Интеграционные процессы в Китае, вступление в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 00:58, реферат

Описание работы

Для сегодняшних международных экономических отношений присущи новые количественные и качественные характеристики. Основные формы мирохозяйственных связей, международная торговля, движение капиталов, миграция населения и трудовых ресурсов, транснациональная деятельность, акции международных организаций, наконец, интеграционные процессы в мире — достигли невиданных ранее масштабов. Изменились их место и роль в развитии современного общества. Остановимся лишь на основных разделах современных МЭО

Содержание работы

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ. 5
СУЩНОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ. 5
УРОВНИ ИНТЕГРАЦИИ. ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ. ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ. 7
ТЕНДЕНЦИИ И ЯВЛЕНИЯ В КИТАЕ 21 ВЕКА. 11
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ 11
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КИТАЯ 13
ВСТУПЛЕНИЕ КИТАЯ В ВТО 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 68.47 Кб (Скачать файл)

В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, для того чтобы обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов.

Таможенный союз часто  дополняется платежным союзом, обеспечивающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной единицы.

Более сложной формой является общий рынок, который призван обеспечивать его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом, полное устранение препятствий для перемещений всех факторов производства, 
а также согласование экономической политики, включающее выравнивание 
экономических показателей. При функционировании единого рынка формируются общие фонды содействия социальному и региональному развитию, создаются наднациональные органы управления и контроля, совершенствуется правовая система, т.е. возникает единое 
экономическое, правовое, информационное пространство.

Экономический союз возникает на этапе высокого 
экономического развития. Проводится согласованная (или даже единая) 
экономическая политика и на этой основе идет снятие всех препятствий. 
Создаются межгосударственные (надгосударственные) органы и 
одновременно идут крупные экономические преобразования во всех странах-участницах.

Валютный союз - форма и одновременно крупная 
составляющая экономического союза. Характерными чертами валютного 
союза являются: согласованное (совместное) 
плавание национальных валют; установление по соглашению 
фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются 
Центробанками стран-участниц; создание единой региональной 
валюты; формирование единого регионального банка, являющегося эмиссионным центром этой международной валютной единицы.

Этот союз имеет место  лишь в Западной 
Европе. Только здесь процесс экономической интеграции прошел все указанные 
этапы.

Полная экономическая интеграция - единая экономическая политика и, 
как следствие, унификация законодательной базы, которая проводится в 
условиях общей налоговой системы, наличия единых стандартов, единого 
трудового законодательства и т.д.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ЯВЛЕНИЯ В КИТАЕ В 21 ВЕКЕ.

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ 
ПРОЦЕССОВ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ

Особенностью интеграционных 
процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) является формирование 
субрегиональных очагов интеграции, степень интегрированности внутри которых 
очень различна и имеет свою специфику. В регионе сложился целый ряд локальных 
зон из двух или нескольких стран. Так, между Австралией и Новой Зеландией 
заключено соглашение о свободной торговле. На основе развития региональной 
торговли происходит взаимодополняемость экономик таких стран, как Малайзия и 
Сингапур, Таиланд, Индонезия. Однако главным центром притяжения остаются 
Япония и Китай. Они занимают доминирующие позиции в регионе.

В Юго-Восточной Азии 
сложилась довольно развитая структура — Ассоциация стран Юго-Восточной Азии 
(АСЕАН), в кото-Шую входят Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, 
Бруней, Вьетнам, Мьянма и Лаос. Ассоциация возникла в 1967 г., но лишь в 1992 
г. ее участники поставили перед собой зада- чу создать к 2008 г. зону 
региональной свободной торговли путем поэтапного снижения тарифов внутри нее. 
Каждая из стран — членов АСЕАН связана с экономикой Японии, США и с новыми 
индустриальным странами Азии. Значительная часть азиатско-тихоокеанской 
торговли (в том числе и внутри АСЕАН) приходится на торговлю между местными 
филиалами японских, американских, канадских, тайваньских и южнокорейских 
корпораций. Растет значение Китая, особенно в странах конфуцианской культуры.

Помимо АСЕАН в 
Азиатско-Тихоокеанском регионе действует еще несколько самостоятельных 
экономических объединений, среди которых созданное в 1989 г. 
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС), представленное вначале 
18 странами (Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Китай, Кирибати, Малайзия, 
Маршалловы острова, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Республика 
Корея, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили), к которым затем 
(через десять лет) присоединились Россия, Вьетнам и Перу.

