География рекреации и туризма Дальневосточного Федерального Округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Дальневосточный Федеральный округ обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, на его территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, но они практически не используются, или используются но не на полную мощность. Такая ситуация складывается практически во всех регионах России. В данной работе попытаемся проанализировать сложившуюся ситуацию в Дальневосточном ФО, проведем анализ природных ресурсов для туризма, выявим проблемы туризма, и как государство помогает развитию туризма в данном регионе.

Содержание работы

1. Введение
2. Сводный анализ природных ресурсов и социально-экономических факторов, обеспечивающих развитие рекреации и туризма в Дальневосточном федеральном округе
1.1. Сводный анализ природных ресурсов
1.2. Социально-экономические ресурсы туризма
3. Туристко-рекреационные зоны по административному делению.
3.1. Характеристика Туристко -рекреационных зон
4. Проблемы и перспективы развития туризма и рекреации в Дальневосточного федеральном округе
4.1. Проблемы развития туризма и рекркации
4.2. Перспективы развития туризма и рекреации
5. Заключение

Файлы: 1 файл

Kursovaya_izmennyonnaya_5.doc

— 347.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Российской Федерации

Курганский государственный университет

 

 

Кафедра: Географии и Природопользования

Тема: География рекреации и туризма Дальневосточного Федерального Округа.

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Дисциплина:  Рекреационная География

Студент: /                                  /

Группа: 444(8)

Специальность: География

Руководитель: /                                    /

 

 

Дата защиты: «       »                                          2011 г.

Оценка: «                                    »

 

 

Курган, 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение
  2. Сводный анализ природных ресурсов и социально-экономических факторов, обеспечивающих развитие рекреации и туризма в Дальневосточном федеральном округе
    1. Сводный анализ природных ресурсов
    2. Социально-экономические ресурсы туризма
  3. Туристко-рекреационные зоны по административному делению.

3.1. Характеристика Туристко -рекреационных зон

  1. Проблемы и перспективы развития туризма и рекреации в Дальневосточного федеральном округе

4.1. Проблемы развития туризма и рекркации

4.2. Перспективы развития туризма и рекреации

  1. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Дальневосточный Федеральный округ обладает высоким  туристско-рекреационным потенциалом, на его территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, но они практически не используются, или используются но не на полную мощность. Такая ситуация складывается практически во всех регионах России. В данной работе попытаемся проанализировать сложившуюся ситуацию в Дальневосточном ФО, проведем анализ природных ресурсов для туризма, выявим проблемы туризма, и как государство помогает развитию туризма в данном регионе.

Дальний Восток уникальный регион. Уникален он, прежде всего по своим природным ресурсам, огромной территории, своим климатом и географическим положением.

Огромные размеры  района, его протяженность с запада на восток на 3 тыс. км и с севера на юг на 3200 км обусловили чрезвычайное разнообразие природных условий. ‹1›

Состав федерального округа.

Дальневосточный федеральный округ административное формирование на Дальнем Востоке России. Образован указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года.

Дальневосточный федеральный округ - это 6215,9 тысячи квадратных километров (36,4% территории России).

Население округа 7065,9 тысячи человек (4,9% населения России).

Центр Дальнего Востока - город Хабаровск.

Дальневосточный федеральный округ - это 9 регионов:

- Республика  Саха (Якутия);

- Приморский  край;

- Хабаровский  край;

- Амурская  область;

- Камчатский  край;

- Магаданская  область;

- Сахалинская  область;

- Еврейская  автономная область;

- Чукотский  автономный округ. ‹3›

Цель работы: дать характеристику природным ресурсам и социально экономическим факторам обеспечивающим развитие туризма в Дальневосточном Федеральном Округе.

Задачи: 1. Проанализировать свод природных ресурсов туризма  в Дальневосточном федеральном  округе.

2. Проанализировать социально-экономические ресурсы туризма в Дальневосточном федеральном округе. 

3. Выявить проблемы и персперспективы развития туризма в регионе.

