Управление запасами и затраты предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Эффективное и устойчивое функционирование современных предприятий требует исследования теории и практики организации и управления в сфере информационно-аналитического обеспечения. Управленческий учет производственных затрат и запасов на предприятиях должен обеспечить не только контрольную функцию выполнения производственной программы, но и своевременное получение данных о затратах по каждому процессу, стадии, операции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
1. Теоретические и методологические основы управления запасами и затратами на предприятии………………………………………………………
1.1 Система управления запасами: сущность, цели, функции, методы……...
1.2 Задачи и принципы и системы управления затратами на предприятии…
2. Анализ управления запасами и затратами (на примере ОАО «ТатАИСнефть»)………………………………………………………………..
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………………..
2.2 Оценка управления запасами и затратами на предприятии…………..
3. Пути повышения эффективности управления запасами и затратами предприятия……………………………………………………………………...
Выводы и предложения…………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...

Файлы: 1 файл

управленние затратами 12 вариант.doc

— 3.88 Мб (Скачать файл)

К задачам управления затратами можно отнести [8. С.57]:

- выявление роли затрат как фактора повышения экономических результатов деятельности;

- расчет затрат по отдельным подразделениям предприятия;

- исчисление необходимых затрат на единицу продукции;

- подготовка информационной базы, позволяющей оценить затраты при выборе и принятии хозяйственных решений;

- поиск резервов снижения затрат на всех этапах хозяйственного процесса и во всех подразделениях предприятия.

При организации управления затратами необходимо соблюдение ряда принципов, позволяющих создать базу экономической конкурентоспособности предприятия.

Принципы управления затратами – это наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации, которые должны учитываться и выполняться в практической деятельности на всех уровнях управления.

Основными принципами управления затратами являются [10. С.115]:

- системный подход к управлению затратами. Данный принцип предполагает изучение объекта управления и управляющей системы совместно и нераздельно. Системный подход означает необходимость использования системного анализа и синтеза в каждом управленческом решении. Данный подход находит выражение в том, что эффективность управления затратами оценивают по эффективности самого слабого звена системы;

- единство методов, практикуемых на разных уровнях управления затратами. Методическое единство предполагает единые требования к информационному обеспечению, планированию, учету, анализу затрат. Необходимо единство и соподчиненность используемых критериев эффективности;

- управление затратами на всех стадиях жизненного цикла продукции. Жизненный цикл продукции составляет процесс создания, разработки, производства, эксплуатации, обращения и утилизации продукта;

- органическое сочетание снижения затрат с высоким качеством продукции. Конкурентоспособность предприятия во многом зависит от конкурентоспособности продукции, которая определяется соотношением цены и качества. Противоречие заключается в том, что повышение качества продукции сопровождается увеличением затрат, а следовательно, и увеличением цены. Оптимальный баланс между качеством и затратами на всех стадиях жизненного цикла продукта достигается грамотным управлением на основе исследований и экономических расчетов;

- недопущение излишних затрат;

- широкое внедрение эффективных методов снижения затрат;

- повышение заинтересованности всех подразделений предприятия в снижении затрат.

Вообще, весь процесс создания системы управления затратами на предприятии следует разбить на основные этапы.

1.Установление четкой связи  между системами управления затратами  и бюджетного управления.

2.Перспективное определение направлений  снижения затрат.

3.Разработка плана проводимых  мероприятий по снижению затрат.

4.Внедрение разработанных схем  по снижению затратных статей  на предприятии.

Таким образом, грамотное управление затратами на предприятии позволяет не только достичь повышения рентабельности производства, способствуя таким образом сохранению конкурентоспособности, но и оптимизирует по ходу внедрения собственно процесс работы.

Существует множество систем управления затратами, каждая система эффективна в определенных экономических условиях в зависимости от целей, поставленных предприятием [7. С.187]:

- директ-костинг;

- стандарт-кост;

- АВС;

- JIT;

- таргет-костинг;

- кайзен-кост;

- кост-киллинг;

- управление затратами на основе безубыточности;

- бенчмаркинг.

