Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:54, реферат

Описание работы

Международная организация по стандартизации (ИСО) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов ИСО). Разработка международных стандартов обычно осуществляется техническими комитетами ИСО. Каждый комитет-член, заинтересованный в деятельности, для которой создан технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в работах. Что касается стандартизации в области электротехники, ИСО работает в тесном сотрудничестве с Международной электротехнической комиссией (МЭК).

Файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ ИСО 9004.doc

— 359.00 Кб (Скачать файл)

Руководству следует  поддерживать улучшения в форме  постепенной продолжающейся деятельности, неотъемлемой от существующих процессов, а также возможностей прорыва для получения максимальной выгоды для организации и заинтересованных сторон.

Примеры входных  данных для поддержки процесса улучшения  содержат информацию, полученную из:

- данных валидации;

- данных результатов процесса;

- данных испытаний;

- данных самооценки;

- установленных требований и обратной связи от заинтересованных сторон;

- опыта работников организации;

- финансовых данных;

- данных о характеристиках продукции;

- данных о предоставлении услуги.

Руководству следует обеспечить, чтобы изменения, вносимые в продукцию или процесс, были одобрены, распределены по приоритетам, спланированы, получили материально-техническую поддержку и управлялись в целях удовлетворения требований заинтересованных сторон, а также не превышали возможностей организации.

В приложении В  описан процесс постоянного улучшения  для применения организацией.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

(информационное)

 

Рекомендации  по самооценке

 

А.1 Введение

 

Самооценка - это  тщательно обсуждаемое оценивание, итогом которого является мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне развития системы менеджмента качества. Самооценку обычно проводит само руководство организации. Цель самооценки заключается в предоставлении организации рекомендаций, основанных на фактах, касающихся областей применения ресурсов для улучшения ее деятельности.

Она может также  быть полезной при измерении достижений в сравнении с целями для повторной  оценки постоянного соответствия этим целям.

В настоящее  время существует много моделей самооценки организаций на критерии системы менеджмента качества. Наиболее широко признаваемыми и применяемыми моделями являются модели национальных и региональных премий по качеству, считающиеся также моделями совершенства организаций.

Метод самооценки, описанный в настоящем приложении, призван обеспечить простой, легкий в применении метод установления уровня развития системы менеджмента  качества организации и определения  основных областей для улучшения.

Конкретные  особенности метода самооценки ИСО 9004 таковы, что он может:

- применяться ко всей системе менеджмента качества или ее части, или к любому процессу;

- применяться к организации в целом или ее части;

- быть быстро осуществлен внутренними средствами;

- быть осуществлен многопрофильной группой или одним работником организации при поддержке высшего руководства;

- сформировать входные данные для более всестороннего процесса самооценки системы менеджмента;

- определить и облегчить расстановку приоритетов возможностей для улучшения;

- способствовать развитию системы менеджмента качества в направлении уровня мирового класса.

Метод самооценки, изложенный в ИСО 9004, предназначен для  оценивания уровней развития системы  менеджмента качества по каждому  основному разделу ИСО 9004 посредством балльной шкалы от 1 (отсутствует официальная система) до 5 (лучший в классе по данному виду деятельности). Настоящее приложение содержит рекомендации в форме обычных вопросов, которые организация может поставить для оценивания своей деятельности по каждому основному разделу ИСО 9004.

Другое преимущество настоящего метода состоит в том, что результаты, контролируемые по времени, могут использоваться при  оценке развития организации.

Настоящий подход к самооценке не заменяет внутренние аудиты системы менеджмента качества или использование существующих моделей премий по качеству.

 

А.2 Уровни развития деятельности

 

Уровни развития деятельности, охватываемые настоящим  методом самооценки, приведены в  табл. А. 1.

 

Таблица А.1 - Уровни развития деятельности

 

Уровни развития

Уровни деятельности

Критерии

1

Нет официального подхода

Систематический подход к проблемам отсутствует, нет результатов, результаты слабые или непредсказуемые.

