Центральный экономический район. Центральная железная дорога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Центральный экономический район имеет довольно выгодное экономико-географическое положение, хотя и не обладает значительными запасами топлива и сырья. Он расположен на пересечении водных и сухопутных дорог, которые всегда способствовали сближению обширных русских земель, развитию торговли и других видов экономических связей. В районе исторически складывались культурно-нравственные, этнонациональные, хозяйственные, политико-управленческие основы централизованного Российского государства. ЦЭР был, есть и будет историческим и экономическим ядром России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА……............................................................4
ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ………………………………………….6
ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ РАЙОНА……………….….9
НАСЕЛЕНИЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ………………………………………………..11
СТРУКТУРА ПРОМЫШЛЕННОСТИ РАЙОНА………………………………………..15
Машиностроение и металлообработка.…………………..…………………………….15
Химическая и нефтехимическая промышленность …………………………….……..16
Легкая промышленность…….…………………………………………………………..17
Топливно-энергетический комплекс……………………………………………………18
Пищевая промышленность………………………………………………………………18
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО………………………………………………………20
Глава 2. ХАРАКТЕИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА……………………………………………………………...21
2.1 АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ………………………………………………….…...21
2.2 РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ………………………………………………………………….…23
2.3 ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ………………………..……………………………………25
2.4 ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ………………………….…………………………..25
2.5 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ…………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………………..…....30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...31

Файлы: 1 файл

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ.docx

— 57.08 Кб (Скачать файл)

Развитие сельского хозяйства  района тесно связано с наиболее полным обеспечением  потребностей населения в продуктах животноводства, овощеводства и картофелеводства .Межрайонное  значение имеет только льноводство.

Вся посевная площадь района составляет 14 млн. га ,в том числе  занято под зерновые 50 % ,картофель  и овощи –почти 10% ,технические  культуры – примерно 5% и кормовые –более 30% всей площади посева .Из зерновых наиболее распространены рожь и овёс ,а так же ячмень ; пшеница и  гречиха – в основном в южных  областях. В Московской , южных и  западных областях обширны площади  засеиваются картофелем и овощами.

Основные технические  культуры района –лен-долгунец и сахарная свёкла. Лён сеется почти во всех областях, но главными его производителями  являются Тверская, Смоленская, Костромская  и Ярославская области. Сахарная свёкла выращивается в Орловской, Тульской и Брянской областях.

Животноводство молочно-мясного  направления является основной отраслью. Молочное животноводство развито в Тверской, Брянской, Смоленской и Рязанской областях; свиноводство – в Орловской, Московской, Тульской и Брянской.

 

 

  1. ХАРАКТЕИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА.

 

Центральный район обслуживает  сложная и разветвленная транспортная сеть, представляющая собой переплетение железных дорог, нефтепроводов, продукто -  и газопроводов, автомобильных  дорог и речных путей.

От Московского транспортного  узла отходят : 11 железнодорожных линий, 15 автомагистралей, 5 магистральных  газопроводов, связанных кольцевыми переходами, и 2 нефтепровода.

Центральный район первенствует в России по протяжённости автомобильных  дорог с твёрдым покрытием  и ,хотя в грузообороте района ведущая  роль принадлежит железнодорожному транспорту , быстро растёт доля автоперевозок.

Подходы к Москве обеспечивают также два направления внутренних водных путей -канал им. Москвы, соединяющий  столицу с Волгой, и р. Москва -позволяющая  осуществлять связь с р.Окой, а  по ним с другими регионами и округами, Приволжским и Северо-Западным федеральными округами.

2.1.Автомобильный  транспорт.

Автомобильный транспорт района в последние  годы развивается достаточно высокими темпами и используется по причинам, отмечавшимся выше как средство сообщения  не только на короткие расстояния, но и  для обеспечения перевозок на дальних междугородных линиях и  на перевозках со странами ближнего и  дальнего зарубежья.

Протяжение  автомобильных дорог с твердым  покрытием в границах округа составляет 116,5 тыс.км. Средняя густота дорог  в расчете на 1000 кв.км составляет 179 км, что существенно выше, чем  в других экономических районах. Размещение автомобильных дорог  по территории района колеблется в существенных пределах. Наибольшая плотность автомобильных коммуникаций сосредоточена в регионах наибольшего развития экономики - в Московской, Белгородской, Липецкой, Курской и Тульской областях, в которых густота дорог в расчете на 1 тыс.кв.км превышает 200 км. Наименьшие показатели наблюдаются в относительно менее экономически развитых Костромской и Владимирской областях, где она не достигает 100 км/1000 кв.км.

