Системообразующие факторы и составляющие элементы конкурентоспособности продукции и товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:19, реферат

Описание работы

Понятие "конкуренция" составляет основу рыночной экономики, как главная движущая сила эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующая в данной среде. Те, кто способны выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках являются наиболее успешными участниками такого соревнования. Удовлетворенность конкретного потребителя совокупностью предлагаемых ему свойств в товаре находит выражение в акте купли-продажи. Такое совпадение свойств, характеристик товара и требований потребителя, при котором соблюдаются интересы производителя и потребителя, означающее полное соответствие товара условиям рынка, называется его конкурентоспособностью.

Содержание работы

Введение
1.Понятие и сущность конкурентоспособности.
2. Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции и товара.
3. Пути повышения конкурентоспособности продукции и товара.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

СРС.docx

— 47.09 Кб (Скачать файл)

 

9

Насыщенность рынка - количественный показатель, характеризующий наличие  товаров в торговле по ассортиментному  перечню. Насыщенность рынка тем  выше, чем больше широта ассортимента.

 

 

 
Рисунок 1 – Макроэкономические факторы конкурентоспсобности товаров

 

Содержание факторов, исходя из их социально-экономической природы, представлено в соответствии с данными  работы Каретниковой Т.М. «Конкурентоспособность фирм»:

- трудовые ресурсы (количество, квалификация, стоимость рабочей  силы, продолжительность рабочего  времени, трудовая этика)

- физические ресурсы (количество, качество, доступность и стоимость  полезных земельных участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников гидроэлектроэнергии,  рыболовных угодий, климатические  условия, расположение относительно  других стран)

- ресурс знаний (сумма  научной, технической и рыночной  информации, имеющейся в стране)

- денежные ресурсы (количество  и стоимость капитала, который  может быть задействован для  финансирования промышленности)

- инфраструктура (качество  инфраструктуры и плата за  пользование ею, влияющие на характер  конкуренции (транспортная система,  система связи, почтовые услуги, перевод платежей или средств  из банка в банк, система здравоохранения,  жилой фонд, учреждения культуры  и т.д.)

 

 

10

Выгодное положение фирмы  в части ресурсов и инфраструктуры, благоприятная конкурентная среда, определяемая макроэкономическими  факторами, еще не гарантируют ее успеха в конкуренции. Перечисленные  условия необходимы, но не достаточны для достижения конкурентных преимуществ. Очень важно успешно провести «процессы жизненного цикла», определяемые микрофакторами, которые делятся  на:

- производственные

- рыночные (маркетинг)

- сбытовые

- сервисные.

К производственным следует  отнести следующие факторы:

- формирующие качество  продукции;

- формирующие цену продукции;

- управляющие.   

Сбытовые и сервисные  факторы действуют на отдельных этапах товародвижения. Их влияние нужно учитывать изготовителям и посредникам – субъектам канала распределения, осуществляющим продвижение товара от изготовителя  к конечному потребителю.

Сбытовые факторы непосредственно  влияют на конкурентоспособность услуги и опосредствованно, через сервисные  факторы, - на конкурентоспособность  товаров. В реализации сбытовых факторов большую роль играет «подкрепление  товара»  - материальные и нематериальные средства, предназначенные для стимулирования сбыта товара, путем предоставления и (или) разъяснения определенных выгод. В зависимости от применяемых средств и характера выгоды различают экономическое, организационное и информационное подкрепление.

Маркетинговая фирма «А.С. Нильсен» (США) предложила три сбытовых фактора:

1) увязка новой продукции  с ассортиментом выпускаемой  продукции;

2) создание разветвленной  дилерской сети;

3) рекламное обеспечение.

Указанный перечень следует  дополнить еще некоторыми факторами:

1) форма расчета с поставщиком  (наличный и безналичный расчет)

2) транспортабельностью  товара (способы и средства транспортирования  продукции и ее сохраняемость)

3) надежностью поставки, а также  серьезным сбытовым фактором, существенно влияющим на цену, является звенность движения.

Сервисные факторы действуют  на стадии обращения и учитываются  в деятельности как организаций-изготовителей, оказывающих сервисные услуги, так  и предприятий сферы бытовых  услуг.

В формировании конкурентоспособности  товаров большую роль играют услуги организаций розничной торговли. Они оказываются на этапах предпродажного и послепродажного обслуживания.

 

11

К факторам, действующим  на стадии предпродажного обслуживания, относятся:

- условия приобретения  товара и форма его оплаты;

- демонстрация сложнотехнического  товара в действии и предоставление покупателю возможности продегустировать пищевой продукт;

- подбор товара исходя  из индивидуальных особенностей  покупателя.

На стадии послепродажного  обслуживания в качестве факторов конкурентоспособности  выступают наличие и качество следующих услуг:

- упаковка, доставка и  установка (монтаж) купленных товаров;

- организация технического  обслуживания в гарантийный и  послегарантийный периоды.

Важным фактором на этапах пред- и послепродажного обслуживания является культура обслуживания.

Итак, основным субъектом  управления качеством и конкурентоспособностью товара на стадии эксплуатации является непосредственно потребитель. Изготовители, продавцы, сервисные организации  помогают ему в грамотном использовании  товара и тем самым укрепляют  имидж фирмы и данного товара.

