Интеллектуальная миграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть причины интеллектуальной миграции и понять, что влияет на распределение интеллектуальной элиты на мировом рынке труда.
Объект исследования – феномен «утечки умов» или интеллектуальной миграции.
Предмет исследования – последствия интеллектуальной миграции в развитии мирового хозяйства.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть сущность, виды, функции и причины миграции;
- исследовать современные особенности миграции, понять, как идет распределение интеллектуальной элиты в мировом хозяйстве;
- выявить и проанализировать проблемы и пути развития интеллектуальной миграции.

Файлы: 1 файл

Рубанова А.А. Тс-11.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

Результат: «утечка умов»  практически неизбежна. Но не смотря на это, Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013  годы предлагает два варианта для решения данной задачи :

1. реализацию в рамках федеральных и ведомственных целевых программ, а также в рамках программ грантовой поддержки мероприятий;

2. создание единого программного механизма повышения эффективности воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и их закрепления в сфере науки,  образования и высоких.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что Америка является самой привлекательной страной для мигрантов, тем более для интеллектуальных. Государство предоставляет все возможности для становления, развития и улучшения интеллектуальных ресурсов. Безусловно, США это лидирующая страна-импортер по притоку интеллектуальной элиты.

Диаметрально противоположная  ситуация у России. Она не может  похвастаться тем же количеством  приезжающей интеллигенции. Она  скорее несет убытки от потерь своих  интеллектуальных ресурсов. Особенно остро проблема «утечки мозгов» проявилась во времена СССР, когда лучшие умы были вынуждены покидать свою родину, в надежде получить развитие за рубежом. С тех пор бегство интеллектуальной элиты на много сократился, но рост ее уж слишком незначителен, чтобы стать конкурентоспособной на мировом рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. РЕГУЛИРОВАНИЕ  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ.

 

 

3.1 Проблемы регулирования  интеллектуальной миграции.

 

В 30-годах прошлого века, когда США получили монопольную  возможность отбора учёных - беженцев из фашистской Германии, появилась своеобразная миграция населения в результате переманивания высококвалифицированных специалистов, т.н. интеллектуальная миграция или ”утечка мозгов”.

Существуют различные  трактовки понятия “интеллектуальная миграция”. Так, ее расширенное понимание включает миграцию не только научно-технических специалистов, но и творческой интеллигенции, а наиболее широкая трактовка подразумевает весь комплекс миграционных потоков квалифицированных кадров, более одного года работающих за рубежом. Проблемы, связанные с интеллектуальной миграцией, обычно рассматриваются с точки зрения их влияния на страну иммиграции, на страну эмиграции и на мировое сообщество в целом. Особенностями интеллектуальной миграции по сравнению с другими видами миграции является исключительная роль, которую в этом процессе играют профессиональный и этнический факторы.

Миграция специалистов обусловлена теми же факторами, что  и неквалифицированной рабочей  силы. В первую очередь надо отметить  различный уровень экономического и социального развития стран. Ученые и специалисты покидают свою страну в пользу другой, если находят там более высокое материальное вознаграждение, неограниченные возможности для творчества и саморазвития, лучшее лабораторное оборудование, более комфортные бытовые условия, больше гражданских прав и демократических свобод.

 

Миграция специалистов имеет отличные от миграции неквалифицированных  рабочих последствия для стран. Миграция неквалифицированных рабочих  достаточно благоприятна для страны–донора, т. к. позволяет уменьшить безработицу и связанные с ней социальные издержки и расходы, а так же эмигранты, пересылая часть заработка на родину или привозя его домой по возвращении, снабжают тем самым отечественную экономику валютными ресурсами.

При эмиграции квалифицированных  рабочих и инженерно–технического персонала, ученых и специалистов страна–донор оказывается в большом проигрыше. Она теряет все капитальные затраты, вложенные в подготовку этих кадров. Отечественный рынок теряет самые «соки» рабочей силы, интеллектуальную элиту, творческий потенциал которой служил первоосновой и залогом развития экономики в условиях НТР. Таким образом, страна–донор ухудшает свое сегодняшнее положение, теряет перспективы развития в будущем. Соответственно все потери страны–донора оборачиваются выигрышем для другой страны. По самым скромным подсчетам, экономия США лишь в сфере образования и научной деятельности составила за последнюю четверть века более 15 млрд. долларов. Прибыль, получаемая от использования иностранных специалистов, в Канаде в 7 раз, а в Великобритании в 3 раза выше суммы, выделяемой в качестве помощи развивающимся странам.

Однако, в последние  годы в США в связи с общим  экономическим спадом происходит ужесточение  миграционной политики в сфере науки и высоких технологий, поэтому имеет место общее сокращение квот на импорт, например, компьютерщиков. Это приводит к уменьшению притока иностранных, в том числе российских специалистов в США. Помимо этого, если раньше США представляли собой основной рынок для устройства российских математиков и программистов, сейчас лидирующее положение в этой отрасли занимают индусы.

