Система управления качеством на Путевой машинной станции №172

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является совершенствование системы управления качеством на ПМС-172.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
– рассмотреть теоретические и методологические основы управления качеством;
– провести анализ системы управления качеством на ПМС-172;
– разработать мероприятия по совершенствованию системы управления качеством ПМС-172.

Содержание работы

Введение 3
1. Управление качеством на железнодорожном транспорте 5
1.1 Роль системы управления качеством в деятельности ОАО «РЖД» 5
1.2 Принципы управления качеством в функциональной стратегии 6
1.3 Целевое состояние системы управления качеством…………........ 13
2. Анализ системы управления качеством на ПМС-172 18
2.1 Общая характеристика ПМС-172 18
2.2 Проблема функционирования ПМС-172 22
2.3 Существующая система управления качеством на ПМС-172…….26
3. Предложения по совершенствованию системы управления качеством 29
Заключение 37
Список используемой литературы 38

Файлы: 1 файл

к.р..doc

— 983.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по учебной дисциплине «Управление качеством»

 

 

Тема: «Система управления качеством на Путевой машинной станции №172»

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Управление качеством на железнодорожном транспорте 5

1.1 Роль системы управления качеством в деятельности ОАО «РЖД» 5

1.2 Принципы управления качеством в функциональной стратегии 6

1.3 Целевое состояние системы управления качеством…………........  13

2. Анализ системы  управления качеством на ПМС-172 18

2.1 Общая характеристика ПМС-172 18

2.2 Проблема функционирования ПМС-172 22

2.3 Существующая система управления качеством на ПМС-172…….26

3. Предложения по совершенствованию системы управления качеством 29

Заключение 37

Список используемой литературы 38

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях рыночной экономики в России большое  внимание уделяется проблемам качества. Серьезная конкурентная борьба обусловила разработку программ повышения качества. В научных исследованиях и  в практике возникла необходимость  выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам. Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия.

Целью данной работы является совершенствование системы управления качеством на ПМС-172.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

  • рассмотреть теоретические и методологические основы управления качеством;
  • провести анализ системы управления качеством на ПМС-172;
  • разработать мероприятия по совершенствованию системы управления качеством ПМС-172.

Объект исследования – ПМС-172 ЮДРП.

Предметом исследования в настоящей работе является система управления качеством и процесс управления качеством предприятия, ориентированный на повышение конкурентоспособности предприятия.

Эмпирической базой исследования являются аналитические данные, опубликованные в научной литературе и периодической печати, экспертные разработки и оценки российских и зарубежных ученых-экономистов, а также данные конкретного предприятия.

Структура работы обусловлена  ее целью и задачами, которые решались в процессе проведения исследования. Она состоит их введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.

 

1. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

 

1.1 Роль системы управления качеством в деятельности ОАО «РЖД»

 

Одним из важнейших факторов, обеспечивающих достижение стратегических целей ОАО «РЖД», является корпоративная система управления качеством. Построение такой системы основано на системном подходе и методологии управления качеством для совершенствования всех бизнес-процессов и технологических процессов компании. В ходе внедрения системы менеджмента качества необходимым условием является реализация

основополагающих принципов  менеджмента качества, определенных стандартами ГОСТР ИСО 9001:2008, без использования которых ни предприятия,  ни отрасли промышленности,  в том числе железнодорожный транспорт, добиться успеха и быть конкурентоспособными не смогут.

В настоящее время  корпоративная система управления качеством ОАО «РЖД» является одним из важнейших факторов, обеспечивающим достижение стратегических целей компании за счет совершенствования всех бизнес-процессов и технологических процессов  (основных и вспомогательных).

Программа внедрения  системы менеджмента качества в ОАО  «РЖД» –  это процесс постоянного улучшения деятельности компании для достижения нового качества компании, которое будет складываться из нового качества персонала, умеющего работать по международным стандартам качества, качественно новым технологическим процессам, качественно нового оборудования, подвижного состава,  качественным материалам и запасным частям,  качественно новым подходам к маркетингу и сервису при предоставлении услуг по грузовой и пассажирской перевозке [1].

