникающие в последние годы то в одной, то в другой стране, отсутствие сколько-нибудь ощутимых результатов в преодолении кризисных явлений вынуждают политиков все чаще обращаться к опыту совместного ведения хозяйства в условиях управляемой интеграции. Первейшим шагомк объединению национальных хозяйств для решения важнейших задач экономики явилась выработка единой таможенной политики. Цель исследовательской работы: раскрыть проблемы и перспективы Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… .3
Сущность экономической интеграции……………………………………...4
2. История создания Таможенного союза ……………………………..….…… 7
2.1. Ход формирования Таможенного союза …………………………………..7
2.2. Органы и источники регулирования Таможенного союза ………………. 9
3. Перспективы и риски Таможенного союза …………………………………. 11
4. Итоги взаимной торговли государств - членов таможенного союза
в I полугодии 2011 года………………………………………………………...15
Заключение………………………………………………………………………..16
Приложение ………………………………………………………………………17
Источники информации………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

мой реферат.doc

— 305.00 Кб (Скачать файл)

- Межгосударственный Совет на  уровне глав правительств (состав: Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, Премьер-министр Республики Беларусь Сергей Сергеевич Сидорский, Премьер-министр Республики Казахстан Карим Кажимканович Масимов).

Постоянно действующим регулирующим органом таможенного союза выступает  Комиссия таможенного союза в  составе:

- Председателя Комиссии таможенного союза - Шувалова Игорь Иванович (Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации);

- Кобякова Андрея Владимировича (Заместителя Председателя Правительства Республики Беларусь);

- Шукеева Умирзака Естаевича (Первого заместителя Председателя Правительства Республики Казахстан);

- ответственным секретарем Комиссии  таможенного союза утвержден Глазьев Сергей Юрьевич [2].

Порядок работы Комиссии таможенного  союза, организация и проведение ее заседаний, а также процедура  подготовки и принятия решений и рекомендаций определены Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 15  
"О вопросах организации деятельности Комиссии таможенного союза"[5].

Таможенное регулирование  на территории Таможенного союза осуществляется  
в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, состоящим  
из Таможенного кодекса Таможенного союза, международных договоров государств-членов Таможенного союза, решений Межгосударственного совета и решений Комиссии Таможенного союза. В части, не урегулированной таможенным законодательством Таможенного союза, таможенное регулирование осуществляется в соответствии  
с национальным законодательством государств-членов.

Таможенный кодекс - один из важнейших документов Таможенного  союза. Он разработан на основе положений Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото), прозрачен и максимально удобен как для участников хозяйственной деятельности, так и для контролирующих органов. Он является кодексом прямого действия, обязательным для исполнения  
на территории всех трех государств.

 Новый Таможенный кодекс Таможенного союза со всеми поправками вступил  
в силу в России 1 октября 2010 года [6].

 

 

3. Перспективы и риски Таможенного союза

 

Как известно, Таможенный союз – это соглашение государств об упразднении таможенных пошлин и границ между ними и введении единого таможенного тарифа  
для других государств. Основной целью Таможенного союза заявлен существенный рост экономики стран–участниц. Президент Казахстана Н. Назарбаев, ссылаясь на данные экспертов, заявил, что Таможенный союз позволит трём странам к 2015 году увеличить ВВП на 15%. Предполагается, что за счет увеличения рынка, установления общих правил ведения бизнеса, страны-участницы получат дополнительный прирост ВВП на 1-2% в год, и заработают более $400 млрд. Если же членом этого союза станет Украина, то возникнет общее экономическое пространство, простирающееся от ЕС до Китая, и объединяющее население стран-участниц общей численностью в 213 миллионов человек.

Эксперты ожидают, что:

  • товары на местных рынках станут дешевле, качественнее, а их ассортимент разнообразнее;
  • откроются новые возможности для развития бизнеса. Товары можно будет свободно перемещать по территории России, Казахстана, Беларуси;
  • станут дешевле энергоносители;
  • во взаимной торговле стран Таможенного союза снизятся издержки бизнеса, например, при перевозках товаров внутри Таможенного союза.

За счет ликвидации пошлин России, Белоруссии и Казахстану отныне будет значительно легче конкурировать с производителями из внешних стран, в первую очередь Китая и Европейского союза, на рынках Казахстана и Белоруссии. Это, разумеется,  
не исключает нетарифных ограничений, антидемпинговых расследований и прочего,  
но суммарный положительный эффект должен перевесить потенциальные потери.