Развитые индустриальные страны привлекают иностранных специалистов в количестве, намного превышающем  реальные потребности. Тем самым создается конкуренция не только между местными и вновь прибывшими работниками, но и среди самих иммигрантов. Все это способствует снижению оплаты труда и повышению интенсивности  труда  иностранных  специалистов.  Кроме  того,  оставшаяся невостребованной часть ученых и специалистов вообще не используется в соответствии с их профессией. Многие мигранты — артисты, врачи, ученые — не могут устроиться по специальности и работают таксистами, сторожами, официантами. Печальный опыт ряда соотечественников тем не менее не служит фактором, сдерживающим дальнейшую эмиграцию, в частности из стран Восточной Европы и бывшего СССР. Как ни прискорбно это констатировать, но даже неквалифицированная работа не по специальности в чужой стране часто оплачивается выше, чем труд физика-ядерщика, врача, инженера, профессора у себя на родине. Поэтому поток квалифицированных работников из бывшего Советского Союза не сокращается, а напротив, имеет тенденцию увеличиваться в связи со снятием ограничений на выезд и по мере обострения социально-экономических противоречий внутри страны. По оценкам, в ближайшие 10 лет эмиграция из бывшего Советского Союза может достигнуть от 7 до 30 и даже 50 млн. человек. Если отбросить крайние оценки, принять во внимание установление квот на прием наших эмигрантов в странах Запада, все равно результаты прогноза окажутся печальными, ибо будут означать невосполнимую для страны людскую потерю.

Миграция специалистов обусловлена теми же факторами, что  и неквалифицированной рабочей  силы. В первую очередь надо отметить различный уровень экономического и социального развития стран. Ученые и специалисты покидают свою страну в пользу другой, если находят там более высокое материальное вознаграждение, неограниченные возможности для творчества и саморазвития, лучшее лабораторное оборудование, более комфортные бытовые условия, больше гражданских прав и демократических свобод.

 

3.2 Способы и пути  решения проблемы регулирования  интеллектуальной миграции.

 

При эмиграции квалифицированных  рабочих и инженерно-технического персонала, ученых и специалистов страна-донор оказывается в большом проигрыше. Она теряет все капитальные затраты, вложенные в подготовку этих кадров. Отечественный рынок теряет самые «соки» рабочей силы, интеллектуальную элиту, творческий потенциал которой служил первоосновой и залогом развития экономики. Таким образом, страна-донор ухудшает свое сегодняшнее положение, теряет перспективы развития в будущем. Соответственно все потери страны-донора оборачиваются выигрышем для другой страны. По самым скромным подсчетам, экономия США лишь в сфере образования и научной деятельности составила за последнюю четверть века более 15 млрд. долларов. Прибыль, получаемая от использования иностранных 12специалистов, в Канаде в 7 раз, а в Великобритании в 3 раза выше суммы, выделяемой в качестве помощи развивающимся странам. В «Приложении 3» структурированы все плюсы и минусы как для стран-экспортеров интеллектуальной элиты, так для стран-импортеров.   Из данной таблице следует, что быть импортером на много выгоднее, чем экспортером интеллектуальной рабочей силы. Экспортер несет намного больше убытков, от потери своих ученых.

Для расширения притока  зарубежных специалистов в высокотехнологичные  сектора из арсенала миграционной политики применяется целый комплекс мер, обеспечивающих режим наибольшего благоприятствования для въезда исследователей и служащих ТНК.

Во-первых, используется гибкая система квот для въезда дефицитных категорий специалистов с целью  временной работы, применяемая, в  частности, в США и Великобритании.

Во-вторых, осуществляются специальные программы, стимулирующие  приток специалистов, которые пользуются повышенным спросом.

В-третьих, упрощается процедура  и становятся более либеральными правила найма конкретных групп  зарубежных высококвалифицированных специалистов.

В-четвертых, значительное и все увеличивающееся число  государств обеспечивает иностранным  выпускникам возможность остаться работать на своей территории после  окончания учебы, выдавая им после  окончания студенческой визы рабочую.

Помимо сугубо миграционных мер, в увязке с ними осуществляются специальные мероприятия, относящиеся  к инновационной политике, которые  призваны содействовать возвращению  высококвалифицированных мигрантов, обучавшихся и работавших за границей, а также создавать заинтересованность у проживающих в стране специалистов в работе на родине.

Во-первых, развивается  инфраструктура для инновационного предпринимательства. В Испании, в  провинции Каталонии, создан центр  биотехнологий, куда привлекаются представители  испанской интеллектуальной диаспоры со всего мира. В Германии совместные действия государства и частного сектора в развитии биотехнологической промышленности и проведении исследований в соответствующей области способствовали возврату немецких ученых из США.

