Анализ социально-экономического развития Ставропольского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

В национальной экономике страны территориальные пропорции играют важную роль. Чем равномернее степень участия всех регионов в экономических процессах, тем более благоприятна социально-экономическая ситуация в стране. Для снижения различий в развитии регионов надо проводить эффективную региональную политику. А для разработки стратегии необходимо провести объективную и комплексную оценку существующего на данный момент положения.

Содержание работы

Введение
1. Анализ социально-экономического развития Ставропольского края.
1.1Экономико-географическое положение Ставропольского края.
1.2Характеристика совокупного экономического потенциала Ставропольского края.
1.3Характеристика социальной сферы жизнедеятельности.
1.4Внешнеэкономическая деятельность Ставропольского края .
2. Территориальные пропорции и теоретические основы оценки социально-экономического развития региона.
3. Стратегия развития инвестиционной деятельности и агропромышленного комплекса Ставропольского края.
Заключение.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ставрополь.docx

— 71.18 Кб (Скачать файл)

 

    Основными экспортируемыми товарами Ставропольского  края в 2013 году являются: продукция  нефтехимического комплекса, 557,2 млн. долларов США (45,6% от всего экспорта); продовольственные  товары и сырье, 388,4 млн. долларов США (31,8%);  машины и оборудование, 52,4 млн. долларов США (4,3%);  чёрные, цветные  металлы и изделия из них, 25,1 млн. долларов США (2,1%).

 

    Импорт  представлен в основном следующими группами товаров: машины и оборудование, 226,5 млн. долларов США (40,0%); продовольственные  товары и сырьё, 81,4 млн. долларов США (14,4%) ; продукция химической промышленности, 71,5 млн. долларов США (12,7%); черные, цветные  металлы и изделия из них, 46,7 млн. долларов США (8,2%).

    1. Территориальные пропорции и теоретические  основы оценки социально-экономического развития региона.

 

     В национальной экономике любой страны существуют определенные пропорции  развития отдельных процессов и  явлений. Макроэкономические пропорции  представляют собой соотношение  материально-вещественных элементов  производства и рабочей силы между  сферами и отраслями экономики. К основным макроэкономическим пропорциям относят:

1)пропорции развития совокупного  спроса и совокупного предложения;

2)макроэкономические соотношения  в развитии добывающей и обрабатывающей промышленности;

3)территориальные пропорции  развития национальной экономики.

 

     Экономическая сущность территориальной пропорциональности заключается в региональном распределении  совокупного общественного труда, обеспечивающем постоянное повышение  эффективности общественного производства.

 

     Снижение  различий в развитии отдельных регионов страны положительно влияет на формирование внутреннего рынка, оптимизацию  социально-экономических преобразований, укрепление единства государства; снижает  опасность возникновения региональных кризисов и межрегиональных конфликтов и противостоит дезинтеграции национальной экономики.

 

     Поэтому необходимо проводить эффективную  региональную политику, для чего необходима оценка текущего состояния региона.

 

     При оценке социально-экономического развития региона необходимо дать характеристику совокупному экономическому потенциалу региона, представляеющего собой совокупную способность экономики субъекта создавать определенные блага за определенный промежуток времени. Его компонентам являются следующие элементы:

  • Природно-ресурсный потенциал – при его оценке рассматривают регион с точки зрения наличия на его территории водных ресурсов, полезных ископаемых и прочих ресурсов, уже вовлеченных в хозяйственный оборот, а также доступных для освоения при данных технологиях и социально-экономических отношениях.

  • Производственный потенциал – его основными показателями являются ВРП, его динамика и структура. Помимо этого в характеристику производственного потенциала входят отрасли специализации, то есть те сферы экономической деятельности, доля которых в ВРП региона наиболее высокая.

  • Научно-технический потенциал  - для того чтобы оценить его рассматриваются такие показатели как объем расходов на НИОКР, количество организаций, занимающихся исследованиями и разработками, а также число занятых научно-исследовательскими разработками.

  • Инвестиционный потенциал характеризует, прежде всего, инвестиционный климат в регионе, какие отрасли являются привлекательными для инвестирования в них. Он оценивается с помощью таких показателей, как объем инвестиций в основной капитал, а также объем иностранных инвестиций в регионе.

  • Инновационный потенциал характеризует регион с точки зрения возможности предприятий внедрять новые технологии в процесс производства и реализации. Здесь стоит выделить такие показатели, как затраты на технологические инновации, объем инновационных товаров, работ и услуг, их доля в общем объеме произведенных товаров и выполненных работ, а также инновационную активность в регионе.

  • Историко-культурный потенциал  - при его характеристике учитывают наличие в регионе музеев, памятников и других историко-культурных ценностей.

 

     Охарактеризовав совокупный экономический потенциал, мы можем дать оценку одному из аспектов социально-экономического развития региона.

 

     Помимо  этого важным аспектом является характеристика социальной сферы жизнедеятельности. Данная сфера характеризуется следующими показателями:

  • численность и плотность населения;

  • естественный прирост и миграция;

  • численность экономически активного населения,  занятых и безработных;

  • денежные доходы и расходы населения, их структуру;

  • прожиточный минимум;

 

     Также важно рассмотреть развитие здравоохранения  и образования в регионе.

 

         Для того чтобы получить четкое представление  о ситуации в регионе, необходимо также сравнить эти показатели с  соответствующими показателями по России в целом.

