Роль качества продукции в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 16:53, контрольная работа

Описание работы

Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества. Возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам.

Содержание работы

Вступление………………………………………………………….......... 3
1 Роль качества продукции в рыночной экономике………………........... 4
Заключение……………………………………………………………….. 12
Список используемой литературы ……………………………………... 13

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 34.32 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем нельзя рассматривать качество изолированно с позиций производителя и  потребителя. Без обеспечения технико-эксплуатационных, эксплуатационных и других параметров качества, записанных в технических  условиях (ТУ), не может быть осуществлена сертификация продукции. Разнообразные  физические свойства, важные для оценки качества, сконцентрированы в потребительной стоимости. Важными свойствами для  оценки качества являются:

- технический уровень,  который отражает материализацию в продукции научно-технических достижений;

- эстетический уровень, который характеризуется комплексом свойств, связанных с эстетическими ощущениями и взглядами;

- эксплуатационный уровень, связанный с технической стороной использования продукции (уход за изделием, ремонт и т.п.);

- техническое качество, предполагающее гармоничную увязку ожидаемых и фактических потребительных свойств в эксплуатации изделия (функциональная точность, надежность, срок службы).

Преобладающая часть современного мирового производства представлена производством  товаров. Поэтому то или иное изготавливаемое  изделие воплощает в себе как  потребительную стоимость, так и  стоимость.

Следовательно, качество является комплексным понятием, отражающим эффективность  всех сторон деятельности фирмы.

По мере развития экономических  реформ в России все большее внимание уделяется качеству. В настоящее  время одной из серьезных проблем  для российских предприятий является создание системы качества, позволяющей  обеспечить производство конкурентоспособной  продукции. Система качества важна  при проведении переговоров с  зарубежными заказчиками, считающими обязательным условием наличие у  производителя системы качества и сертификата на эту систему, выданного авторитетным сертифицирующим  органом. Система качества должна учитывать  особенности предприятия, обеспечивать минимизацию затрат на разработку продукции  и ее внедрение. Потребитель желает иметь уверенность, что качество поставляемой продукции будет стабильным и устойчивым.

В теории и практике управления качеством выделены две проблемы: качество продукции и менеджмент качества.

Обеспечение качества требует  немалых затрат. До недавнего времени  основная доля в затратах на качество приходилась на физический труд. Но сегодня высока доля интеллектуального  труда. Проблема качества не может быть решена без участия ученых, инженеров, менеджеров. Должно быть гармоничное  сочетание всех составляющих профессионального  влияния на качество.

Значение качества продукции  состоит в том, что только качественная продукция открывает экспортную дорогу на платежеспособные западные рынки. Большую роль в обеспечении  качества продукции российских производителей и ее успешной конкуренции на мировых рынках призваны сыграть специальные конкурсы.

Различного рода конкурсы с присуждением их победителям почетных наград широко используются в мировой  практике.

В России функционирует Совет  по присуждению премий Правительства  в области качества продукции. В  декабре 1996 г. был объявлен конкурс, имевший целью привлечь внимание субъектов российской экономики к качеству продукции. В конкурсе участвовали 68 предприятий, руководители которых первыми оценили значение конкурса. Характерно, что 1% общего числа соискателей премий представляли малый бизнес, который дает России 14% валового внутреннего продукта.

Учрежденный приз за качество состоит из диплома, благодарности  правительства и права изобразить символ качества на продукции. Победители в конкурсе на лучшее качество продукции  благодаря этому могут повысить эффективность рекламы.

Основная цель конкурса —  помочь российским предприятиям и организациям повысить конкурентоспособность отечественной  промышленности на мировом рынке.

Являясь важным инструментом в борьбе за рынки сбыта, качество обеспечивает конкурентоспособность  товара. При этом конкурентоспособность  определяется совокупностью качественных и стоимостных особенностей товара, которые могут удовлетворять  потребности потребителя, а также  расходами на приобретение и потребление  соответствующего товара. Следует учитывать, что среди продукции аналогичного назначения большей конкурентоспособностью обладает та, которая обеспечивает наивысший полезный эффект по отношению  к суммарным затратам потребителя. Безусловно, повышение качества сопряжено  с затратами, однако они окупятся благодаря полученной прибыли. Занятие  лидирующего положения на рынке  невозможно без разработки и освоения новых товаров (модифицированных, улучшенных).

Значение повышения качества достаточно многообразно. Решение этой проблемы на микроуровне важно и  для экономики в целом, так  как позволит установить новые и  прогрессивные пропорции между  отраслями и внутри отраслей, например между металлургической промышленностью  и машиностроением. Эти пропорции  могут быть достигнуты путем совершенствования  технологии производства машиностроительной продукции и повышения ее экономичности. Повышение же качества продукции  машиностроения имеет значение для  автоматизации производственных процессов  в других отраслях.

Достаточно высокая надежность приобретенного потребителем оборудования обеспечит ритмичность производственного  процесса, что важно для предотвращения аварийных и внеплановых выходов  оборудования из строя, возникновения  «узких» мест.

Если не уделять серьезного внимания качеству, потребуются значительные средства на исправление дефектов. Гораздо большего эффекта можно  достичь разработкой долгосрочных программ по предотвращению дефектов. До недавнего времени считалось, что качеством должны заниматься специальные подразделения. Переход  к рыночной экономике обусловливает  необходимость изучения опыта ведущих  компаний мира в достижении высокого качества, считающих, что на достижение качества должны быть направлены усилия всех служб. Ключевую роль в повышении качества играют оценки и требования потребителей, информация о неисправностях, просчетах и ошибках. Исследования, проведенные в ряде стран, показали, что в компаниях, мало уделяющих внимания качеству, до 60% времени может уходить на исправление брака.