Автомобильным транспортом осуществляются перевозки  грузов в основном в местных и  международных сообщениях. С реформированием  экономики и переводом ее на рыночные принципы хозяйствования автомобильный  транспорт все чаще применяется  для транспортировки ценных и  скоропортящихся грузов на расстояние до 1500-2000 км и более, а на международных  направлениях и до 4-5 тыс.км. Междугородние  дальнепробежные перевозки осуществляются между Москвой и другими крупными экономическими центрами округа и регионами  Северного Кавказа, Поволжья, Европейского Севера. Международные направления  автомобильных дорог Центрального федерального округа обеспечивают связи  с европейскими странами СНГ (Белоруссией, Украиной и Молдовой), а также  практически со всеми странами дальнего зарубежья в Европе. Наиболее интенсивные  связи со странами СНГ, с Финляндией, государствами Балтии, Германией, Польшей, Нидерландами, Швецией. Объемы международных  перевозок по автомобильным дорогам  округа достигают 12 млн. т.

 

По территории района проходят автомобильные магистрали, радикально отходящие от Москвы, в том числе  международного значения:

Москва – Орёл - Курск  – Белгород, Москва – Брянск – Киев, Москва – Ярославль –Бобруйск, Москва – Смоленск –Минск – Брест;

Федеральные:

Москва – Санкт-Петербург, Москва –Нижний Новгород – Казань, Москва – Самара, Москва – Ярославль.

Вокруг Москвы построена  кольцевая автомобильная дорога, связывающая все шоссе, проходящие к столице. Протяжённость автодорог  с твёрдым покрытием составляет 15,1% от показателя по России в целом.

2.2.Речной транспорт.

Внутренний  водный транспорт не играет существенной роли в обслуживании населения и  экономики округа. Судоходные пути, обеспечивающие перевозки в округе, составляют р. Волга в пределах Ярославской, Костромской, Ивановской, Тверской и  Московской областей. Эта часть реки входит в состав единой глубоководной  системы европейской части России. Основной лимитирующий судоходство  показатель - гарантированная глубина - составляет на этом участке Волги 4,0 м. Канал им. Москвы (также часть  единой глубоководной системы) имеет  протяженность 127 км и соединяет  Волгу с р. Москвой, одновременно подавая значительный объем воды для обеспечения потребностей населения  и промышленности города. Для транспортных целей используются также реки Ока, Москва, Теза (Ивановская обл.), Клязьма, Мокша, верхний Дон, Унжа и др.

По  внутренним судоходным путям в округ  из Северо-Западного региона доставляется 2,15 млн т строительных грузов (щебень), лесоматериалов, металла. В обратном направлении следует 2,5млн.т. строительных материалов, нефтегрузов и прочих грузов. Из Приволжского экономического района в Центральный поступают  строительные грузы, нефтепродукты, удобрения, зерно. Их общий объем в 2008 г. составил 2,13 млн. т., а в обратном направлении - 0,8 млн. т. Во внутренних сообщениях перевозятся  в основном строительные материалы, добываемые из русел рек, в незначительных объемах лесные и нефтяные грузы, хлеб, удобрения. Их общий объем в 2008 г. составил 13,7 млн. т.

Речной транспорт имеет  небольшой удельный вес в грузо- и пассажирообороте. Это связано  с тем, что основные потоки массовых грузов осуществляются в широтном направлении, а большинство судоходных рек  имеет меридиональное направление. Также негативное влияние оказывает  сезонный характер речных перевозок. Ледостав на Волге длится от 100 до 140 дней. Речной транспорт уступает другим видам  и в скорости движения. Но он обладает и преимуществами: более низкой себестоимостью перевозок, требует меньше капитальных  затрат на обустройство путей, чем в  сухопутных видах транспорта. 
Основные виды грузов речного транспорта — минеральные удобрения, стройматериалы, лес, а также нефть, нефтепродукты, уголь, зерно. Большая часть оборота речного транспорта приходится на Европейскую часть страны. Важнейшей транспортной речной магистралью здесь является Волга со своим притоком Камой.  
Важное значение для развития речного транспорта имело создание единой глубоководной системы и строительство Волго-Балтийского, Московско-Волжского и Волго-Донского каналов. В настоящее время в связи с экономическим кризисом идет сокращение объемов перевозок грузов и пассажиров речным транспортом, протяженности внутренних водных судоходных путей, падает количество причалов. 
Основной проблемой развития и функционирования водного 
транспорта является отсутствие инвестиций, необходимых для строительства новых судов, погрузочно-разгрузочной техники, ремонта и модернизации гидротехнических сооружений, поддержания объектов инфраструктуры. Очень сложно идет кредитование судоходных компаний под строительство судов. Еще более сложно обстоит дело с реализацией проектов строительства новых портов, так как проекты отличаются высокой капиталоемкостью и длительными сроками окупаемости. 
Поддержка со стороны государства должна выражаться не только в выделении финансовых ресурсов, но и в создании благоприятных экономических условий, прочной и стабильной законодательной базы как основы эффективного функционирования. 

