Совершенствование системы управления качеством продукции (на примере ООО «ОМЗ-Спецсталь»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является совершенствование системы управления качеством продукции.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
а) Изучение теоретических основ качества продукции;
б) Анализ внутренней среды;
в) Анализ внешней среды;
г) Выявление сильных и слабых сторон, формирование миссии и целей;
д) Совершенствование системы управления качеством продукции на основе полученных данных.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы системы управления качеством продукции
1.1 Основные понятия и определения качества продукции
1.2 Показатели качества
1.3 Планирование процесса управления качеством
1.4 Система управления качеством продукции
Глава 2. Анализ системы управления качеством на предприятии «ОМЗ-Спецсталь»
2.1 Общая характеристика ООО «ОМЗ-Спецсталь»
2.2 Внутренняя среда ООО «ОМЗ-Спецсталь»
2.2.1 Маркетинговая политика
2.2.2 Характеристика основных цехов
2.2.3 Система контроля качества
2.2.4 Персонал и кадровая политика
2.2.5 Динамика и структура выручки ОМЗ-Спецсталь
2.3 Внешняя среда ООО «ОМЗ-Спецсталь»
2.4 Анализ функционирования системы менеджмента качества
2.4.1 Определение и анализ потребностей потребителей
2.4.2 Управление закупками
2.4.3 Управление производством продукции
2.4.4 Управление персоналом
2.4.5 Управление инфраструктурой
2.4.6 Управление несоответствующей продукцией
Глава 3. Пути совершенствования системы управления качеством продукции
3.1 Перечень мероприятий по совершенствованию системы управления качеством продукции
3.2 Экономическая оценка предложенных мероприятий
3.3 Анализ основных проектных рисков
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Экономические рычаги улучшения систем качества.doc

— 626.00 Кб (Скачать файл)

Качество продукции окончательно проявляется при эксплуатации или  потреблении. Бывает, что уровень качества изготавливаемой продукции ниже реально необходимого. Например, металлорежущий станок не обеспечивает требуемой точности. В этом случае потребитель при эксплуатации должен выделять дополнительные средства на доработку, ремонт и обслуживание продукции. Возможно и обратное, когда уровень качества продукции больше необходимого. Например, автомобиль грузоподъемностью 3 тонны используется при перевозке груза в 1 тонну и т. д.

При полном соответствии уровня качества потребностям потребителя, когда  они удовлетворяются с наименьшими затратами и для потребителя и для производителя, – оптимальный вариант, поскольку сумма затрат на изготовление и эксплуатацию минимальна. Таким образом, оптимальный уровень качества – это такой уровень, выше или ниже которого производить продукцию и (или) удовлетворять потребности потребителя экономически нецелесообразно [9]. Поэтому в одних случаях качество можно повышать, в других оставлять неизменным, в третьих, возможно даже понижать в целом или по отдельным показателям, чтобы сократить затраты на изготовление изделий.

Необходимо, чтобы все  непроизводительные расходы, связанные  с эксплуатацией продукции, несло предприятие-изготовитель. Это значительно повышает его заинтересованность в выпуске продукции оптимального уровня качества.

При изготовлении изделий  с заданным уровнем качества может  обнаружиться разброс значений в  показателях качества, т. е. отклонение от требований нормативно-технической документации. Степень соответствия показателей качества изготовленных изделий нормам качества, заданным в конструкторской документации, называют степенью соответствия техническим требованиям [20].

На рис. 1.4 показаны уровни полученных доходов от сбыта (ROS, Return on Sale – доход от оборота) и прибыль  на инвестиции (ROI, Return on Investment – прибыль  на инвестированный капитал). Эти показатели выше у производителей продукции более высокого качества.

Рис. 1.4 Зависимость  доходов предприятия от уровня качества

Следовательно, превосходство в качестве предлагаемой продукции реально приводит к  увеличению прибыли. На увеличение прибыли  воздействуют два основных фактора [20]:

первый –  это удовлетворенность потребителей тем, что продукция и услуги, полученные ими, более высокого качества, и, как следствие, при более высокой удовлетворенности потребителей можно устанавливать более высокую цену на товары;

второй –  снижение затрат на производство из-за отсутствия несоответствий (дефектов) и, следовательно, уменьшение затрат на их доработку.

