Совершенствование системы управления качеством продукции (на примере ООО «ОМЗ-Спецсталь»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является совершенствование системы управления качеством продукции.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
а) Изучение теоретических основ качества продукции;
б) Анализ внутренней среды;
в) Анализ внешней среды;
г) Выявление сильных и слабых сторон, формирование миссии и целей;
д) Совершенствование системы управления качеством продукции на основе полученных данных.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы системы управления качеством продукции
1.1 Основные понятия и определения качества продукции
1.2 Показатели качества
1.3 Планирование процесса управления качеством
1.4 Система управления качеством продукции
Глава 2. Анализ системы управления качеством на предприятии «ОМЗ-Спецсталь»
2.1 Общая характеристика ООО «ОМЗ-Спецсталь»
2.2 Внутренняя среда ООО «ОМЗ-Спецсталь»
2.2.1 Маркетинговая политика
2.2.2 Характеристика основных цехов
2.2.3 Система контроля качества
2.2.4 Персонал и кадровая политика
2.2.5 Динамика и структура выручки ОМЗ-Спецсталь
2.3 Внешняя среда ООО «ОМЗ-Спецсталь»
2.4 Анализ функционирования системы менеджмента качества
2.4.1 Определение и анализ потребностей потребителей
2.4.2 Управление закупками
2.4.3 Управление производством продукции
2.4.4 Управление персоналом
2.4.5 Управление инфраструктурой
2.4.6 Управление несоответствующей продукцией
Глава 3. Пути совершенствования системы управления качеством продукции
3.1 Перечень мероприятий по совершенствованию системы управления качеством продукции
3.2 Экономическая оценка предложенных мероприятий
3.3 Анализ основных проектных рисков
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Экономические рычаги улучшения систем качества.doc

— 626.00 Кб (Скачать файл)

Алгоритм расчета комплексного показателя качества приведен на рис. 1.5. Для определения номенклатуры показателей качества, коэффициентов весомости и вида функциональной зависимости f применяются опытно-статистические и экспертные методы.

Рис. 1.5 Алгоритм расчета комплексного показателя качества

Комплексный показатель качества продукции – это показатель, характеризующий несколько ее свойств. Например, КГ – коэффициент готовности:

,

(1.3)


где: Т – наработка изделия на отказ (показатель безотказности), ч;

 – среднее время восстановления (показатель ремонтопригодности), ч.  Т.е. коэффициент готовности характеризует два свойства изделия – безотказность и ремонтопригодность.

,

(1.4)


где: – среднее время, затрачиваемое на отыскание отказа, ч;

 – среднее время, необходимое  для устранения отказа, ч.

Таким образом, ремонтопригодность – сложное свойство изделия по отношению к ТО и  ТУ. Следовательно, относительно коэффициента готовности КГ показатель ТВ можно рассматривать как единичный, а относительно ТО и ТУ – как комплексный.

Интегральный  показатель качества продукции –  отношение суммарного полезного  эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление.

,

(1.5)


где: Э – суммарный полезный эффект от эксплуатации продукции (срок полезного использования холодильника, пробег грузового автомобиля в тонно-километрах за срок службы до капитального ремонта и т.д.);

 – суммарные затраты на  создание продукции (разработка, изготовление, монтаж и другие  единовременные затраты);

 – суммарные эксплуатационные  затраты (техническое обслуживание, ремонт и другие текущие затраты);

1/И – удельные  затраты на единицу эффекта.

Среди показателей  качества имеются такие, которые  невозможно выразить численными значениями (оттенки, запах, тембр и т.д.). Они  определяются при помощи органов  чувств (органолептически) и называются сенсорной характеристикой.

Оценка уровня качества продукции может производиться  дифференциальным или комплексным  методами. При применении дифференциального  метода производится сопоставление единичных показателей качества новой продукции с идентичными базовыми показателями качества, а при комплексном – фактических комплексных показателей с базовыми комплексными показателями.

