Сущность процессов стандартизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 16:24, реферат

Описание работы

На данном этапе развития науки, техники, хозяйства, гуманитарных наук и, конечно же, производства необходима наука, которая регулировала бы все эти виды деятельности. Данной наукой в наше время выступает стандартизация, которую можно сравнить со “светофором на оживленной улице”. В общем виде стандартизация, сводит воедино достижения науки и техники с целью применения для совершенствования процесса производства.

Содержание работы

Введение 3
1. Основные понятия и направления стандартизации 5
2. Цели и задачи стандартизации 13
3. Виды и методы стандартизации 15
Заключение 18

Файлы: 1 файл

Реферат качество.docx

— 64.08 Кб (Скачать файл)

1. Целесообразность разработки  стандартов определяется путём  анализа его необходимости в  социальном, экономическом и техническом  аспектах

2. Приоритетным направлением  стандартизации является безопасность  объекта стандартизации для человека  и окружающей среди, а также обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции.

Органы и службы по стандартизации

Деятельность по стандартизации в РФ осуществляют соответствующие органы и организации. Орган рассматривается как юридическая или административная единица имеющая конкретные задачи и структуру. Могут быть органы власти, фирмы, учреждения. Под органом занимающимся Стандартизацией подразумевается орган деятельность которого в области Стандартизации общепризнанна на международном, федеральном или региональном уровне. Основные функции:

- разработка и учреждение нормативных документов доступных широкому кругу потребителей.

Национальные органы по Стандартизации РФ является комитет РФ по МСС (Госстандарт РФ) который осуществляет госуправление Стандартизацией в стране, формирует и реализует госполитику в области Стандартизации. Госстандарт РФ выполняет следующие функции:

- координирует деятельность госорганов управления, касающеюся вопросов МСС:

- взаимодействие с органами власти республик в составе РФ и других субъектов федерации в области ММС:

- направляет деятельность технических комитетов и субъектов хоздеятельности по разработке, применению стандарта к другим проблемам согласно своей компетенции

- подготавливает проекты законов и др правовых актов в пределах своей компетенции.

- устанавливает порядок и правила проведения работ по МСС

- принимает большую часть госстандартов, общероссийских классификаторов с технико-экономической информацией.

- осуществляет госрегистрацию нормативных документов, а также стандартных образцов, веществ и материалов.

- руководит деятельностью по аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации.

- осуществляет госнадзор за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии и обязательных сертификаций.

- представляет Россию на международных организациях, занимающихся вопросом ММС а также международном совете СНГ;

- сотрудничает с соответствующими национальными органами зарубежных стран. Руководит работой НИИ и территориальных органов выполняющих функции…

- осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований госстандартов и правил обязательной сертификации.

- участвовать в работах по международной, региональной и межгосударственной (в рамках СНГ), межгосударственной стандартизации.

- устанавливает правила применения в РФ международных региональных и межгосударственных стандартов, норм, рекомендаций. При разработке госстандартов определяет организационно-технические правила, формы и методы взаимодействия субъектов хоздеятельности как между собой, так и с госорганами управления, которые будут включены в нормативный документ.

- организует подготовку и повышение квалификации специалистов в области Стандартизации.

В структуре госстандартов предусмотрено подразделение для реализации значительного объёма указанных работ: 19 НИИ, 13 опытных заводов, издательство стандартов, типографии, 3 учебных заведения, более 100 территориальных центов ССМ. На базе ЦССМ создаются органы по сертификации и испытательные лаборатории.

