Стандартизация в системе управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 00:44, реферат

Описание работы

Целью данной работы является формирование основополагающих знаний, умений и навыков, отражающих динамику современных преобразований в указанных областях деятельности.
Задачи работы:
1. Изучение сущности процесса стандартизации.
2. Анализ функций и задач стандартизации.
3. Оценка методов стандартизации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
Сущность процессов стандартизации………………………………….4
Принципы стандартизации и процесс разработки стандартов……….5
Функции и задачи стандартизации……………………………………..8
Методы стандартизации…………………………………………………9
Заключение………………………………………………………………….14
Список используемой литературы…………………………………………15

Файлы: 1 файл

мой реферат 20014 — копия.docx

— 32.53 Кб (Скачать файл)

 

 

Государственное бюджетное образовательное

учреждение Краснодарского края

«Усть – Лабинский социально – педагогический колледж»

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Управление качеством»

 

тема: «Стандартизация в системе управления качеством»

 

 

 

 

 

 

                                                                 Выполнила

                                                                 Студентка 4 «Д» курса

                                                                 Специальности:     

                                                                «Государственное и   

                                                                 муниципальное управление»

                                                                 Столбова Виктория

                                                                 Преподаватель: Карпенко Л. В.

 

 

2014 г.

Содержание

 

     Введение………………………………………………………………….3

  1. Сущность процессов стандартизации………………………………….4

  1. Принципы стандартизации и процесс разработки стандартов……….5

  1. Функции и задачи стандартизации……………………………………..8

  1. Методы стандартизации…………………………………………………9

Заключение………………………………………………………………….14

Список используемой литературы…………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Комфортность сферы жизни человека определяется качеством окружающих его товаров, работ и услуг. Качество стало определяющим для потребителей во всех странах мира. Именно качество является основным фактором реализации товара по выгодной цене. Однако потребительские требования, предъявляемые к качеству продукций, постоянно изменяются в зависимости от покупательной способности населения, уровня конкуренции, климатических условий, культурных традиций и многих других факторов. Поэтому для обеспечения успешного бизнеса необходимо управлять качеством продукции и услуг, уметь количественно оценивать и анализировать их показатели, прогнозировать влияющие на них процессы.

Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг. Знание основ этих трех областей деятельности и умение применять эти знания в практической жизни позволяют иметь достоверную, обоснованную и объективную информацию, а также обеспечивают возможность повышения качества товаров, работ и услуг в рамках современных технологий и уровня научного потенциала человеческого разума [8].

Целью данной работы является формирование основополагающих знаний, умений и навыков, отражающих динамику современных преобразований в указанных областях деятельности.

Задачи работы:

1. Изучение сущности процесса  стандартизации.

2. Анализ функций и задач стандартизации.

3. Оценка методов стандартизации.

Методы исследования: теоретический анализ и синтез.

Работа состоит из введения, основной части и списка используемой литературы.

1. Сущность процессов стандартизации.

 

Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация – нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики и требований к разработке продукции, т.е. это комплекс средств, устанавливающих соответствие стандартам [6].

Стандартизация является одним из важнейших элементов современного механизма управления качеством продукции (работ, услуг). По определению международной организации по стандартизации (ИСО), стандартизация – установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенных областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности.

Стандарт – это нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс правил, норм, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Стандарты представляются в виде документов, содержащих определенные требования, правила или нормы, обязательные к исполнению. Это также основные единицы измерения или физические константы (например, метр, вольт, ампер, абсолютный нуль по Кельвину и т.д.). К стандартам относятся все предметы для физического сравнения: государственные первичные эталоны единицы длинны, массы, силы и т.д.

Действующая система стандартизации позволяет разрабатывать и поддерживать в актуальном состоянии:

  • единый технический язык;
  • унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции (допуски и посадки, напряжения, частоты и др.);
  • типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж, режущий инструмент и др.);
  • систему классификаторов технико-экономической информации;
  • достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.

Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов, услуг, обеспечивая:

  • безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  • безопасность хозяйственных субъектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
  • обороноспособность и мобилизационную готовность страны;
  • техническую и информационную совместимость, а также взаимозаменяемость продукции;
  • единство измерений;
  • качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем науки, техники и технологии;
  • экономию всех видов ресурсов.

 

2. Принципы стандартизации и процесс разработки стандартов.

 

Современная стандартизация базируется на следующих принципах: системность; повторяемость; вариантность; взаимозаменяемость [3].

