Роль качества продукции в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 03:52, реферат

Описание работы

Проблема повышения качества продукции актуальна для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность. Проблема качества зародилась и проявилась с развитием общественного производства. На первых порах промышленной революции предметы труда создавались отдельными лицами или небольшими группами людей, которые знали запросы немногочисленных потребителей. С развитием промышленного производства и разделения труда перечень работ возрос настолько, что рабочий потерял из виду конечный продукт труда. В результате резко возросла проблема качества.
Можно отметить следующие аспекты качества.

Файлы: 1 файл

Upr_kach_.doc

— 514.50 Кб (Скачать файл)

Принципы стандартизации:

  1. Комплексность стандартизации;
  2. Опережающее развитие стандартизации;
  3. Классификация.

Принцип комплексности стандартизации заключается в систематизации и оптимальной увязке комплекса факторов, обеспечивающих требуемый уровень качества продукции в процессе установления и применения нормативной документации;

Принцип опережающего развития стандартизации – это развитие стандартизации с учетом изменения во времени показателей качества объектов стандартизации. Опережающая стандартизация заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время.

Принцип классификации заключается в выделении у объекта стандартизации классификационных признаков и их ранжирования по значимости для определения объекта. Примером может служить отраслевой классификатор продукции (ОКП).

 

Основные методы стандартизации

Различают следующие методы стандартизации:

Пассивный. Производится стандартизация освоенной продукции на основе достигнутого уровня качества;

Симплификация (метод ограничений): сокращение многообразия продукции до некоторого обоснованного с точки зрения удовлетворения потребностей минимума без технических изменений в продукции;

Унификация – рациональное сокращение числа разновидностей (марок, типов, видов) продукции одинакового функционального назначения для взаимозаменяемости видов продукции в потреблении;

Типизация – разработка и установление типовых конструктивных или технологических решений, которые содержат общие характеристики;

Агрегирование – компоновка разнообразной номенклатуры путем применения ограниченного числа стандартизированных машин, агрегатов, технических средств и др., обладающих функциональной и геометрической взаимозаменяемостью.

Различают национальную, региональную и международную стандартизацию.

Национальная стандартизация – стандартизация, которая проводится на уровне одной страны.

Региональная стандартизация – стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов стран только одного географического, политического или экономического района мира.

Международная стандартизация – это стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран.

 

Основные категории стандартов в РФ.

Российская Федерация  имеет свою национальную систему  стандартизации, включающую следующие  виды стандартов:

  1. Государственные стандарты РФ, обозначаются «ГОСТ Р». К ним относятся собственные стандарты РФ, разработанные в нашей стране российскими специалистами;
  2. Стандарты стран Содружества независимых государств, обозначаются «ГОСТ», включающие государственные стандарты, разработанные в период существования СССР и признанные необходимыми для применения странами Содружества независимых государств;
  3. Международные стандарты. К ним относятся применяемые в установленном порядке международные стандарты, правила, нормы и рекомендации;
  4. Стандарты отраслей, применяемые в рамках одной или нескольких отраслей экономики РФ;
  5. Стандарты предприятий. Такие стандарты разрабатываются и утверждаются внутри предприятий, организаций. Как правило, они распространяются на продукцию, процессы, методы, системы и т.п. применительно к конкретным предприятиям.
  6. Стандарты общественных организаций. Такие стандарты разрабатываются внутри общественных организаций и распространяются на методы взаимодействия, функционирования и т.д.

Применительно к объектам стандартизации и особенностям использования  можно назвать следующие виды стандартов: стандарт на продукцию, на техпроцесс, правила приемки, организацию входного контроля и т.д.

 

Правовая основа управления качеством.

Правовую основу управления качеством составляют Государственные  стандарты, Постановления Правительства  РФ и Законы РФ.

ГОСТ  Р 1.0-92. «Государственная система стандартизации РФ. Основные положения»;

ГОСТ  Р 1.2-92. «Государственная система стандартизации РФ. Порядок разработки государственных стандартов»;

ГОСТ  Р 1.3-92 «Государственная система стандартизации РФ. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий»;

ГОСТ  Р 1.4-92 «Государственная система стандартизации РФ. Стандарты предприятия. Общие положения»;

ГОСТ  Р 1.5-9 2 «Государственная система стандартизации РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов».

Постановление Правительства РФ: «О политике государства в области стандартизации и качества»;

Закон РФ «О стандартизации»;

Пример: Статья 13. «…За нарушение предписаний государственных инспекторов о запрете или о приостановке реализации продукции субъекты хозяйственной деятельности уплачивают штраф в размере стоимости реализованной продукции…»

Закон РФ «О защите прав потребителей»;

Пример: Статья 23. «Право потребителя на обмен товара ненадлежащего качества».

ГК  РФ;

Пример: Статья 15. п. 1. Возмещение убытков. «Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере»

Кодекс  об административных правонарушениях;

Пример: Статья 14.4 «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковки влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 15 МРОТ; на должностных лиц – от 20 до 30 МРОТ; на юридических лиц – от 200 до 300 МРОТ.

Кодекс  законов о труде;

Пример: Статья 156. Оплата труда при изготовлении продукции, оказавшейся браком. «Брак не по вине работника оплачивается наравне с годными изделиями. Полный брак по вине работника оплате не подлежит».

  • Уголовный кодекс.

