Сущность и содержание закона Об обеспечении единства измерений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:48, реферат

Описание работы

Обеспечение единства измерений является важнейшим условием социально-экономического развития страны, обеспечения безопасности граждан, общества и государства, повышения качества и конкурентоспособности товаров, работ и услуг, научно-технического прогресса, необходимо для осуществления государственного контроля и оценки соответствия продукции установленным требованиям, создает основу для честной торговли на внутреннем и международном рынках.

Файлы: 1 файл

Реф_ФЗ Об единстве измерений.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Обеспечение единства измерений является важнейшим условием социально-экономического развития страны, обеспечения безопасности граждан, общества и государства, повышения качества и конкурентоспособности товаров, работ и услуг, научно-технического прогресса, необходимо для осуществления государственного контроля и оценки соответствия продукции установленным требованиям, создает основу для честной торговли на внутреннем и международном рынках.

Международное взаимное признание измерительных  возможностей страны является важным фактором для устранения технических барьеров в торговле и участия в многосторонних торговых соглашениях.

Единство  измерений — состояние измерений, при котором их результаты выражены в допущенных к применению в Российской Федерации единицах величин, а показатели точности измерений не выходят за установленные границы. 

Единство  измерений необходимо для того, чтобы  можно было сопоставить результаты измерений, выполненных в разных местах и в разное время, с использованием разных методов и средств измерений.

Определение понятия «единство измерений» довольно емкое. Оно охватывает важнейшие задачи метрологии: унификацию единиц, разработку систем воспроизведения единиц и передачи их размеров рабочим средствам измерений с установленной точностью, проведение измерений с погрешностью, не превышающей установленные пределы и др.

Единство  измерений должно выдерживаться  при любой точности измерений, необходимой  владельцу процесса.

Правовые основы обеспечения единства измерений в Российской Федерации  регламентированы Законом РФ от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Федеральный закон от 26 июня 2008 г. №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – Закон) заменил собой Закон РФ от 27 апреля 1993 г. №4871-1 «Об обеспечении единства измерений» (далее – Закон 1993г.), который был принят в начальный период перехода к рыночной экономике и уже не отвечал современным социально-экономическим условиям, задачам и процессам глобализации.

Закон состоит из десяти глав и 29 статей. Основные разделы Закона:

Глава 1 – Общие положения.

Глава 2 – Требования к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам  измерений

Глава 3 – Государственное регулирование в области обеспечения единства измерений

Глава 4 – Калибровка средств измерений

Глава 5 – Аккредитация в области  обеспечения единства измерений

Глава 6 – Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений

Глава 7 – Организационные основы обеспечения единства измерений

Глава 8 – Ответственность за нарушение  законодательства Российской Федерации  об обеспечении единства измерений

Глава 9 – Финансирование в области  обеспечения единства измерений

Глава 10 – Заключительные положения

Цель реферата – изучение структуры и содержания Федерального закона от 26 июня 2008 г. №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

1. Общие положения

В законе детально сформулированы цели, предметная область законодательства и сфера государственного регулирования. Целями Федерального закона являются:

1) установление правовых основ  обеспечения единства измерений;

2) защита прав и законных интересов  граждан, общества и государства;

3) обеспечение потребности в  измерениях;

4) содействие развитию экономики.

Объектами государственного регулирования  данным законом определены измерения, единицы величин, эталоны единиц величин и стандартные образцы, а также средства измерений.

Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений:

  • здравоохранение, ветеринария, охрана окружающей среды, обеспечение безопасности в ЧС, охрана труда, промышленная безопасность, торговля, государственные учетные операции, почта и связь, оборона и безопасность, геодезия и картография, гидрометеорология, банковские, налоговые и таможенные операции, оценка соответствия обязательным требованиям, официальные спортивные соревнования, поручения суда, прокуратуры, госконтроль (надзор);
  • измерения предусмотренные законодательством о техническом регулировании.

Согласно ст. 2 Закона об обеспечении единства измерений к основным понятиям и определениям единства измерений относятся следующие:

  • Измерения: измерение; прямое измерение; методика (метод) измерения; метрологические требования; обязательные метрологические требования.
  • Единицы величин: единица величины; передача единицы величины.
  • Эталоны: эталон единицы величины; государственный эталон единицы величины; государственный первичный эталон единицы величины; прослеживаемость; сличение эталонов единиц величин.
  • Стандартные образцы и средства измерений: стандартный образец; средство измерений; технические системы и устройства с измерительными функциями; технические требования к средствам измерений; ввод в эксплуатацию средств измерений; тип средства измерений; тип стандартных образцов.
  • Формы государственного регулирования: испытания средств измерений или стандартных образцов в целях утверждения типа; утверждение типа стандартных образцов или средств измерений; проверка средств измерений; метрологическая экспертиза; аттестация методики измерений; федеральный государственный метрологический надзор.