Россия, Белоруссия и  Казахстан обладают почти 83% экономического потенциала бывшего СССР, и их объединенная экономика может существенно  возрасти за счет снятия таможенных ограничений. По данным на 2010 год, совокупный ВВП трех стран составлял около 2 триллионов долларов, а совокупный товарооборот - 900 миллиардов долларов.

В Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана стираются  внутренние таможенные границы, а весь контроль за перемещением товаров будет  осуществляться на внешних границах этого международного образования. В 2010 году после ратификации всеми тремя странами единого Таможенного кодекса таможенная граница фактически исчезла между Россией и Белоруссией, на ней остались лишь несколько пунктов принятия уведомлений, осуществлявших некоторые операции по контролю транзита товаров. Что касается Казахстана, то на границе с ним в июле 2010 года было отменено таможенное оформление, однако оставался таможенный контроль.

В ФТС отмечают, что теперь таможенники трех стран будут обмениваться между собой основными сведениями по каждой товарной партии, оформляемой на их территории.

Самые большие риски, связанные с возникновением Таможенного союза, – это так называемые "внутренние офшоры". За счет того, что таможенные контуры едины,  
а системы административного и экономического регулирования – разные, создается "перепад" между различными национальными законодательствами. В результате целый ряд компаний может перемещаться в другие зоны, под юрисдикцию других стран,  
при этом сохраняя возможность продавать свои товары на тех рынках, на которые они раньше и выходили.

Налоговый режим в  Казахстане более либеральный, чем  в России: ставка по НДС  
в России 18%, а в Казахстане 12%, ставка по НДФЛ 13% против 10%, ставка налога  
на прибыль 20% против 15%, что делает Астану очень перспективным местом  
по развитию бизнеса и переноса туда производственных мощностей.

Полная отмена пошлин, налогов и сборов фактически перекрывает  один из важных источников бюджета Российской Федерации, который потерял около 18,5 млрд рублей  
в первой половине 2011 года из-за установленных ввозных пошлин в рамках Таможенного союза. Еще более серьезной проблемой является предполагаемое в рамках ТС осуществление взаимопоставок всех товаров (включая энергоносители) по внутренним ценам страны-производителя. На практике это означает, что Россия должна будет поставлять своим партнерам энергоресурсы по льготным ценам и тем самым в течение определенного времени субсидировать эти республики.

Определенные проблемы для России создает и то обстоятельство, что цены  
в Белоруссии и Казахстане в целом ниже, чем цены на аналогичные товары в Российской Федерации (к тому же они нередко регулируются государством). Это обеспечивает их предприятиям конкурентные преимущества, в том числе и на внутреннем рынке РФ.

Кроме этого можно  выделить следующие риски:

  • подозрение, что Таможенный союз выгоден, в первую очередь, России, поскольку это отвечает её планам по созданию внутреннего замкнутого технологического производства. Тем более, что в 90% случаев за основу взяты пошлины, которые действуют в России.
  • форсированное создание Таможенного союза, что уже привело к серьёзным проблемам в сфере внешнеэкономической деятельности. Сегодня страны-участницы часто заняты тем, что подсчитывают убытки от скоропалительных решений. Таможенный союз достаточно декларативен, поскольку до сих пор не согласовано огромное количество позиций по таможенным пошлинам.
  • несправедливое, с точки зрения казахов, белорусов, распределение таможенных платежей между участниками союза. Россия как важнейший экспортер, рассчитывает на большую часть сборов.
  • из общего правила свободного перемещения товаров внутри Таможенного союза уже сделаны исключения. По-видимому, в условиях мирового кризиса, Российская Федерация не сможет полностью открыть свой внутренний рынок для белорусской сельскохозяйственной продукции, так же как и Беларусь, свой рынок для российской продукции, иначе, как полагают белорусские эксперты, около 80% производства  
    в республике просто остановится. Беларусь, например, предполагала, что исчезнут и пошлины на нефть.
  • недовольство нефтедобывающих компаний. Дело в том, что Таможенный союз предполагает единые экспортные пошлины на нефть. Это значит, что Казахстану, который обходился долгое время без этих пошлин, придется работать по общим правилам, а, значит, у нефтедобывающих компаний снизится прибыль.
  • таможенные проблемы. Существует опасение, что контрабанда низкокачественных китайских товаров в Россию будет расти через кыргызстанско-казахстанскую границу, поскольку там нет надлежащего уровня таможенного контроля. Белорусской продукции, легкой и машиностроительной промышленности, будет тяжело конкурировать с дешевым китайским импортом.
  • разница НДС внутри стран СНГ. Российские таможенники опасаются,  
    что из-за разницы в размере НДС российские компании будут оформлять товар  
    на казахстанской территории.
  • проблемы предвидят белорусские автоперевозчики. Их беспокоят вопросы страхования грузов, их сопровождения, финансового обеспечения доставки. Пока же им приходится подсчитывать убытки и разбираться с пробками на таможнях.
  • рост цен. Например, белорусы опасаются, что после унификации таможенных пошлин, автомобили подорожают на 30%.
  • если вводить российские таможенные пошлины, то около 20 тысяч рабочих мест в Беларуси будут ликвидированы. В Казахстане ожидают значительный рост цен  
    на автомобили, а кроме того, на обувь, одежду, продукты питания, парфюмерию. Учитывая, что большая часть таможенных сборов может достаться России, Казахстан может лишиться около $470 млн.
  • рост трансграничных организованных преступных группировок, которые попытаются использовать прорехи Таможенного союза для ввоза контрабанды и отмывания денег.

