Анализ социально-экономического развития Новосибирской и Сахалинской областей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - оценка социально-экономического развития Новосибирской и Сахалинской областей.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
- рассмотрена сущность и основные признаки социально- экономического развития региона;
- рассмотрены показатели социально- экономического развития региона;
- проведен статистический анализ социально-экономического развития Новосибирской и Сахалинской областей

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические подходы к оценке социально-экономического развития региона (муниципального образования) 5
1.1. Сущность и основные признаки региона (муниципального образования) 5
1.2 Показатели социально-экономического развития региона (муниципального образования) 9
2. Статистический анализ социально-экономического развития регионов 14
2.1. Социально-экономическое развитие Новосибирской области 14
2.2. Оценка социально-экономического развития Сахалинской области 21
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

статистика_социально-экономическое развитие.doc

— 358.00 Кб (Скачать файл)

Приоритетными направлениями расходов бюджета  являются расходы на промышленность, транспорт, строительство, здравоохранение  и физкультуру, сельское хозяйство  и социальную политику, при этом значительная сумма расходов приходится на прочие расходы.

Основными характеристиками социально-экономического комплекса  Сахалинской области, которые имеют  существенное значение для определения  возможностей и ресурсов развития, являются:

- низкая структуризация экономики, большинство  производственных объектов которой  косвенно зависит от  решений и действий местных органов власти;  они входят в отраслевые и корпоративные производственные структуры и управление ими осуществляется  из центров, удаленных от территории и, преимущественно, в   интересах   крупных компаний (филиалы  и отделения федеральных госпредприятий, ТНК, российских предприятий, крупных банков, страховых и лизинговых компаний);

- низкая  структуризация  управления, при котором  действуют  четыре уровня  управления (корпорации, Федеральное государство, региональные и муниципальные  власти),  которые самостоятельны,  имеют свой набор функций и  реализуют свои цели;

- многоцелевой  характер развития, когда  практически  в полном объеме воспроизводятся население, в том числе значительная часть трудовых ресурсов,  инфраструктура и окружающая среда; при  сформулированных приоритетах субъект  может оказывать содействие  развитию отдельных направлений бизнеса.

Основным документом, определяющим систему целей, задач и направлений развития субъектов Российской Федерации, является Стратегия, как концептуальный план долговременных действий местных властей по решению задач комплексного социально-экономического развития территориальной  системы.

Стратегический анализ социально-экономического развития Сахалинской области, учитывающий ее многостороннюю уникальность и ценность,  место в ряду субъектов Российской Федерации и роль в будущем России, позволил сформулировать миссию области – наиболее вероятное назначение ее в системе более высокого порядка – экономике России. В качестве таковой экспертным сообществом определено формирование новой  модели развития, основанной на приоритетах гуманистического целеполагания, достижения уровня социального и экономического развития,  соответствующего статусу России как ведущей мировой державы ХХI века с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.

Более конкретным понятием, задающим направленность развития области, является система стратегических целей (приложение 4). На первое место на период до 2020 г. поставлено  обеспечение благосостояния и стандартов качества жизни населения, соответствующего уровню наиболее развитых стран мира.

Очевидно, что  достичь этого можно только одним  способом: созданием «новой экономики», то есть  высокоэффективной, конкурентоспособной, инновационной, сбалансированной, экологически безопасной системой хозяйства.  Преобразование экономики – это и необходимое условие (предпосылка) и важный фактор (ресурс) достижения   генеральной цели.

Для Сахалинской  области «новая экономика» связана, в первую очередь, с промышленностью. Целевая задача Стратегии направлена на построение эффективной конкурентоспособной экономики – это задача качественной реорганизации промышленности, ее структуры поддержка тех предприятий и отраслей, которые обеспечивают рост занятости населения, увеличение кооперационных связей между предприятиями области, рост инновационного потенциала и производительности труда,  конкурентоспособность местной  продукции на внешних рынках.

Оценка стратегического  климата Сахалинской области, т.е. совокупности внешних факторов, оказывающих  влияние на социально-экономическую систему региона, осуществлялась на базе STEP-анализа, предполагающего оценку направлений воздействия и вероятности возникновения социокультурных, технологических, экономических и политико-правовых факторов в разрезе мирового, национального и межрегионального пространства.

