Государственная антикризисная социально-экономическая политика во Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:01, реферат

Описание работы

В настоящее время Франция находится посредине перехода от зажиточной современной экономики, которая имеет большую долю государственной собственности и государственного вмешательства, к той, которая полагается больше на механизмы рынка. Правительство частично или полностью приватизировало много крупных промышленных и страховых компаний и банкови уступило доли в таких ведущих компаниях как Air France, France Telecom, Рено, и Thales.

Содержание работы

1. Экономика Франции. Основные черты французской экономики
2. История развития и основные черты экономики Франции
3. Промышленность Франции
4. Сельское хозяйство Франции
5. Внешнеэкономические связи Франции
6. Основные макроэкономические показатели Франции
7. Последствия мирового кризиса для экономики Франции
8. Антикризисные меры Франции в 2012 году

Файлы: 1 файл

антикризисная политика Франции.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Многие французские компании относятся к рынку ЕС как своему внутреннему. Свыше 60% экспорта направляется в страны ЕС. Это самая крупная доля среди четырех ведущих стран Западной Европы. Главным торговым партнером Франции в этом регионе по данным на 2008 год выступает Германия, на которую приходится 15% экспорта и 19% импорта. На втором месте Испания (9% экспорта и 7% импорта), далее Италия (8% экспорта и 8% импорта), Бельгия (7% экспорта и 11% импорта) и Нидерланды (4% экспорта и 7% импорта). Среди других стран важным торговым партнером выступают США (6% экспорта и 4% импорта).

Доля развивающихся стран в  торговле страны сократилась. Недостатком  географической структуры внешней  торговли является значительная ориентация экспорта в страны с медленно расширяющимися рынками. 

Французские компании прилагают большие  усилия для расширения внешнеэкономической  экспансии. Важным средством ее выступает  экспорт капитала. На долю Франции  приходится 5% общего объема заграничных  прямых инвестиций. При этом в 1980-е  гг. произошло сокращение ее доли. 

Экспорт капитала заметно переориентировался на промышленно развитые страны, где  основным объектом приложения капитала является Западная Европа, но значение ее уменьшилось. В 1960 г. на страны Западной Европы приходилось 86,4% французских  прямых инвестиций, а в 1986 г. их доля снизилась до 57%. За этот же период резко возрос удельный вес США — с 5,4% до 36,5%. В 1980-е гг. французские компании вышли на шестое место среди иностранных инвесторов в США. В основном их инвестиции сосредоточены там в старых отраслях — металлургии, угольной, химической, нефтяной промышленности и производстве автомобильных шин. В Западной Европе основные объемы французского капитала инвестированы в ФРГ и Великобритании. 

В развивающихся странах сосредоточено  примерно 30% общего объема прямых инвестиций, что выше доли других стран. Африканский континент занимал ранее и продолжает занимать особое место. На его долю приходится свыше 50% французских инвестиций в “третьем мире”. В основном они сосредоточены в странах зоны франка. Помимо сырьевых отраслей инвестирование осуществляется в обрабатывающие производства путем налаживания сборочных или автономных предприятий с ориентацией на местный рынок. 

Франция также является крупным  импортером капитала. Ведущее место  среди иностранных фирм занимают американские (48%). Инвестиции каждой в отдельности европейской страны значительно уступают им. 
Крупный приток иностранного капитала начался в 1960-е гг. На долю зарубежных фирм приходится более 1/4 суммарного оборота и около 1/3 товарного экспорта. 
Структурные особенности хозяйства влияют на позицию Франции в вопросах интеграции. Обычно она выступает за регулирование тех отраслей, где ее конкурентные позиции не высоки. 

В 1990-2000-х гг. правительство сократило  государственное регулирование экономики и стимулировало частный сектор. С этой целью был отменен валютный контроль, контроль над ценами, снижены налоги, увеличены льготы компаниям. Одним из краеугольных камней экономической политики являлось сдерживание роста заработной платы, благодаря чему потребительские расходы сохранялись на умеренном уровне, а норма прибыли достигла уровня начала 1970-х гг.

