Регулирование качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 00:43, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель написания данной курсовой работы - рассмотрение системы законодательного регулирования обеспечения качества продукции.
Задачи написания курсовой работы состоят в следующем:
дать ответ на вопрос, что же такое качество и каково его значение в обеспечении конкурентоспособности продукции предприятия;
рассмотреть вопросы комплексного подхода к регулированию обеспечения качества, выяснить, что оно из себя представляет;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…………...4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………….6
1.1 Значение управления качеством продукции…………….…………….…..6
1.2 Основные понятия, показатели и методы определения качества товаров, работ, услуг ….…………………………………………….…..............11
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ, СЕРТИФИКАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ СОГЛАСНО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………….………….15
3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К КАЧЕСТВУ ПРОДУКЦИИ……...…………………………….…..…..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….….35

Файлы: 1 файл

Регулирование качества продукции- курсовая доработанная.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

Объекты государственного надзора:

-продукция (работы, услуги), в том числе подлежащая обязательному подтверждения соответствия;

-процессы разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации, утилизации продукции, оказание услуг;

-техническая (конструкторская, технологическая, проектная и другая) документация на продукцию (работы, услуги).

Государственный надзор осуществляется на стадиях разработки и постановки продукции на производство, ее изготовления, испытаний, реализации, использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг и проводится у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей независимо от форм собственности.

Государственный надзор осуществляется:

Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь в лице Главного государственного инспектора Республики Беларусь по надзору за техническими регламентами и его заместителя;

-структурными подразделениями Госстандарта, в сферу ведения которых входят вопросы организации и проведения государственного надзора и контроля;

-областными и городскими центрами стандартизации, метрологии и сертификации в лице уполномоченных должностных лиц органов государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов.

Государственный надзор непосредственно осуществляют уполномоченные должностные лица органов государственного надзора – государственные инспекторы.

Государственные инспекторы имеют право:

-свободного доступа в служебные и производственные помещения юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, подлежащих проверке;

-получать от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей документы и сведения, необходимые для осуществления государственного надзора;

-привлекать по согласованию с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями их технические средства и специалистов для осуществления государственного надзора;

-проводить в установленном порядке отбор проб и образцов продукции для определения ее соответствия требованиям ТНПА;

-выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений требований ТНПА, а также причин, вызвавших эти нарушения;

-выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям предписания о запрете передачи продукции, выполнения процессов ее эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг, не соответствующих требованиям ТНПА;

-применять в установленном порядке другие меры воздействия, предусмотренные актами законодательства.

Главный государственный инспектор Республики Беларусь по надзору за соблюдением технических регламентов наряду с перечисленными правами, имеет право:

запрещать выполнение процессов производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказание услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов;

выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям предписания об организации возврата потребителями и (или) изъятия из обращения продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов;

запрещать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям передачу продукции, выполнение процессов ее эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказание услуг в случае их уклонения от проводимой в установленном порядке проверки и (или) создания препятствий государственным инспекторам в ее проведении.

Государственные инспекторы несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.

Продавец       (исполнитель)    обязан       продемонстрировать работоспособность  товара  и  передать  потребителю товар (выполнить работу,    оказать    услугу),    качество  которого   соответствует предоставленной  информации  о  товаре  (работе,  услуге) и условиям договора,  а  также  по  требованию  потребителя  предоставить   ему необходимые    контрольные    средства  измерений,   предусмотренные правилами розничной торговли, с действующими свидетельствами и (или) оттисками клейм, подтверждающими проверку и пригодность этих средств к  применению,  документы,  подтверждающие  качество  и безопасность товара (результата работы, услуги), его комплектность.  При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги)  продавец  (исполнитель)  обязан  передать потребителю товар (выполнить    работу,    оказать  услугу),  соответствующий   обычно предъявляемым  требованиям  и пригодный для целей, для которых товар (результат работы, услуга) такого рода обычно используется. Если  продавец  (исполнитель)  при  заключении  договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара  (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу) надлежащего  качества,  пригодный для использования в соответствии с этими целями.  При  продаже  товара  по  образцу и (или)  описанию продавец обязан  передать  потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

Потребитель,  которому  продан товар ненадлежащего качества, если  его  недостатки  не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

     1.замены  недоброкачественного  товара  товаром  надлежащего  качества;

     2.соразмерного уменьшения  покупной цены товара;

     3.незамедлительного  безвозмездного  устранения  недостатков товара;

     4. возмещения расходов  по устранению недостатков товара.