Стратегическая программа  до 2010  г. и основные направления развития открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на период до 2015  г.  определяют основные стратегические цели,  принципы и инструменты достижения эффективности работы в долгосрочной перспективе, среди которых внедрение корпоративной системы менеджмента качества и повышение конкурентоспособности Компании на мировом транспортном рынке [2]. Данная задача может быть решена путем системного подхода к организации и совершенствованию всех функциональных направлений деятельности ОАО «РЖД» в соответствии с международными стандартами на системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001:2008 [3], а также в рамках региональной политики управления качеством для повышения конкурентоспособности.

В соответствии с требованиями новой версии стандарта ГОСТР ИСО 9001:2008 «Система менеджмента качества. Требования» организация должна выполнить пять элементарных требований:  разработать, задокументировать,  внедрить,  поддерживать в рабочем состоянии и постоянно улучшать результативность системы менеджмента качества  (СМК) [3].  Если какие-то «элементарные» требования не учитываются по разным причинам (их более 500), то СМК организации не будет полностью соответствовать требованиям данного стандарта. В основе системы менеджмента качества лежат следующие главные взаимосвязанные между собой общие для всех сфер производственной деятельности принципы.

 

1.2 Принципы управления качеством в функциональной стратегии

 

Эффективные системы  качества, отвечающие требованиям рынка, сегодня интегрируются в понятии TQM, которое в разных научных школах и отдельных конкретных случаях имеет различные оттенки, использует различные методы и подходы. Ключевая характеристика концепции – комплексный подход к качеству и использование инструментария управления качеством во всех функциональных направлениях деятельности. Данная концепция предусматривает ответственность за качество продукции, участие всех структурных подразделений организации в работе по его повышению, внедрение методов производства и управления, направленных на «встраивание» качества в продукцию.

На основе концепции TQM в ОАО «РЖД» должна быть создана корпоративная интегрированная система управления качеством, в основу которой легли одиннадцать принципов управления качеством. Восемь из них были взяты из стандартов ИСО серии 9000 с небольшими поправками, а три других – добавлены в функциональную стратегию руководством ОАО «РЖД». Все принципы будут перечислены в последовательности, утверждённой настоящей стратегией с некоторыми комментариями.

Принцип «ориентация  на потребителя» обеспечивается выполнением требований потребителей и стремлением превзойти их ожидания для повышения их удовлетворенности. Соблюдение данного принципа означает наличие обратной связи с потребителями, сбор и анализ информации, поступающей от потребителей, и принятие необходимых мер в процессе мониторинга информации. В системе управления качеством на железнодорожном транспорте существует две группы потребителей:

– внешние (основные) –  грузоотправители, грузополучатели, пассажиры поездов дальнего и пригородного сообщения и другие потребители качества услуг (продукции) компании (например, для всех пассажиров железнодорожного транспорта одним из критериев удовлетворенности является выполнение расписания движения, при этом за своевременную доставку пассажиров железные дороги несут материальную ответственность); 

–  внутренние –  линейные предприятия,  связанные технологическими

процессами,  которые  обеспечивают эффективность внутренних процессов и

требуемое качество перевозок  и других услуг  (например,  дистанции пути, выполняющие текущее содержание устройств железнодорожного пути, имеют определенный круг потребителей своей работы, в том числе смежников, с их нуждами и требованиями).

Таким образом,  данный принцип определяет не только удовлетворенность потребителей как внешних, так и внутренних, но и  экономические интересы потребителей работы и смежников транспортных предприятий, собственные хозрасчетные интересы коллективов железных дорог.

В то же время, если рассматривать  железнодорожный транспорт как отрасль сервисной экономики, то ориентация на потребителя предполагает ясное понимание и эффективный учет всех его ценностей и предпочтений, умения персонала предприятия при создании материальной продукции и оказании услуг предвосхищать даже спонтанные запросы клиентуры, что должно быть увязано с реализацией целей данного предприятия [5].