 

Технические комитеты по стандартизации (ТК)

С развитием информационных технологий приобрели актуальное значение методы классификации и кодирования информации. В РФ принято госпрограмма перехода страны на принятую в международной практике систему учёта и статистики соответствия с требованиями развития рыночной экономики. Без общероссийской классификации невозможно решение проблемы согласованности вневедомственных потоков информации. Кроме того, необходимо обеспечить сопоставимость классификаторов в различных федеральных органов управления и международных организационных, а также информационную совместимость международных и национальных информационных систем. В РФ создаётся единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК). Её составляющие - общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, средств их введения, нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению объектами классификации и кодирования ЕСКК выступают: статистическая информация, финансовая информация, правоохранительная деятельность, макроэкономическая деятельность, банковское дело, бухгалтерский учёт, стандартизация, сертификация, производство продукции, предоставление услуг, таможенное дело, торговля, внешняя экономическая деятельность. Общее руководство и координацию работ по созданию ЕСКК осуществляют Госстандарт РФ и Госкомстандарт. Ведение информационных форм, федерального фонда стандартов, а также классификаторов подразумевает прежде всего поддержание соответствующего объекта в актуальном состоянии; прежде всего требуется своевременное внесение изменение классификаций и доведение этой новой информации до пользователя. Основная информация об изменении публикуется издательством стандартов в информационном указателе стандартов. В РФ в настоящее время действует следующая классификация:

1. Общероссийский классификатор  организаций и предприятий (ОКПО)

2. ОК органов госвласти и управления (ОКОГУ)

3. ОК экономический районов (ОКЭР)

4. ОК видов экономической  деятельности, продукции и услуг (ОКВДЭП)

5. ОК специальностей и  оборудования (ОКСО)

6. ОК занятий (ОКЗ)

7. ОК управленческой документации (ОКУД)

8. ОК продукции (ОКП)

9. ОК информации по  социальной защите населения (ОКИСЗН)

10. ОК услуг населению (ОКУН)

11. ОК стандартов (ОКФ)

12. ОК профессий рабочих, должностей служащих, тарифных разрядов (ОКПДТР)

13. ОК основных фондов (ОКОФ)

14. ОК валют (ОКВ)

15. ОК изделий и конструкторских  документов в машиностроении  и приборостроении (ЕСКД)

16. ОК единиц измерения (ОКЕИ)

17. ОК специальностей высшей  научной классификации (ОКСВНК)

На сегодняшний день на стадии внедрения находится более 25 взаимосвязанных между собой классификаторов. В составе Госстандарта РФ имеются информационные фонд, который составляет ядро федерального фонда стандартов. В нём хранятся стандарты гос и др категорий (около 22 000) действующих в РФ и СНГ и более 30 000 международных стандартов, а также более 250 000 национальных стандартов зарубежных стран, общероссийские классификаторы, документы по ММС. Передача информации возможно по Российским и международным телекоммуникационным сетям ROSPAS, RELCOM, SPRINT и Интернет.

 

2. Цели и задачи стандартизации

Стандартизация направлена на достижение следующих основных целей: ускорение технического прогресса; повышение эффективности общественного производства и производительности труда (в том числе инженерного и управленческого); улучшение качества продукции и обеспечение его надлежащего уровня; совершенствование организации управления и установление рациональной номенклатуры выпускаемой продукции; развитие специализации в области проектирования и производства продукции; рациональное использование производственных фондов; экономию материальных и трудовых ресурсов; обеспечение охраны здоровья населения и безопасности труда; развитие международного экономического, технического и культурного сотрудничества; создание условий для развития экспорта товаров, отвечающих требованиям мирового рынка.

В соответствии с поставленными целями, задачами и направлениями стандартизации являются:

установление требований к качеству готовой продукции на основе стандартизации ее качественных характеристик, а также характеристик сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий;

разработка и установление единой системы показателей качества продукции, методов и средств контроля, испытаний и сертификации продукции, а также необходимого уровня надежности изделий с учетом их назначения и условий эксплуатации;

установление норм, требований и методов в области проектирования и производства с целью обеспечения оптимального качества и исключения нерационального многообразия видов, марок и типоразмеров продукции;

развитие унификации промышленной продукции как важнейшего условия специализации производства, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, повышения уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;

обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создание государственных эталонов единиц физических величин и совершенствование методов и средств измерений высшей точности;

установление единых систем документации, в том числе унифицированных, используемых в автоматизированных системах управления, установление систем классификации и кодирования технико-экономической информации, разработка форм и систем организации производства;

установление систем стандартов в области обеспечения безопасности труда, охраны природы и улучшения использования природных ресурсов.2

3. Виды и методы стандартизации

Наряду со стандартизацией, осуществляемой в масштабах государства, в РФ широко используются:

отраслевая стандартизация, осуществляемая в отдельных отраслях промышленности с целью обеспечения единства технических требований и норм к продукции отрасли и создания условий для кооперации и специализации в этой отрасли.