В ст.3 Закона установлена структура законодательства России об обеспечении единства измерений. Отправным актом является Конституция РФ, в соответствии с которой принимаются федеральные законы, в том числе и данный Закон. Во исполнение положений законов издаются другие, подзаконные нормативно-правовые акты.

В случае противоречия правил, установленных  законодательством об обеспечении  единства измерений, и правил, установленных  международным договором, применяются правила, установленные международным договором (ст.4).

2. Требования к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений

Измерения, относящиеся к сфере  государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по аттестованным методикам (методам). Методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, вносятся в эксплуатационную документацию на средства измерений. Таким образом, законодатель, с одной стороны, предусматривая упрощенный порядок осуществления измерений методом прямых измерений, без аттестации этих средств и методик, с другой стороны, не оставляет данную сферу без своего внимания и регулирования.

Аттестацию методик (методов) измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, проводят аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Порядок аттестации методик (методов) измерений и их применения устанавливается федеральным органом исполнительной власти.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование  в областях деятельности, на которые  распространяется сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений, определяют измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и устанавливают к ним обязательные метрологические требования, в том числе показатели точности измерений.

В Российской Федерации применяются  единицы величин Международной системы единиц, принятые Генеральной конференцией по мерам и весам и рекомендованные к применению Международной организацией законодательной метрологии. Правительством Российской Федерации могут быть допущены к применению в Российской Федерации наравне с единицами величин Международной системы единиц внесистемные единицы величин. Наименования единиц величин, допускаемых к применению в Российской Федерации, их обозначения, правила написания, а также правила их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Государственные эталоны единиц величин  образуют эталонную базу Российской Федерации. Государственные первичные эталоны единиц величин не подлежат приватизации. Государственные первичные эталоны единиц величин содержатся и применяются в государственных научных метрологических институтах.

Порядок утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных  эталонов, порядок установления обязательных требований к эталонам единиц величин  устанавливаются Правительством РФ

В сфере государственного регулирования  обеспечения единства измерений  к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие  поверку, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством РФ обязательных требований.

Конструкция средств измерений должна обеспечивать ограничение доступа к определенным частям средств измерений (включая программное обеспечение) в целях предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства.

К техническим системам и устройствам  с измерительными функциями обязательные требования и формы оценки их соответствия устанавливаются законодательством РФ о техническом регулировании.

3. Государственное регулирование в области обеспечения единства измерений

Государственное регулирование в  области обеспечения единства измерений осуществляется в следующих формах:

    • утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений;
    • поверка средств измерений;
    • метрологическая экспертиза;
    • федеральный государственный метрологический надзор;
    • аттестация методик (методов) измерений;
    • аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений.

Тип стандартных образцов или тип  средств измерений, применяемых  в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений.

Пунктом 1 ст. 13 Закона установлена обязанность производства поверки средств измерения, а кроме того, установлен круг средств, которые должны поверяться, и круг лиц, на которые возложена такая обязанность.

Поверке подвергают только те средства измерений, что предназначены для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Указанные средства измерения Закон требует поверять в следующих случаях:

- до ввода в эксплуатацию (первичная  поверка);

- после ремонта (первичная поверка);

- в процессе эксплуатации (периодическая  поверка).

К лицам, на которых возложена обязанность  по проведению поверки средств  измерений, относятся:

- юридические лица, применяющие  средства измерений в сфере  государственного регулирования  обеспечения единства измерений;

- индивидуальные предприниматели,  применяющие средства измерений  в сфере государственного регулирования  обеспечения единства измерений.

На них возложена обязанность  не просто поверять средства измерения, а своевременно представлять их на поверку.

Содержащиеся в проектах нормативных  правовых актов Российской Федерации  требования к измерениям, стандартным  образцам и средствам измерений подлежат обязательной метрологической экспертизе.

Обязательная метрологическая  экспертиза стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической  документации и других объектов проводится также в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Указанную экспертизу проводят аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Порядок проведения обязательной метрологической  экспертизы содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Метрологическая экспертиза продукции, проектной, конструкторской, технологической  документации и других объектов, в  отношении которых законодательством  Российской Федерации не предусмотрена обязательная метрологическая экспертиза, могут проводиться в добровольном порядке.

Федеральный государственный метрологический  надзор осуществляется за:

1) соблюдением обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к измерениям, единицам величин, а также к эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений при их выпуске из производства, ввозе на территорию Российской Федерации, продаже и применении на территории Российской Федерации;

2) наличием и соблюдением аттестованных  методик (методов) измерений;

Федеральный государственный метрологический  надзор распространяется на деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих:

Информация о работе Сущность и содержание закона Об обеспечении единства измерений