Роль качества продукции в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 03:52, реферат

Описание работы

Проблема повышения качества продукции актуальна для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность. Проблема качества зародилась и проявилась с развитием общественного производства. На первых порах промышленной революции предметы труда создавались отдельными лицами или небольшими группами людей, которые знали запросы немногочисленных потребителей. С развитием промышленного производства и разделения труда перечень работ возрос настолько, что рабочий потерял из виду конечный продукт труда. В результате резко возросла проблема качества.
Можно отметить следующие аспекты качества.

Файлы: 1 файл

Upr_kach_.doc

— 514.50 Кб (Скачать файл)

Предупредительные границы  Рв и Рн устанавливаются таким  образом, чтобы выход тех или  иных значений за предел этих границ под  влиянием погрешностей, нарушающих нормальный ход процесса, еще не означал появления  брака, а лишь сигнализировал о возможности его возникновения, если эти погрешности не будут немедленно устранены.

Технологический процесс  протекает удовлетворительно, если средние арифметические значения х  выборок не выходят за границы  регулирования Рв и Рн, а размахи R не выходят за свою границу Тв.R. В этом случае вся партия, произведенная между текущей выборкой и предыдущей выборкой, считается годной и убирается с рабочего места. Если же в выборке обнаружен брак или статистический анализ показывает на возможность его появления при данном состоянии технологического процесса, вся накопившаяся у станка за последний период времени продукция подлежит разбраковке, а станок останавливается для переналадки.

 

 

 

Тема 5. Отечественные  системы управления качеством.

1. В 1950-е годы получила распространение Саратовская система организации бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления (БИП)

Цель системы -- создание условий  производства, обеспечивающих изготовление рабочими продукции без отступлений от технической документации.

Основным критерием, применяемым  для количественной оценки качества труда рабочего, явился процент сдачи  продукции с первого предъявления, который исчисляется как процентное отношение количества партий, принятых с первого предъявления, к общему количеству партий, изготовленных рабочим и предъявленных ОТК.

От процента сдачи продукции  с первого предъявления зависело по определенной шкале материальное и моральное стимулирование исполнителя.

2. Львовский вариант саратовской  системы -- система бездефектного труда (СБТ) впервые разработана и внедрена на Львовском заводе телеграфной аппаратуры и некоторых других предприятиях г. Львова в начале 60-х годов.

Цель системы -- обеспечить выпуск продукции отличного качества, высокой  надежности и долговечности путем повышения ответственности и стимулирования каждого работника предприятия и производственных коллективов за результаты их труда.

Основным критерием, характеризующим  качество труда и определяющим размер материального поощрения, является коэффициент качества труда, который вычисляется для каждого работника предприятия, каждого коллектива за установленный промежуток времени путем учета количества и значимости допущенных производственных нарушений. В системе устанавливается классификатор основных видов производственных нарушений: каждому дефекту соответствует определенный коэффициент снижения. Максимальная оценка качества труда и максимальный размер премии устанавливаются тем работникам и коллективам, которые за отчетный период не имели ни одного нарушения.

Львовская СБТ, так же как и саратовская  система БИП, заключалась в том, что она распространялась главным  образом на стадию изготовления продукции.

3. Система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий) впервые разработана и внедрена на машиностроительных предприятиях г. Горького (Нижнего Новгорода) в 1957 -- 1958 гг.

Характерным для системы КАНАРСПИ является то, что она выходит за рамки стадии изготовления продукции  и охватывает многие виды работ на стадии исследования и проектирования и на стадии эксплуатации. На стадии исследования и проектирования при изготовлении опытного образца большое внимание уделяется выявлению причин отказов и их устранению в допроизводственный период.

В КАНАРСПИ широко используются принципы бездефектного труда и бездефектного изготовления продукции.

4. Система НОРМ (научная организация труда по увеличению моторесурса) впервые разработана и внедрена на Ярославском моторном заводе в 1963 -- 1964 гг.

Цель системы -- увеличение надежности и долговечности выпускаемых двигателей.