Региональная  политика государства

 

     Для стимулирования развития регионов, избежания  диспропорций и обеспечения экономического роста в стране государство проводит активную региональную политику. Региональная политика государства - сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой. Задачами региональной государственной политики являются:

  • создание общих правил взаимодействия федерального центра и регионов;

  • предотвращение процесса хозяйственного обособления регионов;

  • создание системы оперативного разрешения возникающих конфликтов в системе “федеральный центр - регионы”;

  • формирование собственной ресурсной базы социально-экономического развития регионов;

  • выделение регионов со специфическим статусом (свободные экономические зоны, депрессивные районы, зоны экологических бедствий и др.);

  • контроль за внутрирегиональными конфликтами социального и общественного характера.

 

    1. Стратегия развития инвестиционной деятельности и агропромышленного  комплекса Ставропольского  края.

Инвестиционная  деятельность.

 

     Для того чтобы вывести край на лидирующие позиции по уровню социально –  экономического развития (1 - 30 места  среди субъектов РФ) экономике  края необходимы дополнительные производственные мощности, генерирующие стабильные потоки денежных средств, добавленную стоимость  и создающие дополнительные рабочие  места.

 

     Наиболее  эффективный способ решения данной проблемы (если не единственный) –  развитие инвестиционной активности на территории края, которая должна стать главным приоритетом социально-экономического развития края.

 

      Таким образом, необходимо изменить региональную инвестиционную политику, качественно  улучшить в крае инвестиционный климат, создать эффективную региональную систему управления инвестиционным процессом и привлечения прямых инвестиций на территорию края.

 

     Для достижения хорошего результата требуется  разработать стратегию развития инвестиционной деятельности в Ставропольском крае, обозначить цели, задачи и способы  их решения.

Стратегические  цели развития инвестиционной деятельности в Ставропольском крае

  1. обеспечение повышения инвестиционной привлекательности Ставропольского края в российском и международном сообществе. Для этого необходимо:

  • сформировать имидж Ставропольского края как региона, привлекательного для размещения инвестиций;

  • разработать прогрессивное инвестиционное законодательство и благоприятный налоговый режим для стратегических инвесторов, обеспечивающих приток прямых инвестиций;

  1. создание региональной системы управления инвестиционным процессом, предусматривающей скоординированную деятельность органов исполнительной власти по следующим направлениям:

  • формирование инвестиционных предложений;

  • проведение прямого инвестиционного маркетинга;

  • административное сопровождение инвесторов и проектов, устранение бюрократических барьеров;

  1. создание эффективной инвестиционной инфраструктуры, обеспечивающей на высоком профессиональном уровне потребности потенциальных и существующих инвесторов, бизнеса и власти.

Направления реализации стратегии

  1. Для реализации первой части стратегии необходимо организовать коммуникационную деятельность, предусматривающую целевое позиционирование края:

  • формулирование чётко очерчённой имиджевой уникальности и образа края как места, привлекательного для размещения инвестиций;

  • разработку презентационных материалов и организацию презентаций потенциала края в целевых странах - потенциальных источниках инвестиций;

  • продвижение имиджа края в российских, зарубежных СМИ и глобальной сети Интернет;

  • использование коммуникационного потенциала работающих в крае инвесторов, как авторитетных информационных агентов в экономическом сообществе;

  • использование внешнеторговых связей для пропаганды промышленных, технологических, научно-образовательных и других достижений региона в странах - импортёрах продукции края;

  • активное участие в инвестиционных форумах, выставках, ярмарках и других аналогичных мероприятиях.

 

     Кроме того необходимо на уровне краевых  нормативно-законодательных актов  создать благоприятный налоговый  режим для стратегических инвесторов, предоставляя им все более комфортабельные  условия ведения деятельности.  В этой области уже были проведены  некоторые шаги: в соответствии с  законом «О государственной поддержке  инвестиционной деятельности в Ставропольском крае»   государственная поддержка  в Ставропольском крае осуществляется в следующих формах:

    • Налоговые льготы;

    • Бюджетные кредиты;

    • Инвестиционные налоговые кредиты;

    • Субсидии и субвенции;

    • Государственные инвестиции за счет областного бюджета;

    • Гарантии;

 

 

  1. Для претворения в  жизнь второй части  стратегии надо, во-первых, создать многоуровневую систему формирования инвестиционных предложений:

  • первый уровень – инвестиционные проекты министерств и ведомств по развитию действующих предприятий;

  • второй уровень – инвестиционные площадки и инвестиционные проекты по данным площадкам территориальных кластеров федерального и краевого уровня;

  • третий уровень – (инвестиционные площадки и инвестиционные проекты по данным площадкам) муниципальных образований.

 

    Для документальной разработки инвестиционных проектов в соответствии с международными стандартами и инвестиционных площадок целесообразно создать специализированную консалтинговую структуру.    

 

     Во-вторых, необходимо устранить бюрократические  барьеры и организовать административное сопровождение инвесторов и проектов. Это направление предусматривает  реализацию следующих этапов:

  • проведение анализа и оптимизации существующих процедур выбора и предоставления земельных участков под строительство, получения разрешения на строительство, регистрация прав собственности на земельный участок и строительный объект;

Информация о работе Анализ социально-экономического развития Ставропольского края