Учителя в области качества. Наиболее известные теоретические положения Э. Деминга, Дж. Джурана, Ф. Кросби, К. Исикавы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 11:50, контрольная работа

Описание работы

В 40-е годы Америка имела военных героев;
в 60-е годы образцами для подражания были космонавты.
В настоящее время героями следует считать специалистов
в области качества, поскольку их вклад в будущее развитие
и процветание может быть даже больше, чем выдающихся
личностей прошлого.

Файлы: 1 файл

статистика.docx

— 99.42 Кб (Скачать файл)

 

Джозеф Джуран                                                                                                                    Джозеф М.Джуран (Joseph М. Juran, род. в 1904 г.) - не менее знаменитый, чем Э. Деминг, американский специалист в области качества, академик Международной академии качества (МАК). В 1951 г. в США вышла его книга «Справочник по управлению качеством» (Handbook for Quality Control), от которой ведет свое начало понятие «управление качеством»; в 1963 г. вышло второе, значительно расширенное издание «Справочника». В 1964 г. была издана известная книга Джурана «Революция в управлении предприятием».                                                                                                               Дж. Джуран первым обосновал переход от контроля качества к управлению качеством. Им разработана знаменитая «спираль качества» (спираль Джурана) - вневременная пространственная модель, определившая основные стадии непрерывно развивающихся работ по управлению качеством   (рисунок 1) и послужившая прообразом многих появившихся позже моделей.  
Рисунок 1. Спираль качества Джурана

Дж. Джуран является автором концепции AQI (Annual Quality Improvement) - концепции ежегодного улучшения качества. Улучшение качества, считает Джуран, - это превышение уже достигнутых результатов работы в области качества, связанное со стремлением человека установить новый рекорд. В философии менеджмента непрерывное улучшение подразумевает, что на смену политике стабильности приходит политика изменений. Главное внимание в концепции AQI сосредоточивается на стратегических решениях, более высокой конкурентоспособности и долгосрочных результатах. Основными принципами AQI являются:

  • планирование руководством улучшения качества на всех уровнях и во всех сферах деятельности предприятия;
  • разработка мероприятий, направленных на исключение и предупреждение ошибок в области управления качеством;
  • переход от администрирования (приказов сверху) к планомерному управлению всей деятельностью в области качества, включая совершенствование административной деятельности.                                         Для реализации концепции AQI на предприятии разрабатывается комплекс мероприятий, предусматривающий:
  • составление ежегодной программы улучшения качества;
  • разработку методов улучшения качества, его измерения и оценки;
  • обучение статистическим методам и их внедрение в практику;
  • совершенствование организации работ в административной сфере.

Дж. Джураном сформулированы основы экономического подхода к обеспечению качества. Если большинство специалистов до Джурана освещали лишь конкретные виды применения стоимостного анализа, то в своем «Справочнике по управлению качеством» он впервые классифицировал затраты на обеспечение качества, выделив четыре основные категории затрат: затраты на предупреждение дефектности, затраты на оценку качества, издержки вследствие внутренних отказов и издержки из-за внешних отказов.                                                                                           В 1979 г. Джуран организовал в США Институт качества, который предоставляет широкий круг услуг, включая обучение специалистов.

Филипп Кросби                                                                                                        Филипп Кросби (Philip Crosby) - один из признанных в мире американских авторитетов в области качества, академик МАК. Наиболее широкую известность получили его 14 принципов (абсолютов), определяющих последовательность действий по обеспечению качества на предприятиях.

  1. Четко определить ответственность руководства предприятия в области качества.
  2. Сформировать команду, которая будет претворять в жизнь программу обеспечения качества.
  3. Определить методы оценки качества на всех этапах его формирования.
  4. Организовать учет и оценку затрат на обеспечение качества.
  5. Довести до всех работников предприятия политику руководства в области качества, добиваться сознательного отношения персонала к качеству.
  6. Разработать процедуры корректирующих воздействий при обеспечении качества.
  7. Внедрить программу бездефектного изготовления продукции (систему «ноль дефектов»).
  8. Организовать постоянное обучение персонала в области качества.
  9. Организовать регулярное проведение Дней качества (Дней «нулевых дефектов»).
  10. Постоянно ставить цели в области качества перед каждым работником предприятия.
  11. Разработать процедуры, устраняющие причины дефектов.
  12. Разработать программу морального поощрения работников за выполнение требований в области качества.
  13. Создать целевые группы, состоящие из профессионалов в области качества.
  14. Начать все с начала (повторить цикл действий на более высоко уровне исполнения).