Вместе с тем минусы Таможенного союза не следует преувеличивать, тем более что некоторые из них при внимательном рассмотрении оборачиваются плюсами. Так, конкурентные преимущества предприятий стран-партнеров в результате относительной дешевизны их продукции могут оказать тонизирующее воздействие на российские предприятия, заставляя их повышать конкурентоспособность своей продукции, снижать издержки.

В этих условиях именно взаимодействие (и конкуренция) с партнерами  
по Таможенному союзу во многом способствует укреплению производственного потенциала  стран, его качественному обновлению и созданию предпосылок для более активного выхода предприятий (особенно перерабатывающих) на мировой рынок.

 

 

4. Итоги взаимной торговли государств  - членов таможенного союза

 в I полугодии 2011 года

 

Чистый объем взаимной торговли, исчисляемый как сумма  стоимостных объемов экспортных операций государств — членов Таможенного  союза во взаимной торговле и исключающий повторный счет одних и тех же товарных потоков, составил в I полугодии 2011 г. 29 109,3 млн долларов США. Валовой объем взаимной торговли, представляющий сумму стоимостных объемов экспортных и импортных поставок товаров во взаимной торговле, достиг 58 191,5 млн долларов. К уровню I полугодия 2010 г. чистый и валовой объемы взаимной торговли увеличились на 40,2% и 40,8% соответственно.

Анализируя  статистические данные, приведенные  в таблицах «Чистый объем взаимной торговли» (приложение 1) и «Валовой объем взаимной торговли» (приложение 2), можно сделать вывод, что за первый год работы Таможенного союза (II полугодие 2010 г. и I полугодие 2011 г.) объем взаимной торговли государств — членов Таможенного союза увеличился по сравнению с предыдущим аналогичным периодом на 32,6%. Валовой объем взаимной торговли государств — членов Таможенного союза  
за этот период превысил 100 млрд. долларов [1].

Взаимная торговля со странами — членами Таможенного  союза занимает 44,7% объема внешней  торговли Республики Беларусь, 18,2% внешнеторгового оборота Республики Казахстан и 7,4% объема внешней торговли Российской Федерации. Доля торговли с третьими странами в общем объеме внешней торговли составляет:  
в Республике Беларусь — 55,3%, в Республике Казахстан — 81,8%, в Российской Федерации — 92,6% (приложение 3).

Вклад Российской Федерации в валовой оборот взаимной торговли составил 49,4%, Республики Беларусь — 31,5%, Республики Казахстан — 19,1% (приложение 4).

Таким образом, показатели развития взаимной торговли  государств — членов Таможенного союза в I полугодии 2011 г. свидетельствуют о том, что преимущества интеграции на базе Таможенного союза сформировали надежную основу взаимовыгодного и перспективного развития взаимной торговли Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь.

 

Заключение

 

Конечно, создание Таможенного союза - это сложный процесс, затрагивающий многие аспекты в жизнедеятельности государств-участников. Но этот путь необходимо пройти для укрепления наших экономик. Таможенный союз улучшит инвестиционный климат всех трех стран, потому что рынок сбыта каждой из них значительно вырос, ускорился процесс перемещения товаров. Такая динамика станет привлекательной для создания совместных предприятий, привлечения инвестиций, будет стимулировать экономическую активность.