Необходимо отметить, что  сбытовые и сервисные факторы  как услуги тесно корреспондируют  между собой, так как преследуют одни и те же цели: обеспечение надлежащего  качества товаров; доступность его  для потребителя по цене и другим параметрам; обеспечение рационального  ассортимента, то есть ассортимента, соответствующего спросу различных категорий покупателей  по разным параметрам.  

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

3. Пути повышения конкурентоспособности товаров

 
 
Считается, что высокая конкурентоспособность  товара подразумевает обычно большую  вероятность коммерческого успеха продукта на данном рынке. 
 
При анализе конкурентоспособности товара принимаются во внимание прежде всего его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, упаковка, обслуживание, инструкции и другие характеристики, т.е. способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Важнейшим условием выживания на рынке является создание потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства товара. 
Своевременное оказание комплекса услуг, связанных со сбытом и использованием машин, оборудования и другой промышленной продукции и обеспечивающих их постоянную готовность к высокоэффективной эксплуатации (сервисное обслуживание) - одно из направлений повышения конкурентоспособности товара. Сервис является основным фактором повышения конкурентоспособности товара, потому что цены на запасные части в 2 раза ниже цен комплектующих, используемых в производстве. 
К основным благоприятным путям повышения конкурентоспособности товара можно отнести: 
 
· сокращение времени создания (разработку) и выход на рынок, 
 
· сокращение сроков отгрузки, увеличение ассортимента, 
 
· увеличение скорости услуг, 
 
· наличие качественного сервиса, 
 
· повышение качества, "игра с ценой", 
 
· бренд, 
 
· повышение уровня персонала и многие другие. 
 
Конкурентоспособность продукции зависит и от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем их реализации на данном рынке. Эти факторы можно считать компонентами конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно правовые факторы. 
 

13

Технико-экономические  факторы включают в себя продажную цену, качество, затраты на эксплуатацию. Они зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства. 
 
Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Включают рекламу, имидж фирмы, конъюнктуру, предоставляемый сервис. 
 
Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной безопасности использования товара на данном рынке. 
Данные факторы выступают как ограничения, обязательные для выполнения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

Заключение

 
 
После выполнения самостоятельной работы становится понятно, что качество продукции оказывает большое влияние на конкурентоспособность товара и эффективность производства. Качество - синтетический показатель, отражающий совокупное проявление различных факторов. Это понятие отражает совокупность свойств и характеристик продукции. Повысить конкурентоспособность товара можно, улучшив его качественные характеристики, либо снизив цену потребления.  
 Товарная стратегия предусматривает учет требований потребителя к характеристикам предлагаемой техники; различную комплектацию при поставке; постоянное улучшение технических показателей и эксплуатационных характеристик. 
 Предполагается использование таких видов рекламы: реклама в Интернете, реклама на телевидении, реклама в городе. 
 
В условиях рыночной экономики перед предприятиями постоянно стоит проблема обеспечения конкурентоспособности продукции, от решения которой напрямую зависит их успешная деятельность. 
 
Основой конкурентоспособности является требуемый уровень качества продукции, для достижения которого нужна соответствующая материальная база, квалифицированный и заинтересованный персонал и четкая организация работ по управлению качеством. 
Качества продукции можно добиться разными методами, каждый из которых предприятие выбирает самостоятельно. Можно пойти по пути стандартизации и свести все производственные процессы к унифицированным, а можно найти какую-либо «изюминку» и выиграть в конкурентной борьбе за счет стиля и экстраординарности. Но, как показывает практика и исследования темы моей работы, качество продукции – это комплексная составляющая. Поэтому если упустить какую - либо составляющую в производстве продукции, сэкономить на сырье или на времени производства, можно потерять прибыль, потом имидж, а потом вообще стать банкротом. Отсюда такая важность изучения менеджмента качества, как главной составляющей конкурентоспособности продукции. Решающее значение в организации работ по качеству имеет позиция руководителей предприятий, их отношение к качеству выпускаемой продукции и услуг. 
Подводя итог своей работе, скажу, что я считаю, что качество должно стать национальной идеей Кыргызстана. Всем нам пора, наверное, понять, что будущее, в котором нечего делать без качества, уже наступило.

 

15

 

Список  использованной литературы

 
 
Нормативные акты: 
 
Федеральный закон № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции от 29.11.2010) 
 
Монографии 
 
1. Учебник Фатхутдинов Р.А. "Стратегический менеджмент" Издательство: Дело, 2008 г. Переплет, 448 стр. 
 
2. Учебник Майкл Портер "Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов". Твердый переплет (2007) 
 
3. Учебник Т.Г. Философова, В.А. Быков "Конкуренция и конкурентоспособность". Издательство: Юнити-Дана, 2007 
 
4. Учебник Савельева Н.А. "Управление конкурентоспособностью фирмы". Издательство: Феникс, 2009 
 
5. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия: учебник для вузов/ под ред. проф.В.Я. Горфинкеля. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                     16


Информация о работе Системообразующие факторы и составляющие элементы конкурентоспособности продукции и товара