Ф. Кросби является идеологом системы ZD («ноль дефектов»). Изучая вопросы стоимостной оценки качества, Кросби высказал знаменитый афоризм: «Качество – бесплатно» (Quality is Free). Из этого следует, что изготовителю приходится платить не за качество, а за его присутствие, что должно быть предметом постоянного контроля и анализа В своей книге «Качество – бесплатно» Ф. Кросби доказывает, что повышение качества не требует больших затрат, так как на деле повышение качества одновременно повышает и производительность, поскольку одновременно снижаются многие статьи затрат, связанные с устранением выявленных дефектов, с переработкой некачественной продукции, предотвращением возврата продукции потребителем и т. д. Кросби предложил универсальный способ оценки степени компетентности предприятия в решении проблемы качества. Для этой цели он использовал шесть параметров:

  • отношение руководства предприятия к проблеме;
  • статус отдела качества на предприятии;
  • способы рассмотрения проблемы качества;
  • уровень расходов на качество в процентах от общего оборота предприятия;
  • меры по повышению качества;
  • реальное положение с качеством на предприятии.

Ф. Кросби разработал таблицу  оценок каждого параметра в баллах зависимости от ряда критериев, характеризующих его состояние. Чем ближе фактическое значение параметров к табличному, тем выше степень зрелости предприятия в области качества. Он предлагает целую систему таблиц, графиков, с помощью которых можно установить применительно к конкретным условиям деятельности отдельного предприятия те оптимальные действия, которые приведут к улучшению положения области качества.  Ф. Кросби является автором модели оценки лидера и степени зрелости руководителей разного уровня. Один из способов этой оценки - составление «модели эффективного лидера», которая учитывает показатели «оперативной зрелости» (умение выполнять поставленные задачи) и «психологической зрелости» (умение контактировать и руководить людьми).

Каору Исикава                                                                                                             Каору Исикава (Kaom Ishikava - 1915-1990 гг.) - выдающийся японский специалист в области качества. Деятельность Исикавы неотделима от истории управления качеством в Японии. В 1939 г. Исикава закончил Токийский университет по курсу прикладной химии. В 1949 г. он занялся методами управления качеством и помог многим японским фирмам занять ведущие позиции. В последние годы своей жизни доктор Исикава являлся президентом Института технологии Мусаси и ведущим консультантом по управлению качеством в Японии и других странах (в частности, он консультировал ряд крупных американских фирм, включая и компанию Ford Motors). В 1988 г. вышел русский перевод книги Исикавы «Японские методы управления качеством».                                                                                                   К. Исикава - автор японского варианта комплексного управления качеством, наиболее характерными его чертами являются: всеобщее участие работников в управлении качеством; введение регулярных внутренних проверок функционирования системы качества; непрерывное обучение кадров; широкое внедрение статистических методов контроля. По инициативе Исикавы в Японии начиная с 1962 г. начали развиваться кружки по контролю качества. Он ввел в мировую практику новый оригинальный графический метод анализа причинно-следственных связей, получивших название диаграммы Исикавы («скелет рыбы», Fishbone Diagram), которая вошла в состав семи простых инструментов контроля качества. Сегодня практически невозможно найти такие области аналитической деятельности по решению проблем качества, где бы не применялась диаграмма Исикавы.

Сравнение концепций  великих учителей качества                                             Ниже приведена таблица (таблица 1), позволяющая сопоставить концепции великих учителей качества.

Таблица 1.