Сущность системы Директ-костинг заключается в разделении затрат на постоянные и переменные в зависимости от объема производства, при этом постоянные затраты не относят при калькулировании на себестоимость единицы продукции, а списывают на финансовые результаты. Практика показывает, что деление затрат на постоянные и переменные условно.

Затраты одного и того же вида могут вести себя по-разному. Существуют затраты, которые в определенной экономической ситуации меняют свое значение. Это зависит от следующих факторов: длительности периода для принятия решения, делимости производственных факторов. На длительный период времени все затраты становятся переменными. Многие затраты возрастают не постепенно, а ступенчато.

В основе системы Стандарт-кост лежит предварительное нормирование затрат. Стандартные нормы устанавливаются для того, чтобы привести фактические затраты к стандартным нормам путем умелого руководства. При возникновении отклонений стандартные нормы не изменяют, за исключением экономических условий (стоимости материалов, рабочей силы). Отклонения накапливаются в течение года и списываются на убытки. Калькуляция рассчитывается на основе стандартных норм, является методом оперативного управления производством. Выявленные отклонения подвергаются анализу с целью выяснения причин их возникновения.

Система используется для оценки деятельности отдельных работников и управления в целом, для подготовки бюджетов и принятия управленческих решений.

Стандартные затраты - запланированные затраты на единицу продукции. Они состоят из трех элементов производственных затрат - прямые материальные и трудовые затраты и общепроизводственные расходы.

Система АВС (activity based costing) получила широкое распространение на предприятиях различного профиля. Этот метод означает учет затрат по операциям (функциональный учет затрат). Применение системы эффективно при определенных условиях: прямые затраты составляют большую часть расходов, предприятие должно выпускать 1-2 вида продукции с примерно одинаковыми расходами. Если предприятие не отвечает подобным требованиям, показатели себестоимости будут искажены: занижена наценка на мелкосерийную продукцию и завышена на крупносерийную продукцию, высокая прибыльность сложных продуктов по сравнению с простыми продуктами и пр.

Суть системы JIT (jist-in-time) сводится к отказу от производства продукции крупными партиями. Взамен этого создается непрерывно-поточное предметное производство. С практической точки зрения главной целью системы является уничтожение лишних расходов и эффективное использование производственного потенциала предприятия. Отсутствие больших материальных запасов увеличивает финансовые ресурсы, маневренность и конкурентоспособность предприятия.

Система увязана со спросом, так как производится столько продукции, сколько требуется покупателю. Спрос сопровождает продукцию через производственный процесс.

По системе затраты на оплату труда и накладные расходы списываются не на счета производства, а непосредственно на себестоимость проданной продукции.

Система учета затрат Таргет-костинг применяется на этапе проектирования нового изделия или модернизации устаревающей продукции.

В основу идеи Таргет-костинга положено понятие целевой себестоимости и формула ее расчета: Себестоимость = Цена - Прибыль.

Цена - это рыночная цена изделия (услуги), которая определяется при помощи маркетинговых исследований. Прибыль - желаемая величина, которую стремится получить организация от продажи данного изделия (услуги).

Таргет-костинг рассматривает себестоимость не как заранее рассчитанный по нормативам показатель, а как величину, к которой должна стремиться организация, чтобы предложить рынку конкурентный продукт. Поэтому задача Таргет-костинга - разработка изделия (услуги), сметная себестоимость которого равна целевой себестоимости. Если новое изделие таково, что невозможно добиться его целевой себестоимости, не ухудшив при этом качества, принимается решение о том, что это изделие не будет разработано и внедрено в производство.

Система Кайзен-костинг (в переводе с японского "усовершенствование маленькими шагами") - это процесс постепенного снижения затрат на этапе производства продукции, в результате которого достигается необходимый уровень себестоимости и обеспечивается прибыльность производства.

Кайзен-костинг используется в японской модели управленческого учета параллельно с Таргет-костингом. Обе системы имеют одинаковую цель - достижение целевой себестоимости: Таргет-костинг - на этапе проектирования нового изделия, Кайзен-костинг - на этапе производства изделий. Если на этапе проектирования разница между сметной и целевой себестоимостью составляет до 10%, то принимается решение о начале производства такого изделия с расчетом на то, что 10% будут ликвидированы в процессе производства методами Кайзен-костинга. Сокращение разницы между сметной и целевой себестоимостью называется кайзен-задачей, которая касается всего персонала организации от инженеров до менеджеров и выполнение которой должным образом поощряется через систему управления персоналом.

