Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 19:24, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время преимущественное положение в мировой экономике, социальном и культурном развитии имеют страны, в которых организовано производство качественной продукции. Под качеством подразумевается степень соответствия совокупности присущих характеристик потребностям или ожиданиям, которые установлены, обычно предполагаются или являются обязательными.

Файлы: 1 файл

управление качеством контр р.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

 

 

1.3 Древовидная диаграмма

 

 

Эта диаграмма используется в качестве метода системного определения оптимальных средств решения возникших проблем и строится в виде многоступенчатой древовидной структуры, элементами которой являются различные средства и способы решения.

 

Принцип построения древовидной диаграммы  показан на Рисунке 5. Рисунок 5 - Принцип построения древовидной диаграммы.

 

Древовидная диаграмма, созданная  группой, является наиболее продуктивной. Процедура ее создания похожа на описанную  для диаграммы сродства, однако здесь  очень важно то, что предмет (проблема и т.п.), который должен исследоваться, точно определен и распознан.На Рисунке 6 показан пример построения древовидной диаграммы для решения проблемы, поставленной потребителем по "легкости в обращении" с регулировочным гаечным ключом.

 

Рисунок 6 - Древовидная диаграмма  пожелания потребителя "легкость в обращении", которое относится к регулировочному гаечному ключу.

 

Древовидная диаграмма может использоваться, например, в таких случаях:

 

- когда неясно сформулированные  пожелания потребителя в отношении  продукта преобразуются в пожелания потребителя на управляемом уровне;- когда необходимо исследовать все возможные части, касающиеся проблемы;

 

- когда краткосрочные цели должны  быть достигнуты раньше результатов  всей работы, т.е. на этапе проектирования. 2. Документальное подтверждение СМК

 

 

В настоящее время, особенно в условиях рыночных отношений, когда всем предприятиям и организациям предоставлено право  самостоятельного выхода на внешний  рынок, они сталкиваются с проблемой  оценки качества и надежности своей  продукции. Была структурирована шестиуровневая пирамида документации системы качества, куда входят:

 

- концепция развития системы,  философия качества, политика в  области качества;- общее руководство  и руководства по качеству  подразделений;

 

- основные процедуры и методики  системы качества;- инструкции;

 

- фактографические документы (формы,  протоколы и т. д.).Международный  опыт свидетельствует о том,  что необходимым инструментом  гарантирующим соответствие качества  продукции требованиям нормативно-технической  документации (НТД) является сертификация. Сертификат от лат. certim - верно, facere - делать.

 

Сертификация в общепринятой международной  терминологии определяется как установление соответствия. Национальные законодательные  акты различных стран конкретизируют: соответствие чему устанавливается, и кто устанавливает это соответствие.Сертификация - это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям.

 

Сертификация продукции представляет собой комплекс мероприятий (действий), проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия (документа), что продукция отвечает определенным стандартам или другим НТД. Сертификация появилась в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной к использованию. Вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей среды заставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавливать ответственность поставщика (производителя, продавца и так далее) за ввод в обращение недоброкачественной продукции; с другой стороны - устанавливать обязательные к выполнению минимальные требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение. Таким образом, устанавливается ограничение на ввод в обращение продукции, которая в целом или по каким-либо отдельным параметрам подпадает под действие законодательных актов. При этом говорят, что продукция попадает в законодательно регулируемую область. Если характеристики продукции в целом и частично не подпадают под действие национальных законов, то такая продукция может свободно перемещаться в пределах соответствующего рынка, и при всём этом говорят, что продукция попадает в область, законодательно не регулируемую. Согласно классической схеме, испытания образцов продукции осуществляют испытательные лаборатории. Результаты испытаний, оформленные в виде протокола, передаются тем или иным способом в орган по сертификации. При этом испытательная лаборатория не имеет права ни толковать, ни разглашать полученные данные. Орган по сертификации сравнивает результаты испытаний с требованиями законодательства (если продукция попадает в регулируемую законодательством область) либо с другими представленными поставщиком характеристиками, нормативами, документами и т. д. В случае, если продукция соответствует указанным установленным требованиям, орган по сертификации выдает поставщику сертификат соответствия. В зависимости от выбранной схемы, взаимоотношения субъектов сертификации могут не закончиться на этапе выдачи сертификата. Орган по сертификации может сам, или поручив это контролирующему органу, осуществлять текущий надзор за производством поставщика и характеристиками продукции, и в случае получения негативных результатов аннулировать выданный сертификат соответствия. Сертификация - важный фактор обеспечения доверия при взаимных поставках продукции, а также решения таких крупных социальных задач, как гарантия безопасности потребляемой (используемой) продукции, охрана здоровья и имущества граждан, защита окружающей среды. Развитие сертификации в общем экономическом пространстве различных государств подразумевает взаимное признание результатов сертификации продукции, которое может быть основано на гармонизации законодательной базы, использовании единых стандартов и взаимно признанных механизмов установления соответствия. Применение предприятиями и в России сертификации продукции в условиях рыночных отношений дает следующие преимущества:- обеспечивает доверие внутренних и зарубежных потребителей к качеству продукции;

