Сущность планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 17:09, реферат

Описание работы

Планирование – это попытка заглянуть в будущее, оно помогает оценить масштабы организации, определить конкурентов, найти свою нишу на рынке, определить пути и цели стратегических достижений организации. В планах отражается вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия.

Содержание работы

Введение
1. Сущность планирования
1.1 Принципы планирования
1.2 Методы планирования
2. Виды планирования
3. Бизнес-план организации
Заключение

Файлы: 1 файл

заур.docx

— 24.28 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Сущность планирования

1.1 Принципы планирования

1.2 Методы планирования

2. Виды планирования

3. Бизнес-план организации

Заключение

 

 

Введение

Функция планирования как одна из основных функций управления в настоящее  время приобрела качественно  новые черты и особенности; планирование получило принципиально новое содержание, поскольку потребность в нем  обусловлена масштабами обобществления производства. Расширение горизонтов планирования означает, что оно выполняет  не только оперативные задачи, но и  задачи перспективного развития, что  является новым моментом планирования. Его назначение как функции управления состоит в стремлении по возможности  заблаговременно учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального  функционирования и развития предприятия.

Планирование – это попытка  заглянуть в будущее, оно помогает оценить масштабы организации, определить конкурентов, найти свою нишу на рынке, определить пути и цели стратегических достижений организации. В планах отражается вся производственно-хозяйственная  деятельность предприятия. Менеджеры  на основе планов определяют сильные  и слабые стороны организации, анализируют  их и разрабатывают тактику своих  действий, оценивают положение в  области финансов, маркетинга, производства и других сферах. Образно говоря, речь здесь идет об определении «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как  собираемся это делать».

    1. Сущность планирования

Планирование – это способ достижения цели на основе сбалансированности и  последовательности выполнения операций, это своего рода инструмент принятия управленческих решений. Плановые решения могут быть связаны с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов деятельности в предстоящем периоде. В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком – планированием является составление специальных документов – планов, определяющих конкретные шаги организации по достижению поставленных целей.

В планах отражаются: прогнозы развития организации в будущем; промежуточные  и конечные задачи и цели, стоящие  перед ней и ее отдельными подразделениями; механизмы координации текущей  деятельности и распределения ресурсов; стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.

Сам процесс планирования начинается с анализа настоящего и будущего состояния предприятия и среды. На этой основе ставятся цели, вырабатываются стратегии и определяется комбинация инструментов, позволяющих наиболее эффективно их реализовывать.

      1.1 Принципы планирования

Эффективность функции планирования зависит от того, какими принципами руководствуются менеджеры при  составлении планов.

Планирование базируется на следующих  принципах:

1) Участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления. Как правило, люди скорее и охотнее выполняют те задачи, которые сами себе поставили, чем «спущенные сверху», поскольку они им ближе и понятнее.

2) Непрерывность, обусловленная соответствующим характером хозяйственной деятельности фирмы. В соответствии с ним планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянно повторяющийся процесс, в рамках которого все текущие планы разрабатываются с учетом выполнения прошлых и того, что они послужат основой составления планов в будущем.

3) Гибкость, предполагающая возможность корректировки или пересмотра в любой момент ранее принятых решений в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Для обеспечения гибкости в планы закладываются так называемые «окна», дающие в определенных пределах свободу маневра.

4) Единство и взаимосвязанность  отдельных частей организации  требует соблюдения такого принципа  как согласование планов. Он реализуется путем их координации и интеграции. Координация осуществляется «по горизонтали», то есть между подразделениями одного уровня, а интеграция – «по вертикали», между выше- и нижестоящими.

5) Важным принципом планирования  является экономичность, предполагающая, что затраты на составление плана должны быть меньше эффекта, приносимого его выполнением.

6) Создание необходимых условий для выполнения плана – организационных, ресурсных, идеологических и т.п.

7) Полнота планирования, – т.е. при осуществлении планирования должны учитываться все ситуации и события.

8) Точность планирования – для ее достижения используются все современные методы, средства и процедуры прогнозирования.

9) Ясность планирования, – т.е. поставленные цели должны быть простыми, легкими, доступными всем членам организации.