Во-вторых, повышается привлекательность  государственного сектора НИОКР. В  западноевропейских странах осуществляется финансовая поддержка ученых, особенно низкооплачиваемых. Например, в Нидерландах  реализуется программа поддержки 1000 молодых исследователей в государственном секторе в 2000—2010 гг. Сходные мероприятия проводятся и в Германии, где выделяются дополнительные средства для финансирования исследований, результаты которых пользуются повышенным спросом.

В-третьих, создаются  налоговые стимулы для приезда на работу иностранного высококвалифицированного персонала. В Швеции, Дании, Нидерландах и Бельгии предоставляются налоговые льготы иностранным экспертам, проживающим в стране менее 5 лет.

В-четвертых, осуществляются программы содействия переселению ученых-эмигрантов. В Швейцарии реализуется программа «Ребрэйн», которая адресована швейцарским исследователям с ученой степенью, находящимся в США и Японии и планирующим вернуться на родину.

Основной мотив международной  миграции кадров - трудоустройство  на более выгодных, чем в стране происхождения, условиях. Помимо экономических мотивов, миграция обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного характера и др.

На долю США приходится также 32% всех иностранных студентов, обучающихся в странах-членах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Американская система высшего образования является, помимо всего, и важным каналом рекрутирования высококвалифицированных мигрантов: примерно 25% получателей виз (Н1В) были специалистами высшей квалификации, окончившими университеты этой страны.

США, несомненно, являются главным центром притяжения зарубежных ученых и высококлассных специалистов. Об этом говорит хотя бы тот факт, что 40% американского населения, родившегося за рубежом, имеют степень магистра или доктора наук. Конгресс США увеличил въездную квоту по визе Н1В (для профессионалов высшей квалификации) со 115 тыс. до 195 тыс. человек.

Активные попытки привлечь к себе иностранных специалистов предпринимают и другие развитые страны. Безусловным нетто-импортером таких специалистов является Канада. ФРГ инициировала программу по привлечению иностранных студентов, ученых и специалистов по информационным технологиям. В странах ЕС дефицит в специалистах по информационным технологиям оценивается цифрой в 1,7 млн. человек. Однако не следует забывать, что сами европейские страны (хотя и в меньшей степени, чем прежде) продолжают оставаться источником научных кадров для США. Так, за период после Второй мировой войны из Европы в США переехало более 100 тыс. ученых.

Усилия по привлечению  иностранных ученых и специалистов предпринимают также динамично  развивающиеся Сингапур, Малайзия и Китай. Япония разрешила въезд в страну 222 тыс. иностранных специалистов.

В соревновании за привлечение ученых и студентов США пока, безусловно, выигрывают у Европы. В Соединенных Штатах лучшие условия труда, блестяще оснащенные лаборатории, выше уровень зарплаты. Несмотря на существенно более высокую по сравнению с Европой стоимость обучения и на то, что многие европейские вузы предоставляют бесплатное образование, в том числе и иностранцам, США для студентов также весьма притягательны: помимо прекрасно оборудованных студенческих городков (кампусов), молодых людей привлекает возможность выучить английский язык, более тесная связь университетских программ с производством, активное вовлечение студентов в НИОКР. И самое главное, - наиболее успешные студенты имеют шанс получить разрешение на работу в Соединенных Штатах.

Из вышеизложенного следует, что интеллектуальные иммигранты, несмотря на то, что потенциал их немалой части используется не самым эффективным образом, играют весьма важную позитивную роль в научно-техническом и социально-экономическом развитии принимающих государств. Чтобы привлечь зарубежных специалистов и студентов и стимулировать возврат выехавших прежде таких категорий соотечественников, развитые государства адресуют им широкий перечень миграционных и прочих программ, соревнуясь в их привлекательности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

«Утечка умов» является серьезной проблемой мирового масштаба. Главным образом эта проблема касается стран с менее устойчивой экономикой. Государства не в состоянии удовлетворять в достаточной степени все потребности населения, а население не желает мирится с отсутствием достаточного внимания. Из этого вытекает желание уехать в другое место, в другую страну, где труд более высоко оплачивается, где в большей степени ценится умственная работа. Это выгодно для принимающих стран, так как они зачастую имеют возможность выбирать более подходящие кадры, более высококвалифицированные и достойные. Принимающие страны за счет мигрантов повышают  уровень экономики, производства, безопасности и престижа на мировой арене. В свою очередь и страны-экспортеры интеллектуальной элиты получают определенную выгоду, но только в том случае, если миграция является временной. В том случае, если миграция осуществляется на длительный срок, на весь период жизни, то страна теряет часть своего интеллекта, теряет возможность эффективных разработок, подъема экономики и безопасности.

Информация о работе Интеллектуальная миграция