Ключевые факторы

Основные характеристики

Обозначения

Эдвард Деминг (W. Edwards Deming)

А. Общий характер

Формулировка качества

А1

Качество - удовлетворение требований потребителя не только для соответствия его ожиданиям, но и для предвидения направления их будущих изменении

 

Направленность качества

А2

Качество определяется потребителем

 

Основная сущность

A3

Основное внимание процессам

 

Доминирующий фактор

А4

Управление вариациями

 

Масштаб использования

А5

Всестороннее управление деятельностью

 

Сфера применения

А6

Производственная сфера

Б. Внешняя направленность

На удовлетворение требований потребителя

Б1

Восхищение, восторг у  потребителя; предвидение нужд потребителя

 

На расширение рынка

Б2

Качество необходимо для  становления бизнеса

 

На взаимодействие продавца / покупателя

БЗ

Интегрированное объединение; требование к качеству продавца

В. Организующая

Общее представление

В1

Основная роль - высшее руководство

 

Роль высшего менеджмента

В2

Руководство производственной деятельностью и продвижение качества

 

Стиль руководства

ВЗ

Участие

 

Культура организации

В4

Качество как культура организации; общая потребность в ломке «барьеров»

Г. Организационные

Ответственность высшего руководства

Г1

Жизненно необходимая  начальная точка

 

Вовлечение служащих

Г2

Жизненно необходимо

 

Обучение и повышение  квалификации персонала

Г3

Жизненно важны различные программы обучения

 

Инвестиции в социальную сферу

Г4

Жизненно необходимы для  снижения общих затрат

Д. Средства и техника

Затраты на качество (оцененные)

Д1

Снижение общих затрат

 

Программы обучения

Д2

Жизненно важны, особенно обучение работе

 

Участие и обратная связь (например, степень взаимопомощи, кружки качества)

ДЗ

Достижение позитивных (например, командная работа) и негативных (снижение дефектности, исключение пустых призывов) результатов

 

Статистические методы

Д4

Статистическое управление процессами (SPC)

 

Системы признания / наград

Д5

Удовлетворенность и гордость работой по качеству; оценка непроизводственной деятельности

 

Роль процедур проверки

Д6

Устранение массовой проверки как инструмента для выявления ошибок / дефектов; обеспечение показателей встроенного качества

Е. Направление

изменений

Скорость изменений

Е1

Косвенный показатель - внедрение 14 пунктов

 

 

 

 

 

 

Сущность изменений

Е2

Философия непрерывного улучшения

Продолжение табл. 1

Обозначения

Джозеф Джуран (Joseph Juran)

Филипп Кросби (Philip Crosby)

А1

Качество - соответствие назначению или применению

Качество - соответствие требованиям

А2

Качество определяется потребителем

Качество определяется поставщиком

A3

Основное внимание - персоналу

Соответствие требованиям / деятельности

А4

Соответствие цели

«Ноль дефектов» (Zero Defects - ZD)

А5

Всесторонняя программа  для полного жизненного цикла  продукции

Область функциональных разработок

А6

Производственная сфера  и сфера обслуживания

В основном производственная сфера

Б1

Интегральная оценка качества

Продукция, изготовленная  в соответствии с требованиями потребителя

Б2

Не существует особенностей товара

Не связано

БЗ

Идея многочисленных поставщиков  и потребителей, работающих без понукания

Не относится

В1

Отводится менеджменту

Отводится высшему менеджменту

В2

Образовательная, поддерживающая роль, исключающая пустые призывы и лозунги

Осмысление и анализ затрат на качество; продвижение принципа «ноль дефектов»

ВЗ

Участие, предоставление возможности

Инструктивный, продвиженческий

В4

Интегрированная с общей производственной деятельностью организации

Качество как организационная  культура

Г1

Жизненно необходима

Жизненно необходима

Г2

Жизненно необходимо

Жизненно необходимо

ГЗ

Жизненно важно

Жизненно необходимо

Г4

Являются частью программ улучшения

Не оговариваются

Д1

Цель - достижение оптимального по затратам качества

Важная роль для мотивации  менеджеров

Д2

Применение командной  работы над крупными проектами; ежегодные  программы обучения

Программы обучения и мотивации, включая «дни бездефектности» (дни ZD)

ДЗ

Акцент на участие и  командную работу

Командная работа по использовании принципа «ноль дефектов»; консультации по проблемам

Д4

Некоторые методы обязательны для применения; интегрированной системы нет

Особо не оговариваются, однако могут применяться для оценки результатов измерений

Д5

Акцент на признание заслуг

Признание и награды тем, кто достиг целей по качеству (ноля дефектов)

