Управления нововведениями в АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 08:47, курсовая работа

Описание работы

Агропромышленный комплекс России исторически сформировался на основе планового распределения ограниченных производственных ресурсов, что и предопределило основную структуру внутренних и внешних технологических и производственных связей. Не секрет, что эта структура связей оказалась совершенно не приемлемой для рыночных условий.

Содержание работы

Аннотация……………………………………………………………...3
Введение………………………………………………………………...4
Теоретическая часть. Управление нововведениями в АПК …………………………………………………………………………….6
1.1. Понятие инновационной деятельности ……………… …….……6
1.2. Возникновение и разработка нововведений....................................8
1.3. Стратегии реализации нововведений……………………………..12
1.4. Особенности нововведений в АПК..................................................15
Графическая часть: Региональная схема структуры управления предприятием……………………………………………………………19
2.1. Функции регионального управления………………………………19
2.2. Принципы и методы регионального управления…………………21
Расчетная часть: Оценка эффективности управленческого труда на предприятии ОАО «Партнер и К»………….…………………………23
Заключение ………………………………………………………………..25
Список литературы... ……

Файлы: 1 файл

НАСТЯ Курсовая по УПР в АПК - .doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

- техническая  разработка продукта, когда идея  приобретает вид конкретного проекта;

- определение  технико-экономических характеристик продукта, оценка его качества и потребительских свойств;

- оценка  потенциального рыночного спроса  и объема продаж- определение  расходов (инвестиций) на создание  и освоение новой продукции, сроков ее окупаемости;

- наличие  необходимых ресурсов для производства  новой продукции: технологических,  машин и оборудования, сырья и  материалов, кадрового персонала,  финансовых;

- сроки  освоения новой продукции и  выхода с ней на рынок;

- анализ  и оценка рентабельности (прибыльности) производства новой продукции, разработка программы маркетинга по продукту.

4. Создание нового продукта:

- разработка  конкретной программы  развития  нового продукта с распределением  обязанностей по подразделениям  фирмы;

- создание  образца и проведение технических  испытаний (проверка на экологичность,  безопасность и пр.);

- определение  наименования товара, его товарного  знака, оформления, упаковки, маркировки.

5. Тестирования на рынке:

- тестирование  на ограниченном рынке в течение минимум трех месяцев по цене и другим коммерческим условиям (предоставление скидок с цены, кредита и др.);

- выбор  оптимальных каналов реализации;

- выбор  средств и методов рекламы;

- организация  технического обслуживания.

6. Принятие решения о внедрении нового изделия в производство (массовое, серийное) на основе программы маркетинга по продукту отражающей:

- коммерческое  обоснование нововведения – объем продаж, рентабельность, степень удовлетворения спроса и потребностей, каналы и методы сбыта, наличие опыта в сбыте подобных товаров, известность и реноме фирмы на рынке, стабильность связей с покупателями и потребителями;

- производственные возможности фирмы – использование имеющихся мощностей, обеспеченность ресурсами, квалифицированным персоналом;

- финансовые  возможности – общая сумма инвестиций в массовое производство и сбыт, источники финансирования, предлагаемые результаты на расчетный период;

- соответствие  нормативным показателям – стандартам, государственным нормам в стране  предполагаемого сбыта продукции;

- обеспечение  патентной защиты нововведения.

     Принятие решения о внедрении  нового изделия в производство  может происходить также на  основе корректировки программы  маркетинга или дополнения к  ней.

    В ходе разработки нововведений  следует учитывать ряд системных свойств развития хозяйственных комплексов.

1. Чередование эволюционного и радикального развития (цикличность). В процессе эволюционного развития происходит постепенное совершенствование типов машин одного поколения. Период эволюционного  развития может продолжаться многие годы, в результате чего происходит улучшение технико-экономических параметров (свойств) изделий.

    Процесс цикличности имеет свои закономерности:

- массовое  обновление производства зависит  от стадии развития экономки в целом (кризис, депрессия, оживление, подъем) , которые присущи крупным экономическим системам;

- наиболее  радикальные нововведения приходятся  на период кризисов (депрессий);

- нововведения  в области технологии и непринципиальные изменения продукции связаны с периодами подъема в экономике.