 

- облегчает и упрощает выбор  необходимой продукции потребителям;- обеспечивает потребителю получение объективной информации о качестве продукции;

 

- способствует более длительному  успеху и защите в конкуренции  с изготовителями несертифицированной  продукции;- уменьшает импорт в  страну аналогичною продукции;

 

- предотвращает поступление в страну импортной продукции не соответствующего уровня качества;- стимулирует улучшение качества НТД путем установления в ней более прогрессивных требований.

 

Вся сертификационная деятельность осуществляется в соответствующей системе обладающей собственными правилами и руководящими положениями. Системы сертификации продукции можно классифицировать по различным классификационным признакам. Классификация наиболее распространенных систем сертификации по основным классификационным признакам представлена в Таблице 1.

 

 

Таблица 1 - Классификация систем сертификации

 

 

Признак классификации 

Система сертификации продукции 

 

Заинтересованность сторон Национальная

 

Региональная

 

Международная 

 

Правовой статус Обязательная

 

Добровольная

 

Самостоятельная 

 

Участие сторонних организаций  в исполнении процедуры сертификации 

Третьей стороной 

 

 

Национальная система сертификации продукции создается на национальном уровне правительственной или неправительственной  организацией. В качестве национального органа по сертификации в Российской Федерации определен Госстандарт России.Региональная международная система сертификации продукции создается на уровне некоторых стран одного региона, например в рамках Европейской экономической комиссии ООН на региональном уровне функционирует около 100 систем и соглашений по сертификации.

 

Международная система сертификации продукции создается на уровне ряда стран из любых регионов мира правительственной  международной организацией. Обязательная система создается для продукции, на которую в НТД должны содержаться требования по охране окружающей среды, обеспечению безопасности жизни и здоровья людей. В этом случае изготовитель без соответствующего сертификата не имеет права не только реализовать продукцию, но и производить. Добровольная система сертификацией предусматривает сертификацию продукции только по инициативе ее изготовителя. В этом случае он вправе сертифицировать свою продукцию на соответствие любым требованиям НТД, в т. ч. зарубежной. Данный вид сертификации может дать очень многое в повышения конкурентоспособность продукции.Самостоятельная система сертификации продукции (само-сертификация) создается самим предприятием-изготовителем продукции. При этом сертификаты на изделия выдает само предприятие строго под свою ответственность. По существу, само-сертификация является заявлением изготовителя о соответствии его продукции и производства требованиям НТД. Система сертификации продукции третьей стороной создается стороннею организацией, которая проверяет, оценивает и подтверждает соответствие выпускаемой изготовителем продукции и проводимых им мероприятий требованиям НТД. Очень важно в этой ситуации для проведения сертификации продукции иметь хорошо оснащенные испытательные центры, лаборатории (стенды).

 

Основополагающим межотраслевым документом федерального уровня в области сертификации сегодня являются "Правила по проведению сертификации в Российской Федерации".Организация и проведение работ по обязательной сертификации возложены на Госстандарт России.