Потребитель  вправе требовать замены технически сложного товара или    дорогостоящего  товара  в  случае  обнаружения   существенных недостатков   товара  (существенного  нарушения  требований  к   его качеству).  Перечень  таких  технически сложных товаров утверждается Правительством Республики Беларусь.    В  случае  обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить эти недостатки (продовольственные товары, товары бытовой   химии  и  т.п.),  потребитель  вправе  по  своему   выбору потребовать  замены  такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены. Вместо  предъявления  указанных  в пункте 1 настоящей статьи требований    потребитель   вправе  расторгнуть  договор   розничной купли-продажи,  потребовать  возврата  уплаченной  за товар денежной суммы  в  соответствии  с пунктом 4 статьи 25 Закона. При этом  потребитель  по  требованию  продавца  и  за  его  счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества.      При  возврате  потребителю  уплаченной  за товар денежной суммы продавец  не  вправе  удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость  товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

Отсутствие  у  потребителя  документа,  подтверждающего факт покупки  товара,  не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.      Для  подтверждения  факта  покупки  товара могут использоваться свидетельские  показания, элементы упаковочного материала (тары), на которых    имеются  отметки,  подтверждающие,  что  покупка   товара осуществлялась  у  данного  продавца,  а  также  документы  и другие средства  доказывания, указывающие на осуществление покупки товара у данного продавца.

 Продавец  (изготовитель)  или  выполняющая  функции продавца (изготовителя)    на    основании    договора   с  ним   организация (индивидуальный  предприниматель) обязаны принять  товар ненадлежащего качества  у  потребителя, а в случае необходимости  провести проверку качества товара.   При  возникновении  спора  о причинах возникновения недостатков товара  продавец  (изготовитель)  или  выполняющая  функции продавца (изготовителя)    на    основании    договора   с  ним   организация (индивидуальный  предприниматель) обязаны провести экспертизу товара за  свой  счет.  О месте и времени проведения экспертизы потребитель должен    быть  извещен  в  письменной  форме.  Потребитель   вправе участвовать в проверке качества (проведении экспертизы) товара лично или    через  своего  представителя.  Потребитель  вправе   оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Стоимость  экспертизы  оплачивается  продавцом (изготовителем). Если  в  результате  экспертизы  товара  установлено, что недостатки возникли  после  продажи  товара потребителю вследствие нарушения им установленных  правил  использования,  хранения  или транспортировки товара,   потребитель  обязан  возместить  продавцу   (изготовителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара. Продавец  (изготовитель)  или  выполняющая  функции продавца (изготовителя)    на    основании    договора   с  ним   организация (индивидуальный  предприниматель)  отвечают за недостатки товара, на который  не  установлен  гарантийный срок, если потребитель докажет, что  недостатки  товара  возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

 В  отношении  товара,  на  который установлен гарантийный  срок, продавец    (изготовитель)    или    выполняющая  функции   продавца (изготовителя)    на    основании    договора   с  ним   организация (индивидуальный предприниматель) отвечают за недостатки товара, если не  докажут,  что  они  возникли  после  передачи товара потребителю вследствие нарушения им правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.