2. Иерархический и комплексный характер. Иерархическая структура народного хозяйства в целом и АПК в частности определяет необходимость использования многоуровневого подхода для анализа инновационных процессов, поскольку характер изменений связанных с их осуществлением, зависит от уровня управления.

    Нововведения представляют собой,  с одной стороны, процесс возникновения  инноваций, с другой – процесс  их распространения в отраслях. Эффект от нововведения определяется степенью сбалансированности его с внешними условиями и степенью распространения.

     3. Многофазность. Первая фаза включает фундаментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, освоение производства и внедрение новой продукции в сферу ее использования. На второй фазе осуществляется наиболее широкое использование новой техники, технологии, возрастают масштабы производства, снижается себестоимость продукции и достигается наибольший эффект от внедрения. Третья фаза характеризуется стабильностью. Основным направлением деятельности на этой фазе становится повышение качества и надежности. Четвертая фаза – моральное старение изделия. Она обычно характеризуется падением спроса на выпускаемую продукцию и ее отставанием от мирового уровня.

4. Долгосрочный характер. Перестройка производства на новой технологической основе  требует длительного времени. Это означает, что фактор времени играет существенную роль в планировании и управлении НТП.

5. Возрастание сложности  создаваемых новшеств. Увеличение сложности вызывается тем, что в технику все чаще встраиваются автоматические контрольные, регулирующие и управляющие элементы. Сложность постоянно увеличивается и вследствие расширения видов используемого сырья, материалов, полуфабрикатов. Усложнение техники происходит также по мере развития технологии, что повышает требования к средствам производства.

6. Ускорение процесса обновления производства. Увеличение темпов обновления производства является следствием ускоренного морального старения техники. Ускоренное обновление имеет, однако, и свои ограничения, и свои допустимые пределы. Крайний предел темпа обновления – это случай, когда новое решение еще не успевает распространиться, а на смену ему уже приходит новое решение.

7. Усиление влияние на темпы развития производства. Под влиянием научно-технической революции создается качественно новая связь между компонентами технического прогресса. Техника и производство приобретают научный характер, повышается их наукоемкость. 
 
 
 
 
 

1.3. Стратегии реализации нововведений 

     Нововведения обычно разрабатываются  по следующим основным направлениям:

1. Выпуск принципиально новой продукции, не имеющей на рынке аналогов по назначению. Такая политика ориентирована на создание новых изделий с высокой технико-экономической эффективностью и активным воздействием на потребителя. Реализация такой политики требует больших затрат на НИОКР, наличия серьезных заделов в научно-технической деятельности, достижений в области фундаментальных и прикладных наук, опытно-конструкторской работе, возможностей быстрого освоения продукции и внедрения ее в массовое производство. Характерной особенностью современного этапа является то, что конкуренция фактически начинается на этапе НИОКР и разработки новой продукции.

2. Выпуск новых для данной фирмы видов продукции, имеющих аналоги и коммерческий успех на рынке. Предполагается ориентация на завоевание рыночной доли, принадлежащей лидеру, либо на следование за лидером. В том и другом случае решается вопрос о создании продуктов-аналогов с более высокими технико-экономическими показателями, либо имитации продукции, предлагаемой лидером. Реализация такой стратегии требует наличия мощной базы опытно-конструкторских работ и быстрой реакции на требования рынка путем создания новшеств, воплощающих либо идею лидера , либо сам продукт. В этом случае фирма не несет крупных затрат на НИОКР, но получает возможность быстро выйти на рынок с новой продукцией, основанной на новых технических решениях, «снять свою долю сливок», пока рынок не насыщен. Вместе с тем предприятие должно быть ориентировано на постоянное изыскание новых областей уже применяемых новинок.

3. Ориентация производства на техническое обновление выпускаемой продукции предполагает решение таких вопросов, как целесообразность внесения изменений и усовершенствований с целью модернизации продукции и достижения технико-экономических показателей продуктов-аналогов, выпускаемых конкурирующими фирмами.

