Регулирование качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 00:43, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель написания данной курсовой работы - рассмотрение системы законодательного регулирования обеспечения качества продукции.
Задачи написания курсовой работы состоят в следующем:
дать ответ на вопрос, что же такое качество и каково его значение в обеспечении конкурентоспособности продукции предприятия;
рассмотреть вопросы комплексного подхода к регулированию обеспечения качества, выяснить, что оно из себя представляет;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…………...4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………….6
1.1 Значение управления качеством продукции…………….…………….…..6
1.2 Основные понятия, показатели и методы определения качества товаров, работ, услуг ….…………………………………………….…..............11
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ, СЕРТИФИКАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ СОГЛАСНО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………….………….15
3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К КАЧЕСТВУ ПРОДУКЦИИ……...…………………………….…..…..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….….35

Файлы: 1 файл

Регулирование качества продукции- курсовая доработанная.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии со ст. 1 Закона о стандартизации, стандартизация (нормирование) - это деятельность по установлению и применению норм, правил и характеристик (в дальнейшем - требования) в целях обеспечения: [9,с.189]

    -безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан;

    -технической и информационной  совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

    - единства измерений;

    -экономии ресурсов, повышения  энергоэффективности и снижения энерго- и материалоемкости продукции, работ и услуг;

    -безопасности субъектов  хозяйствования с учетом риска  возникновения природных и техногенных катастроф, других чрезвычайных ситуаций;

    - обороноспособности и  мобилизационной готовности государства.

Нормативные документы по стандартизации (стандарты) представляют собой документы, содержащие правила, общие нормы, принципы или характеристики, касающиеся разных видов деятельности или их результатов по стандартизации.

В Республике Беларусь действуют следующие виды стандартов:

    -государственные стандарты  Республики Беларусь (далее -государственные  стандарты);

    - государственные строительные  нормы Республики Беларусь (далее - строительные нормы);

    -государственные классификаторы  технико-экономической информации Республики Беларусь (далее - классификаторы);

    - отраслевые нормативные  документы по стандартизации;

    - стандарты предприятий  и других субъектов хозяйствования;

    - технические условия.

Оценка соответствия – это деятельность по определению соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

14.07.2011 вступила в силу новая  редакция Закона Республики Беларусь  «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» от 5 января 2004 года. (Закон Республики Беларусь от 31.12.2010 №228-З)(далее – Закон об оценке соответствия). Её принятие обусловлено необходимостью улучшения инвестиционной привлекательности страны, уточнения норм закона с учетом практики его применения и международного опыта, гармонизации национальной системы оценки соответствия с международными правилами, а также приведением в соответствие с рядом законодательных актов Республики Беларусь.

Цели оценки соответствия:

-обеспечение защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;

-повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг);

-обеспечение энерго- и ресурсосбережения;

-создание благоприятных условий для обеспечения свободного перемещения продукции на внутреннем и внешнем рынках, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

 

Принципы оценки соответствия:

-гармонизация с международными и межгосударственными (региональными) подходами в области оценки соответствия;

-обеспечение идентичности процедур оценки соответствия отечественных и иностранных объектов оценки соответствия;

-соблюдение требований конфиденциальности сведений, полученных при выполнении работ по оценке соответствия.

Государственные стандарты, строительные нормы, классификаторы утверждаются Комитетом по стандартизации. Их создание определяется ст. 6 Закона о стандартизации.

1.удостоверение соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

2. содействие потребителям в  компетентном выборе продукции (услуг).

Принципы:

1.открытость и доступность правил и процедур подтверждения соответствия;

2.независимость аккредитованных  органов по сертификации и  аккредитованных испытательных  лабораторий (центров) от заявителей  на подтверждение соответствия;

3.минимизация сроков исполнения  и затрат заявителей на подтверждение соответствия на прохождение процедур подтверждения соответствия;

4.защита имущественных интересов  заявителей на подтверждение  соответствия, в том числе путем  соблюдения конфиденциальности  в отношении сведений, полученных  в процессе прохождения процедур подтверждения соответствия;

5.недопустимость ограничения конкуренции  при выполнении работ по подтверждению  соответствия и проведении испытаний  продукции.

Порядок выполнения работ

Порядок выполнения работ по подтверждению соответствия устанавливается в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь (ссылка на структуру НСПС).

 Положительные результаты подтверждения  соответствия удостоверяются сертификатом  соответствия или сертификатом  компетентности, выдаваемыми аккредитованным органом по сертификации заявителю на подтверждение соответствия, либо зарегистрированной аккредитованным органом по сертификации декларацией о соответствии, принятой заявителем на подтверждение соответствия.

Подтверждение соответствия может носить обязательный или добровольный характер.

Обязательное подтверждение соответствия

 Добровольное подтверждение  соответствия осуществляется в  форме добровольной сертификации.

Добровольная сертификация осуществляется аккредитованным органом по сертификации по инициативе заявителя на подтверждение соответствия на основе договора.

 При добровольной сертификации  заявитель на подтверждение соответствия  самостоятельно выбирает технические  нормативные правовые акты в  области технического нормирования  и стандартизации, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, и определяет номенклатуру показателей, контролируемых при добровольной сертификации объектов оценки соответствия. В номенклатуру этих показателей в обязательном порядке включаются показатели безопасности, если они установлены в технических нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации на данный объект оценки соответствия.