Перечисленные выше принципы являются универсальными, пригодными для различных уровней управления; в то же время на каждом из них могут применяться также свои специфические принципы.

       1.2 Методы планирования

Основная цель планирования состоит  в том, чтобы, насколько возможно при данных условиях, найти оптимальный  вариант решения задач, стоящих  перед организацией. Это не всегда возможно, но стремиться к нему необходимо.

Бюджетный метод. Он основывается на составлении бюджетов, то есть таблиц, отражающих состояние или распределение на производственные и иные нужды имеющиеся у организации ресурсов в соответствии с ее целями. Такие бюджеты могут быть отчетными и плановыми. В последующем плановые бюджеты координируются, уточняются, корректируются.

Балансовый метод реализуется  через составление системы балансов.

По содержанию они бывают материально-вещественными, стоимостными и трудовыми; по временному горизонту – отчетными, плановыми, прогнозными, а по целям – аналитическими и рабочими.

Нормативный метод планирования используется как самостоятельно, так и в качестве вспомогательного по отношению к балансовому. Он предполагает, что в основу плановых заданий на определенный период (а соответственно и в основу балансов) кладутся нормы затрат различных ресурсов (сырья, материалов, оборудования, рабочего времени, денежных средств и т.п.) на единицу продукции.

К графическим необходимо, прежде всего, отнести метод сетевого планирования. Он был разработан в конце 50-х годов и предназначался для прогнозирования сроков, оценки затрат, разработки, управления реализацией и контроля крупномасштабных проектов.

Исходным моментом применения указанного метода является определение продолжительности  действий (работ), связанных с достижением  поставленной цели. Все события и  работы объединяются в календарный  сетевой график, имеющий вид цепной диаграммы.

К графическим относится и метод планирования Паттерн. Суть метода состоит в том, что на основе прогноза развития объекта планирования строится «дерево» целей и подцелей. Для каждой их них эксперты устанавливают «вес», коэффициенты относительной важности (значимости).

Математические методы планирования сводятся к расчетам на основе различного рода моделей. К простейшим моделям относятся статистические. Наиболее широкое распространение они находят в финансовом планировании. Например, они позволяют определять будущие доходы, основываясь на текущих вложениях и заданных процентных ставках.

Методы линейного программирования применяются там, где речь идет об оптимизации расходования тех или иных ресурсов. Они помогают:

– выбрать технологии, позволяющие получить необходимый объем продукции при наименьшем расходе сырья и материалов;

– загрузить оборудование, выполняющее несколько видов работ, так, чтобы при этом достигалась наибольшая выработка;

– составить маршруты движения транспорта, позволяющие, с одной стороны, наиболее полно обслужить всех клиентов, а с другой стороны сделать это при минимальных затратах и пр.

Возможности применения различных  методов планирования имеют свои границы.

    1. Виды планирования

В зависимости от уровня управления различается:

  • стратегическое и перспективное планирование – это высший уровень;
  • тактическое (или текущее) планирование – это средний уровень;

– оперативное планирование – это нижний уровень.

В зависимости от назначения различают три основных типа планов:

  1. планы-цели, представляющие собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем. Эти цели согласовываются и ранжируются по тому или иному принципу, однако никогда не связываются ни с конкретным способом достижения, ни с необходимыми для этого ресурсами.

2) планы для повторяющихся действий, предписывающие их сроки, а  также порядок осуществления  в стандартных ситуациях, например, железнодорожное расписание. Обычно  в них предусматриваются «окна», позволяющие обеспечить свободу  маневра в случае возникновения  непредвиденных обстоятельств и  необходимости осуществления коррекции;

3) планы для неповторяющихся  действий, составляемые для решения  специфических проблем, возникающих  в процессе развития и функционирования  организации. Такие планы могут  иметь вид программы, бюджета  поступления и распределения  ресурсов и пр.

По срокам выполнения планы принято  делить на долгосрочные (свыше 5 лет), относящиеся  в основном к категории планов-целей; среднесрочные (от года до пяти лет), выполняемые  в виде различного рода программ; краткосрочные (до года), имеющие форму бюджетов, сетевых графиков и пр. Разновидностью краткосрочных планов являются оперативные, составляемые на срок одной смены до одного месяца.