Факторы социокультурной  подсистемы имеют наиболее выраженные отрицательные оценки. Самое значительное негативное влияние оказывают неблагоприятные  демографические тенденции: миграционный отток, снижение уровня рождаемости, увеличение уровня смертности, способствующие старению рабочей силы и непрерывному сокращению общей численности населения. Кроме того, неблагоприятное влияние на социально-экономическое развитие Сахалинской области, несмотря на положительную в последние годы динамику, оказывают низкое качество жизни населения и усиливающаяся дифференциация его доходов на фоне высокого уровня преступности и безработицы в стране. Основную положительную оценку получили общемировые и национальные тенденции повышения образовательного уровня населения. К позитивным явлениям отнесена также, проводимая в настоящее время в России, активная социальная политика.

В технологической  подсистеме, имеющей стратегическое значение для социально-экономического развития региона, основная доля тенденций характеризуется отрицательно: неэффективность и недостаточность капитальных вложений в технологическое перевооружение консервирует технологическую отсталость промышленного производства; общемировая тенденция глобализации влечет появление международных и межрегиональных диспропорций в накоплении качественных ресурсов и усиливает труднопреодолимость технологического разрыва; недостаточное развитие в России экономических механизмов внедрения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот обуславливает низкую конкурентоспособность значительной доли продукции отечественного производства. Положительно характеризуются мероприятия государственной научно-технической и инновационной политики России, направленные на интенсивное развитие информационных, экологоориентированных и ресурсосберегающих технологий.

Существенную  позитивную оценку получили факторы  экономической подсистемы. Ввиду  сложившейся экономической специализации  Сахалинской области, определяющей высокую степень зависимости  уровня социально-экономического развития от колебаний макроэкономической конъюнктуры, наибольшее благоприятное влияние на функционирование территории оказывает динамика экономического роста в стране, в значительной степени обусловленная высоким устойчивым спросом на топливно-энергетические ресурсы и ростом мировых цен на нефть. Положительно оценены новые инициативы Правительства Российской Федерации по развитию механизмов частно-государственного партнерства в реализации крупных инвестиционных проектов. Негативное воздействие определяется сохранением потребительской ориентации экономического роста, высоким уровнем инфляции, низкой эффективностью межрегиональных социально-экономических связей.

Состояние политической подсистемы также отличается преобладанием  позитивных оценок, что обусловлено ожиданиями Сахалинской области высоких результатов от развития различных форм международного сотрудничества, прежде всего, в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме того, благоприятное влияние оказывают общемировые и национальные тенденции гуманизации общества и расширения возможностей социального выбора. Основные негативные характеристики связаны со сложностью проведения реформы органов местного самоуправления и низкой эффективностью работы законодательной власти.

Основные преимущества Сахалинской области заключаются в богатой минерально-ресурсной базе, конкурентоспособном топливно-энергетическом и рыбопромышленном комплексах, высокой концентрации промышленного производства, выгодном географическом положении (близостью к крупнейшим рынкам сбыта Азиатско-Тихоокеанского региона) и высоком экспортном потенциале; сбалансированной структуре экономики.

Слабыми сторонами  Сахалинской области являются дефицит  квалифицированных кадров, низкая добавленная  стоимость продукции, значительные издержки производства (в т.ч. обусловленные высокими тарифами на электроэнергию и высокой долей транспортных затрат в себестоимости продукции), высокий уровень износа основных фондов промышленного комплекса, низкое качество производственной инфраструктуры (прежде всего, транспортной), неразвитость финансовой инфраструктуры, низкий уровень инновационной активности, диспропорции территориального развития.

Наиболее значительные возможности для дальнейшего  развития Сахалинской области связаны  с ростом мирового энергопотребления и увеличением интереса к региону со стороны иностранных инвесторов; стабильно высокими темпами роста внутреннего спроса; реализацией приоритетных национальных проектов, межрегиональных проектов и региональных стратегий крупного бизнеса, способствующих росту капитализации региона; интеграцией транспортной и энергетической систем Сахалина в глобальную сеть.

Основными ограничениями  развития Сахалинской области выступают: повышение конкуренции на мировом  рынке углеводородов, отсутствие свободного доступа на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, сохранение высокого уровня инфляции в национальной экономике, недостаточная мобильность капитала из сырьевых в обрабатывающие отрасли и сферу услуг, структурный дисбаланс рынка труда, демографический кризис в России, высокая дифференциация уровня жизни населения, рост теневой экономики.