2

Подход к  реагированию

Систематический подход, основанный на возникшей проблеме или коррекции; наличие минимальных данных о результатах улучшения.

3

Стабильный  официальный системный подход

Систематический процессный подход, систематические  улучшения на ранней стадии; наличие  данных о соответствии целям и  существовании тенденций улучшения.

4

Акцентированное постоянное улучшение

Применение  процесса улучшения; хорошие результаты и устойчивые тенденции улучшения.

5

Лучший в  классе по данному виду деятельности

Сильно интегрированный  процесс улучшения; лучшие в классе результаты в сравнении с продемонстрированными достижениями.


 

 

А.5 Связь  между потенциальными выгодами

от  применения ИСО 9004 и самооценки

 

Имеется много  различных способов для принятия решения о том, какие действия следует предпринять в результате самооценки. Одним из подходов является рассмотрение выходных данных самооценки совместно с потенциальными ключевыми выгодами, которые можно получить от стабильной системы менеджмента качества. Такой подход позволил бы организации определить и инициировать проекты по улучшению, которые, вероятно, обеспечили бы наиболее благоприятные результаты исходя из ее приоритетных потребностей. Для удобства применения такого подхода ниже приводятся примеры потенциальных выгод, связанных с вопросами, приведенными в разделе А.3, и относящихся к отдельным подразделам настоящего международного стандарта. Эти примеры можно использовать как точку отсчета при составлении перечня, подходящего для организации. Ниже даются примеры потенциальных выгод.

Выгода 1: Менеджмент систем и процессов (4.1)

Обеспечивает  систематический и наглядный способ руководства и управления организацией, которая постоянно улучшает свою деятельность.

Выгода 2: Документация (4.2)

Обеспечивает  информацией и дополнительными  сведениями о результативности и  эффективности системы менеджмента качества.

Выгода 3: Ответственность руководства. Общие  рекомендации (5.1)

Обеспечивает  согласованное и наглядное вовлечение высшего руководства.

Выгода 4: Потребности и ожидания заинтересованных сторон (5.2)

Обеспечивает  сбалансированное рассмотрение в рамках системы менеджмента качества потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон с целью создания результативной и эффективной системы.

Выгода 5: Политика в области качества (5.3)

Обеспечивает  понятность потребностей всех заинтересованных сторон и направление деятельности всей организации, приводящее к очевидным и ожидаемым результатам.

Выгода 6: Планирование (5.4)

Переводит политику в области качества в измеряемые цели и планы для обеспечения  четкой фокусировки на важных участках всей организации.

Способствует извлечению уроков из прошлого опыта.

Выгода 7: Ответственность, полномочия и обмен  информацией (5.5)

Обеспечивает  согласованный и всеобъемлющий  подход во всей организации и проясняет  роли, ответственность и связи  со всеми заинтересованными сторонами.

Выгода 8: Анализ со стороны руководства (5.6)

Вовлекает высшее руководство в улучшение системы  менеджмента качества.

Дает оценку выполнения планов и определяет соответствующие  действия по улучшению.

Выгода 9: Менеджмент ресурсов. Общие рекомендации (6.1)

Обеспечивает наличие адекватных ресурсов (работники, инфраструктура, производственная среда, информация, поставщики и партнеры, природные и финансовые ресурсы) для достижения целей организации.

Выгода 10: Работники (6.2)

Обеспечивает  лучшее понимание роли, ответственности, целей и повышает вовлечение работников на всех уровнях организации для достижения целей улучшения деятельности.

Поощряет признание  и вознаграждение.

Выгоды 11, 12, 13 и 15, связанные с Инфраструктурой (6.3), Производственной средой (6.4), Информацией (6.5) и Природными ресурсами (6.7)

Обеспечивают  эффективное использование ресурсов, кроме человеческих.