 

Основными целями сертификации являются:1. Обеспечение реализации прав граждан на безопасность продукции для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды;

 

2. Создание условий для деятельности  юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей на едином товарном  рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле; содействие потребителям в компетентном выборе продукции; защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);3. Подтверждение характеристик продукции, заявленных изготовителем. Как обязательная, так и добровольная сертификация применяется в сфере производства и обращения продукции на внутреннем и внешнем рынках.

 

Основным функциональным образованием систем сертификации являются органы по сертификации, которые сертифицируют продукцию, выдают сертификаты и лицензии на применение знаков соответствия.Формирование систем сертификации однородной продукции осуществляется с учетом следующих основных факторов:

 

- наличие аналогичной международной системы;- общность технических принципов устройств (способов функционирования) продукции;

 

- общность назначения продукции  и (или) требований к ней;- общность  методов испытаний;

 

- общность области распространения,  нормативных документов.Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на продукцию, а также срока, в пределах которого сертифицированы производство или система качества. В любом случае срок действия сертификата не превышает трех лет. Если изделие имеет срок службы (срок годности), то действие сертификата распространяется на партию продукции или каждое изделие.

 

В процессе проведения сертификации системы качества можно выделить два этапа:- предварительная проверка и оценка системы качества;

 

- окончательная проверка, оценка  и выдача сертификата соответствия  системы качества предприятия  соответствующего стандарта.Каждый  из указанных этапов содержит  определенный состав работ (Таблица  2).

 

Таблица 2 - Этапы оценки системы  качества

 

 

Состав работ 

Исполнитель 

 

1. Этап предварительной проверки  и оценки системы качества 

 

1.1. Подготовка системы качества  и ее документации к сертификации 

Предприятие 

 

1.2. Заявка на проведение сертификации  системы качества 

Предприятие 

 

1.3. Предварительная проверка и оценка системы качества 

Орган по сертификации 

 

1.4. Заключение договора на проведение  сертификации системы качества 

Предприятие, орган по сертификации 

 

2. Этап окончательной проверки  и оценки системы качества 

 

2.1. Подготовки системы качества к окончательной проверке 

Предприятие 

 

2.2. Разработка программы проведения  окончательной проверки системы  качества 

Орган по сертификации 

 

2.3. Проведение предварительного  совещания по организации на  предприятии проверки системы  качества 

Предприятие, орган по сертификации 

 

2.4. Проведение проверки системы  качества 

Орган по сертификации, предприятие 

 

2.5. Подготовка предварительных  выводов по результатам проверки  для заключительного совещания 

Орган по сертификации 

 

2.6. Проведение заключительного совещания 

Орган по сертификации, предприятие 

 

2.7. Составление и рассылка отчета  о проведении на предприятии  проверки системы качества 

Орган по сертификации  

 

2.8. Оформление, регистрация и выдача (при положительном решении) сертификата системы качества 

Орган по сертификации 

 

 

По результатам первого этапа  орган по сертификации составляет заключение, в котором указывается готовность предприятия и целесообразность проведения второго этапа работ  по сертификации системы качества либо раскрываются причины нецелесообразности или невозможности проведения работ по второму этапу. При положительном заключении при подписании договора устанавливаются сроки проведения работ по второму этапу - окончательной проверке и оценке системы качества. Если при проведении работ второго этапа органом по сертификации обнаруживается несоответствие системы качества требованиям соответствующего стандарта, то совместно с предприятием определяется срок ее доработки и устанавливается ориентировочный срок повторной проверки. При положительном решении сертификат выдается на определенный срок (обычно этот срок ограничивается 3 годами).

 

3. Управление качеством продукции  (услуги)Менеджмент качества является, по существу, сквозным аспектом  системы управления компанией  - подобным таким, как время, затраты, управление персоналом. Именно это положение находится в основе современных систем управления качеством:

 

- качество - неотъемлемый элемент  любого производственного или  иного процесса (а не некая  самостоятельная функция управления);

Информация о работе Управление качеством