  1. Сводный анализ природных ресурсов и социально-экономических факторов, обеспечивающих развитие туризма в Дальневосточном федеральном округе

2.1. Сводный анализ природных ресурсов

Климат 
Особенности физико-географического положения Дальневосточного региона определили разнообразие природно-климатических условий - от резко континентального до муссонного климата юго-востока региона. Климатические и природные зоны на Дальнем Востоке растянувшиеся в меридиональном направлении, связаны с последовательным переходом от океана и приморской тайги к лесам, а затем к лесостепям Маньчжурии и степям Монголии. Тундры и тайга Восточной Сибири и Забайкалья поддерживаются влиянием глубоко вторгающейся на континент зоной вечной мерзлоты. Климат всего Дальнего Востока определяется взаимодействием континентальных и морских воздушных масс умеренных широт. Зимой со стороны мощного Азиатского максимума к юго-востоку устремляются потоки холодного воздуха. Поэтому зима на Дальнем Востоке очень суровая и сухая.

На северо-востоке  по окраине Алеутского минимума холодный континентальный воздух Восточной Сибири вступает во взаимодействие с тёплым морским воздухом. В результате часто возникают циклоны, с которыми связано большое количество осадков. На Камчатке выпадает много снега, нередки метели. По восточному берегу полуострова высота снежного покрова может местами достигать 6 м. Значительны снегопады и на Сахалине. Летом воздушные потоки устремляются со стороны Тихого океана. Морские воздушные массы взаимодействуют с континентальными, вследствие чего на всей территории Дальнего Востока летом идут муссонные дожди. Муссонный климат Дальнего Востока охватывает Амурскую область и Приморский край. В результате крупнейшая дальневосточная река Амур и её притоки разливаются не весной, а летом, что обычно приводит к катастрофическим наводнениям. Над прибрежными районами нередко проносятся разрушительные тайфуны, приходящие со стороны южных морей.

Рельеф.

Огромная по площади  территория Дальнего Востока исключительно разнообразна с точки зрения строения земной коры, а значит рельефа и минеральных ресурсов. Дальний Восток формируют как наиболее древние тектонические структуры – Сибирская платформа, так и самые молодые – область Тихоокеанской складчатости. При этом, большую часть территории занимает область мезозойских складчатых структур. Разнообразие в строении земной коры обусловило контрастность форм поверхности.

В рельефе преобладают  горы, различные по происхождению, возрасту и внешнему облику. Одним из наиболее значительных горных образований является Верхоянский хребет, который протянулся вдоль среднего и нижнего течения Лены на 1200 км. Он состоит из многочисленных хребтов и массивов со сглаженным среднегорным рельефом. Преобладающие высоты – 1000-2000 метров, максимальная высота – 2389 метров. 
Еще более мощное горное образование – хребет Черского. Он превосходит Верхоянский хребет, и по протяженности (1500 км), и по преобладающим высотам (2000-3000 м). Его высшая точка – гора Победа – 3147 метров. Вследствие низкого положения снеговой границы, наиболее высоким участкам хребтов свойственны альпийские формы рельефа. Крайний юг территории занимают горы Сихотэ-Алинь. Подобно Уралу, для них характерна асимметрия склонов. Более крутой восточный склон вплотную подступает к морскому побережью, а западный - через систему гряд и сопок, плавно переходит в долину Амура.

Все тихоокеанское побережье  России - место взаимодействия литосферных  плит: более тяжелая океаническая поддвигается под материковую. Положение  на стыке литосферных плит обусловило значительную тектоническую подвижность территории. Камчатка, Курилы. Сахалин входят в зону 9-10 балльных землетрясений. Помимо землетрясений нередки моретрясения, вызывающие разрушительные волны – цунами. Кроме того, Камчатка и Курилы - территории современного вулканизма. Всего здесь насчитывается более 60 только действующих вулканов. Время от времени то один, то другой вулкан начинает извергаться. Помимо вулканизма на Камчатке имеется уникальное явление природы – гейзеры. ‹6›

Уникальная природа Дальневосточного Федерального округа позволяет развивать спортивно-промысловые виды отдыха: рыболовство, спортивную охоту, любительский сбор грибов, ягод, диких овощей. 
Горный рельеф, снежные зимы, способствуют развитию зимнего спорта и туризма. Минеральные источники, лечебные грязи, микроклимат создают возможность для развития лечебно-оздоровительного отдыха. 
Памятники древней истории, уникальная природа и климат позволяют развивать такие виды туризма, как пеший, конный, водный, автомобильный, спелеотуризм, альпинизм.