Д6

Оценка, проводимая отделами контроля (инспекции)

Особо не оговаривается

Е1

Постепенное изменение

Постепенные изменения

Е2

Шаг за шагом, использование в первую очередь для крупных проектов

Объективная многошаговая последовательность за счет взаимозависимых заказов

Обозначения

Каору Исикава (Kaoru Ishikava)

А1

Качество - это деятельность по разработке, проектированию, производству и обслуживанию продукции, являющаяся наиболее экономичной и полезной и точно соответствующая требованиям потребителя

А2

Качество определяется ценностью

А3

Индивидуальное качество

А4

Осознанная ценность для  потребителя

А5

Всестороннее управление деятельностью

А6

Производственная сфера  и сфера обслуживания

Б1

Существенная роль для  определения качества и оценки менеджмента

Б2

Качество как важный фактор конкуренции

Б3

-

В1

Отводится высшему руководству

В2

Создание на основе качества фундамента всей деятельности компании и всех ее функций

В3

Участие - открытое сотрудничество

В4

Непрерывное улучшение - <обучающаяся  организация> (learning organization)

Г1

Жизненно необходима

Г2

Жизненно необходима

Г3

Жизненно необходима для всех работников

Г4

Как составная часть общего движения к качеству

Д1

Улучшение качества снижает  общие затраты компании

Д2

Жизненно важная роль. Все  работники должны использовать SPC и  методы решения проблем 

Д3

Поддержка кружков качества как основы для вовлечения работников в работу по качеству и решения возникающих проблем

Д4

Статистическое управление процессами (SPC)

Д5

Стремление к качеству и деятельность по обеспечению качества должны поощряться

Д6

Проверке отводится оперативная  роль, она жизненно необходима в  производственной сфере

Е1

Постепенные изменения

Е2

Непрерывные улучшения


 Как мы видим, среди учителей качества нет европейцев. Это вызывает определенную и понятную обеспокоенность европейских специалистов. В частности, проф. Тони Бенделл из Великобритании отмечает, что большинство гуру - из США, а те концепции качества, которые имеют японское происхождение, также попали в Европу через США. Однако с точки зрения потребителя, европейская концепция качества означает нечто большее, чем американское соответствие назначению. Согласно этому соответствию, сфера обслуживания воспроизводит идентичные рестораны, отели, которым, по мнению критиканствующего европейца, недостает стиля и характера. В производственном секторе традиционная европейская концепция качества также включает хороший эстетический дизайн и хороший инженерный замысел наряду с требуемой функциональностью. Неудивительно, что европейский специалист Клаус Меллер (Klaus Meller) представляет более человечную и глубокую концепцию качества. Таким образом, концепция качества для Соединенного Королевства и Европы - это нечто большее, чем просто адекватное повторение того, что существует у американских «родственников». Эту концепцию необходимо развивать, или британской промышленности придется конкурировать и на своем, и на европейском рынках в «американских условиях», в определенной степени неприемлемых для Великобритании. Точка зрения Тони Бенделла актуальна и для России. Для «приживания» TQM в российскую турбулентную жизнь нужно адаптировать идеи и концепции TQM к российской практике и предложить нечто свое оригинальное, но не пытаться стать «родиной слонов».

Задание 2. Подчеркните правильный вариант ответа.

2.1. К методам  морального стимулирования относятся:

а) устная благодарность;

б) объявление победителем  в соревнованиях;

в) повышение должности;

г) благодарность, занесенная в приказ.

Укажите неправильный ответ.

2.2. Рассмотрите  суждения:

  1. При низком уровне организации и нестабильности технологии моральное стимулирование за качество бессмысленно.
  2. Моральное стимулирование эффективно только при краткосрочных оценках, а при долгосрочных целесообразнее материальное.

а) первое верно, второе неверно;

б) первое неверно, второе верно;

в) оба верны;

г) оба неверны.

Укажите правильное сочетание оценок приведенных суждений.

 

 

2.3. Чтобы работник был способен хорошо работать, он должен:

а) иметь соответствующий  возраст;

Информация о работе Учителя в области качества. Наиболее известные теоретические положения Э. Деминга, Дж. Джурана, Ф. Кросби, К. Исикавы