Числовые значения показателей качества устанавливаются  с помощью объективных и субъективных методов. Объективные методы: измерительный, регистрационный и расчетный. Субъективные методы: органолептический, социологический и экспертный. Объективные методы базируются на применении технических измерительных средств, регистрации, подсчете событий, выполнении вычислений. Основа субъективных методов – анализ восприятия органов чувств человека, сбор и учет различных мнений, решения, принимаемые группой специалистов-экспертов.

ГОСТ 22851-77 устанавливает  следующую номенклатуру основных 10 групп показателей качества по характеризуемым ими свойствам продукции:

1. Показатели  назначения характеризуют свойства  продукции, определяющие основные  функции, для выполнения которых  она предназначена, и обуславливают  область ее применения.

В эту группу входят:

а) классификационные показатели, устанавливающие принадлежность изделий к классификационной группировке (классы автомобилей, точности приборов и т.д.);

б) функциональные (эксплуатационные), характеризующие  полезный результат от эксплуатации изделий (быстродействие компьютера, производительность стана, точность измерительного прибора и т.д.);

в) конструктивные, дающие точное представление об основных проектно-конструкторских решениях изделий (двигатели дизельные, бензиновые, электрические и т.д.);

г) показатели состава  и структуры, определяющие содержание в продукции химических элементов, их соединений (процентное содержание серы и золы в коксе и т.д.). Показатели этой группы играют основную роль в оценке уровня качества, они часто используются как критерии оптимизации и применяются совместно с другими видами показателей.

2. Показатели  надежности характеризуют свойства  безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.

Безотказность – свойство изделия сохранять  работоспособность в течение  некоторого времени или наработки.

Долговечность – свойство изделия сохранять работоспособность  до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта.

Ремонтопригодность –  способность продукции подвергаться ремонту.

Сохраняемость – свойство изделий и продуктов сохранять исправное и пригодное к потреблению состояние в течение установленного в технической документации срока хранения и транспортирования, а также после него.

Например, показатели транспортабельности  характеризуют приспособленность  продукции к транспортированию, не сопровождающемуся ее использованием или потреблением. Определяются экспериментальным, расчетным или экспертным методами. Например, показатель пригодности продукции к сохранению потребительских свойств при перевозках, он отражен в нормах естественной убыли для отдельных видов продукции (стекло, цемент и т.д.).

,

(1.6)


где: – доля продукции, сохраняющая в заданных пределах свои первоначальные свойства за время перевозок, %;

– количество продукции, погружаемое  в транспортное средство;

– количество выгруженной продукции, сохранившей значения показателей  качества в допустимых пределах.

3. Эргономические  показатели характеризуют систему «человек – изделие» и учитывают комплекс свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах. К ним относятся гигиенические (освещенность, температура, давление, влажность), антропометрические (одежда, обувь, мебель, пульты управления) и психофизиологические (скоростные и силовые возможности, пороги слуха, зрения и т.п.).

Психофизиологические характеризуют приспособленность изделия к органам чувств человека.

Психологические характеризуют возможность восприятия и обработки различной информации.

Физиологические характеризуют допустимые физические нагрузки на различные органы человека.

4. Эстетические  показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения, стабильность товарного вида (характеристики художественных стилей, оттенков, запахов, гармоничности и т.д.).

5. Показатели  технологичности характеризуют свойства продукции, обусловливающие оптимальное распределение затрат материалов, времени и средств труда при технической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции. Это показатели трудоемкости, материало- и фондоемкости, себестоимости изделий. Исчисляются как общие (суммарные) так и структурные, удельные, сравнительные или относительные показатели.

Относительные показатели – это, например:

– коэффициент  использования материалов:

,

(1.7)


где: МГ – количество материала в готовой продукции;

МВ – количество материала, введенного в технологический  процесс;

– показатель удельной себестоимости:

,

(1.8)


где: S – общая себестоимость изделия, руб.;

B – определяющий параметр изделия (мощность, вес и т.п.).

6. Показатели  стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями, а также уровень унификации с другими изделиями.

Основные показатели унификации – коэффициенты применяемости, повторяемости, взаимной унификации для групп изделий, удельный вес оригинальных деталей (узлов). Стандартными являются все части продукции, выпускаемые по государственным и отраслевым стандартам.