Содействуют пониманию  ограничений и возможностей для  обеспечения достижимости целей  и осуществимости планов.

Выгода 14: Поставщики и партнеры (6.6)

Пропагандирует  отношения партнерства с поставщиками и другими организациями для  взаимной выгоды.

Выгода 16: Финансовые ресурсы (6.8)

Обеспечивает  лучшее понимание взаимосвязи между  затратами и выгодами.

Поощряет улучшение, направленное на результативное и эффективное достижение целей организации.

Выгода 17: Процессы жизненного цикла продукции. Общие рекомендации (7.1)

Структурирует операции организации для достижения желаемых результатов.

Выгода 18: Процессы, связанные с заинтересованными  сторонами (7.2)

Обеспечивает  менеджмент ресурсов и деятельности как процессов.

Обеспечивает, чтобы потребности и ожидания всех заинтересованных сторон были понятны  во всей организации.

Выгода 19: Проектирование и разработка (7.3)

Обеспечивает  создание процессов проектирования и разработки, чтобы результативно и эффективно реагировать на потребности и ожидания потребителей и других заинтересованных сторон.

Выгода 20: Закупки (7.4)

Обеспечивает  соответствие поставщиков политике и целям организации в области  качества.

Выгода 21: Операции по производству и обслуживанию (7.5)

Обеспечивает  устойчивую удовлетворенность потребителей посредством производства продукции, предоставления услуг и поддержки, отвечающих потребностям и ожиданиям  потребителей.

Выгода 22: Управление измерительными и контрольными приборами (7.6)

Обеспечивает  точность данных для анализа.

Выгода 23: Измерение, анализ и улучшение. Общие  рекомендации (8.1)

Обеспечивает  результативные и эффективные измерения, сбор и валидацию данных для улучшения.

Выгода 24: Измерение и мониторинг (8.2)

Обеспечивает  управляемые методы для измерения  и мониторинга процессов и  продукции.

Выгода 25: Управление несоответствиями (8.3)

Обеспечивает  результативное устранение несоответствий, встретившихся в продукции и  процессах.

Выгода 26: Анализ данных (8.4)

Обеспечивает  принятие решений, основанных на фактах.

Выгода 27: Улучшение (8.5)

Повышает результативность и эффективность организации.

Сосредоточивает усилия на предупреждении и улучшении  исходя из тенденций.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  В

(информационное)

 

Процесс постоянного улучшения

 

Стратегической  целью организации является постоянное улучшение процессов для совершенствования  деятельности организации и обеспечения  выгоды ее заинтересованным сторонам.

Имеются два  основных подхода к осуществлению постоянного улучшения процессов, а именно:

a) проекты прорыва, ведущие или к пересмотру и улучшению существующих процессов, или внедрению новых процессов; как правило, их осуществляют многопрофильные группы вне обычной деятельности;

b) деятельность по поэтапному постоянному улучшению, проводимая работниками в рамках существующих процессов.

Проекты прорыва  обычно содержат перепроектирование существующих процессов и включают:

- определение целей и краткое описание проекта по улучшению;

- анализ существующего процесса («такого, как есть» процесса) и возможностей реализации изменения;

- определение и планирование улучшения процесса;

- внедрение улучшения;

- верификацию и валидацию улучшения процесса;

- оценку достигнутого улучшения, включая извлеченные уроки.

Проекты прорыва  управляются результативным и эффективным  способом, использующим методы менеджмента  проекта. После внесения изменения  новый план проекта служит основой  постоянного менеджмента процесса.

Работники организации  являются лучшими поставщиками идей по постоянному улучшению процессов и часто принимают участие в рабочих группах. Деятельностью по поэтапному постоянному улучшению процессов следует управлять, чтобы понимать ее последствия. Вовлеченных работников организации надо наделить полномочиями, технической поддержкой и необходимыми ресурсами для изменений, связанных с улучшением.

Информация о работе Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности