Системообразующие факторы и составляющие элементы конкурентоспособности продукции и товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:19, реферат

Описание работы

Понятие "конкуренция" составляет основу рыночной экономики, как главная движущая сила эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующая в данной среде. Те, кто способны выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках являются наиболее успешными участниками такого соревнования. Удовлетворенность конкретного потребителя совокупностью предлагаемых ему свойств в товаре находит выражение в акте купли-продажи. Такое совпадение свойств, характеристик товара и требований потребителя, при котором соблюдаются интересы производителя и потребителя, означающее полное соответствие товара условиям рынка, называется его конкурентоспособностью.

Содержание работы

Введение
1.Понятие и сущность конкурентоспособности.
2. Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции и товара.
3. Пути повышения конкурентоспособности продукции и товара.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

СРС.docx

— 47.09 Кб (Скачать файл)

Министерство Образования и  Науки Кыргызской Республики

Кыргызский  Национальный Университет  им.Ж.Баласагына

                    Институт Управления и Бизнеса

                             

  На тему: Системообразующие  факторы и составляющие      элементы конкурентоспособности   продукции и товара.

                                                               Выполнил: Ильясов Т.

                                                               Группа:       ЭУП-1.10.

                                                         Проверила: Керимбекова Д.О. 

                                

                                     Бишкек-2013

                      

ПЛАН

Введение

1.Понятие и  сущность конкурентоспособности.

2. Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции и товара.

3. Пути повышения конкурентоспособности продукции и товара.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

 
 
Понятие "конкуренция" составляет основу рыночной экономики, как главная  движущая сила эволюции взаимоотношений  субъектов, функционирующая в данной среде. Те, кто способны выдерживать  конкурентную борьбу на отечественном  и внешнем рынках являются наиболее успешными участниками такого соревнования. Удовлетворенность конкретного потребителя совокупностью предлагаемых ему свойств в товаре находит выражение в акте купли-продажи. Такое совпадение свойств, характеристик товара и требований потребителя, при котором соблюдаются интересы производителя и потребителя, означающее полное соответствие товара условиям рынка, называется его конкурентоспособностью. 

Конкурентоспособность - универсальный  показатель, который может применяться  во многих сферах жизнедеятельности. Все  же по своей сути она остается понятием экономическим, и наиболее правильное ее применение именно к экономическим  объектам. 
 
Отношения, возникающие в сфере экономики, подразделяются на три уровня: 
 
· микроуровень (виды продукции, производства, предприятия); 
 
· мезоуровень (отрасли, корпоративные объединения предприятий и фирм); 
 
· макроуровень (народно-хозяйственные комплексы, страны, объединения стран). 
 
Конкурентные характеристики и факторы, их определяющие, подразделяются на микроуровневые (отражают качество и цены продукции); мезоуровневые (обеспечивают улучшение показателей эффективности использования имеющихся производственных ресурсов отраслей) и макроуровневые (отражают общее состояние хозяйственных систем, их сбалансированность, инвестиционный климат, налоговый режим, тарифно-таможенную политику и т.п.). 

Традиционным направлением анализа микро-конкурентоспособности  являются расчеты и исследования конкурентоспособности товаров, услуг, а также предприятий, их производящих. С помощью соответствующей оценки можно установить, какой из видов  продукции (услуг) предпочтительнее для  потребителей. 

 

 

                                                                                                                         3

 
1. Понятие и сущность конкурентоспособности

 
 
Конечная цель любой фирмы - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности  товаров и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению  с аналогами - продукцией и услугами других фирм. Поддержание конкурентоспособности  продукции на должном уровне осуществляется благодаря высокоорганизованной и  методически обеспеченной аналитической  и контрольной работы. 
 
Товары должны не только обладать набором технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и отвечать условиям их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж фирмы, реклама и т.д.). 
 
Каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности, наиболее соответствует общественным потребностям по сравнению с другими. Следовательно, степень удовлетворенности покупателя товаром тоже складывается из совокупности мнений единичных покупателей и формируется еще в преддверии появления его на рынке, на любом этапе жизненного цикла изделия до момента утилизации. В это время и происходит острая конкурентная борьба за потребителя. Конкурентоспособность зависит от степени удовлетворенности покупателя товаром. 
 
Конкурентоспособность товара определяется только той совокупностью свойств, которые представляют несомненный интерес для определенной группы покупателей, и обеспечивает удовлетворение данной потребности. Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен - на внешнем, и наоборот. 
 