 

 

 

2.3. Воздушный транспорт.

Воздушный транспорт района играет весьма существенную роль в  обеспечении, прежде всего перевозок пассажиров на дальние расстояния на внутренних и международных линиях. Основная инфраструктура этого вида транспорта сосредоточена, прежде всего, в Московском транспортном узле. Три аэропорта столичного региона (Шереметьево, Домодедово, Внуково) принимают все типы современных самолетов и являются крупнейшими в стране. Однако, как нам представляется, рассредоточение аэропортовых мощностей по этим трем точкам в условиях сложившейся конфигурации городских поселений и плотности населения в стране является и большим недостатком с точки зрения организации воздушного сообщения и обслуживания пассажиров. Если принять во внимание эти обстоятельства, то в столичном регионе было бы целесообразно иметь один аэропорт-хаб по типу таких аэропортов, как Франкфурт-на-Майне, Лондонский Хитроу или Амстердамский Схипхол, в которых пересадка пассажиров с одной воздушной линии на другую осуществляется в одном аэропорту без трех-пяти часовых пересадок из аэропорта в аэропорт с переездами по загруженным пригородным и внутригородским автомобильным дорогам. Сквозное железнодорожное сообщение между аэропортами в Московском транспортном узле пока отсутствует. Такая схема обслуживания пассажиров во многих случаях создает настолько серьезные неудобства и вызывает такие потери времени, что в ряде случаев происходит отток пассажиров на прямые железнодорожные сообщения. Аэропорты имеются также в ряде областных промышленных центрах, международный аэропорт в Воронеже, аэропорты в Курске, Белгороде, Калуге, Ярославле, Твери, Липецке.

2.4.Трубопроводный  транспорт.

Трубопроводный  транспорт в Центральном экономическом  районе получил большое развитие как система, обеспечивающая снабжение  предприятий нефтью, продуктами ее переработки и газом, а также  осуществляющая транзит углеводородов  в ближнее и дальнее зарубежье.

В районе функционируют несколько  нефтепроводных систем, обеспечивающих сырьем нефтеперерабатывающие предприятия  округа. Одна из них Альметьевск-Нижний Новгород-Рязань-Москва снабжает сырьем крупные нефтеперерабатывающие  заводы в Рязани и Москве. Нефтепровод  Уса-Ухта-Ярославль обеспечивает нефтью Ярославский нефтеперерабатывающий  завод. К Ярославскому заводу подведен также нефтепровод Пермь-Нижний Новгород-Ярославль с последующим  выходом на Полоцк (Белоруссия). По территории округа проходит нефтепровод Самара-Брянск (Унеча), по которому нефть следует  на Ново-Полоцкий и Мозырьский нефтеперерабатывающие  заводы, а также на Украину, в Польшу, Германию, Чехию, Словакию, Венгрию. В  целях обеспечения беспрепятственной  транспортировки нефти на экспорт  в страны дальнего зарубежья от Унечи  будет создан выход трубы на порт Усть-Луга с последующей ее перевалкой на морские танкеры.

Система продуктопроводов осуществляет вывоз  продуктов переработки с нефтеперегонных  заводов к местам их концентрированного потребления. На территории округа наиболее важными продуктопроводами являются Сызрань-Тамбов-Никольское-Воронеж-Белгород-граница  с Украиной с ответвлением от Никольского на Орел (Стальной конь)-Брянск/Курск - граница с Белоруссией. От Ярославского НПЗ по нефтепродуктопроводам продукция следует на Северо-Запад (Кириши) и на Рязань с последующим выходом на Плавск и Орел. Рязанский НПЗ соединен продуктопроводом с Москвой. Для обеспечения потребителей Подмосковья сооружен кольцевой продуктопровод вокруг Москвы.

Центральный экономический район является вторым после Приволжского экономического района по объему потребления газа. На его долю приходится около 25% объема газопотребления. В структуре потребления  ведущее место приходится на тепловые электростанции (43%), на промышленность - 26%, на коммунально-бытовые нужды - свыше 28%. Уровень газификации жилого фонда превышает 70%.