2.2. Социально-экономические ресурсы туризма и рекреации.

Инфраструктура

Приморский край. Во Владивостоке заканчивается самая протяжённая железная дорога в России — Транссибирская магистраль (Транссиб). Длина магистрали составляет более девяти тысяч километров.

Порты Приморского края играют важную роль в экономике России. Одним из главных направлений  в развитии портов являются контейнерные перевозки. На территории региона расположены крупнейшие контейнерные терминалы Дальнего Востока России. Контейнерный терминал в порту Восточный был введён в эксплуатацию в мае 1976 года. Сегодня на территории порта работает ООО «Восточная стивидорная компания», входящая в группу Global Ports, владельцем которой является российская транспортная группа «Н-Транс» (ранее «Северстальтранс»). В 1983 году начал работу контейнерный терминал во Владивостокском морском торговом порту. В 2003 году в целях развития терминала было создано ООО «Владивостокский контейнерный терминал», учредителями которого стали транспортная группа FESCO и ОАО «ВМТП».

В 2009 году в бухте Козьмина был введён в эксплуатацию перегрузочный нефтеналивной комплекс.

Амурская область. Через  территорию области проходят Транссибирская магистраль, с выходом через территорию Хабаровского края на морские порты Приморья: Находку, Восточный, Владивосток; и участок Дальневосточной железной дороги (Байкало-Амурская магистраль) с выходом на порты Хабаровского края: Ванино и Советская Гавань. В отрасли сосредоточено 53% основных фондов, ее удельный вес в валовой добавленной стоимости экономики области составляет 24,1%. В общем объеме отправления грузов на долю железнодорожного транспорта приходится 26,2%, автомобильного - 70,0%, водного - 3,8%.

Еврейская автономная область. Хорошо развитая транспортная сеть региона состоит из 530 км железных дорог, в том числе Транссибирская магистраль, 600 км водных путей вдоль Амура и Тунгусский рек; и 1900 км дорог, в том числе 1600 км дорог с твердым покрытием.Наиболее важные дороги Хабаровск-Биробиджан-Облучье-Амурская область шоссе с паромное сообщение через Амур. Аэропорт Zhelty Яр расположен в центре Биробиджана регион связывает с Хабаровском и центров окраине. Есть также планы по созданию международного воздушного сообщения между Биробиджан и Цзямусы в Китае.

Сахалинская область. Транспорт - одна из ведущих отраслей хозяйственного комплекса Сахалинской области. Транспортная отрасль представлена всеми видами транспорта; морским, железнодорожным, автомобильным и воздушным.

 Морской транспорт играет ведущую роль в транспортной системе области, так как практически все грузы на Сахалин и Курилы доставляются морем на грузовых судах или на паромах в железнодорожных вагонах через морскую паромную переправу Ванино - Холмск. 
В области имеется одиннадцать морских портов. Это – восемь морских торговых портов два морских рыбных порта  и один ведомственный морской порт Москальво, принадлежащий ОАО “Роснефть-Сахалинморнефтегаз”. 
Железнодорожный транспорт осуществляет около тридцати процентов объема всех транспортных перевозок внутри области. Государственное предприятие “Сахалинская железная дорога” обеспечивает все заявки грузоотправителей и имеет при этом резерв провозной способности примерно 3-4 млн. тонн в год. 
Воздушный транспорт. В основном воздушный транспорт осуществляет перевозку пассажиров на дальние расстояния и в труднодоступные местности. В межнавигационный период на отдельных направлениях авиация является единственным средством сообщения с материком и с островами области. Доля воздушного транспорта в грузообороте Сахалина незначительна. 
Крупнейшая по объемам перевозок пассажиров и грузов – компания “Сахалинские Авиатрассы” – эксплуатирует самолеты Ан-24, Ан-26, Боинг-737. 
Сахалин связан регулярными линиями с Москвой, Хабаровском, Владивостоком и другими городами Российской Федерации. Наибольшую значимость имеет аэропорт г. Южно-Сахалинска, из которого осуществляются регулярные международные рейсы в г. Хакодате (Япония), г. Сеул, Пусан (Корея) и чартерные рейсы в города Ниигата, Токио, Саппоро (Япония), города Далянь, Харбин, Шанхай (КНР). Объем международных перевозок за 1998 г. составил около 22 тысяч человек. 
Магаданская область. Главные транспортные ворота области — Магаданский морской торговый порт, через который поступает основной поток грузов.

