Стандартизация и её роль в управлении качеством предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проследить степень влияния стандартизации на повышение качества продукции.
В соответствии с целью работы поставлены следующие основные задачи:
- изучить основные цели, задачи, функции и принципы стандартизации;
- проанализировать организацию стандартизации продукции (на примере ОАО «8 Марта»)
- предложить мероприятия по усовершенствованию качества продукции и организации стандартизации на предприятии.
Структурными элементами курсовой работы являются: введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложение.

Файлы: 1 файл

курсовая!.docx

— 80.10 Кб (Скачать файл)

10. Четкость формулировок положений стандарта. Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьёзном дефекте НД.

11. Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов. Качество готовых изделий определяется качеством сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. Поэтому стандартизация готовой продукции должна быть увязана со стандартизацией объектов, формирующих её качество. Комплексность стандартизации предусматривает увязку стандартов на готовые изделия со стандартами на сборочные единицы, детали, полуфабрикаты, материалы, сырьё, а также технические средства, методы организации производства и способы контроля. 8

12. Объективность проверки требований. Стандарты должны устанавливать требования к основным свойствам объекта стандартизации, которые могут быть объективно проверены, включая требования, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость.

Объективная проверка требований к продукции осуществляется, как  правило, техническими средствам измерения (приборами, метода ми химического анализа).

13. Целенаправленность и технико-экономическая целесообразность означают, что проведение работ по стандартизации, разработка любого стандарта должны быть обоснованы (потребностями изготовителя, потребителя, ожидаемым технико-экономическим эффектом и др.) и направлены на решение конкретных задач на соответствующих уровнях производства и управления.

14. Научный подход и использование передового опыта устанавливают, что характеристики и требования, включаемые в стандарт, должны соответствовать передовому уровню науки и техники, основываться на результатах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Поэтому разработка всех видов и категорий стандартов должна вестись с учетом и использованием научных достижений в соответствующих областях.

15.Прогрессивность  и оптимальность стандарта следует из самой сущности стандартизации, отраженной в ее определении. Новые стандарты на продукцию должны не только отвечать современным запросам, но и учитывать тенденции развития соответствующих отраслей.9 
При разработке стандартов необходимо стремиться получить оптимальное сочетание устанавливаемых показателей, норм и требований к продукции с затратами на их достижение, обеспечить максимальный экономический эффект при минимальных затратах.

16.Необходимость  взаимной увязки стандартов вытекает из основных целей и задач стандартизации. Показатели, нормы, характеристики, требования, устанавливаемые в стандартах, должны также соответствовать международным стандартам и учитывать рекомендации международных организаций.

17.Комплексность  стандартизации является одним из основных принципов. Практика стандартизации привела к двум направлениям ее развития: от частного к целому; от целого к частному. 
Первому направлению соответствует развитие стандартизации снизу вверх: от сырья к готовой продукции, от общих конструктивных деталей и элементов к машинам, приборам, аппаратам. Оно характерно для тех изделий общего применения, которые изготавливают на специализированных заводах массового производства (электронные приборы, провода, крепежные и установочные изделия, шестерни и др.). 
Второе направление характеризует развитие стандартизации сверху вниз, т.е. от стандартизации основных параметров сложных объектов производства (приборов, систем, машин) к стандартизации их элементов (агрегатов, узлов, деталей).

18. Функциональная  взаимозаменяемость стандартных  изделий – это свойство независимо изготовляемых деталей занимать свое место в изделии без дополнительной обработки. Функциональная взаимозаменяемость предполагает не только возможность нормальной сборки, но и нормальную работу изделия после установки в нем новой детали или другой составной части взамен вышедшей из строя. Стандарты на продукцию в необходимых случаях должны устанавливать нормы и требования, обеспечивающие функциональную взаимозаменяемость изделий.

19. Принцип предпочтительности используется при проведении унификации, типизации, агрегатирования и разработке стандартов на изделия широкого применения, решение задачи рационального выбора и установления градаций количественных значений параметров изделий (размеров, номиналов, масс и др).10

 

 

  1.  Анализ организации стандартизации продукции  на предприятии ОАО «8 Марта».

 

    1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «8 Марта» 

 

Открытое  акционерное общество «8 Марта» является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему, товарный знак, расчетный и валютный счета.