Пример: Статья 266. «Недоброкачественный ремонт транспортных средств… повлекший по неосторожности смерть человека наказывается лишением свободы на срок до пяти лет».

 

Международная стандартизация

Товаропроизводители, стремясь к обеспечению высокой конкурентоспособности продукции, используют в своей деятельности стандарты международных организаций, что способствует повышению качества продукции.

Международная стандартизация:

  1. Обеспечивает взаимозаменяемость элементов сложной продукции;
  2. Сближает уровень качества товаров, производимых в разных странах;
  3. Содействует международной торговле.
  4. Содействует обмену научно-технической информации;
  5. Ускоряет научно-технический прогресс;

В области международной  стандартизации наиболее представительной является Международная организация по стандартизации (ИСО). Она была создана решением комитета по координации стандартов ООН в 1946 г., официальную деятельность начала в феврале 1947 г., после ратификации ее создания 33 странами. ИСО является неправительственной организацией и пользуется консультативным статусом ООН. Основная цель, декларированная Уставом ИСО, определена как «содействие стандартизации в мировом масштабе».

Международный опыт управления качеством обобщен в пакете международных стандартов ISO 9000 (ИСО 9000).

Основные  стандарты:

ИСО 9001 –разработка, поставка и обслуживание.

ИСО 9002 – производство.

ИСО 9003 – контроль и  испытание продукции.

 

Стандарты ИСО 9000 и TQM

Семейство стандартов ИСО 9000 работает во всем мире во многих отраслях. Они содержат минимальные требования, которым должна соответствовать организация работ по обеспечению гарантии качества независимо от того, какую именно продукцию выпускает предприятие или какие услуги оно оказывает.

Основное отличие стандартов ИСО 9004 от концепции TQM состоит в том, что стандарты ИСО направлены на снижение вероятности сделать что-либо неверно, в то время как TQM является вершиной современных методов управления качеством и ориентирована на дальнейшее повышение качества продукции, когда уже достигнут некоторый уровень качества. 

              

Тема 8. Роль сертификации в управлении качеством.

 

Сущность и  основные понятия сертификации

Сертификация  – представляет собой деятельность по документальному подтверждению соответствия продукции, услуги, процесса или системы установленным стандартам.

Цели  сертификации:

  1. Защита человека и окружающей среды от потенциально опасной продукции;
  2. Содействие потребителям в приобретении качественных товаров и услуг;
  3. Создание условий для деятельности хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций) на национальном и международном рынках.
  4. Различают несколько видов сертификации:
  5. Обязательная сертификация является средством государственного контроля над безопасностью продукции. В России обязательной сертификации подлежат товары и услуги, предназначенные для личного потребления, средства производства, оружие, транспортные средства и т.д.
  6. Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических лиц и граждан на основе договора между ними и органом по сертификации. За рубежом не существует деления сертификации на обязательную и добровольную.
  7. Самосертификация (заявление изготовителя или поставщика) заключается в том, что изготовитель или поставщик сам выполняет все необходимые действия и заявляет об этом специальным документом или маркировкой продукции (сопроводительного документа) знаком сертификации.
  8. Сертификация третьей стороной производится системой органов, формально не относящихся ни к изготовителю, ни к потребителю продукции и включающей официальные центры (лаборатории) по испытаниям, инспектирующие органы и национальные организации по стандартизации. Сертификация третьей стороной называется системой сертификации.

В настоящее время  в РФ действуют 17 систем обязательной сертификации и более 100 систем добровольной.

Объекты сертификации:

  • Продукция потребительского и производственно-технического назначения;
  • Работы и услуги;
  • Системы качества.

Сертификат  соответствия – документ, подтверждающий соответствие объекта сертификации всем минимальным требованиям, установленным национальным законодательством. Этот документ практически означает допуск товара на рынок.

 

Правовая основа сертификации.

Фактически сертификация в РФ началась в 1992 г. – с принятия  законов:

    • «О сертификации продукции и услуг»;
    • «О стандартизации»;
    • «О защите прав потребителей»;
    • «Об обеспечении единства измерений».

С этого же года вводится обязательная сертификация импортируемых  и экспортируемых товаров и услуг  по требованиям безопасности.

1993 г. введение Госстандартом  ежегодного перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации. В этот перечень в первую очередь включаются товары и услуги, на которые в государственных стандартах установлены требования по обеспечению:

    • безопасности жизни и здоровью потребителей;
    • безопасности имущества потребителей;
    • охраны окружающей среды.
    • Особенности закона «О защите прав потребителей»
    • Закон основан на приоритете прав потребителей;
    • Законом запрещено министерствам и ведомствам принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей;
    • Закон действует одинаково на всей территории России;
    • Уточнены основные понятия, связанные с защитой прав потребителей. 

 

Порядок проведения сертификации товаров и услуг

В системе ГОСТ Р предусмотрен следующий порядок сертификации товаров и услуг:

  1. подача заявки на сертификацию в орган по сертификации.
  2. Решение по заявке
  3. Отбор образцов и их испытания
  4. Аттестация производства
  5. Решение о выдаче сертификата
  6. Оформление, регистрация, выдача сертификата и лицензии на использование знака соответствия
  7. Маркировка продукции (упаковки) знаком соответствия
  8. Инспекционный контроль продукции и производства.

Информация о работе Роль качества продукции в рыночной экономике