Управленческий учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 23:28, шпаргалка

Описание работы

Чтобы повысить эффективность работы своей организации, руководитель любого бизнес-проекта старается использовать наилучшую количественную информацию из имеющейся. Такой информацией его обеспечивают системы учета.
Поставляемые ими данные позволяют руководству решать три достаточно общих задачи:
Обеспечить финансовыми отчетами заинтересованных пользователей;
Составить краткосрочные и долгосрочные планы работы предприятия;
Контролировать результаты работы предприятия.

Файлы: 1 файл

Управленческий учет.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

·                   обратная связь – формирование информации как средства внутренней коммуникационной связи между уровнями управления и различными структурными подразделениями  одного уровня (т.е. сопоставимость плановых решений и фактических результатов);

·                   контрольная – оперативный контроль и оценка результатов деятельности предприятия и его внутренних подразделений для определения  рентабельности отдельных видов  продукции, сегментов рынка;

·                   аналитическая – перспективное планирование и координация развития предприятия в будущем на основе анализа и оценки фактических результатов его деятельности, оптимизации использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

 

3. Предмет и методы управленческого учета

Управленческий учет – это область знаний предназначенная для решения внутренних задач управления предприятием.

Предметом управленческого учета  является производственная и коммерческая деятельность организации в целом  и ее отдельных структурных подразделений  в процессе всего цикла управления.

Содержание предмета управленческого  учета раскрывают его многочисленные объекты, которые можно объединить две основные группы.

К первой группе объектов управленческого  учета относят производственные ресурсы, обеспечивающие целесообразный труд людей в процессе хозяйственной деятельности предприятия, ко второй – хозяйственные процессы, выполняемые отдельными подразделениями организации, составляющие в совокупности производственную деятельность организации.

В состав производственных ресурсов входят основные фонды, нематериальные активы, материальные ресурсы.

Ко второй группе объектов управленческого  учета относят следующие виды деятельности:

 снабженческо-заготовительную  – приобретение, хранение, обеспечение  производства сырьевыми ресурсами, вспомогательными материалами и производственным оборудованием с запасными частями, предназначенными для его содержания и ремонта, а также маркетинговую деятельность, связанную со снабженческими процессами;

 производственную – процессы, обусловленные технологией производства продукции и состоящие из основных и вспомогательных операций; операции по совершенствованию выпускаемых продуктов и разработки новых;

финансово-сбытовую –  маркетинговые исследования и операции по формировании рынка сбыта продукции; непосредственно сбытовые операции, включая упаковку, транспортировку и другие виды работ; операции, содействующие росту объема продаж, начиная от рекламы продукта и заканчивая установлением прямых связей с потребителями; контроль качества выпускаемой продукции;

 организационную –  создание организационной структуры  хозяйствующего субъекта, формирование  функциональных отделов, служб,  цехов, участков; организация информационной системы организации с прямой и обратной связью, отвечающей требованиям внутренних коммуникационных связей между структурными подразделениями, разными уровнями управления, соответствующей функциям планирования, контроля, оценки выполнения плана, стимулирования; операции координирования действий внутренних исполнителей направленных на выполнение основной цели предприятия.

Таким образом, в роли объекта управленческого учета  может выступать деятельность отдельных  подразделений организации, отделов, цехов, участков, рабочих мест. Кроме того, объектом учета может быть как отдельная управленческая задача, так и определенная область деятельности.

 Совокупность различных  приемов и способов, посредством  которых отражаются объекты управленческого учета в информационной системе организации, называется методом управленческого учета. Основными элементами метода управленческого учета являются: документация, инвентаризация, группировка и обобщение, нормирование, бюджетирование, анализ и контроль. При этом все элементы метода действуют не изолированно друг от друга, а в системе организации внутренних хозяйственных связей, направленной на решение задач управления.

Документация – первичные  документы и машинные носители информации, гарантируют управленческому учету достаточно полное отражение деятельности организации. Первичный учет применительно к специфике предприятия является основным источником информации для финансового и управленческого учета.

Инвентаризация –  способ определения фактического состояния объекта, а также отклонений от учетных данных, неучтенных ценностей, потерь, недостач, хищений. Инвентаризация способствует сохранности материальных ценностей, контролирует их использование, устанавливает полноту и достоверность учетной информации.

Группировка и обобщение  – способ, позволяющий накапливать  и систематизировать информацию об объекте по определенным признакам. Главными признаками группировки объектов управленческого учета считаются: специфика производственной деятельности, технологическая и организационная структура организации, организация управления, целевые функции системы управления. Сгруппированная информация способствует более эффективному использованию для оценки результатов деятельности и принятия оперативных и стратегических управленческих решений.

Бюджетирование –  непрерывный циклический процесс  формирования бюджетов, направленный на приведение в соответствие возможностей организации с условиями рынка. Бюджет – количественное выражение  плана, инструмент координации и  контроля за его выполнением. При этом бюджеты могут быть составлены для организации в целом, так и для ее отдельных подразделений или проектов.

Нормирование – процесс  научно обоснованного расчета оптимальных  норм и нормативов, который направлен  на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов, и изыскание путей наиболее продуктивного превращения затрат в продукцию.

Технологические расчеты, лежащие в основе определения  норм и нормативов, являются основой  для бюджетирования, организации  и учета производства, так как выражают количественные цели, которые должны быть достигнуты. Бюджетные и нормативные показатели используются для учета по нормам затрат и отклонениям от них. Технологические нормативы можно рассматривать как аналитическую базу управленческого учета, обеспечивающую его соответствующими данными о деятельности подразделений организации.