Предприятия, выпускающие  качественную продукцию, кроме более  высоких цен, получают и другие важнейшие преимущества. Например, при одинаковых ценах, используя элемент более высокой удовлетворенности клиентов, вместо повышения цены можно расширить долю рынка благодаря выгодному соотношению между ценой и характеристиками продукции. Этой стратегии обычно придерживаются японские предприниматели, при этом в большинстве случаев увеличение доли рынка в результате «эффекта масштаба» ведет к значительному уменьшению производственных затрат.

Представленные  на рис. 1.4 результаты четко показывают, что между качеством и монетарными показателями (затраты, цена, прибыль на инвестированный капитал) существует непосредственная взаимосвязь. Многим победителям Европейской премии по качеству (European Quality Award (EQA)) удалось увеличить оборот, прибыль на вложенный капитал и долю рынка. Так, ведущие компании мира – Rank Xerox, Design to Distribution, Ericsson Spain, – поставившие качество во главу угла, добились потрясающих результатов.

Но изготовление продукции более высокого качества может иметь также и отрицательные  стороны, т. к. может потребоваться  больше времени на технологический цикл и более дорогостоящее оборудование, также могут быть повышены требования к квалификации сотрудников и уровню их заработной платы.

Все это приводит к увеличению себестоимости изделий, но динамика результирующих показателей  фирм показывает, что при взвешенном подходе к уровню качества продукции такие затраты не только окупаются, но и приносят значительные доходы.

1.2 Показатели  качества

Сегодня на рынке  большое количество разнообразной  продукции (товаров и марок) с  самыми различными ценами на кажущиеся (покупателю) одинаковые товары и в тоже время одинаковыми ценами на товары, явно, по мнению покупателя, этим ценам не соответствующие.

Потребительская ценность продукции зависит не только от эксплуатационных показателей качества, но и от целого ряда других потребительских ценностей, прямо или косвенно характеризующих продукцию.

Все потребительские  ценности можно условно классифицировать по нескольким категориям, отличающимся друг от друга временными факторами  действия [8]: базовые, постоянные, временные ценности, сопутствующие, привнесенные, универсальные.

Базовые ценности – это потребительские ценности, заложенные в продукцию на этапе  проектирования и характеризующиеся  эксплуатационными показателями качества, к которым относятся показатели назначения (функциональные), надежности (безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость), технической эстетики (целостность композиции, совершенство товарного вида), экологические (физические, химические, микробиологические), эргономические (соответствие эргономическим требованиям в рабочей зоне), патентно-правовые (патентная чистота, патентная защита), безопасности и транспортабельности.

Перечисленные показатели характеризуют продукцию  на протяжении всего ее жизненного цикла. Они могут совершенствоваться, изменяться, но их начальная номенклатура не меняется. Эти показатели определяют базовое потребительское качество, которое является основой для сравнения с продукцией конкурентов.

К базовым ценностям  относится и себестоимость продукции, характеризующая производственно-технологическую базу предприятия-изготовителя и его ресурсный потенциал. Себестоимость изготовления продукции фактически является суммой затрат на создание и реализацию продукции с заданными базовыми показателями качества, т.е. имеет место высокая корреляция между базовым качеством изделия и себестоимостью его изготовления.

Постоянные, временные, сопутствующие и привнесенные потребительские  ценности дополняют базовые. Дополнительные ценности не изменяют базового качества, заложенного при проектировании продукции, но усиливают или оттеняют его действие в глазах потребителя, что выражается в повышении потребительской стоимости продукции.

Постоянные  ценности – это такие дополнительные потребительские ценности, которые  действуют на протяжении всего жизненного цикла продукции, но имеют к базовым ценностям не прямое, а косвенное отношение. Например, имидж фирмы-изготовителя продукции, престиж магазина, сертификат на систему качества, популярность торговой марки и т.д. Эти ценности имеют различный рейтинг. Их воздействие на покупателя позволяет намного увеличить потребительскую стоимость продукции. В отдельных случаях влияние только этих ценностей обеспечивает долговременную ликвидность продукции, даже если она по базовым показателям уступает конкурентам. Имидж фирмы, например, действует также как подпись известного художника.

Временные ценности – дополнительные ценности, имеющие  прямое отношение к виду и качеству продукции, но действующие временно, иногда сезонно, обычно меньше жизненного цикла товара: новизна, мода, престиж. Эти ценности, как правило, на какое-то время позволяют держать ударные цены на продукцию. Идеально когда жизненный цикл товара соразмерен с длительностью действия временных ценностей. Временные ценности реализуются потенциальной возможностью наценки к себестоимости товара, убывающей во времени (в связи с его моральным износом).