Деятельность АТЭС направлена 
на стимулирование взаимной торговли и развитие сотрудничества, в частности, в 
таких направлениях, как технические стандарты и сертификация, таможенная 
гармонизация, развитие сырьевых отраслей, транспорта, энергетики, малого 
бизнеса.

Предполагается, что к 2020 г. в рамках АТЭС 
будет образована крупнейшая в мире зона свободной торговли без внутренних барьеров 
и таможен. Признанным курсом 
тихоокеанских экономических организаций является так называемый открытый 
регионализм. Суть его в том, что развитие кооперационных связей и снятие 
ограничений на движение товаров, трудовых ресурсов и капитала внутри данного 
региона сочетается с соблюдением принципов ВТО/ГАТТ, отказом от протекционизма 
в отношении других стран, стимулированием развития внерегиональных 
экономических связей.

Развитие межгосударственного 
экономического сотрудничества на пути к интеграции происходит и в других 
регионах Азии. Так, в 1981 г. на Среднем Востоке возник и функционирует по настоящее 
время Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива, 
объединивший Саудовскую Аравию, Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские 
Эмираты и Оман. Это так называемая нефтяная шестерка.

В 1992 г. было объявлено о 
создании Организации экономического сотрудничества и развития 
центральноазиатских государств (ОЭС-ЭКО). Инициаторами явились Иран. Пакистан 
и Турция. В будущем предполагается создание на этой основе Цент 
ральноазиатского общего рынка с участием также Азербайджана, Казахстана и 
среднеазиатских республик, входящих ныне в СНГ-

В основе формирования торгово-экономических 
группировок все чаще лежит общность религиозно-мировоззренческих и культурных 
корней. В июне 1997 г в Стамбуле на встрече высокопоставленных представителей 
стран различных регионов: Турции, Ирана, Индонезии, Пакистана, Бангладеш, 
Малайзии, Египта и Нигерии было решено создать «мусульманскую восьмерку» с 
целью торгового, валютно-финансового и научно-технического сотрудничества. 

Среди активных предсказателей будущего АТР  явно преобладают сторонники т.н. линейного  подхода. Эти авторы даже в своих  самых смелых прогнозах все равно  остаются в реалиях нашего времени: выделяя фундаментальные факторы  развития, они пытаются на их основе экстраполировать сегодняшние процессы на будущее. По их представлениям, если Китай вот уже почти 50 лет укрепляется, если его влияние и мощь усиливаются, то они будут усиливаться и дальше. В будущем можно ожидать, что Китай окрепнет настолько, что сможет доминировать в Юго-Восточной Азии и в прилегающих к КНР районах Тихого океана.

В таких  умозаключениях, несомненно, есть своя логика. Но предположения относительно будущего АТР и ЮВА следует строить, основываясь преимущественно на духовной составляющей, а именно – на представлениях о себе, мире и обществе, которые господствуют в головах людей, населяющих государства этого региона. При таком подходе «фундаментальные причины» из сферы политики и экономики вытесняются на второй план, а на первый выходят люди с их стремлениями и представлениями, интеллектуальное и креативное лидерство, т.е. способность формировать новые модели мира и бытия и утверждать их в умах людей. От того, какой образ мира сформируется в головах миллионов, особенно представляющих образованные слои населения азиатских стран, и будет зависеть, каким станет мир Азии в ХХII в.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КИТАЯ

Внешнеэкономические связи  Китая

Последние десятилетия весь мир  буквально 
загипнотизирован высокими темпами роста ВВП в Китае. Его валовой внутренний 
продукт прирастает на 10% ежегодно. За двадвадцать лет КНР превратилась в 
активно развивающуюся державу.

На рубеже двух веков Китай остается самой 
многонаселенной страной с 1,2 млрд. населения.

Несмотря на динамичные процессы урбанизации 
страны, лишь 30% ее населения проживает в городах (при этом 90% живет в 
восточной части страны). При рекордной населенности лишь 7% пространства Китая 
приходится на территории, пригодные для земледелия.

Успехи экономического развития Китая  выражаются в 
росте объемов промышленного производства и занятии ведущих позиций в мире по 
созданию многих видов продукции. Китай является мировым лидером в производстве 
угля, стали, цемента, зерна, мяса, хлопка, находится на ведущих мировых 
позициях по добыче нефти, выработке электроэнергии. В середине 1990-х гг. КНР 
— третья в мире держава по объему годового производства ВНП (исходя из паритета 
покупательной способности национальных валют).