Под отраслью понимается совокупность предприятий и организаций независимо от их территориального расположения и ведомственной принадлежности, разрабатывающих и (или) изготавливающих определенные виды продукции, относящиеся к номенклатуре продукции, закрепленной за министерством (ведомством), являющимся ведущим в ее производстве (например, приборостроение, промышленность средств связи);

местная стандартизация, проводимая на предприятиях (объединениях) и устанавливающая требования, нормы и правила, применяемые только на данном предприятии.

В зависимости от последующего влияния на развитие производства можно выделить три вида стандартизации, принципиально отличающихся подходом к установлению в стандартах соответствующих норм:

стандартизация по достигнутому уровню, устанавливающая показатели, отражающие свойства существующей и освоенной в производстве продукции, и таким образом фиксирующая достигнутый уровень производства. Такой подход характерен при стандартизации показателей качества продукции массового производства межотраслевого применения (радиокомпоненты, реле, крепежные изделия, некоторые виды сырья и материалов и др.);

опережающая стандартизация, заключающаяся в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время. При этом в зависимости от реальных условий в стандартах могут устанавливаться ступени качества, имеющие дифференцированные показатели, нормы, характеристики и сроки их введения.

Таким образом, опережающая стандартизация ставит определенные задачи перед разработчиками и изготовителями продукции, побуждая их к совершенствованию объектов стандартизации (конструкций, сырья, материалов, технологических процессов), повышению производительности труда и улучшению качества.

При стандартизации конкретных видов промышленной продукции, состоящей из большого числа деталей, узлов, агрегатов, задачей является установление таких требований к ней и ее компонентам (норм, показателей, характеристик), которые обеспечивали бы необходимый для потребителя высокий уровень качества конечного изделия. Понятно, что стандартизация показателей и характеристик конечного изделия может быть проведена на основе существующих стандартов, отражающих достигнутый уровень производства входящих в него материалов, деталей, сборочных единиц и др. Однако при подобном подходе к стандартизации возможности целенаправленного управления качеством конечного изделия и получения оптимальных решений ограничены;

комплексная стандартизация, при которой для оптимального решения конкретной проблемы осуществляется целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимосвязанных требований как к самому объекту комплексной стандартизации в целом, так и к его основным элементам. Являясь одним из важнейших направлений в работах по стандартизации, комплексная стандартизация призвана обеспечивать разработку и внедрение комплексов взаимосвязанных и согласованных стандартов, охватывающих совокупность требований к объектам стандартизации: изделиям, их составным часiмм. сырью, материалам, покупным изделиям, технологии изготовления, упаковке, транспортировке и хранению, эксплуатации и ремонту.

В зависимости от метода решения основной задачи различаю! несколько форм стандартизации.

Симплификация -- форма стандартизации, заключающаяся в простом сокращении числа применяемых при разработке изделия или при его производстве марок и сортаментов материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и т.п. до количества, технически и экономически целесообразного, достаточного для выпуска изделий с требуемыми показа челн ми качества.

Унификация -- рациональное уменьшение числа типов объектов одинакового функционального назначения. Объектами унификации наиболее часто являются отдельные изделия, части, детали, комплектующие изделия, марки материалов и т.п.

Типизация -- это разновидность стандартизации, заключающаяся в разработке и установлении типовых решений (конструктивных, технологических, организационных и т.п.) на основе наиболее прогрессивных методов и режимов работы. Применительно к конструкциям типизация состоит в том, что некоторое конструктивное решение (существующее или специально разработанное) принимается за основное -- базовое для нескольких одинаковых или близких по функциональному назначению изделий. Требуемая же номенклатура и варианты изделий строятся на основе базовой конструкции путем внесения в нее ряда второстепенных изменений и дополнений.

Информация о работе Сущность процессов стандартизации