Государственные стандарты устанавливают два вида требований к качеству товаров:

  1) обязательные для применения  всеми органами государственного управления и субъектами хозяйствования. Перечень обязательных требований предусмотрен ч. 3 ст. 6 Закона о стандартизации. В него входят требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также другие требования, установленные законодательством Республики Беларусь. Как видно, этот перечень не является исчерпывающим и требует конкретизации некоторых требований, например, о технической и информационной совместимости;

2) необязательные для всеобщего применения. Они носят рекомендательный характер и должны выполняться изготовителем (поставщиком) товара в соответствии с условиями договора или технической документации.

Государственные стандарты являются нормативными правовыми актами Республики Беларусь и подлежат применению и соблюдению на всей территории Республики Беларусь.

 Стандарты отраслей разрабатываются  на продукцию отраслевого значения. Они не замыкаются на системе конкретной отрасли, а распространяются на всю совокупность субъектов хозяйствования независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, разрабатывающих и (или) производящих аналогичную по потребительскому или функциональному значению продукцию. Стандарты отраслей разрабатываются и утверждаются центральными органами государственного управления в пределах их компетенции и не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов и строительных норм.

Стандарты предприятий разрабатываются и утверждаются субъектами хозяйствования самостоятельно: Они также не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов.

Технические условия разрабатываются и утверждаются субъектами хозяйствования при отсутствии стандартов, а также в случае необходимости дополнения или уточнения требований, установленных в этих стандартах, но в соответствии с последними.

 В соответствии с ч.1 ст. 8 Закона о стандартизации нормативные документы по стандартизации, действующие на территории Республики Беларусь, должны применяться органами государственного управления, субъектами хозяйствования на стадиях разработки, подготовки к производству, изготовлению, реализации, использованию (эксплуатации), хранению, транспортированию и утилизации продукции, при выполнении работ и оказании услуг.

Держателем Национального фонда стандартов является Комитет по стандартизации, которому принадлежит также исключительное право официального опубликования нормативных документов в области стандартизации.

Сертификация продукции - это деятельность специально уполномоченных государственных органов и заинтересованных субъектов хозяйствования, направленная на подтверждение соответствия продукции, работ, услуг требованиям, установленным законодательными актами и стандартами в отношении данной продукции, работ, услуг.

 Основными целями сертификации  являются:

-обеспечение безопасности продукции  для жизни, здоровья и имущества  населения, а также охраны окружающей среды;

-подтверждение соответствия показателей  качества продукции, заявленной  изготовителем или продавцом, требованиям  действующих законодательных актов  и стандартов;

-создание условий для участия  изготовителей и продавцов продукции в международной торговле и повышения конкурентоспособности продукции;

-защита рынка Республики Беларусь  от некачественной и небезопасной  импортной продукции.

Правовые основы сертификации товаров, работ и услуг устанавливает Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 г. "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации".

В соответствии с указанным законом, подтверждение соответствия носит обязательный или добровольный характер.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах обязательной сертификации и декларирования соответствия. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

          Перечень продукции и услуг,  подлежащих обязательной сертификации (декларированию соответствия), а также порядок ее проведения указан в Постановлении Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь 16.12.2008 г.  №60 «Об утверждении перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия в Республике Беларусь», а также в соответствующих технических нормативных правовых актах (ТНПА). Согласно этому постановлению, без сертификата соответствия или декларации соответствия, на территории Республики Беларусь запрещается реализация товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия. Необходимые сертификаты и декларации выдаются Государственным Комитетом по стандартизации при Совете Министров или по его поручению аккредитованным органом по сертификации.

К ТНПА в области технического нормирования и стандартизации, на соответствие которым осуществляется подтверждение соответствия, относятся технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, государственные стандарты Республики Беларусь, технические условия.

Обязательная сертификация, как форма подтверждения соответствия,  проводится на соответствие требованиям  безопасности для жизни, здоровья и наследственности человека, его имущества, а также охраны окружающей среды, установленным в законодательных актах Республики Беларусь и ТНПА в области технического нормирования и стандартизации, а также на соответствие показателям, установленным в ТНПА и подлежащим подтверждению соответствия при обязательной сертификации.

Добровольная сертификация, как форма подтверждения соответствия,  проводится по инициативе заявителя. При добровольной сертификации заявитель самостоятельно выбирает ТНПА, на соответствие которым осуществляется подтверждение соответствия, и определяет номенклатуру проверяемых показателей. В номенклатуру показателей обязательно включаются показатели безопасности, если они установлены в ТНПА для сертифицируемой продукции либо услуг.

Декларирование, как форма подтверждения соответствия, осуществляется изготовителями (продавцами) продукции, зарегистрированными в установленном порядке в Республике Беларусь, - заявителями на подтверждение соответствия в отношении продукции, подлежащей декларированию соответствия согласно Перечню продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь.

Согласно ТКП 5.1.02-2004 сертификация отечественной и импортируемой продукции проводится по одним и тем же правилам.  Ввоз  на таможенную территорию Республики Беларусь и реализация продукции, подлежащей обязательной сертификации, без сертификата соответствия, выданного в установленном порядке, запрещается.

Информация о работе Регулирование качества продукции