В механизме экономического роста  Китая внешний 
фактор играет весьма важную роль. Он рассматривается китайским руководством 
как рычаг модернизации экономики, перевода на рыночные основы, интеграции с 
мировым хозяйством. В сфере внешнеэкономических связей была провозглашена и 
последовательно осуществлялась политика открытости внешнему миру.

Открытая внешнеэкономическая  политика Китая 
реализуется в разнообразных видах. Активное развитие внешней торговли дополняется 
привлечением иностранного капитала в форме прямых, отчасти портфельных, 
инвестиций и в ссудной форме. Расширяется использование техники и технологии 
из-за рубежа, поощряются производственная кооперация и научно-техническое 
сотрудничество. Реализация открытой политики идет по линии отстаивания своих 
позиций в международном разделении труда, поиска в нем новых ниш. Курс на 
доступность осуществляется параллельно с созданием устойчивой правовой базы сотрудничества 
с зарубежными странами, образованием отдельных экономических районов и зон с 
льготным инвестиционным режимом для иностранных предпринимателей.

Основным элементом внешнеэкономических  связей КНР 
является внешняя торговля. За период экономических реформ она развивалась 
довольно высокими темпами — в среднем около 16% в год. Объем внешней торговли 
вырос за эти годы более чем в 15 раз — с 20,6 млрд. долл. до 325,1 млрд. долл. 
По товарообороту Китай закрепился на 11 месте в мире.

Ведущими торговыми партнерами Китая являются 
Япония и США. Основное место в общем экспорте Китая занимают текстильные 
изделия и одежда, машино-техническая продукция (до 25% стоимости). Доля 
готовой продукции в экспорте достигает 80%. В импорте КНР преобладают машины, 
оборудование, транспортные средства, наукоемкая продукция.

Ведущие международные корпорации рассматривают 
Китай как наиболее перспективный мировой рынок. По оценкам специалистов, 
емкость китайского рынка составляет 300 млрд. долл. Китай активно привлекает 
иностранный капитал. Он занимает второе место после США по количеству 
предприятий с зарубежными инвестициями. В середине 1990-х гг. на их долю 
приходилось 7,5% промышленных предприятий и почти 19% производимой продукции (в 
неизменных ценах). К концу 1990-х гг. экспорт китайского капитала расширяется 
(достигает 18 млрд. долл.). По этому показателю Китай занимает восьмое место в 
мире. Утечка капитала из страны, по неофициальным данным, достигает 50 млрд. 
долл.

Нарастающие объемы внешнеторгового  оборота при 
ежегодном росте экспорта на 16-17% в 1990-х гг. прочно поставили Китай в число 
крупнейших экспортеров мира (в начале второй десятки).

Некоторые экономисты склонны видеть в таком 
динамизме даже нечто нездоровое. В частности, в справочнике «Индекс 
экономической свободы за 1997 г.», выпущенном американским «Фондом наследия» и 
газетой «Уолл стрит джорнэл», его авторы, удивляясь способности Китая 
«переваривать» огромные суммы зарубежных инвестиций, рекомендуют китайскому 
руководству уменьшить степень правительственного поощрения иностранных 
вложений.

В более спокойных тонах и  значительно полнее 
китайская проблематика нашла отражение в работе Организации экономического 
сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входит три десятка развитых 
государств мира.

За полтора минувших десятилетия, отмечается в 
докладе ОЭСР, Китай превратился в динамично развивающуюся державу. С населением 
1,2 млрд. человек, 4% объема мировой торговли и ежегодным ростом экспорта на 
17% он становится крупнейшим в мире производителем товаров. При этом анализируются 
всевозможные варианты эволюции социально-экономической ситуации в стране к 2020 г. Как полагают, в эти годы Китай может встретиться с целым 
рядом внутренних трудностей. Среди них: недостаточное развитие инфраструктуры, 
сектора банковских и финансовых институтов, чрезмерный рост энергетических 
потребностей, осложнение проблем охраны окружающей среды, плохая адаптация 
законодательной базы к экономике.

Очень важны последствия развития китайской 
экономики для международных торговых связей и мировых товарных рынков. Учитывая 
огромный рынок Китая для прямых инвестиций и экспорта из стран ОЭСР, возможен 
вариант превращения Китая в их конкурента как в отраслях производства, 
требующих большего объема недорогой рабочей силы, так и в выпуске продукции с 
применением высоких технологий.

Информация о работе Интеграционные процессы в Китае, вступление в ВТО