Конкурентоспособность товара - комплекс потребительских стоимостных характеристик товара, определяющих его предпочтительность для потребителя по сравнению с аналогичными товарам: других отечественных и зарубежных предприятий. 

                                                                                                                            4

 
Некоторые компании индустриально  развитых стран (Япония, США, Франция, ФРГ) позволяют добиваться конкурентоспособности  товаров лишь на внутреннем рынке, будучи уверенными в возможности сбыта  своих товаров и на внешнем  рынке. 
 
Анализом конкурентоспособности товаров и услуг занимаются различные субъекты рынка - предприятия-изготовители, предприятия сферы услуг, потребительские организации. В конечном счете оценка конкурентоспособности является прерогативой потребителя. Из ряда аналогов он выбирает товар, который в наибольшей степени удовлетворит его потребности при минимальных затратах. 
 
При конкурентоспособности товаров и услуг принимаются во внимание условия поставки, наличие и эффективность обслуживания при продаже товара и последующем его использовании. В разрезе хозяйствующих субъектов могут оцениваться как отдельные категории видов деятельности (конкурентоспособность маркетинговой деятельности, менеджмента и т.д.), так и составные элементы хозяйственного процесса (конкурентоспособность технологии производства, оборудования и т.д.). 
 
Предприятие, производящее неконкурентоспособную продукцию, обречено на снижение выручки от реализации, рост дебиторской задолженности, приводящие к хронической неплатежеспособности предприятия, а, следовательно, к угрозе банкротства. Платежеспособность предприятия находится в прямой зависимости от спроса на выпускаемую продукцию, определяемого ее конкурентными преимуществами и соответствием цен данным преимуществам. 
 
На практике конкурентоспособность оценивают чаще всего с помощью товара-образца, который уже пользуется спросом на рынке и близок к общественным потребностям. Таким образом, образец выступает как воплощенные требования, которым должен удовлетворять товар, пользующийся спросом. Параметры, участвующие в оценке, определяются на основе результатов изучения рынка и требований покупателей. При этом должны использоваться критерии, которыми оперирует потребитель при выборе товара. Степень важности каждого критерия может определяться с помощью экспертных и социологических методов. 
 
Чтобы товар был приемлемым для покупателя, он должен обладать набором определенных характеристик. Существуют следующие основные параметры, характеризующие конкурентоспособность товара: 
 
К группе технических параметров, используемых при анализе конкурентоспособности, относятся: 

                                                                                                                             5

 
· параметры назначения, качества (также с точки зрения потребителя), которые определяют технические свойства изделия, область применения и функции, которые оно выполняет. По данным параметрам можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью применения данного изделия в конкретных условиях потребления. Параметры назначения подразделяются на классификационные, технической эффективности и конструктивные; 
 
· эргономические параметры, которые характеризуют изделия с точки зрения соответствия свойствам человеческого организма в процессе выполнения трудовых операций и взаимодействия с машиной включают в себя гигиенические, антропометрические, физиологические, психофизиологические, психологические. Показывают степень комфортности и удобства; 
 
· эстетические, служащие для моделирования внешнего восприятия изделия, отражающие именно такие его внешние свойства, которые являются для потребителя наиболее важными (цвет, мода, стиль); 
 
· нормативные, характеризующие свойства изделия, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством на рынке, где это изделие предполагается продавать. В случае несоответствия действующим стандартам и нормам оно не может быть использовано для удовлетворения существующей потребности и поэтому не обладает для покупателя потребительной стоимостью. 
 
· имидж товара, его известность, торговую марку и т.п. Параметры назначения связаны с областями применения продукции и функциями, которые она обязана выполнять. 
 
Экономические параметры создают цену потребления, куда входит цена продажи. К ним можно отнести: цену товара, затраты на транспортировку и хранение, монтаж и наладку, а также все текущие эксплуатационные затраты.

                                                                            

                                                                                                                   6

2.Факторы, определяющие конкурентоспособность  товаров, продуктов и услуг

 
 
При совершении покупок каждый потребитель  осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынке, и  приобретает то из них, которое в  наибольшей степени удовлетворяет  его потребность. Проводя сравнение  товаров, предназначенных для удовлетворения одной и той же потребности, покупатель учитывает их конкурентные потребительские  свойства, выясняет степень соответствия собственной потребности. При этом он стремится добиться оптимального соотношения между уровнем потребительских  свойств изделия и расходами  по его приобретению и использованию, т.е. получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат. По отношению  к конкретной потребности указанное  соотношение может быть достигнуто рядом различных товаров благодаря  наличию у них аналогичных  свойств. Поэтому все они будут  обладать способностью - удовлетворить  данную потребность и по отношению  к ней могут рассматриваться  как взаимозаменяемые. 
 
