Динамика географической и товарной структуры внешней торговли Японии за период 2000-2010 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является проведение исследования динамики географической и товарной структуры внешней торговли Японии за период с 2000 по 2010 гг.
Для достижения поставленной цели мною решены следующие задачи:
Составление общей характеристики динамики внешней торговли Японии за 2000-2010 гг.
Изучение динамики товарной структуры внешней торговли Японии за 2000-2010 гг.
Изучение динамики географической структуры внешней торговли Японии за 2000-2010 гг.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 6
Глава 2 8
Глава 3 9
Заключение 14
Список литературы и Интернет-источников 15
Приложения 16

Файлы: 1 файл

курсовая по географии.docx

— 571.45 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Факультет ЭКОНОМИЧЕСКИЙ (вечернее/заочное отделение)

Кафедра РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ГЕОГРАФИИ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

на тему

«ДИНАМИКА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ И  ТОВАРНОЙ СТРУКТУРЫ

ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ   ЯПОНИИ

ЗА ПЕРИОД 2000-2010 гг.

Б. 1. В – Экономическая  география

 

Выполнил: 
Студент     2 КУРСА 
Студенческий билет № 213В3129 
Данченко Иван Сергеевич 
25 декабря 2013 г.

Руководитель: 
К.г.н., доцент 
Миронова Марина Николаевна

 

 

Москва 2013

 

Содержание

 

Содержание                                                                                                       2

Введение                                                                                                            3

Глава 1                                                                                                               6

Глава 2                                                                                                               8

Глава 3                                                                                                               9

Заключение                                                                                                       14

Список литературы и Интернет-источников                                                   15

Приложения                                                                                                      16

 

Введение

Япония - одна из самых развитых стран мира, входит в тройку мировых лидеров  по уровню ВВП (около 5, 390 трлн. долл. США). Является членом международного объединения  крупнейших стран «Большая восьмерка», участвует в Азиатско-Тихоокеанском  экономическом сотрудничестве (АТЭС), а так же входит в такие экономические  группировки, как ВТО (Всемирная  торговая организация) и АСЕАН (Форум Азия-Европа).

По своему географическому положению –  государство-архипелаг – Япония имеет низкую ресурс обеспеченность, поэтому внешняя торговля  является приоритетной для  поддержания жизнедеятельности  страны. Практически все ресурсы, используемые в промышленности, импортируются. Грузопотоки, проходящие в непосредственной близости от японских островов, позволяют  обеспечивать страну ресурсами из разных стран мира.

Целью моей работы является проведение исследования динамики географической и товарной структуры внешней торговли Японии за период с 2000 по 2010 гг.

Для достижения поставленной цели мною решены следующие  задачи:

    • Составление общей характеристики динамики внешней торговли Японии за 2000-2010 гг.
    • Изучение динамики товарной структуры внешней торговли Японии за 2000-2010 гг.
    • Изучение динамики  географической структуры внешней торговли Японии за 2000-2010 гг.

 

Япония — островное государство в Восточной Азии. Расположено в Тихом океане, к востоку от Японского моря, Китая, Северной и Южной Кореи и России, занимает территорию от Охотского моря на севере до Восточно-Китайского моря и Тайваня на юге страны.  

Япония расположена на Японском архипелаге, состоящем из 6 852 островов. Четыре крупнейших острова — Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку — составляют 97 % общей площади архипелага. Большинство островов горные, многие вулканические. Высшая точка Японии — вулкан Фудзи. С населением более 127 миллионов человек Япония занимает десятое место в мире. Большой Токио, включающий в себя де факто столицу Японии Токио и несколько близлежащих префектур, с населением более 30 миллионов человек является крупнейшей городской агломерацией в мире. Являясь великой экономической державой, Япония занимает третье место в мире по номинальному ВВП и третье по ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности. Япония является четвёртым по величине экспортёром и шестым по величине импортёром. 
Экономика  
На конец 2009-го финансового года Япония занимала второе место в мире (после США) по номинальному значению ВВП, который составляет более 5 трлн долларов США, однако, по данным экспертов, в августе 2010-го по этому показателю Китайская экономика обогнала японскую; и третье место по паритету покупательной способности (после США и Китая). Банковские услуги, страхование, недвижимость, транспорт, розничная торговля, телекоммуникации и строительство играют значительную роль в экономике страны.  Япония обладает крупными производственными мощностями, и в ней находятся несколько крупнейших производителей механических транспортных средств, электроники, станков, стали, судов, химических веществ, текстиля и пищевых продуктов. Сектор услуг составляет три четверти внутреннего валового продукта. 
По состоянию на 2007 Япония занимала 19-е место по отношению ВВП к отработанным часам. Согласно индексу Биг-Мака японские рабочие получают самую высокую почасовую зарплату в мире. В Японии низкий уровень безработицы, но в 2009 году он стал повышаться и составил 5,2 %. Крупнейшие компании включают в себя Toyota, Nintendo, NTT DoCoMo, Canon, Honda, Takeda Pharmaceutical, Sony, Nippon Steel, Tepco, Mitsubishi и 711. Кроме того в ней располагается несколько крупнейших банков и Токийская фондовая биржа. Токийская фондовая биржа занимает второе место в мире по рыночной капитализации. В 2006 году 326 японских компаний входили в Forbes 2000, что составляет 16,3 % списка.     В 2009 году Япония занимала 13 место по индексу лёгкости ведения бизнеса и 19 место по индексу экономической свободы (пятое среди тридцати азиатских стран). Капитализм в Японии имеет много особенностей, например, заметную роль в экономике страны играют кэйрэцу. Также распространено пожизненное трудоустройство работника в одной и той же компании. Японские компании известны такими методами управления компаний как «Принципы Toyota». В последнее время Япония несколько отошла от этих норм.