3. Бизнес-план организации

 

Все перечисленные выше планы составляют своего рода общую систему, которая  называется генеральным, общим планом или бизнес-планом организации. Бизнес-план – это специфическая форма  планов организации. Обычно он составляется или при ее создании, или в переломные моменты существования, например при  расширении масштабов деятельности, эмиссии ценных бумаг, привлечении крупных займов и т.п. Часто эти мероприятия осуществляются накануне серьезных изменений во внешней ситуации и имеют цель предварить их.

Хотя многие позиции бизнес-плана  скрупулезно просчитываются на срок до пяти лет, они имеют в значительной мере вероятностный характер, и успех  в деле его реализации далеко не очевиден.

Цель бизнес-плана состоит в  том, чтобы сориентировать хозяйственную  деятельность фирмы в соответствии с потребностями рынка и возможностями  получить ресурсы; определить конкретные ее виды, рынки; оценить финансовое положение; предусмотреть трудности  и подводные камни.

По сравнению с другими видами планов бизнес-план обладает двумя  специфическими особенностями. Во-первых, для доказательства выгодности того или иного проекта он должен быть привлекательным, наглядно демонстрировать  всем заинтересованным лицам преимущества, которые могут получить, приняв участие  в его реализации.

Во-вторых, бизнес-план составляется в нескольких вариантах.

3. Бизнес-план организации

 

Все перечисленные выше планы составляют своего рода общую систему, которая  называется генеральным, общим планом или бизнес-планом организации. Бизнес-план – это специфическая форма  планов организации. Обычно он составляется или при ее создании, или в переломные моменты существования, например при  расширении масштабов деятельности, эмиссии ценных бумаг, привлечении  крупных займов и т.п. Часто эти  мероприятия осуществляются накануне серьезных изменений во внешней  ситуации и имеют цель предварить их.

Хотя многие позиции бизнес-плана  скрупулезно просчитываются на срок до пяти лет, они имеют в значительной мере вероятностный характер, и успех  в деле его реализации далеко не очевиден.

Цель бизнес-плана состоит в  том, чтобы сориентировать хозяйственную  деятельность фирмы в соответствии с потребностями рынка и возможностями  получить ресурсы; определить конкретные ее виды, рынки; оценить финансовое положение; предусмотреть трудности  и подводные камни.

По сравнению с другими видами планов бизнес-план обладает двумя  специфическими особенностями. Во-первых, для доказательства выгодности того или иного проекта он должен быть привлекательным, наглядно демонстрировать  всем заинтересованным лицам преимущества, которые могут получить, приняв участие  в его реализации.

Во-вторых, бизнес-план составляется в нескольких вариантах.

Заключение

 

Планирование является одним из наиболее сложных видов умственной деятельности, доступных человеку, ведь при составлении планов нужно  столь много предугадать, предвидеть, увязать воедино, что эту деятельность с полным правом можно считать  граничащей с искусством.

Планирование охватывает все стороны  хозяйственной жизни, и, сегодня  без него не может обойтись ни одно предприятие. В то же время планы  нельзя абсолютизировать, ибо они сковывают инициативу, что в условиях стремительно меняющейся экономики недопустимо. Поэтому планирование всегда должно сопровождаться предоставлением подразделениям максимально возможной самостоятельности, права принятия решений с учетом складывающегося положения дел, если такие решения оказываются более эффективными, чем заложенные в плане.

На некоторых предприятиях к  планированию еще до сих пор зачастую подходят по старинке. Составленные планы  спускают для безоговорочного выполнения, но это порочный подход. Сегодня  планирование может быть только живым  творчеством всех работников и только тогда оно окажется успешным.

Планирование предполагает принятие конкретных решений о функционировании и развитии производственной системы, их увязку с точки зрения оптимизации  конечного результата. Это позволяет  обеспечить ее эффективное функционирование и развитие в будущем. Любое хозяйственное  решение, принимаемое в условиях риска, требует тщательного технико-экономического обоснования, прогнозирования как будущего результата, так и условий его реализации, что можно осуществить только с помощью средств и методов планирования. Поэтому изучение его теории и практики занимает важное место в подготовке специалистов управленческого профиля.

Информация о работе Сущность планирования