6. Основные макроэкономические показатели Франции

 

Французское статистическое бюро Insee сообщило, что ВВП Франции по итогам 2010 года вырос на 1,5% после падения на 2,7% в 2009 году. Дефицит бюджета страны в 2008 году составил 136,5 миллиарда евро, или 7,1% ВВП. В свою очередь, госдолг страны в 2010году возрос до 82,3% ВВП против 81,7% ВВП в 2009 году. ВВП страны за первый квартал 2011 года вырос на 0,9% по сравнению с ростом 0,3% в четвертом квартале 2010 года. При этом рост реальных потребительских расходов ускорился до 0,6% против 0,4%, темпы увеличения объемов экспорта возросли до 1,4% после увеличения на 0,3% в четвертом квартале 2010 года, а объем импорта вырос на 2,7% после спада на 0,7% кварталом ранее. 

Экономика Франции во II квартале 2011 года не изменилась по сравнению с  предыдущими тремя месяцами. Нулевой  рост ВВП, по мнению экспертов, может  заставить президента Николя Саркози  пойти на значительное сокращение бюджетных расходов и отказаться от отмены налогов. Падение потребления домохозяйствами во II квартале 2011 года на 0,7% — стало основной причиной отсутствия роста ВВП. 

Объем промышленного производства во Франции в июне 2011 года снизился на 1,6% в месячном исчислении, - сообщило статистическое агентство Insee. В годовом выражении показатель увеличился на 2,3%. Опрошенные агентством Bloomberg эксперты прогнозировали, что в июне показатель снизится на 0,7%. В мае промпроизводство во Франции увеличилось на 1,9%.

 

На сегодняшний день Франция  переживает серьезные структурные  проблемы, - говорится в очередном  исследовании «Индекс дефолта» Центра европейской политики в Фрайбурге (Германия) и германской деловой  газеты Handelsblatt. Наибольшие опасения вызывает экономика Италии, считают экономисты: с 2011 года к концу 2010 индикатор дефолта сократился с 6,2 пункта до – 0,6 пункта. 

Если в 2001–2003 годах Франция была нетто-экспортером капитала и вкладывалась в зарубежные активы, то с 2004 года ситуация изменилась: страна стала нетто-импортером капитала и с этого момента начала наращивать долг. В 2010 году потребность в капитале французской экономики была уже на уровне 3,8% ВВП с дефицитом бюджета в 74 млрд евро.

 

Инвестиции составляли до 2005 года в среднем 4% ВВП и достигли 5% к 2008 году, однако с этого момента  они начали падать — до 3,2% в 2010 году. 
Страны, «импортирующие капитал», должны максимально направлять его на инвестиции, увеличивающие производственные мощности, отмечает Handelsblatt: только такие инвестиции в будущем приносят доход, с помощью которого может быть погашен внешний долг.

 

Индекс дефолта Франции, за исключением  стагнации в 2006 и 2007 годах, постоянно  снижался, и в 2010 году впервые упал ниже ноля. Это означает, что расходы на потребление превышали доходы на внутреннем рынке, говорится в исследовании. Этот разрыв оценивается в 2010 году как минимум в 0,6% ВВП — 12 млрд евро. 

Негативная динамика индекса предполагает снижение кредитоспособности Франции по сравнению с прежними уровнями, опасаются эксперты. «Без фундаментальных реальных экономических реформ Франции в среднесрочной перспективе грозит потеря кредитоспособности», — говорится в материалах Центра европейской политики. Кроме того, французские банки являются одними из главных держателей греческих долговых бумаг: по данным Банка международных расчетов, к концу 2010 года объем долгов Греции перед ними достигал 53 млрд долларов, в том числе по гособлигациям — 15 млрд долларов. Франция, таким образом, впервые очутилась в той же категории риска, что Италия и Испания.

7.  Последствия мирового кризиса для экономики Франции

Экономика Франции в этом году переживает худшую рецессию за послевоенные годы. Бюджетный дефицит почти вдвое  превышает «докризисные» нормы, установленные Евросоюзом. 

Французское правительство потратило  миллиарды, чтобы поддержать банковскую систему и экономику в целом, проигнорировав обычные ограничения, налагаемые правилами кредитования Евросоюза.

