Интеграционные процессы в Китае, вступление в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 00:58, реферат

Описание работы

Для сегодняшних международных экономических отношений присущи новые количественные и качественные характеристики. Основные формы мирохозяйственных связей, международная торговля, движение капиталов, миграция населения и трудовых ресурсов, транснациональная деятельность, акции международных организаций, наконец, интеграционные процессы в мире — достигли невиданных ранее масштабов. Изменились их место и роль в развитии современного общества. Остановимся лишь на основных разделах современных МЭО

Содержание работы

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ. 5
СУЩНОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ. 5
УРОВНИ ИНТЕГРАЦИИ. ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ. ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ. 7
ТЕНДЕНЦИИ И ЯВЛЕНИЯ В КИТАЕ 21 ВЕКА. 11
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ 11
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КИТАЯ 13
ВСТУПЛЕНИЕ КИТАЯ В ВТО 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 68.47 Кб (Скачать файл)

С двадцатью процентами населения  земного шара и 
только с семью процентами пригодной для земледелия территории Китай оказался 
перед трудновыполнимой задачей развития сельского хозяйства и энергетики. К 
2025 г. население страны достигнет 1,5 млрд. человек, рост городского населения 
и его доходов повлечет важные изменения в потребительском спросе. Он, как 
предполагают, выразится прежде всего в крупном увеличении потребностей страны 
в зерне. Китай в таких условиях вряд ли сможет обеспечить свои собственные 
продовольственные нужды. Но это не катастрофа. Вопрос в том, какое количество 
зерна он должен будет импортировать и каковы будут последствия объемов импорта 
для мировых рынков продовольствия.

Также в ближайшие десятилетия  должны существенно 
возрасти и энергетические потребности Китая. Для их удовлетворения необходимы 
крупные капиталовложения в модернизацию существующих шахт и расширение 
мощностей в электроэнергетике. Большую часть финансовых ресурсов и технологий для 
этого предоставят развитые страны. Резко увеличится и спрос на нефть. 
Потребность в ее импорте возрастет до 2,5-3 млн. баррелей в день (125-150 млн. 
т в год). Экспертами подробно рассмотрен вопрос о том, насколько увеличение 
потребности Китая в жидком топливе окажет влияние на состояние мирового рынка 
нефти и каким образом импорт зарубежных технологий способен смягчить 
негативные последствия для окружающей среды чрезвычайно быстрого роста 
потребления энергоресурсов в Китае.

Многие специалисты считают, что интеграция КНР в мировую экономику принесет пользу как для ее собственного хозяйства, так и для остального мира. В этом контексте они рекомендуют, чтобы Китайская республика и далее продолжала продвигаться по пути 
внутренних реформ и выработала соответствующий торговый режим, основанный на 
рыночных механизмах.

Роль Китая в мировой торговле

Значение Китая в сфере международной  торговли за 
последние 20 лет существенно возросло. Если в целом по миру она увеличивалась 
в 1980-2003 гг. в среднем на 7% в год, то в Китае объем торговли с зарубежными 
странами рос приблизительно на 16% в год. Доля КНР в глобальном экспорте в 2003 
г. составила 6%, тогда как в 1980 г. она была гораздо меньше (1%). Прирост 
импорта ненамного уступал приросту экспорта, поэтому нетто-экспорт почти не 
влиял на динамичный рост ВВП КНР, который за указанный период достигал в 
среднем 9,5% в год.

Темпы роста вывоза товаров из Китая  не следует 
считать беспрецедентными. В процессе активной индустриализации Япония, Республика 
Корея и Малайзия в течение продолжительного периода также выделялись быстрым 
наращиванием поставок за рубеж.

Ниже указан период активного роста экспорта 
отдельных стран, его продолжительность и среднегодовой прирост экспорта

Сохранение у Китая значительного  потенциала 
экономического роста и вступление страны в ВТО в 2001 г. способствуют усилению 
роли КНР в мировой экономике и торговле.

Важными предпосылками быстрого наращивания 
поставок за рубеж были значительный приток в рассматриваемую страну прямых 
иностранных инвестиций и развитие инфраструктуры. В ограниченном объеме 
поступление капитала из-за границы началось после 1978 г., когда Китай 
приступил к осуществлению рыночных реформ. Ими предусматривалось, в частности, 
создание зон экономического развития, в основном в прибрежных районах на 
востоке страны. Интерес иностранных инвесторов к таким анклавам стимулировался 
благодаря более либеральному, ориентированному на развитие рыночных отношений 
режиму. Не случайно здесь отмечались активизация инвестиционной деятельности, 
быстрое развитие экспорта и сопутствующей инфраструктуры. В 1986 г. стала возможной 
передача китайских компаний в полную собственность иностранных инвесторов, в 
результате чего свободные зоны появились во многих провинциях страны.

Дерегулирование 
внешней торговли КНР также стало значимым фактором притока в национальную 
экономику дополнительных капиталовложений. Важным элементом такой политики 
выступило последовательное снижение ввозных пошлин. Их среднегодовой уровень в 
отдельные годы указывается ниже (%, по данным журнала «The 
Swedish Economy», июнь 2004 г.)