В 2007 году основными партнёрами Японии по экспорту были США (20,4 %), Китай (15,3 %), Южная Корея (7,6 %), Тайвань (6,3 %), Гонконг (5,4 %), а по импорту — Китай (20,5 %), США (11,6 %), Саудовская Аравия (5,7 %), ОАЭ (5,2 %), Австралия (5 %), Южная Корея (4,4 и Индонезия (4,2 %). Япония экспортирует механические транспортные средства, электронику и химические вещества. В страну ввозятся станки и оборудование, ископаемое топливо, еда (в особенности говядина), химические вещества, текстиль и промышленное сырьё. Правительство Дзюнъитиро Коидзуми провело ряд реформ, поощряющих рыночную конкуренцию, и в результате выросли иностранные инвестиции.

Являясь небольшим островным государством в Восточной Азии, с не благоприятными природно-климатическими условиями  и ограниченными запасами полезных ископаемых, которое, в то же время, находится в зоне риска из-за постоянных природных катаклизмов, Япония достигла колоссальных успехов в развитии промышленности и, в частности, наукоемкой отрасли. Япония лидирует в производстве транспортных средств, техники и  химической продукции, а также в  выпуске электронной аппаратуры и выплавке стали, занимая одно из ведущих мест в мировой экономике.

Следует отметить особое значение внешнеэкономических связей для  развития экономики страны. Обладая  скудными природными ресурсами, Япония вынуждена закупать огромное количество минерального топлива и сырья, однако островное положение в центре Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) открывает большие возможности  страны для мировой торговли.

 

Глава 1. Общая характеристика динамики внешней торговли Японии за 2000-2010 гг.

Япония  играет большую роль в мировой  торговле и входит в ряд государств, которые обладают невероятно мощной экономикой. К примеру, по показателям  объемов экспорта Япония вот уже  на протяжении десятка лет занимает четвертое место в мире, уступая  только Китаю, США и Германии (хотя в 2000 году занимала третью позицию), ровно  такая же ситуация наблюдается на импортном рынке. Если обратится  к статистике, то можно проследить следующую тенденцию мирового рынка: по данным международных макроэкономических исследований выясняется, что доля Японии в мировом экспорте составляла в 2000 году 6,4 %, а спустя десять лет, благодаря  активной экономической политике Китая, снизилась до уровня 4,4%. Что касается доли Японии в мировом импорте, то в 2000 году она составляла 5,6%, а соответственно в 2010 году- 4,2%, данная рецессия наблюдается  по тем же причинам. Также хотелось бы обратить внимание на долю экспорта и импорта непосредственно в  ВВП страны и подчеркнуть наличие  положительной тенденции: в 2000 году первая составила 11% , а в следующем  десятилетии примерно 15 %, при этом доля импорта соответственно увеличилась  с 9,5% до 14%. Тенденция к увеличению так же наблюдается в таких  внешнеэкономических показателях, как экспорт и импорт на душу населения: по состоянию на 2000 год – это 370 тыс. и 322 тыс., а на 2010 год – 642 тыс. и 681 тыс. соответственно. Теперь рассмотрим и проведем более глубокий анализ внешнеторгового баланса страны.

Динамика  экспорта, импорта и внешнеторгового  баланса страны (в млрд. йен) - приложение 1. На основе данного графика, мы можем судить о развитии таких важных факторов, отражающих участие страны в мировой торговле, как экспорт, импорт и, соответственно, торговый баланс. Самые низкие показатели экспорта и импорта наблюдаются в начале 21 века, это объясняется тем, что в данный период Япония переживала финансовый кризис и дефляцию цен, что являлось результатом мирового экономического кризиса 1990-х годов, но, несмотря на это японская экономика развивалась более высокими темпами, чем экономика стран Европы и России.

Постепенно  эти показатели увеличивались в  объеме: экспорт достиг своего пика в 2007 году, при этом вырос на 63% по сравнению с 2000 годом, а импорт, в  свою очередь, в 2008 году не только достиг своего максимального значения, увеличившись почти в двое (93%) по сравнению  с началом 21 века, но и сравнялся  по своим показателям с экспортом, что означает приведение торгового  баланса к нулю.