Для того чтобы объективно оценить уровень конкурентоспособности своего изделия, поставщик при анализе должен использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар. Только в таком случае можно ожидать, что оценка, данная изделию поставщиком, совпадет с мнением покупателя. 
 
Конкурентоспособность складывается из совокупности характеристик. Чтобы определить, насколько успешно способен товар удовлетворять требования конкретного рынка по сравнению с продукцией конкурентов, необходимо, в первую очередь, выделить критерии конкурентоспособности (наиболее существенные качественные и количественные параметры продукции, представляющие интерес для покупателя и гарантирующие удовлетворение данной потребности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                        7

 
 
К основным факторам, определяющим конкурентоспособность  товаров и услуг относятся: 
 
Качество товаров и услуг. 
 
Качество - главный фактор, определяющий конкурентоспособность. 
 
Качество - это совокупность характеристик товара, что касаются его способности удовлетворять установленные и предусмотренные потребности. В понятие качества входят долговечность, надежность, точность, простота эксплуатации, ремонт и прочие ценные свойства, отсутствие дефектов или брака. 
 
Качество товара можно охарактеризовать с точки зрения его свойств и параметров качества. 
 
Параметр товара - количественно или качественно характеризует будь какое его свойство, в том числе и такие, за которыми определяется качество товара. 
 
Свойства товара обусловливают удовлетворение потребностей в соответствии с его назначением. Свойства подразделяются на простые и сложные. 
 
Простые свойства - это стойкость к сносу прочность. 
 
К сложным свойствам относится надежность товаров, которая включает в себя безотказность в работе, долговечность. 
 
Качество товара зависит от потребности общества, и если потребность в каком-то виде товара исчезла, то и качество этого товара сводится к нулю. Более жесткое требование - соответствие стандартам. Успех товару на рынке обеспечен, если он сможет способствовать удовлетворению скрытых (подсознательных) потребностей - духовных, статусных, психологических, возрастных. 
 
Непосредственно к качеству у потребителей повышенный интерес. 
 
Высокое качество - это самое надежное средство выхода на рынок. С точки зрения маркетинга, качество включает показатели своевременного обновления продукции, выпуска ее в ассортименте, в наиболее полной степени удовлетворяющем запросы, вкусы и требования потребителей. 
 

 

                           8 

Цена товаров и услуг. 
 
Ценообразование - один из важнейших вопросов, стоящих перед предпринимателем. Именно цена отражает состояние дел на рынке определённой продукции и уровень рентабельности предприятия. 
 
Цена - денежное выражение стоимости товара, экономическая категория, служащая для косвенного изменения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени. 
 
Существуют факторы, которые способствуют снижение цен: рост производства, технический прогресс, снижение издержек производства и обращения, рост производительности труда, конкуренция, снижение налогов, расширение прямых связей. Другие вызывают рост цен: спад производства, нестабильность экономической ситуации, монополия предприятия, ажиотажный спрос, увеличение массы денег в обращении, рост налогов, рост зарплаты, увеличение прибыли предприятия, улучшение качества товара, соответствие моде, рост цен рабочей силы, низкая эффективность использования капитала, известность фирмы; 
 
· Уровень квалификации персонала и менеджмента. 
 
Высокий уровень базового образования позволяет специалистам предприятий быстро обучаться, осваивать новые профессии и обретать навыки, необходимые для работы в условиях рынка. Следовательно, наличие квалифицированного персонала - существенное преимущество, способствующее обеспечению конкурентоспособности российских предприятий. 
 
Уровень квалификации менеджмента - важную роль в обеспечении конкурентоспособности. Первый путь решения этой проблемы - повышение квалификации существующих управляющих, и второй - замена управляющих новыми, более квалифицированными. 
 
· Технологический уровень производства в значительной степени влияет на качество выпускаемой продукции и ее конкурентоспособность, поэтому предприятие осуществляет плановые инвестиции в модернизацию и расширение производственных фондов. Именно уровнем развития технологии на предприятии определяется способность производить продукцию высокого качества и с низкими затратами 
 
· Насыщенность рынка, спрос и предложение. Соотношение спроса и предложения, и это один из ключевых вопросов эффективной работы фирмы и конкурентоспособности ее продукции на том или ином рынке.  
 

Информация о работе Системообразующие факторы и составляющие элементы конкурентоспособности продукции и товара