Импорт сырья и материалов для  обрабатывающей 
промышленности, а также в рамках проектов с участием иностранных инвестиций 
полностью освобождался от обложения таможенными пошлинами.

Развитие в стране рыночных отношений  и выполнение 
обязательств перед ВТО способствовали увеличению поступления в КНР иностранных 
инвестиций. Вначале основным стимулом для инвесторов была относительная 
дешевизна местной рабочей силы, используемой в производстве товаров, 
предназначенных для экспорта. В таких условиях доля иностранных фирм в вывозе 
из Китая выросла с 13% в 1990 г. до 50% в 2001 г. Параллельно с ростом 
образовательного уровня и увеличением капиталовложений повышалась 
производительность труда. Производственный потенциал в КНР в 1990-1998 гг. 
прибывал в среднем на 9,4% в год, причем 4,7 процентного пункта было обеспечено 
за счет наращивания основных фондов, 0,7 — за счет увеличения численности 
персонала, 4,0 — за счет повышения совокупной производительности факторов 
производства. Рост эффективности трудовой деятельности создавал условия для 
повышения заработной платы. Поэтому во все большей мере инвестиционная и 
производственная деятельность фирм обеспечивали расширение внутреннего рынка.

В 2002 г. Китай в качестве реципиента прямых 
иностранных инвестиций уступал в мире только Франции, опережая США. С 1990 г. 
поступление капитала указанного типа из-за рубежа увеличивалось в среднем на 
30% в год. Номинально приток в 2002 г. был в 14 раз больше, чем в начале 1990-х 
гг. Основная часть инвестиций шла из азиатских стран (особенно из Гонконга): в 
2001 г. на них пришлось 53%.

ВСТУПЛЕНИЕ КИТАЯ  В ВТО

Экономика Китая вышла  на новый этап развития, вызванный  его присоединением к ВТО в  декабре 2001 г. В этой связи поставлены задачи, направленные на модернизацию и структурные сдвиги, включающие создание «новой экономики» и ускоренное развитие приоритетных отраслей, а  также на совершенствование внешнеэкономических  отношений.

Важная роль в реализации этих задач отводится государственному регулированию, призванному обеспечить производителям благоприятные условия  деятельности с учетом специфики  страны и ситуации в глобальной экономике. В дальнейшем значение государства  будет, очевидно, возрастать в обстановке усиления международной конкуренции  и взаимозависимости стран.

Вступление Китая в  ВТО, которому предшествовал период 15-летних многосторонних переговоров, должно облегчить доступ страны к  передовым технологиям, расширить  привлечение иностранных инвестиций, способствовать повышению конкурентоспособности  китайских товаров на мировом  рынке. Статус развивающейся страны, которого Китаю удалось добиться при вхождении в ВТО, дает ему  право сохранять в течение  ряда лет ввозные таможенные тарифы и лицензирование импорта, а также  принимать другие меры по защите своих  производителей. В связи со вступлением  в ВТО США предоставили КНР  режим «нормальных торговых отношений» на постоянной основе. По оценкам Всемирного банка, членство в ВТО позволит стране в течение 10 лет дополнительно  увеличить экспорт на 38% и повысить среднегодовые темпы роста на 1,8 – 2,5%.

Вступление КНР в ВТО  приблизило эту организацию по своему содержанию к всемирной, поскольку кроме России все крупные и влиятельные экономики мира состоят в ее рядах. Сегодня ВТО охватывает 95% мировой торговли. Согласованные условия присоединения Китая к ВТО создали прецедент для других стран-кандидатов (прежде всего для России), повысив планку необходимых для этого предпосылок.

Главная проблема при вступлении Китая в ВТО заключалась не столько в доступе на его рынок, сколько в необходимости транспарентности (прозрачности) экономического режима, формирования правовой, административной и институциональной системы, механизма исполнения обязательств. В числе основных вопросов, поставленных перед КНР на заключительном этапе переговоров, можно отметить следующие: отмена системы директивного планирования и директивного выполнения экспортно-импортных планов; переход ценообразования на рыночные рельсы; прозрачность внешнеторгового режима, системы лицензирования и квотирования, рынка государственных закупок; либерализация доступа на внутренний рынок услуг для зарубежных предпринимателей; отмена субсидирования экспорта, отказ от финансовой поддержки государственных предприятий и протекционистской защиты сельского хозяйства.

Отвергнув обязательства  по выполнению соглашений в рамках ВТО в полном объеме с момента  присоединения, КНР сумела оговорить  для себя во многих областях предоставление переходного периода, предусмотренного нормами этой организации для  развивающейся страны, статуса которой  Китаю удалось добиться.

В основу открытой политики, провозглашенной китайским правительством, легли такие элементы стратегии, как реформа системы управления внешнеэкономическими связями, создание благоприятного климата для привлечения  иностранного капитала, закупка в  развитых странах технологий и оборудования, образование специальных экономических  зон, формирование новой международно-правовой базы экономического сотрудничества.