С 1 января 2012 года Россия, Белоруссия и Казахстан стали  Единым экономическим пространством. По сути, это означает единое поле игры для предприятий трех стран. Во-первых, это единая валютная политика, свободное  движение капитала и совместная поддержка сельского хозяйства. Во-вторых, одни для всех правила конкуренции, свободное перемещение товаров через границы. В-третьих, унификация таможенных правил и тарифов.

В современном мире ни одно государство не может создать  эффективно функционирующую экономику без широкого развития внешнеэкономических связей, использования передовых научно-технических достижений и технологий. Поэтому создание Таможенного союза согласуется с общемировой тенденцией развития и расширения интеграционных процессов. Сотрудничество в рамках Таможенного союза благоприятно скажется как на расширении регионального рынка, так и на продвижении экспортной продукции трех государств. Все это позволяет ТС претендовать на роль одного из ведущих мировых интеграционных объединений. Нельзя не отметить,  
что параллельно с процессом формирования Таможенного союза идет подготовка вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО). Руководителями стран Таможенного союза принято решение о вступлении в эту международную организацию на скоординированных условиях. Это обстоятельство позволит усилить положительные моменты от вступления в ВТО. Комплексные и системные меры, принимаемые по формированию Таможенного союза, Единого экономического пространства, придают уверенности в том, что механизм функционирования Таможенного союза будет отвечать задачам, поставленным руководителями государств во благо населения наших стран.

 

 

Приложения

Приложение 1

Период

ТС - всего

В том числе

 

Республика Беларусь

Республика Казахстан

Российская Федерация

млн. долл. США

% к соответствующему  периоду предыдущего года

млн. долл. США

в % к соответствующему периоду предыдущего года

удельный  вес,

в % к итогу 

по Таможенному  союзу

млн. долл. США

в % к соответствующему периоду предыдущего года

удельный вес,

в % к итогу  по Таможенному союзу

млн. долл. США

в % к соответствующему периоду предыдущего года

удельный  вес,

в % к итогу  по Таможенному союзу

2010 г.

 

Чистый объем взаимной торговли

июль

3572,3

117,9

893,9

154,6

25,0

268,2

89,7

7,5

2410,2

113,4

67,5

август

3759,3

116,5

919,5

149,2

24,5

327,1

108,8

8,7

2512,7

106,4

66,8

сентябрь

3875,1

121,7

985,7

148,2

25,4

398,0

118,9

10,3

2491,4

115,6

64,3

III квартал

11206,7

118,7

2799,1

150,5

25,0

993,3

106,3

8,9

7414,3

111,6

66,1

октябрь

4094,4

119,6

1043,6

151,6

25,5

342,5

94,4

8,4

2708,3

114,9

66,1

ноябрь

4619,8

131,1

975,3

144,3

21,1

526,9

146,0

11,4

3117,6

122,7

67,5

декабрь

5140,2

135,7

949,0

134,1

18,5

723,5

182,9

14,0

3467,7

131,9

67,5

IV квартал

13854,4

129,1

2967,9

143,2

21,4

1592,9

142,3

11,5

9293,6

123,5

67,1

июль-декабрь

25061,1

124,2

5767,0

146,7

23,0

2586,2

125,9

10,3

16707,9

117,9

66,7

2011 г.

2011

                     

январь

3635,3

139,8

861,8

150,7

23,7

540,3

155,9

14,9

2233,2

128,2

61,4

февраль

4668,1

152,9

1022,1

141,6

21,9

772,0

174,0

16,5

2874,0

147,7

61,6

март

5443,0

152,5

1141,8

134,7

21,0

850,2

187,3

15,6

3451,0

151,2

63,4

I квартал

13746,4

149,0

3025,7

141,3

22,0

2162,5

173,8

15,7

8558,2

143,4

62,3

апрель

5064,3

132,3

1189,0

138,9

23,5

662,0

144,0

13,1

3213,3

124,7

63,4

май

5369,7

144,6

1174,6

143,9

21,9

715,7

140,0

13,3

3479,4

151,8

64,8

июнь

4928,9

126,0

1244,2

148,5

25,2

578,9

110,3

11,8

3105,8

122,3

63,0

II квартал

15362,9

134,1

3607,8

143,7

23,5

1956,6

130,8

12,7

9798,5

132,3

63,8

январь-июнь

29109,3

140,2

6633,5

142,6

22,8

4119,1

150,4

14,1

18356,7

137,2

63,1

июль 2010-июнь 2011

54170,3

132,6

12400,4

144,5

22,9

6705,3

139,9

12,4

35064,6

127,3

64,7

Информация о работе Исследовательская работа по "Экономической географии"