7. Патентно-правовые  показатели характеризуют степень обновления технических решений, использованных в продукции, их патентную защиту, а также возможность беспрепятственной реализации продукции в нашей стране и за рубежом (количество или удельный вес запатентованных или лицензированных деталей (узлов) и т.п.).

8. Экологические  показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции. Например: содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду, вероятность выброса вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и использовании продукции, уровень ПДК.

9. Показатели  безопасности характеризуют особенности продукции, обусловливающие при ее эксплуатации или потреблении безопасность человека. Они отражают требования к нормам и средствам защиты людей, находящихся в зоне возможной опасности при возникновении аварийной ситуации, и предусмотрены системой госстандартов по безопасности труда, а также международными стандартами.

10. Экономические  показатели характеризуют затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление продукции, учитываемые в интегральном показателе качества продукции (различные виды затрат, себестоимость, цена и пр.), при сопоставлении различных образцов продукции – технико-экономические показатели.

В таблице 1.1 приведен пример использования некоторых основных показателей для продукции, расходуемой при использовании и расходующей свой ресурс.

Таблица 1.1

Применяемость некоторых показателей качества продукции по ее видам

Показатели

качества

продукции

Продукция, расходуемая

при использовании

Продукция,

расходующая

свой ресурс

 

Сырье и

природное

топливо

Материалы и  продукты

Расходуемые изделия

Ремонтируемые

изделия

Не ремонтируемые изделия

Функциональной  пригодности

+

+

+

+

+

Надежности:

+

+

+

(+)

(+)

– безотказности

-

-

(+)

+

+

– долговечности

-

-

(+)

+

+

– ремонтопригодности

-

-

(+)

-

+

– сохраняемости

+

+

+

+

(+)

Эргономичности

-

-

+

(+)

(+)

Эстетичности

(+)

(+)

(+)

(+)

(+)

Технологичности

         

– в производстве

+

+

+

+

+

– при применении

(+)

(+)

+

(+)

+

Ресурсопотребления

-

-

-

(+)

(+)

Безопасности

(+)

(+)

(+)

(+)

(+)

Экологичности

(+)

(+)

(+)

(+)

(+)


 

Примечание: знак «+» означает применяемость, знак «-»  неприменяемость, знак «(+)» ограниченную применяемость некоторых групп  данного вида продукции.

1.3 Планирование  процесса управления качеством

Под планированием качества продукции понимается установление обоснованных заданий по ее выпуску с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент или в течение заданного интервала времени.

Планирование повышения  качества должно опираться на научно обоснованное прогнозирование потребностей внутреннего и внешнего рынка. При этом большую роль в правильном обосновании планов повышения качества приобретают использование данных о результатах эксплуатации продукции, обобщение и анализ информации о фактическом уровне ее качества.

Действенность планирования повышения качества должна обеспечиваться тем, что оно осуществляется на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, производство и эксплуатацию. Планы повышения качества должны обеспечиваться необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по повышению качества тщательно обосновываться расчетами экономической эффективности.

В перечень главных задач  планирования повышения качества продукции  входят:

– обеспечение выпуска продукции с максимальным соответствием ее свойств существующим и перспективным потребностям рынка;

– достижение и превышение технического уровня и качества лучших отечественных и зарубежных образцов;

– установление экономически оптимальных заданий по повышению  качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей;

– совершенствование структуры  выпускаемой продукции путем оптимизации ее типоразмерного ряда;

– увеличение выпуска сертифицированной  продукции;

– улучшение отдельных  потребительских свойств уже  выпускаемой продукции (надежности, долговечности, экономичности и др.);

– своевременная замена, сокращение производства или снятие с производства морально устаревшей и неконкурентоспособной продукции;

– обеспечение строгого соблюдения требований стандартов, технических условий и другой нормативной документации, своевременное внедрение вновь разработанных и пересмотр устаревших стандартов;

– разработка и реализация конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение заданного уровня качества;

– увеличение экономической  эффективности производства и использование  продукции улучшенного качества.

Информация о работе Совершенствование системы управления качеством продукции (на примере ООО «ОМЗ-Спецсталь»)