Значение повышения качества хорошо иллюстрируется на примере Японии. После Второй мировой войны японские промышленники занимались активно  поисками путей повышения эффективности  производства и качества продукции. Группы японских управляющих изучали  опыт по всему миру. Они встречались  с руководителями ведущих промышленных фирм США и Европы. Все рациональное переносилось на национальную почву. Внимание японских управляющих привлекли  такие понятия, как статистический контроль качества и комплексное  управление качеством. Изучая опыт различных  стран, японские управляющие обратили внимание на то, что преуспевающие  фирмы предъявляют высокие требования к своим работникам и качеству продукции.

В итоге проведенных исследований и выполненных разработок появились  так называемые японские стандарты качества. В Японии возникло новое понятие «культура качества». Культура качества — комплексное понятие, включающее качество сервисного обслуживания, качество отчетной документации, качество выполнения производственных операций и др. Япония стала родоначальником новой методологии деятельности предприятия, перешла к тотальному (всеобщему) контролю качества. Новая система выходит за рамки микроуровня и включает контроль рынка сбыта продукции, анализ рыночной конъюнктуры, послепродажное обслуживание. При этом традиционное управление качеством не устраняется, а совершенствуется. Значение тотального контроля качества состоит в том, что он усиливает воздействие запросов потребителей на качество продукции. Кроме того, тотальное качество входит в число критериев оценки работы менеджеров. Менеджеры компаний относятся к повышению качества не как к одному из рядовых моментов управления, а отдают ему приоритетное значение. Таким образом потребителей интересуют надежность, удобство в эксплуатации, долговечность, эстетические свойства продукции.

В 2000 году в рамках Программы  «100 лучших товаров России было проведено  исследование 860 лучших промышленных предприятий. В анкете был поставлен вопрос о том какие формы и методы обеспечения качества использует данное предприятие и организация. Итог опроса:

а) предприятия-дипломанты правительственной  премии в области качества - 2,5%;

б) система качества, сертифицированная  по ИСО 9000 - 3,1%

в) действует КС УКП - 9,3%;

г) идёт подготовка к сертификации системы качества - 12,6%;

д) аттестован техпроцесс - 6,6%;

е) усиленный контроль ОТК  – 30,4%;

ж) осуществляется самоконтроль - 15,2%;

з) проводятся приёмочные испытания - 16,9%;

и) имеется сертификат на производство данного вида товаров - 3,4%.

Опрос показывает, что около 10% предприятий еще не пользуется системно-комплексным подходом к  управлению качеством, к восприятию новейших разработок уверенно могут  приступи лишь около 6% предприятий.

Необходимые свойства, которые  должна иметь система качества:

1) равновесие - когда все  её элементы функционируют в  пределах заданных параметров;

2) устойчивость - способность  противостоять воздействию внешних  и внутренних факторов.

 

 

Заключение

 

Обеспечение качества требует немалых  затрат. До недавнего времени основная доля в затратах на качество приходилась  на физический труд. Но сегодня высока доля интеллектуального труда. Проблема качества не может быть решена без  участия ученых, инженеров, менеджеров. Должно быть гармоничное сочетание  всех составляющих профессионального  влияния на качество.

Значение качества продукции  состоит в том, что только качественная продукция открывает экспортную дорогу на платежеспособные западные рынки. Большую роль в обеспечении  качества продукции российских производителей и ее успешной конкуренции на мировых  рынках призваны сыграть специальные  конкурсы.

Эффект от повышения качества продукции

Для изготовителей продукции:

  • Лучше используются ресурсы
  • Сокращаются потери от брака и рекламаций
  • Увеличиваются доходы от реализации продукции повышенного качества
  • Увеличиваются фонды экономического стимулирования за счет роста прибыли
  • Моральное удовлетворение коллектива предприятия.

Для потребителей продукции:

  • Спрос удовлетворяется меньшим количеством изделий повышенного качества
  • Расширяется и обновляется ассортимент изделий
  • Сокращаются затраты в процессе эксплуатации продукции
  • Создаются более благоприятные условия труда в сфере потребления
  • Более полно удовлетворяются потребности населения
  • Для государства:
  • Расширяются экспортные возможности и валютные потребления
  • Увеличивается народно-хозяйственный эффект на единицу затрат
  • Ускоряется НТП в промышленности

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

    1. Ю.И. Ребрин Управление качеством Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.
    2. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. - М: ИНФРА-М, 2001. - 212 с. 
    3. Мишин В.М Управление качеством.  2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2005. — 463 с.. 
    4. Минько Э.В., Минько А.Э., Смирнов В.П. Качество и конкурентоспособность продукции и процессов: Учебное пособие. - СПб.: ГУАП, 2005. - 240 с.  
    5. Менеджмент качества: Учебное пособие. - Новосибирск: НГТУ, 2001. - 26 с 
    6. Харламова Т.Н., Герасимов Б.И., Злобина Н.В. Управление затратами на качество продукции: отечественный и зарубежный опыт: Монография. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2006. - 108 с.

 


Информация о работе Роль качества продукции в рыночной экономике