Принцип «лидерство руководителя» заключается в обеспечении руководителем единства целей и направлении деятельности предприятия, создании и поддержке внутренней среды, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации, а также постоянному улучшению результативности СМК.

Как свидетельствует  мировой опыт внедрения систем качества, инициатива изменений происходит, как правило, от среднего звена управления. Поэтому главные заинтересованные лица – это, прежде всего, руководители (начальник дороги)  и работники служб дорог  (лидеры кайзен-команд служб), главный метролог дорожных центров диагностики  (лидер команды соответствия),  руководители отделений и дистанций  (лидеры кайдзен-команды предприятий).

В настоящее время  в ОАО  «РЖД»  существует программа  подготовки

персонала компании  «Лидерство как система.  Школа лидерства»  в рамках

реализации функциональной стратегии управления качеством,  т.  к.  лидеры

обеспечивают реализацию всех других принципов, планируя, организуя, контролируя их результативность и эффективность [6].

Принцип «процессный  подход» означает,  что ресурсы и деятельность или совокупность видов деятельности и управляемая с целью преобразования

входов в выходы нужно  рассматривать как процесс. Кроме  того, применение  в организации системы процессов, наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов для обеспечения запланированных результатов могут считаться «процессным подходом». Необходимо отметить, что процессный подход был включен в модель премии М. Болдриджа, а затем в модель Европейской премии качества и в модель премии Российской Федерации. Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках системы процессов, а также при их комбинации и взаимодействии.

Перечень процессов  СМК транспортной организации представляет собой группы взаимосвязанных видов деятельности с учетом специфических условий и менеджмента, а результатом является транспортная продукция (услуга), соответствующая требованиям потребителя. Для этого необходимо определить производственные и обслуживающие процессы,  от которых зависит качество продукции, и провести анализ оптимальности условий их выполнения. На железнодорожном транспорте наиболее трудными для идентификации являются производственные неосновные  (вспомогательные и обслуживающие) процессы, управленческие, а также процессы продажи транспортных и иных услуг.

К этим условиям относятся:

– требования к качеству результата, «выходу» процесса;

– требования к качеству процесса (например, производительность, энергоемкость и т. д.);

– требования к качеству и количеству ресурсов, используемых для выполнения процесса  (на  «входе») – сырье,  энергия,  материалы,  комплектующие, технологическое оборудование, средства измерений, средства работы с информацией, помещения;

– измеряемые параметры  процесса для контроля и оценки его результативности;

– необходимость,  достаточность и результаты контроля параметров

процесса и показателей  качества на «входе» и «выходе»;

– оптимальность состава  рабочих операций, образующих процесс;

 – распределение полномочий и ответственности персонала;

– наличие лица, ответственного за процесс («хозяин» процесса);

– требования к персоналу, выполняющему процесс (квалификация, опыт, здоровье и т. д.);

– необходимость и  достаточность учета расходуемых ресурсов и показателей качества;

– необходимость и  достаточность документации, используемой при выполнении процесса и позволяющей хранить, использовать и воспроизводить процесс и его результаты;

– стоимость процесса.

Таким образом,  для  осуществления процесса необходимо его организовать (построить в пространстве и во времени), обеспечить ресурсами, определить исполнителя и документировать (составить технологию, рабочие и контрольные инструкции).  В целях обеспечения соответствия  (сопряженности) входов и выходов процессов,  их идентификации необходимо организовать управление, обеспечивающее взаимодействие между процессами с помощью установленных процедур.

Понятия «процесс» и  «процедура» отличаются следующим: процесс преобразовывает входы в выход, изменяя их состояние, а процедура – это установленный способ осуществления процессов. Следовательно, процесс – средство, с помощью которого достигаются цели политики и стратегии в области качества, а процедура – средство понимания и осуществления процессов.

Информация о работе Система управления качеством на Путевой машинной станции №172