В 2010 году дефицит бюджета сократился до 5,2% ВВП, и до 4% - в 2011 году, но остался значительно выше 3-процентной границы, установленной Маастрихтским договором.

8. Антикризисные меры Франции в 2012 году

 

В настоящее время Париж свертывает мероприятия по стимулированию экономики, отменяя налоговые льготы и замораживая большинство правительственных расходов, чтобы привезти бюджетный дефицит до уровня 3 % в соответствии с нормами Еврозоны к 2013 году.

 

Правительство выдвинуло на первый план приверженность Франции финансовой дисциплине в период роста долгов в других странах Еврозоны и нестабильности на финансовых рынках. Президент Н. Саркози – тот, кто обеспечил проведение пенсионной реформы в 2010 году - как ожидают, будет искать возможность для проведения некоторых налоговых реформ, однако он может задержать дополнительные, более дорогостоящие реформы до окончания выборов 2012 года. 

Традиционная особенность французской  экономической политики — большая  доля государственного сектора, особенно в стратегически важных областях — нефтегазовой промышленности, транспорте. Существует планирование, но оно носит не нормативный, а индикативный характер (намеченные показатели не являются нормативными для частных предприятий). Велика доля в экономике иностранного капитала (промышленность до 40%, недвижимость около 27,5%, торговля — 20%, сфера услуг — 9%). На предприятиях с иностранным капиталом работают свыше 20 % трудящихся. Особенно велика доля иностранного капитала в информатике и других отраслях передовых технологий (свыше 50 %).

 Кроме того, в антикризисный план входит «спасение» банковской системы. Государство уже заработало на помощи банкам 2 миллиарда евро. Господдержка банкам выделялась не безвозмездно, а с возвратом и под проценты.

Финансовую помощь получит так же автомобильная промышленность

Николя Саркози о модернизации экономики Франции

 

 Николя  Саркози признал, что повысить конкурентоспособность  Франции невозможно без сокращения дефицита госбюджета и сокращения госдолга. Из-за антикризисных мер и дефицит  и долг государства буквально «взорвались». В 2009 дефицит бюджета вырос до 8 с лишним процентов (8,2%) ВВП. Это вместо 3%, разрешенных европейским пактом стабильности. Французское  государство теперь должно всем на свете уже 78% ВВП страны. Поэму, правительство Франции намерено бороться за сокращение расходов государства. При этом, Президент неоднократно утверждает, что повышать налоги не будут.

 

 

Правительство Франции 24 августа 2012г. объявило о введении новых мер по борьбе с бюджетным дефицитом. Среди них - повышение налогов для самых богатых граждан, а также увеличение акцизов на табак и алкоголь. Об этом сообщает Agence France-Presse.

Как заявил премьер-министр Франции Франсуа Фийон, эти меры позволят стране сэкономить в 2012 году 12 миллиардов евро, и сократить дефицит бюджета до 4,5 процентов.

Антикризисный пакет включает в  себя, в том числе, налог на высокие  годовые доходы. Французы, зарабатывающие в год более 500 тысяч евро, будут  платить трехпроцентный налог до тех пор, пока бюджетный дефицит  страны не сократится до планируемых 3 процентов. Франсуа Фийон пообещал, что этого показателя Франция достигнет к 2013 году. Прочие антикризисные меры включают в себя сокращение налоговых ниш и повышение налогов на табак, алкоголь и прохладительные напитки.

Ранее сообщалось, что финансовые аналитики опасаются снижения кредитного рейтинга Франции. Это привело бы к падению акций на европейских рынках и усугубило бы продолжающийся долговой кризис еврозоны. В последнее время страны-должники выступают с различными антикризисными мерами. Так, 14 июля 2012г. итальянский сенат принял законопроект о сокращении госрасходов на 48 миллиардов евро в течение трех лет, а 22 августа власти Испании снизили налог на покупку жилья в два раза, чтобы стимулировать строительство и создавать таким образом рабочие места.




Информация о работе Государственная антикризисная социально-экономическая политика во Франции