В  случаях,  когда  предусмотренный  договором гарантийный срок составляет    менее    двух  лет  и  недостатки  товара   обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со  дня передачи товара потребителю, продавец несет ответственность, если потребитель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.  Доставка  крупногабаритных  товаров  или товаров весом более пяти    килограммов  для  ремонта,  уценки,  замены  и  возврат   их потребителю  осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя) или   выполняющей  функции  продавца  (изготовителя)  на   основании договора  с  ним  организации  (индивидуального  предпринимателя). В случае  неисполнения  данной  обязанности,  а  также  при отсутствии продавца  (изготовителя)  в  месте нахождения потребителя доставка и возврат  указанных  товаров могут  осуществляться потребителем. При этом  продавец  (изготовитель)  или  выполняющая  функции   продавца (изготовителя)    на    основании    договора   с  ним   организация (индивидуальный  предприниматель)  обязаны  возместить   потребителю расходы, связанные с доставкой и возвратом указанных товаров.

В  случае  обнаружения  потребителем  недостатков  товара  и предъявления    требования    о    замене  такого  товара   продавец (изготовитель)  обязан  заменить  такой товар незамедлительно, а при необходимости    дополнительной  проверки  качества  такого   товара продавцом (изготовителем) - заменить его в течение четырнадцати дней со дня предъявления указанного требования.

При  отсутствии  у  продавца  (изготовителя)  необходимого  для замены  товара  на  день предъявления указанного требования продавец (изготовитель)  должен  заменить такой товар в течение месяца со дня предъявления  указанного  требования. В случае отсутствия у продавца (изготовителя)  товара  данной модели (марки, типа, артикула и т.п.) по   не  зависящим  от  него  причинам  в  течение  месяца  со   дня предъявления  требования потребителем продавец (изготовитель) обязан предоставить  ему  аналогичный  товар  другой  модели  (марки, типа, артикула и т.п.) с согласия потребителя.

 По  требованию  потребителя продавец (изготовитель) обязан в трехдневный  срок предоставить потребителю безвозмездно во временное пользование    на   период  замены  аналогичный  товар   длительного пользования,    обеспечив   его  доставку  за  свой  счет.   Порядок предоставления  таких  товаров, а также перечень товаров длительного пользования,  на  которые  указанное требование не распространяется, устанавливаются  в  соответствии  с  пунктом  2 статьи 21  Закона.  Товар  ненадлежащего  качества должен быть заменен на новый, то есть на товар, не бывший в употреблении. При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время качество играет важную (если не главенствующую) роль. Для современного рынка, как показывают исследования отечественных и зарубежных ученых, характерна устойчивая тенденция к повышению роли “неценовых” форм конкуренции, особенно конкуренции качества.

Обеспечение качества распадается на ряд подцелей: анализ, проектирование, различные виды контроля качества, оценка его и другие подцели дробятся на еще более мелкие и таким образом, вырисовывается дерево целей, в соответствии с которым происходит управление качеством.

Исследования и разработки, выполненные учеными различных стран подтвердили, что качество конечной продукции определяется и зависит от качества НИОКР, техники и технологии. Никакими организационными мерами невозможно достичь требуемых показателей качества, если не обеспечены соответствующие уровни конструкторских разработок, качество техники и технологии. Возможности техники и технологии определяют технологический аспект проблемы обеспечения качества. Концепция управления качеством и практика ее реализации позволили по-новому оценить роль непосредственных исполнителей в обеспечении качества. Прежде всего изменились взгляды на распределение ответственности за качество. Проведенные многочисленные исследования выявили количественные соотношения ответственности за брак исполнителей и руководства.

Качество – одна из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для развития человека и общества. Проблема качества не может быть решена без участия ученых, инженеров, менеджеров. Качество является важным инструментом в борьбе за рынки сбыта. Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов.

 Для предупреждения влияния  этих факторов на уровень качества  необходима система управления  качеством. В истории развития  документированных систем качества выделены пять этапов: качество продукции как соответствие стандартам; качество продукции как соответствие стандартам и стабильность процессов; качество продукции, процессов, деятельности как соответствие рыночным требованиям; качество как удовлетворение требований и потребностей потребителей и служащих; качество как удовлетворение требований и потребностей общества, владельцев (акционеров), потребителей и служащих.

Информация о работе Регулирование качества продукции