Анализ – в силу специфических особенностей этот элемент  метода управленческого учета взаимодействует  практически со всеми остальными его составляющими. Анализу подвергается производственная деятельность как всей организации, так и отдельных ее подразделений. Выбор показателей анализа определяется целями и возможностями системы управления. В процессе анализа выявляются взаимозависимости и взаимосвязи между подразделениями по выполнению установленных плановых заданий, отклонения и причины, вызвавшие изменения в результатах деятельности организации, для принятия соответствующих управленческих решений.

Контроль – завершающий  процесс планирования и анализа, направляющий деятельность организации на выполнение задач, стоящих перед организацией, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения. Основой системы контроля служит обратная связь, которая дает необходимую и целесообразную информацию для осуществления контрольно-измерительной деятельности. Существуют разные виды контроля, которые обладают отличительными особенностями в каждой организации, отражая специфику ее деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Производственный процесс как объект управленческого учета

Основные производственные процессы - снабжение, производство и  реализация. В управленческом учете  в соответствии с объективными требованиями управления производственные процессы группируют по видам деятельности: снабженческо-заготовительная, производственная, финансово-сбытовая, организационная и инвестиционная.

 Производственная  система предприятия состоит  из совокупности взаимосвязанных  компонентов, под которыми понимают  различные ресурсы, необходимые  для производства, и результат  производства.

Процессы снабженческо-заготовительной деятельности являются первой стадией производства. От состояния этих процессов зависят остальные стадии производства. Задачами управленческого снабженческо-заготовительной деятельности являются:

- выбор процедуры  управления материальными запасами;

- методы оценки расхода  и запаса материалов;

- сбор информации о  показателях затрат на запасы;

- учет затрат на  запасы;

- процедуры контроля  за использованием материалов  в производстве;

- разработка концепций  управления снабженческо-заготовительной деятельностью.

Непосредственно производственная деятельность выражает главную цель предприятия - выпуск продукта. Это  вторая стадия производства. На этой стадии формируются затраты. Задачи управленческого  учета затрат на производство:

- отражение производственных процессов в количественном измерении;

- выбор в качестве  объектов учета хозяйственных  процессов и связанных с ними  затрат;

- ограничения субъекта  учета рамками предприятия;

- системность использования  методы (планирование, нормирование, измерение, регистрация, оценка, группировка, анализ, контроль) в отражении хода производственного процесса в неразрывной связи с процессом нарастания затрат;

- классификация затрат  в соответствии с целями их  управления для определения себестоимости продукции и полученной прибыли, принятия решений и планирования, осуществления процесса контроля и регулирования;

- формирования внутренней  отчетности по уровням управления  производственными процессами с  использованием принципов управления.

 Между производственной и сбытовой деятельностью существует прямая связь. Готовая продукция после испытания и приемки сдается на склад, откуда начинается ее сбыт. К сбытовой деятельности более точно применимо понятие маркетинга - человеческая деятельность по осуществлению обмена товаров и услуг, направленного на удовлетворение нужд и потребностей людей, а также производства: разработка товара, исследования, налаживание коммуникаций, организация распределения, установление цен, развертывание служб сервиса. Система управления сбыто основывается на информации, которая формируется в финансовом и управленческом учете, а также на статистических данных.

Теория управленческого  учета на первый план выдвигает вопросы  организации учета издержек, а  также исчисления себестоимости готовой продукции и незавершенного производства.

 Управленческий учет  организационной деятельности промышленных  предприятий включает в качестве  основной задачи эффективное  функционирование служб и отделов  управления на основе сформированной  и обработанной в соответствии с целевыми установками информации при оптимальном уровне расходов на обслуживание и управление производством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.  «стандарт - кост»  означает:

-«стандарт» - количество  необходимых для производства  единицы продукции материальных и трудовых затрат или заранее исчисленные материальные и трудовые затраты на производство единицы продукции, услуг, работ;

-«кост» - это денежное  выражение производственных затрат  на изготовление единицы продукции.

В американской литературе даются разные определения системе «стандарт - кост», в это понятие вкладывается разное содержание. Однако во всех случаях эта система трактуется как инструмент контроля, направленный на регулирование прямых издержек производства.

К достоинствам системы «стандарт - кост» относят:

- обеспечение информацией  об ожидаемых затратах на производство  и реализацию изделий;

- установление цены  на основании заранее начисленной  себестоимости единицы продукции;

- составление отчета  о доходах и расходах с выделением отклонений от нормативов и причинах их возникновения.

Система «стандарт - кост»  представляет собой средство управления прямыми затратами. Используется, несколько  вариантов этой системы. При одном  варианте затраты собираются на дебете счета 20 «Основное производство» и оцениваются по стандартной стоимости, готовая продукция списывается с кредита этого счета также по стандартной стоимости, незавершенное производство оценивается по стандартной стоимости. Сущность второго варианта заключается в том, что затраты, обобщенные на дебете счета 20 «Основное производство», оцениваются по фактической стоимости, а с кредита счета списывается готовая продукция по стандартной стоимости. Незавершенное производство оценивают по стандартной стоимости с учетом отклонений от фактических затрат в ту или иную сторону.

В зависимости от размеров предприятия координацию работ  по организации системы «стандарт - кост», определению стандартов для  использования, выявлению, отклонений от стандартов и методике их списания осуществляет контролер или комитет, куда входят представители всех подразделений, связанных с системой «стандарт - кост». В наиболее крупных компаниях создается подотдел стандартов, где сконцентрирована вся работа по стандартам, их составлению, внесению в них изменений, учету и т. п.

Система «стандарт - кост»  в отличие от других, применяемых  на практике систем учета затрат, имеет  свои характерные особенности:

1) основой выявления  отклонений от стандартов в  процессе расходования средств  являются бухгалтерские записи  на специальных счетах, но не их документирование. Перед менеджерами ставится задача не документировать отклонения, а не допускать их;

Информация о работе Управленческий учет