Однако, после такого подъема, последовал резкий спад одновременно, как экспорта, так  и импорта. Этот регресс обусловлен негативной ситуацией на мировом  рынке, падением спроса в США и  Европе, куда направлялось в сумме  около 35 % экспортной продукции Японии. Данные факторы являются результатом  мирового финансового кризиса, который  проявился в середине 2008 года в  виде значительного ухудшения основных экономических показателей в  ряде развитых стран.

Таким образом, для экономики  Японии на 2009 год характерна следующая  ситуация: по сравнению с предыдущим годом экспорт снизился на 33%, импорт на 35%, а торговый баланс сохранил свое нулевое значение. После данного  периода, когда экономика страны стабилизировалась, мы можем наблюдать  рост внешнеэкономических показателей.

 

 

Глава 2. Динамика товарной структуры внешней торговли Японии за 2000-2010 гг.

Товарная  структура внешней торговли Японии тесно связана со структурой народного  хозяйства и формируется под  влиянием ряда факторов, таких как: обеспеченность природными и трудовыми  ресурсами, исторически сложившимися экономическими связями и др. Она  отражает уровень развития национальной экономики и характер ее участия  в системе международного разделения труда.

Основными экспортируемыми товарами Японии являются транспортные средства передвижения(23%), электротехническое и технологическое  оборудование (19% и 20%), а также обработанные (готовые) изделия, классифицированные по материалам (13%) и продукция химической переработки. На основе данных показаний  легко сделать вывод, что Япония - страна высоких технологий, специализирующаяся на производстве наукоемких отраслей, но с ограниченным запасом природных ресурсов. В товарной структуре экспорта страны в течение заданного периода времени наблюдается стабильность, вышеуказанные продукты продолжают занимать ведущие позиции, но все-таки заметны некоторые изменения: объем экспорта транспортных средств увеличился на 42%, за этим последовало перемещение данной категории товара с третьего места на первое, что обуславливается ростом спроса во всем мире на качественные японские автомобили. Однако, доля экспорта, которая приходилась на электротехническое оборудование, напротив, снизилась (на 8%), и по данным на 2010 год данная категория товара занимает уже не первое, а второе место. Предприятия, специализирующиеся на электронике сокращают производство из-за слабых показателей прибыльности, нерентабельности некоторых видов продукции и ухудшения позиций в плане конкурентоспособности, так как во всем мире заметна тенденция переносить трудоемкие и неблагоприятные для окружающей среды производства из развитых стран в развивающиеся, где также находится дешевая рабочая сила.

Для товарной структуры импорта характерно существенное преобладание доли минерального топлива  и другого сырья, так как Япония не обладает достаточными ресурсами  для своей широкой производственной деятельности, соответственно появляется необходимость закупать около 80% процентов  необходимого сырья. Кроме того, наблюдается  все большее увеличение доли данного  продукта в объеме импортируемых  товаров, так как Япония увеличивает  масштабы производства в машиностроении, химической промышленности, а также  в изготовлении готовых изделий  из разных категорий материала. Однако, имеет место снижение доли импорта, которое приходилось на технологическое  оборудование и пищевую продукцию. Первое связано с увеличением  масштабов производства собственного машиностроения, а второе с тем, что  по сравнению с 2000 годом численность  населения Японии практически не изменилась.

Внешнеэкономические связи играют большую роль в развитии экономики самой страны. Проанализировав  данные показателей внешней торговли Японии, мы пришли к выводу, что наблюдается  общая тенденция роста, как экспорта, так и импорта, а так же имеет  место положительное сальдо торгового  баланса в указанный период времени, за исключением тех моментов, когда  экономика страны терпит упадок в  результате нового мирового финансового  кризиса.

Рассмотрев  географическую структуру внешней  торговли Японии, можно выделить двух основных торговых партнеров страны - Китай и США. При этом следует  отметить, что наиболее активно Япония развивает свои экономические отношения  с Китаем, хотя не стоит утверждать о стабильности наблюдаемой ситуации ввиду некоторых политических конфликтов между странами. Исходя из вышесказанного, Японии следовало бы укреплять или  налаживать отношения и увеличивать  товарооборот с рядом других стран, в том числе и с Россией, чтобы снизить влияние двух мощных держав.

Данные  по товарной структуре внешней торговли страны позволяют нам судить о  скудной ресурс обеспеченности Японии, так как большая доля импорта  товаров приходится именно на минеральное  топливо и другое сырье, необходимое  для развития промышленности страны, которая специализируется на наукоемких отраслях.

Япония - страна с высоким уровнем развития экономики (по данному показателю уступала только США вплоть до 2009 года) и, несмотря на мировые финансовые кризисы, которые наносят существенный удар по экономике страны, высокий экономический и научно-технический потенциал позволяют Японии сохранять лидирующие позиции на мировой арене. (Приложения 2, 3, 4, 5).

Информация о работе Динамика географической и товарной структуры внешней торговли Японии за период 2000-2010 гг