      Ориентация производства на выпуск  изделий с улучшенными свойствами требует определения целесообразности и эффективности такой деятельности с учетом постоянной необходимости снижения издержек производства и совершенствования технологии производства. Для реализации данной политики необходимы относительно небольшие расходы на НИОКР, хорошо отработанная технология, опирающаяся на невысокие издержки производства, так как при выпуске модификаций изделия используются стандартизированные части и детали.

    Инновационная  политика должна  быть направлена на постоянное  улучшение качественных характеристик уже освоенной продукции и освоение новых изделий и технологических процессов. Может предусматриваться выпуск усовершенствованной продукции, созданной на основе собственных разработок товаров-аналогов тех, которые появились на рынке, или путем заимствования научно-технических достижений других фирм в результате приобретения лицензий, ноу-хау, а также на основе межфирменного кооперирования – получения компонентов и деталей новой конструкции, обеспечивающих модернизацию изделий и улучшение их технико-экономических характеристик.

    Ориентация производства на выпуск  изделия с улучшенными свойствами, отличающихся новизной благодаря  модернизации конструкции, не  требует крупных ассигнований  на НИОКР, но предполагает непрерывную  конструкторскую работу, работу дизайнеров и инженеров.

    Модификация производиться и  путем внесения незначительных  изменений, повышающих удобство  пользования изделиями (например  миниатюрность) и внедрение в  заранее  определенные сегменты  рынка, где они не будут иметь  аналогов. В этом случае производится модификация выпускаемых изделий применительно к конкретному рынку.

4. Ориентация производства на выпуск традиционных товаров, явно устаревших, но пользующихся спросом на отдельных рынках, требует решения вопроса о целесообразности сохранения ( и на какой срок) налаженного производства продукции или необходимости перехода на новую технологию. При этом важное значение имеет определение степени морального старения конкретных.

 Видов  продукции, стадии жизненного  цикла одного и того же продукта на разных рынках.

    Правильная политика нововведений  имеет важное  значение,  поскольку  позволяет оценить перспективы  развития рынка и возможности  фирмы сконцентрировать ресурсы   на  наиболее перспективных направлениях хозяйственной деятельности. Она должна обеспечивать непрерывное совершенствование и обновление выпускаемой продукции, что выдвигает на первый план вопросы организации и проведения НИОКР, освоения продукции, внедрения ее в массовое производство. Речь идет как о затратах на такую деятельность, так и о сроках реализации намеченных работ.

    Эффективная политика нововведений  базируется, с одной стороны, на  анализе общих процессов развития  общественного производства, выявлении  специфических свойств этих процессов,  с другой – на создание необходимых  организационно-хозяйственных, общественно-политических и общеэкономических условий, побуждающих предприятия АПК к инновационной активности.

    В дальнейшем разрабатывается стратегия нововведений. Выделяются три типа стратегий: эволюционный, наступательный и наступательно-рисковый.

    Эволюционная стратегия. Характерными свойствами стратегии являются отставание объемов создаваемой продукции от спроса на нее и требований к техническому уровню.

    Особенности данного вида стратегии:  отставание технического уровня изделий и производства от мирового уровня, большая фондоемкость, низкая фондоотдача, высокая себестоимость продукции, медленное внедрение нововведений. Следствие ее реализации – неконкурентоспособность  продукции и низкая ее эффективность, высокая степень риска, экономических потерь, длительность цикла исследование – производство, слабое удовлетворение социальных потребностей, ускорение темпов инфляции.

    Этот тип стратегии пока наиболее  распространен. В соответствии  с ней предприятие вообще не «отслеживает» момент, после которого развитие отдельных технологий и организационных форм невозможно.

    Наступательная стратегия. При этом типе стратегии спрос на нововведения удовлетворяется по мере его возникновения, своевременно проводится модификация продукции, эффективно ведется насыщение потребителей продукцией с точки зрения ее объемов и ассортимента.

Информация о работе Управления нововведениями в АПК