К настоящему времени в  основном завершен пересмотр соответствующих  общегосударственных правовых норм, часть которых отменена, исправлена или составлена заново. Уже в 2002 г. общий уровень таможенных пошлин снизился с 15,3 до 12% (изменения затронули  свыше 5 300 налоговых статей). В 2003 г. на основе проделанной работы особое внимание будет уделено повышению  международной конкурентоспособности  страны. За последние два года более 30 ведомств Госсовета КНР пересмотрели порядка 2 300 юридических документов, при этом 830 аннулированы, а в 325 внесены  исправления. Они затрагивают вопросы  торговли, торгового обслуживания, интеллектуальной собственности, инвестиций и т.п. Подобная работа проведена также на местном законодательном уровне.

Вступление КНР в ВТО  привело к изменениям в механизме  управления внешнеэкономическими связями. Принят новый закон о внешней  торговле, позволяющий сбалансировать права и обязанности отечественных  производителей перед ВТО, а также  более эффективно защищать их интересы на мировой арене. Правительство  выступает теперь гарантом честной  и упорядоченной конкуренции  между ними, принимает меры для  поддержания производителя в  случае ущемления его прав в рамках внешнеторговой деятельности. Новый  закон восполняет пробелы в юридической  сфере, что позволяет национальным предприятиям эффективно защищать свои интересы и права.

Так, скорректировано понятие  «содействие экспорту» и разъяснен  механизм его осуществления; установлено  понятие «дискриминация в отношении  экспорта» и отмечены меры, которые  могут быть приняты в таких  случаях; предприятиям разрешено проводить  расследования, обращаться в арбитраж и подавать жалобы в ВТО, чтобы  преодолевать торговые барьеры, разбирать  ситуации с ущемлением прав и решать другие вопросы, связанные с нарушением правил этой организации. В положения добавлены и такие относительно новые для Китая понятия, как «интеллектуальная собственность» и «государственное торговое предприятие». В целом новый закон будет содействовать более активному продвижению национального экспорта и услуг на мировые рынки.

Важный фактор включения  Китая в мирохозяйственные связи  – политика привлечения в экономику  иностранного капитала. Для создания благоприятного инвестиционного климата  зарубежные инвесторы получили право  вывоза прибылей за границу, частичное  или полное освобождение от налогов  на два – три года, льготы по оплате за аренду земли, а также таможенные льготы при условии использования  передовой технологии или производства продукции на экспорт.

Условия вступления КНР в  ВТО отразились в Положении об отраслевом регулировании привлечения  иностранных инвестиций. К приоритетным сферам отнесены освоение природных и возобновляемых ресурсов, техническая реконструкция традиционных производств машиностроительной, легкой и текстильной промышленности и ряд других. Число отраслей, открытых для зарубежных инвесторов, увеличено со 186 до 262, а закрытых – сокращено со 112 до 72. Исключено присутствие иностранного капитала в сферах, обеспечивающих экономическую безопасность, а также в таких областях, как связь, воздушное сообщение, оборонная промышленность, средства массовой информации, производство кино- и видеопродукции. Вместе с тем для иностранных инвесторов открыт доступ в те области, куда ранее он был ограничен и осуществлялся только с разрешения центра: банковское и страховое дело; аудиторские, юридические, консультационные услуги; туризм; внешнеторговая, транспортная, телекоммуникационная деятельность.

Выполняя обязательства  перед ВТО, Китай постепенно открывает  свою банковскую сферу для иностранных  финансовых учреждений. В настоящее  время 60 зарубежным банкам разрешено  вести в стране операции с иностранной  валютой без каких-либо региональных или клиентских ограничений, а 53 зарубежным банкам с суммарными активами 50 млрд юаней (свыше 6 млрд долл.) предоставлено право заниматься операциями в юанях в девяти китайских городах.

Приток зарубежного капитала в экономику ежегодно превышает 40 млрд долл. По объему привлеченных иностранных инвестиций Китай лидирует среди развивающихся государств. Кроме того, в стране оживилась деятельность крупнейших ТНК. К настоящему времени из 500 таких ТНК более 400 вложили в экономику Китая свои капиталы. Количество научно-исследовательских учреждений, созданных ТНК на его территории, составляет около 400. Увеличение притока зарубежных инвестиций стимулировало рост экспорта.

Показатели внешней торговли в 2002 г. оказались рекордными за последние 20 лет. Объем внешнеторгового оборота в 2002 г. составил 620,8 млрд долл., увеличившись против предыдущего года на 21,8%, в том числе экспорта – 325,6 млрд (прирост 22%), импорта – 295,2 млрд долл. (прирост 21%). По объему экспорта Китай занял 5-е место в мире, импорта – 6-е. Доля Китая во всемирном экспорте увеличилась за год с 4,3 до 5,1%, в импорте – с 3,8 до 4,4%. К успешным результатам можно отнести также положительное сальдо внешней торговли в 30,4 млрд долл.

Информация о работе Интеграционные процессы в Китае, вступление в ВТО