В основу системы НОРМ положен принцип  последовательного и систематического контроля уровня моторесурса и периодического его увеличения на базе повышения  надежности и долговечности деталей  и узлов, лимитирующих моторесурс, основным показателем в системе является ресурс двигателя до первого капитального ремонта, выраженный в моточасах. Рост этого показателя в системе планируется.

На стадии производства система  НОРМ включает в себя положения системы  БИП и СБТ, на стадии проектирования -- основные положения системы КАНАРСПИ.

5. В 1975 году па передовых предприятиях  Львовской области появились комплексные системы управления качеством продукции (КСУКП).

Целью КСУКП было создание продукции, соответствующей лучшим мировым  аналогам и достижениям науки и техники. С 1978 года Госстандартом была разработана и утверждена система основных функций управления качеством продукции. В связи с внедрением на предприятиях КСУКП получили развитие метрологическое обеспечение производства, многоступенчатый анализ дефектов и статистический контроль качества, были созданы группы качества, на предприятиях и в объединениях стали разрабатываться программы качества, вводилась аттестация продукции, получила широкое развитие сеть головных и базовых организаций, а также -- сеть учреждений по повышению квалификации специалистов в области управления качеством продукции, в вузах были введены в программы обучения курсы по стандартизации и управлению качеством.

Вопросы управления качеством в  этих экономических системах занимали от одной пятой до одной пятнадцатой доли (по числу целевых подсистем управления).

 

 

 

Тема 6 Экономическое содержание понятия качество.

 

Экономический эффект от внедрения системы управления качеством.

∑ Э – суммарный годовой экономический эффект предприятия от внедрения системы управления качеством определяется как:

∑ Э = Эбр + Эр + Энп + Эосв + Эм + Эт + Энр + Эпр  + Эф, где

Эбр – годовой эффект от сокращения брака;

Эр - годовой эффект от сокращения потерь от рекламаций;

Энп - годовой эффект от сокращения непроизводительных потерь;

Эосв - годовой эффект от снижения расходов на подготовку и  освоение производства;

Эм - годовой эффект от снижения материальных затрат на производство продукта;

Эт - годовой эффект от снижения трудовых затрат на производство продукта;

Энр - годовой эффект от снижения накладных расходов за счет увеличения объемов производства;

Эпр - годовой эффект от увеличения прибыли за счет роста  объемов;

Эф - годовой эффект от годового прироста прибыли за счет экономии средств, предназначенных для платежей за основные и производственные фонды. Коэффициент экономической эффективности определяется по формуле:

 

 

                                                               ∑ Э

       Кэ =  -------- , где

         Кп

 

 

∑ Э – суммарный годовой экономический эффект предприятия от управления качеством;

 

Кп – предпроизводственные единовременные затраты на разработку и внедрение системы управления качеством.

 

  • Экономический эффект от функционирования системы    управления качеством.
  • Экономическая эффективность от функционирования системы управления качеством определяется по формуле:

    Эфс = ∑ Эn - ∑ Эn-1, где:

    ∑ Эn - суммарный годовой экономический эффект предприятия от управления качеством за отчетный период

     

    ∑ Эт-1 - суммарный годовой экономический эффект предприятия от управления качеством за предшествующий период;

     

     

     

    Подход «Оптимальное количество дефектов в управлении  качеством.

    Традиционный подход ориентирован на оптимальный уровень дефектов. Сторонники такого подхода считают, что слишком большой или слишком маленький уровень дефектов ведут к повышенным затратам фирмы.

     

     

     

     

                            

     

     

    Подход «Нуль  дефектов» в управлении качеством 

                  

     

     

    Другой, появившийся позже и нашедший широкое распространение на ведущих, особенно на японских фирмах, подход, ориентирует на использование концепции «нуль дефектов», как самой экономически выгодной для предприятия. Специалисты таких затрат считают, что производителю экономически выгодней встать на позицию потребителя и стремиться к отсутствию дефектов.