Система газопроводов округа представляет собой  мощные магистрали, идущие из Центральной  Азии (Центральная Азия-Центр), Северного  Кавказа (Ставрополь-Москва), Поволжья (Саратов-Москва), Западной Сибири (Надым-Москва) для покрытия потребностей населения  и предприятий. В основном транзитное значение имеет проходящий по территории округа газопровод Уренгой-Помары-Елец-Ужгород. В перспективе удовлетворение возрастающих потребностей округа в поставках газа будет происходить по существующим направлениям газопроводной сети. Новые транзитные направления поставок газа вследствие существующих рисков несанкционированного отбора продукции, крупномасштабные объемы которого регулярно происходят в течение многих лет и блокирования транзита в государства Евросоюза со стороны украинских властей, заставляют искать более надежные пути поставок газа европейским потребителям в обход стран с высоким транзитным риском.

На  сегодняшний день это проекты  «Северный поток» и «Южный поток», однако трассы этих газопроводов не предусматривают  использование территории Центрального федерального округа.

2.5.Железнодорожный транспорт.

Железнодорожный транспорт района обеспечивает транспортно-экономические  связи внутри экономического района, с остальными экономическими районами России, а также экономические  связи с другими государствами. Железные дороги имеют выходы на железнодорожные  магистрали Белоруссии и Украины.

Общее протяжение железных дорог на территории района составляет 17 тыс.км. Железные дороги имеют достаточно высокое техническое  оснащение. Из общей протяженности  сети 45% двухпутных линий, свыше 45% - электрифицированные  линии и более 70% оборудованы автоматической блокировкой. Свыше половины путей (52%) обслуживаются Московской железной дорогой; 20,9% - Юго-Восточной железной дорогой; 11,4% - Октябрьской железной дорогой; 10,4% - Северной железной дорогой; 1,1% - Куйбышевской железной дорогой.

Конфигурация  грузопотоков на сети железных дорог  Центрального экономического района в  принципе повторяет схему товаропотоков  на транспортной сети Российской Федерации. Наиболее мощные связи наблюдаются  на широтных направлениях железных дорог  района, обеспечивающих связи регионов Сибири, Урала, Поволжья с районами Центра и с выходом на железные дороги Белоруссии, Украины, стран Балтии.

Ведущую роль в грузообразовании и грузопоглащении  играют горно-металлургический, строительный, топливно-энергетический, машиностроительный, горно-химический комплексы.

В 2008 г. железнодорожными станциями в  границах округа было отправлено 240 млн  т грузов, из них свыше трети - строительные материалы, почти пятая  часть - руда, 13,6% - нефтепродукты, 9,2% - металлы, 15,9% -прочие грузы. Прибытие грузов на железнодорожные  станции в границах округа в том  же году составило 312 млн т. В общем  объеме прибывших грузов 20,6% пришлось на уголь и кокс, 33,1% - на строительные материалы, 11,5% - на руду, 10,9% - на прочие грузы, 3,3% - удобрения.

В Центральном экономическом  районе осуществляется большой объем  пассажирского движения по железным дорогам. На него приходится 34% общесетевого пассажирооборота и более половины отправления пассажиров на сети железных дорог. Вызвано это в основном пятью причинами: численность населения  в округе выше, чем в других федеральных  округах; здесь наиболее высокий  уровень доходов населения - на 25% выше среднего по стране; сосредоточение производства в крупных центрах  и наличие предприятий в пригородах таких городов как Москва, Белгород, Воронеж, Тула, Калуга, Рязань и др., что вызывает деловые поездки, для  которых вследствие высокой провозной  способности пригородных направлений  и загруженности альтернативных автомагистралей население предпочитает железнодорожный транспорт; наличие  историко-культурных центров, мест отдыха и пригородных курортно-рекреационных  зон, включая дачно-садовые зоны; столичный статус г.Москвы, деловые  и гуманитарные контакты с международным  сообществом. Суммарный объем отправления  пассажиров в Центральном экономическом  районе в 2008 г. составил 700,1 млн. чел., в том числе 44,2 млн. чел. в дальнем следовании и 655,9 в пригородном сообщении. Объем пассажирооборота на сети железных дорог района составил 60 млрд пасс-км, в том числе 38,0 млрд пасс-км в дальнем следовании и 22,5 млрд.пасс-км в пригородном сообщении. Наибольшие размеры движения поездов в дальнем следовании наблюдаются на подходах к Московскому железнодорожному узлу: на участке Воскресенск - Рязань - 47 пар в сутки и Столбовая - Тула - 68 пар в сутки. Максимальные размеры движения пригородных поездов наблюдаются в Московском железнодорожном узле; на участке Москва- Ярославская - Мытищи - 228 пар поездов, Москва- Казанская - Люберцы -155 пар поездов, Москва- Курская - Реутово - 147 пар поездов.

Информация о работе Центральный экономический район. Центральная железная дорога