Система снижения затрат Кост-киллинга направлена на выявление резервов по максимальному снижению расходов предприятия и повышение эффективности его деятельности в целом. Кост-киллинг бывает двух видов: внутренний и внешний. То есть можно минимизировать расходы внутри предприятия (например, создавая сложную, специальную системы оплаты труда с «хитрой» схемой поощрения за экономию ресурсов и наказаний за их перерасход) или постараться снизить покупные цены на приобретаемые товары и услуги, т.е. влиять на внешнюю среду предприятия - поставщиков и подрядчиков.

Существует система управления затратами на основе точки безубыточности. Точка безубыточности (критическая, «мертвая» точка) показывает объем производства (продаж), при котором выручка от реализации полностью покрывает расходы. В ней происходит разделение зон прибыльности и убыточности.

Знание постоянных (условно-постоянных) и переменных (условно-переменных) затрат, а также цены товара (работы, услуги) позволяет рассчитать в натуральном выражении объем производства (выполнения работ, оказания услуг), обеспечивающий безубыточную работу предприятия.

Еще одной системой управления, которая эффективно применяется за рубежом, является Бенчмаркинг. Эффективный Бенчмаркинг предполагает анализ и применение лучшей практики управления бизнесом, получение конкурентных преимуществ. Благодаря Бенчмаркингу планируются исследования по улучшению в критических отраслях бизнеса. Сущность системы заключается в сравнении состояния управления затратами на предприятии с предприятиями-лидерами для дальнейшего принятия решений в области управления затратами.

Таким образом,  управление запасами - важная часть общей политики управления оборотными активами предприятия, основная цель которой - обеспечение бесперебойного процесса производства и реализации продукции при минимизации совокупных затрат по обслуживанию запасов. Управление затратами – средство достижения предприятием высокого экономического результата. Оно не сводится только к снижению затрат, но распространяется на все элементы управления.

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ управления запасами и затратами (на примере ОАО «ТатАИСнефть»)

 

2.1 Краткая характеристика  предприятия

 

ОАО «ТатАИСнефть» – современное предприятие, основным направлением деятельности которого является предоставление услуг связи на территории Республики Татарстан.

В вопросах развития телекоммуникационной структуры ОАО «ТатАИСнефть» опирается на передовые технологии, внедряя все лучшее и перспективное, с учетом потребностей компании и рынка услуг связи. На сегодняшний день, телекоммуникационная инфраструктура ОАО «ТатАИСнефть» представляет собой мультисервисную интегрированную сеть, предназначенную для оказания широкого спектра услуг связи на территории Республики Татарстан.

Все узлы связи ОАО «ТатАИСнефть» имеют разрешение на эксплуатацию и прошли неоднократные проверки со стороны органов государственного надзора в области связи. Высокопрофессиональный персонал компании оснащен новейшим оборудованием мировых лидеров в области телекоммуникационного оборудования для мониторинга работоспособности систем связи, выявления причин неисправности и их устранения.

ОАО «ТатАИСнефть» предоставляет следующие услуги:

- местная телефонная связь;

- внутризоновая телефонная связь;

- предоставление доступа в интернет;

- передача данных;

- организация VPN-сетей;

- предоставление в пользование каналов связи;

- обслуживание радиотелефонной связи Actionet.

Кроме того, компания выполняет проектирование и строительство корпоративных сетей связи и сетей связи общего пользования на территории Республики Татарстан.

Деятельность компании ОАО «ТатАИСнефть» на рынке телекоммуникационных услуг подтверждена лицензиями Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Приложения 1-3).

Более тридцати лет успешной работы на рынке связи юго-востока Татарстана позволили ОАО «ТатАИСнефть» занять ведущее положение среди телекоммуникационных компаний республики.

Информация о работе Управление запасами и затраты предприятия