Вблизи города Магадан находится международный аэропорт «Магадан» (Сокол). Аэропорт принимает все типы пассажирских авиалайнеров и тяжёлые транспортные самолёты.

Протяжённость автомобильных  дорог с твёрдым покрытием  составляет 2323 километра. В том числе с усовершенствованным покрытием, то есть с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами, 330 километров.

Железнодорожное сообщение  отсутствует.

Чукотская автономная область. Чукотка отличается крайне низким уровнем обеспечения транспортом; этому способствуют как очень низкая плотность населения, так и суровые климатические условия (зима до 9 месяцев), что делает строительство дорог очень дорогостоящим и трудоёмким. На данный момент дороги с покрытием присутствуют только в городах и прилегающих к ним посёлкам; на всей остальной территории Чукотки используются зимники — дороги без покрытия, на которых движение возможно только зимой по укатанному снегу. Для передвижения используются вездеходы, снегомобили и грузовики повышенной проходимости.

Существуют проекты  по соединению Чукотки с основной автомобильной сетью России

Железных дорог на Чукотке нет. Кое-где существуют лишь незначительные узкоколейки на местных предприятиях.

Основные виды транспорта для дальних передвижений — морской и воздушный. Каждый город имеет свой аэропорт. Однако, несмотря на близость Аляски, регулярного воздушного или морского сообщения с ней не существует. Морское сообщение также бывает очень затруднено в период ледостава или ледохода.

Действуют несколько  морских портов Северного морского пути

Довольно интересный и малореальный транспортный проект — Тоннель через Берингов пролив.

Основная авиакомпания Чукотки — Чукотавиа. Действует значительное количество аэродромов.

В  Дальневосточном  федеральном округе расположено 51 высшее учебное заведение,  9 из которых занимаюся обучением по направлениям туризма и сервиса. Это Дальневосточный государственный университет, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Якутский государственный университет им. М. К. Аммосова,Амурский государственный университет, Дальневосточный государственный гуманитарный университет, Уссурийский государственный педагогический институт, Камчатский государственный университет им. В.-Й. Беринга, Сахалинский государственный университет, Северо-Восточный государственный университет.

Средне специальное  образование представлено 14-ю учебными заведениями.

На территории Дальневосточного ФО так же расположено 54 отеля, 26 пунктов общественного питания класса кафе и рестораны, 62 гостиниц и баз отдыха. 47 туристических агенств занимающихся как внутренним так и международным туризмом. Большее количество туристических фирм находится на камчатке. Наиболее крупные туристические фирмы это : ООО "Камчатинтур". Камчатская туристическая фирма занимается въездным и внутренним туризмом. Камчатская туристическая компания "Бел-Кам-Тур". Турфирма осуществляет туры на Камчатке: рыбалка, охота на Камчатке, термальные источники Камчатки. У компании в собственности гостиничный комплекс "Бел-Кам-Тур" в Паратунской курортной зоне, туристическая база "Тумрок" у подножия действующего вулкана Камчатки — Кизимен. ЗАО "Интурист-Находка". Компания предоставляет различные туристические услуги; является агентом различных авиакомпаний и туроператоров; работает напрямую с многочисленными турфирмами. Агентство имеет представительства в различных городах Российской Федерации. Туристическая компания "Континенталь" — туроператор по международному и внутреннему туризму. "МирИнтур" является оператором по международному и внутреннему туризму. Сфера туроператорской деятельности: внутренний туризм, международный въездной, международный выездной, международный — реализация туристского продукта сформированного иностранным туроператором.

Информация о работе География рекреации и туризма Дальневосточного Федерального Округа