1. Принцип системности определяет стандарт как элемент системы и обеспечивает создание систем стандартов, взаимосвязанных между собой сущностью конкретных объектов стандартизации. Системность – одно из требований к деятельности по стандартизации, предполагающим обеспечение взаимной согласованности, непротиворечивости, унификации и исключение дублирования требований стандартов.

2. Принцип повторяемости означает определение круга объектов, к которым применимы вещи, процессы, отношения, обладающие одним общим свойством – повторяемостью во времени или в пространстве.

3. Принцип вариантности в стандартизации означает создание рационального многообразия (обеспечение минимума рациональных разновидностей) стандартных элементов, входящих в стандартизируемый объект.

4. Принцип взаимозаменяемости предусматривает (применительно к технике) возможность сборки или замены одинаковых деталей, изготовленных в разное время и в различных местах.

Основные закономерности процесса разработки стандартов определяют условия эффективной их реализации и тенденций развития:

1. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготовляющих, предоставляющих и потребляющих продукцию (услугу);

2. Системностъ стандартизации – это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы, предполагает совместимость всех элементов этой сложной системы;

3. Динамичность и опережающее развитие стандарта. Как известно, стандарты моделируют реально существующие закономерности в хозяйстве страны. Однако научно-технический прогресс вносит изменения в технику, в процессы управления, поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам;

4. Эффективность стандартизации. Применение нормативной документации (НД) должно давать экономический или социальный эффект. Непосредственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасной жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект;

5. Приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции (услуг), что достигается путем безусловного соответствия разработок требованиям стандартов, нормам законодательства и реализуется путем регламентации и соблюдения обязательных требований государственных стандартов;

6. Гармонизация предусматривает разработку гармонизированных стандартов. Обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации, так и международными (региональными) организациями, позволяет разработать стандарты, которые не создают препятствий в международной торговле;

7. Четкость формулировок положений стандарта. Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефекте НД;

8. Соответсвие законодательству, а также нормам и правилам надзорных органов. При разработке стандартов и других НД необходимо обеспечивать их соответствие нормам законодательства, а также нормам и правилам органов, выполняющих функции государственного контроля;

9. Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов. Качество готовых изделий определяется качеством сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, поэтому стандартизация готовой продукции должна быть увязана со стандартизацией объектов, формирующих ее качество, включая требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья и имущества, окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость.

 

 

 

3. Функции и задачи стандартизации.

 

Для достижения социальных и технико-экономических целей стандартизация выполняет определенные функции:

1. Функция упорядочения  – преодоление неразумного многообразия  объектов (раздутая номенклатура  продукции, ненужное многообразие  документов), сводится к упрощению  и ограничению;

2. Охранная (социальная функция) – обеспечение безопасности потребителей  продукции (услуг), изготовителей и  государства, объединение усилий  человечества по защите природы  от техногенного воздействия  цивилизации;

3. Ресурсосберегающая функция  обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных  ресурсов и заключается в установлении  в НД обоснованных ограничений  на расходование ресурсов;

4. Коммуникативная функция  обеспечивает общение и взаимодействие  людей, в частности специалистов, путем личного обмена или использования  документальных средств, аппаратных  систем и каналов передачи  сообщений. Эта функция направлена  на преодоление барьеров в  торговле и на содействие научно-техническому  и экономическому сотрудничеству;

5. Цивилизующая функция  направлена на повышение качества  продукции и услуг как составляющих  качества жизни;

6. Информационная функция. Стандартизация обеспечивает материальное  производство, науку, технику и др. сферы нормативными документами, эталонами мер, образцами-эталонами  продукции, каталогами продукции, каталогами  продукции как носителями ценной  технической и управленческой  информации;

7. Функция нормотворчества  и правоприменения проявляется  в узаконивании требований к  объектам стандартизации в форме  обязательного стандарта (или другого нормативного документа) и его всеобщем применении в результате придания документу юридической силы.

Главная задача стандартизации – создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготовляемой для нужд народного хозяйства, населения, обороны страны, экспорта, а также контроль за правильностью использования этой документации [9].

 

4.Методы стандартизации.

 

Метод стандартизации - это прием или совокупность приемов, с помощью которых выполняются принципы и достигаются цели стандартизации.

К основным методам стандартизации можно отнести:

Информация о работе Стандартизация в системе управления качеством