 

Заключение

 

Региональная  политика Правительства РФ ориентирована  на современном этапе не на "развитие" регионов, а на так называемую "поддержку", не обеспечивает выхода регионов из кризисного положения. В данной работе сделана попытка на основе анализа современных тенденций социально-экономического развития Сахалинской области обосновать такой механизм начисления и эффективного использования инвестиций в регионе, с помощью которого можно запустить инвестиционный процесс, обеспечивающий сбалансированное воспроизводство социального, хозяйственного, ресурсного и экономического потенциалов региона, позитивную динамику параметров уровня и качества жизни его населения. Проведенное исследование позволяет раскрыть содержание инвестиционной деятельности в регионе и сделать следующие выводы и предложения.

В период реформирования экономики России важное значение приобретает  региональный аспект инвестиционной деятельности. К определяющим ее направление и характер компонентам региона относят: разработку и принятие собственного законодательства, регулирующего инвестиционный процесс; систему форм собственности на природные, производственные ресурсы и готовую продукцию; сочетание территориального и отраслевого разделения труда, выделение специализации нескольких ведущих отраслей; реформу процесса составления регионального бюджета капиталовложений с консолидированием инвестиций, финансируемых правительством, во многоуровневый инвестиционный бюджет региона; предоставление инвесторам различных соответствующих мировой практике льгот и стимулов финансового и нефинансового характера; специфику и социальной инфраструктуры; региональный рынок товаров и услуг с его предложением продуктов ведущих отраслей и определенным уровнем платежеспособного спроса и уровнем цен; формирующуюся рыночную инфраструктуру, обеспечивающую информационное и организационно-правовое сопровождение функционирования региональных рынков капиталов, недвижимости, информации и знаний, подрядных строительных работ; систему воспроизводства природных ресурсов; рынок труда и качество трудовых ресурсов.

 

Список  использованной литературы

 

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства РФ № 1662 р от 17.11.2008 г.
  2. Постановление Правительства Сахалинской области «Об утверждении перечней документов для предоставления государственных гарантий Сахалинской области» от 18.02.2010 № 49.
  3. Концепция социально – экономического развития Новосибирской области до 2025 года
  4. Атаева А. М. Формирование инвестиционной привлекательности дотационного региона. - Кисловодск, 2008. - 28 с.
  5. Басалов И. А. Инвестиционный потенциал предприятия: методологический аспект. - М.: РАГС. 2006. - 27с.
  6. Бард B.C. Финансовый инвестиционный комплекс. - М.: "Финансы и статистика", - 2008, - 304с.
  7. Бауэр Р. Управление инвестиционным проектом. Опыт IBM. - М.,2005.-246с.
  8. Волков Н.Г. Учет долгосрочных инвестиций и источников их финансирования. - М.: - 2004. - 97с.
  9. Вдовин И.А.  Механизм правового регулирования инвестиционной деятельности. - Спб., 2009. – 290 с.
  10. Инвестиционная привлекательность регионов: причины различий и экономическая политика государства. -  М. : Ин-т экономики переход. периода, 2009. - 196 с.
  11. Иностранные инвестиции в России: современное состояние иперспективы. - Под ред. Фаминского И.П. - М.: Международные отношения, 2005,-443с.
  12. Караваев Д.С. Инвестиционная деятельность в РФ и ее роль в наращивании производственного потенциала экономики  // Актуальные проблемы социально-экономического развития России: Сборник научных трудов (выпуск VIII) – М.: 2007.- с. 78-90
  13. Марков С. М. Разработка стратегии повышения инвестиционной привлекательности регионального промышленного комплекса. - СПб., 2008. - 19 с.
  14. Наметкин С.А. Государственное регулирование инвестиционной политики. - СПб., 2009. - 17 с.
  15. Новиков А. В. Инвестиционная привлекательность региона. - Новосибирск: НГАЭиУ, 2008. - 141 с.

1 Такая оценка базировалась на исследованиях Ленинградского финансово-экономического института, проведенных на основе анализа 184 статистических показателей.

Информация о работе Анализ социально-экономического развития Новосибирской и Сахалинской областей