Сопутствующие ценности – дополнительные потребительские  ценности, не связанные с продукцией непосредственно, но облегчающие или  затрудняющие условия ее приобретения или эксплуатации: сезонный спрос на продукцию, уровень инфляции (для экспортируемых или импортированных товаров). Сопутствующие ценности могут как способствовать ликвидности продукции, так и затруднять ее реализацию. Наценка к продукции за счет действия сопутствующих ценностей может значительно колебаться во времени.

Привнесенные  ценности – информационные ценности: реклама, выставки, конкурсы, которые сами по себе не имеют ни прямого, ни косвенно отношения к продукции, но за счет новой или повторяющейся информации о ценностях, имеющих отношение к продукции, значительно увеличивают ее потребительскую стоимость в глазах многих покупателей. К привнесенным ценностям также относятся слухи, мнения, жизненный опыт. Воздействие привнесенных ценностей может быть как временным, так и постоянным (например, реклама). Привнесенные ценности во времени действуют аналогично сопутствующим. Колебательный характер наценки вызван ослаблением во времени воздействия информационных мероприятий (до ее возобновления).

Большая часть  продукции, как правило, не имеет  дополнительных потребительских ценностей. Особенно это относится к материалам, полуфабрикатам, комплектующим изделиям, ценность которых профессионально оценивается потребителями по базовым характеристикам, поэтому их стоимость на рынке может быть с большой вероятностью спрогнозирована еще в период разработки. Так как дополнительные ценности выражаются наценкой к себестоимости, то долю этой наценки можно считать рентабельностью продукции за счет конкретной потребительской ценности.

Универсальные ценности – рыночная стоимость продукции  или цена. Цена – главная ценность, которая, как зеркало, адекватна  потребительским свойствам, но с  какой-то погрешностью, вызванной стохастическим характером зависимости цены и качества. Вместе с этим цена, какой бы ни была продукция, имеет универсальную размерность (в денежном выражении), т.е. по ней можно сравнивать ценность разных по виду и качеству изделий.

Успешное продвижение  на рынок нового изделия во многом будет зависеть от правильного учета всех факторов, влияющих на ликвидность продукции, и особенно от возможности предприятия-изготовителя выявить или сформировать дополнительные потребительские ценности, усиливающие базовое качество продукции.

Итак, из всего  вышеперечисленного можно сделать вывод, что показатели качества, являющиеся основной категорией потребительских ценностей, создают базу (основу) для формирования цены, себестоимости продукции в зависимости от ее первоначального качества. На основе базовых ценностей (показателей качества) формируются все последующие ценности, входящие в состав потребительской ценности продукции. Лишь некоторые не имеют никакой связи с базовыми ценностями, они были отмечены выше.

Количественная  характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.

Высокое качество изделий предопределяется различными факторами, основными из которых являются:

– факторы технического характера (конструктивные, технологические, метрологические и т.д.);

– факторы экономического характера (финансовые, нормативные, материальные и т.д.);

– факторы социального  характера (организационные, правовые, кадровые и т.д.).

Совокупность  показателей качества продукции  можно классифицировать по следующим  признакам:

– по количеству характеризуемых  свойств (единичные, комплексные и  интегральные показатели);

– по отношению к различным  свойствам продукции (показатели надежности, технологичности, эргономичности и др.);

– по стадии определения (проектные, производственные и эксплуатационные показатели);

– по методу определения (расчетные, статистические, экспериментальные, экспертные показатели);

– по характеру использования  для оценки уровня качества (базовые  и относительные показатели);

– по способу выражения (размерные показатели и показатели, выраженные безразмерными единицами измерения, например, баллами, процентами).

Показатель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств, называется единичным показателем качества продукции (например, мощность, калорийность топлива и т.д.).

Относительный показатель качества продукции – отношение значения показателя качества продукции к  соответствующему (то есть принятому  за исходное) значению, выражается в безразмерных числах или процентах и вычисляется по формуле:

,

(1.1)


где: – относительный показатель качества;

 – значение единичного показателя качества оцениваемой продукции;

 – значение единичного базового показателя качества.

При применении комплексного метода применяют комплексный показатель качества, который определяется путем сведения воедино отдельных показателей с помощью коэффициентов весомости каждого показателя. При этом может быть использована функциональная зависимость:

,

(1.2)


где: K – комплексный показатель качества продукции;

n – число учитываемых показателей;

 – коэффициент весомости i-го показателя качества;

 – i-й показатель качества (единичный или относительный).

Информация о работе Совершенствование системы управления качеством продукции (на примере ООО «ОМЗ-Спецсталь»)