Акционерами Общества являются:

1. Юридические лица:

       - Государственный  комитет по имуществу  РФ  – 1 054 085 акций – 64,28 % Уставного фонда;

        - ООО  «Инвестпромсервис» - 22 000 акций – 1,34 % Уставного фонда;

        - ООО  «Инвестиционная компания «Реестр» - 30 000 акций – 1,83 % Уставного фонда;

- ИЧУП  «Миквант» – 27 000 акций – 1,65 % Уставного фонда;

2.   Физические  лица  - 4913 человек – 508 175 акций – 30,9 % Уставного фонда.

Основными видами деятельности осуществляемой ОАО  «8 Марта» являются: производство трикотажных  и чулочно-носочных изделий, оптовая  и розничная торговля различными группами товаров. Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает порядка 77 видов по 3 основным группам продукции.11 Производство основных видов продукции за январь-апрель 2012 года и аналогичный период прошлого года  представлено в таблице 1 [ПРИЛОЖЕНИЕ].

Анализ  выпуска продукции показывает, что в  январе-апреле 2012 года наблюдается  рост объема производства трикотажных изделий – 137,1%, в том числе: бельевого трикотажа – 140,3%, верхнего трикотажа – 128,5%. Это обусловлено наращиванием объемов производства, вызванных ростом потребительского спроса на трикотажные изделия предприятия и существенных изменений  в ассортиментной политике в сторону увеличения выпуска мужских и женских фуфаек, женских ночных сорочек, детских пижам. По чулочно-носочным изделиям  наблюдается падение объемов  производства на 4,8%, что вызвано не достаточной конкурентоспособностью данной продукции предприятия в связи с высокой степенью износа технологического оборудования (95,6%), и ввозом аналогичного ассортимента  продукции из-за пределов РБ.  Сырье и материалы в структуре затрат составляют порядка 37%. В производстве, используется 12 видов основного технологического сырья, вспомогательных материалов – более 30 видов.

Сырьевую базу ОАО «8 Марта» составляют хлопчатобумажная пряжа,  хлопок в сочетании с полиэфиром, льном, полушерстяная пряжа,

вискозная  и полиамидная нити, товарное полотно. Сырье и материалы приобретаются как у российских производителей, так и у зарубежных производителей: Украины, Турции, Туркмении,  Беларуси.

Основные  показатели производственно-хозяйственной  деятельности ОАО “8 Марта” за предшествующий период представлены в таблице 2 [ПРИЛОЖЕНИЕ].12

Исходя  из данных таблицы 2 видно, что выручка от реализации продукции в 2011 году по отношению к 2010 году увеличилась на 5071 млн.руб., а в 2012 году по отношению к 2011 году – на 14238 млн. руб. Это было вызвано увеличением объема реализации продукции. Прибыль от реализации продукции в 2012 году увеличилась по сравнению с прошлым годом на 218 млн. руб. или на 27,3%. Снизилась рентабельность продаж в 2012 году по отношению к 2011 году на 0,1%, но возросла на 27,4% по отношению к 2010 году.

Увеличилась среднегодовая стоимость  основных производственных средств  на 2035млн. руб. в 2011 году по сравнению  с 2010 годом.

Среднемесячная  заработная плата промышленно-производственного персонала постоянно повышается, с 2010 года до 2012 года она увеличилась на 560 тысячи бел. рублей.

В целом предприятие работает рентабельно, так, рентабельность продаж повысилась на 1,7 п.п., а рентабельность продукции - 9,9 п.п., это свидетельствует об эффективной работе предприятия и намечаются положительные тенденции увеличения прибыли, объем производимой продукции, как и выручка от реализации продукции на внешнем рынке.13

Согласно  бизнес-плану на ОАО «8 Марта» планируется совершенствование маркетинговой  службы с целью развития товаропроводящей сети и повышения конкурентоспособности  продукции на внутреннем и внешнем  рынках.

Разрабатывается ассортиментная программа, нацеленная на освоение и внедрение новых  видов сырья, разработку широкого набора моделей и наименований изделий  в сочетании с унификацией  основных конструкций и направленная на увеличение выпуска рентабельных изделий, пользующихся стабильным спросом  на рынке РБ и РФ.

Увеличение  выпуска трикотажных изделий  произойдет за счет наращивания объемов  верхнего женского, молодежного и  детского трикотажа и дальнейшего  расширения выпуска мужского ассортимента с брендом «Emico», а также выпуска женского белья с брендом "Марта".