     

    Сравнение стратегий  в области затрат на качество, %

    Таблица 6.1

    Затраты

    США   

    Япония

    На профилактику дефектов

    На контроль

    На устранение дефектов

    Итого:

    0,5

    4,5

    20

    25

    2,5

    3

    7,5

    13


     

    Функция зависимости  прибыли от качества и цены

    Функция представляет собой  объемную, куполообразную поверхность.

    Прибыль падает при малом и  при излишне высоком уровне качества, а также при слишком низких ценах, т.к. при этом падает спрос на продукт, доля рынка и, следовательно, оборот. Прибыль будет максимальна при удовлетворяющем потребителя качестве и приемлемой для него цене.

               

     

    Разрешение  проблемы «Стоимость эффективность» в управлении качеством

    С внедрением новых подходов  и моделей систем управления качеством, противоречие между затратами на повышение качества и ростом эффективности производства, было преодолено – применение новых идей TQM позволило одновременно повышать качество и снижать затраты на производство.

     

    Формы общественного  признания достижений в области  качества

    Таблица 6.2

    Уровень иерархии

    Объект управления

    Элементы объекта управления

    Механизм управления качеством

    Форма общественного  признания

    1

    Качество продукции

    Готовая продукция

    Качество изделия, качество сервиса

    Контроль соответствия

    Сертификат соответствия на продукцию

    2

    Качество производства

    Производство

    Качество оборудования,

    технологии,

    процессов,

    условий труда,

    квалификации

    рабочих

    Система управления качеством  продукции

    Сертификат соответствия на систему

    3

    Качество организации

    Организация

    Качество системы управления

    Качество оснащенности

    Качество руководства

    Качество организации

    Всеобщее управление качеством (TQM)

    Премии качества

    4

    Качество общества

    Общество

    Качество культуры

    Качество политико-правовой и  экономической Качество системы

    Качество информации

    Качество науки и  техники

    Качество жизни

       

     

    Основной формой общественного  признания для организаций являются премии качества. Наиболее известными премиями за достижение успехов в  области качества являются:

    • Премия Деминга (Япония , 1951 г.). Ориентирована на оценку стандартизации и стабильности процессов;
    • Премия Болдриджа (США, 1987 г.). Вручается победителям конкурса за достижение запланированного уровня качества;
    • Европейская премия (1992 г.). Оценивает по девяти направлениям;
    • Премия Правительства РФ в области качества (1996 г.), оценивает деятельность фирмы по девяти направлениям и ориентирована на обеспечение совместимости с зарубежными премиями с максимальным учетом российской специфики. Например, критерий Европейской премии «Воздействие на общество» был заменен актуальными для России критериями «Безопасность продукции» и «Экологичность продукции».

     

    Тема 7 Стандартизация в управлении качеством.

     

    Современная система  управления качеством базируется на стандартизации – деятельности по установлению имеющих юридическую  силу норм, правил и характеристик, оформленных нормативными документами.

    Основные требования к качеству продукции (услуг) устанавливают  нормативно-технические документы, называемые стандартами. Управление качеством  продукции (услуг) осуществляется на основе международных, государственных, отраслевых стандартов и стандартов предприятий.

    Государственное управление стандартизацией в РФ осуществляет Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).

    В области международной  стандартизации работает большое число организаций, среди которых наиболее представительными являются Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК).

    Серия стандартов ИСО-9000, обобщившая опыт множества национальных организаций по управлению качеством. В настоящее время рассматривается как основа для обеспечения стабильности качества продукции любого предприятия.

     

    Объекты, цели и принципы стандартизации

    Объекты стандартизации: продукция, процесс, услуга, система, требования, методы и т.д.

    Цели  стандартизации:

    1. Безопасность и охрана ноосферы
    2. Совместимость и взаимозаменяемость
    3. Международное сотрудничество
    4. Качество продукции и услуг
    5. Единство измерений
    6. Ресурсосбережение
    7. Обороноспособность и мобилизационная готовность

    Информация о работе Роль качества продукции в рыночной экономике