В чулочном производстве планируется  увеличить выпуск хлопчатобумажных и полушерстяных мужских носков, женских и детских носков.

Выполнение  ассортиментной программы и переориентация производства на выпуск конкурентоспособной  продукции позволит повысить эффективность  производства за счет снижения удельного  веса условно-постоянных расходов и  осуществления мероприятий по экономии сырьевых, материальных и топливно-энергетических ресурсов.

Техническое перевооружение красильно-отделочного  производства позволит повысить конкурентоспособность  продукции за счет улучшения качества крашения и отделки, а также снизит расход химикатов, красителей, топливно-энергетических ресурсов. Приобретение современных  вязальных машин улучшит ассортиментную структуру изделий за счет освоения выпуска бесшовного белья.

Кроме того, за счёт средств государственного займа будет осуществлено пополнение оборотных средств для обеспечения прироста объёма производства в параметрах, предусмотренных бизнес-планом.

Планируется увеличить  чистую прибыль, что позволит направить средства в фонды потребления  и накопления, выплатить дивиденды акционерам.  14 
  

    1. Организация стандартизации продукции  на предприятии ОАО  «8 Марта»

В ОАО «8 Марта» разработана и утверждена программа «Качество» на 2011 – 2013 годы. В программу включены мероприятия по разным направлениям деятельности: совершенствованию маркетинговой деятельности, развитию ассортимента, улучшению потребительских свойств, повышению конкурентоспособности, созданию новых видов продукции, техническому перевооружению предприятия, внедрению современных методов управления качеством, внедрению передовых ресурсосберегающих технологий, энергосбережению, охране труда и технике безопасности, рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, рекламе, улучшению маркировки и упаковки, повышению квалификации персонала.

ОАО «8 Марта» постоянно повышает технический уровень и конкурентоспособность  выпускаемой продукции, в частности  за счет:

- выпуска изделий с применением  котонизированного льноволокна;

- выпуска изделий с использованием  световозвращающих элементов;

- выпуска импортозамещающей продукции;

- обновления и расширения ассортимента (в 2011 году процент обновления ассортимента составил: по чулочно-носочным изделиям 68,9%, по трикотажным изделиям 88%);

- использования новых видов сырья;

- разработки и внедрения новых  технологий производства;

- выпуска изделий под брэндами «ЕМIСО» и «Марта», разрабатывается брэнд для детской одежды «Мартинка»;

- выпуска изделий линиями (в  2011 году разработаны: линия женского белья «Секрет» и «Флорентина»; линия детского белья «Соня»; линия женской одежды из льна «Жасмин»; линия женских блуз «Танго»)

Контроль  качества готовой продукции обеспечивается системой мер, направленных на предупреждение производства продукции с дефектами. Эта система мер включает:

-входной контроль сырья и материалов, химикатов, красителей;

-конроль  продукции в процессе производства  по всем технологическим переходам;

-контроль готовой продукции.

Входной контроль качества препятствует проникновению  на производство некачественного сырья  и материалов. 15 Вся поступающая  в ОАО «8 Марта» продукция подвергается верификации на соответствие установленным  требованиям. Номенклатура продукции, контролируемые параметры, вид контроля и периодичность определяется исходя из стабильности качества продукции  поставщика, важности данного параметра для выпускаемой продукции и устанавливаются в перечнях продукции, подлежащей входному контролю.

В процессе производства осуществляется постоянный контроль качества производимой продукции. При этом объектами контроля являются качество выполнения операции, качество продукции, соблюдение технологической  дисциплины, состояние производственной среды, наличие и состояние нормативной  и технической документации, состояние  технологического оборудования.

Контроль  качества готовых изделий осуществляется в соответствии с межгосударственными  стандартами:

1136-81 «Изделия трикотажные бельевые. Определение сортности».

1115-81 «Изделия трикотажные верхние.  Определение сортности».

ГОСТ 16825-2002 «Изделия чулочно-носочные, вырабатываемые на круглочулочных автоматах. Технические  требования. Определение сортности».

В ОАО «8 Марта» проводятся испытания  сырья, материалов, полуфабрикатов и  готовой продукции по физико-механическим, физико-химическим показателям и  показателям безопасности.

Испытания продукции в процессе производства осуществляются химической лабораторией (по физико-химическим показателям) и  трикотажно-сырьевым отделом (по физико-механическим показателям).

Информация о работе Стандартизация и её роль в управлении качеством предприятия