Разработка политики, целей и задач в области охраны труда на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2015 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Система управления охраной труда (СУОТ) — часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. Система включает: организационную структуру; деятельность по планированию; распределение ответственности; процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий по охране труда в организации (ГОСТ Р 12.0.006—2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации»).

Содержание работы

Введение.

Глава I (теоретическая часть).

Разработка системы управления охраны труда.
Новые принципы управления охраны труда.
Обеспечение политики в области охраны труда по созданию безопасных и здоровых условий труда.
Проверка, контроль и оценка состояния охраны и условий безопасности труда.
Распределение функций и обязанностей по обеспечению охране труда.
Права и ответственности работников при выполнение обязанностей по охране труда.
Основные направления деятельности службы охраны труда предприятия.
Порядок разработки и утверждения инструкций по охране труда.
Глава II (практическое задание).

Заключение.

Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

ответ.docx

— 50.87 Кб (Скачать файл)

     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

                 Центр дистанционного образования

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: Интегрированные системы качества.

по теме: Разработка политики, целей и задач в области охраны труда на предприятии.

 

 

 

 

Исполнитель: студент(ка)

Специальность 220500

Группа

 Ф.И.О.

Научный руководитель:

Ф.И.О Бюлер  А. В.

 

 

 

 

Екатеринбург

2015

Содержание:

 

Введение.

 

Глава I (теоретическая часть).

 

Разработка системы управления охраны труда.

Новые принципы управления охраны труда.

Обеспечение политики в области охраны труда по созданию безопасных и здоровых условий труда.

Проверка, контроль и оценка состояния охраны и условий безопасности труда.

Распределение функций и обязанностей по обеспечению  охране труда.

Права и ответственности работников  при выполнение обязанностей по охране труда.

Основные направления деятельности службы охраны труда предприятия.

Порядок разработки и утверждения инструкций по охране труда.

Глава II (практическое задание).

 

Заключение.

 

Список используемой литературы.

 

 

 

 

Введение.

 

     Система управления охраной труда (СУОТ) — часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. Система включает: организационную структуру; деятельность по планированию; распределение ответственности; процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий по охране труда в организации (ГОСТ Р 12.0.006—2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации»).

 

     Основу нормативно-правовой базы создания и функционирования СУОТ организации составляют Федеральные законы, в том числе «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также Трудовой Кодекс Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

 

     Нормативно-методические, организационные  документы, разрабатываемые в организации  по вопросам функционирования СУОТ, должны обеспечивать выполнение следующих  требований:

 

  1. постоянно оценивать состояние ОТ в своих подразделениях;
  2. формулировать цели и политику в области ОТ;
  3. разрабатывать и реализовывать  способы их достижения;
  4. осуществлять предусмотренные  действующим законодательством  РФ контрольные функции;

 

  1. оценивать работу руководителей  и специалистов организации и ее подразделений по улучшению условий труда и ОТ, стимулировать их деятельность в этом направлении.

 

     Важное значение имеет распределение обязанностей в области ОТ всех должностных  лиц, начиная с руководителя организации. Более полное изложение функций не только позволяет лучше организовать работу подразделений, но и повысить эффективность контроля. Постоянный профилактический контроль состояния ОТ на рабочих местах, являясь одним из средств предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний, осуществляется путем оперативного выявления отклонений от требований ОТ и принятия необходимых мер по их устранению.

 

Целью курсовой работы является изучение системы управления охраны труда, проверки, контроля и оценки состояния охраны труда.

 

В ходе работы, следует решить следующие  задачи:

 

1. Изучение разработки системы управления охраны труда.

2. Изучение новых принципов управления охраной труда.

3. Обеспечения  политики в области охраны  труда по созданию безопасных и здоровых условий труда.

4. Проверка, контроль  и оценка состояния охраны  и условий труда.

5. Распределение функций и обязанностей по обеспечению охраны труда.

6. Права и  ответственность  работников при  выполнение обязанностей по охране  труда.

7. Основные направления  деятельности службы охраны труда предприятия.

8. Порядок разработки  и утверждения инструкций по  охране труда.

 

Глава I.

 

1.1.Разработка  системы  управления охраной труда.

 

     Для разработки СУОТ требуются подробный анализ и оценка состояния охраны труда в организации. Анализ начинается с изучения обстановки в подразделениях и на рабочих местах, а также с изучения документации по всем направлениям охраны труда:

 

-изучают итоги  идентификации  опасных факторов, выявления и  оценки рисков;

-изучают документально  оформленные отчеты о состоянии  травматизма, профессиональной заболеваемости, аварийности, об их причинах  и  о мерах, принятых с целью  их  исключения в будущем;

-выявляют наличие  документов, регламентирующих действия  персонала  при возникновении аварий и  несчастных случаев;

-выясняют, каково  положение  с расследованием и  учетом  несчастных случаев, профессиональных  заболеваний, аварий;

-определяют структуру  (а также численность, должностные  обязанности работников) службы  ОТ и др. подразделений — пожнадзора, экологической безопасности, производственного контроля и т. п.;

-анализируют данные результатов  аттестации рабочих мест по  УТ, сертификации работ по ОТ  и сертификации объектов, сведения  об аварийности, травматизме и  заболеваемости;

-изучают действующие  в организации системы управления  качеством продукции и защиты  окружающей среды;

-выясняют, насколько эффективны  информационное обеспечение ОТ, система обучения и проверки  знаний (руководителей и починенных) по ОТ, системы оценки результатов работы по улучшению ОТ и материального поощрения всех категорий работников;

 

-проводят опрос (интервьюирование) персонала и руководителей разных  уровней управления.

 

     Новый подход к формированию СУОТ в организации основан на принципах доступности, открытости, гласности. Это означает: общедоступность данных о состоянии УТ и ОТ, открытость работы контролирующих органов, информирование всех работников о происшествиях (авариях, инцидентах, микротравмах, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях), создание условий, способствующих участию в управлении безопасностью труда — для всех работников организации и для работников др. организаций (поставщики и подрядчики), а также для потребителей продукции (работ, услуг).

 

ГОСТ Р 12.0.006—2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации» позволяет разработать СУОТ в соответствии с международными стандартами. К их числу следует отнести также стандарты серии ISO 9000—2000 «Управление качеством» и серии ISO 14000—1996 «Управление окружающей средой» (защита окружающей среды). Это позволяет объединить в организации в качестве подсистем 3 системы управления (управление ОТ, качеством, защитой окружающей среды) и минимизировать убытки от аварий, травм и загрязнения окружающей среды.

 

     Экономическое стимулирование подразделений, отдельных работников, специалистов и руководителей должно определяться по вкладу в реализацию политики организации в области охраны труда. При неудовлетворительной работе по ОТ руководители и специалисты привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а в определенных законом случаях к административной и уголовной ответственности. Лишение премий и др. меры воздействия должны применяться не только при ухудшении показателей травматизма, заболеваемости, аварийности, но и при выявлении нарушений, способных привести к угрозе жизни и здоровью персонала.

 

К формам индивидуального материального стимулирования относятся:

 

  1. дифференцированное премирование руководителей с учетом рейтинговых  оценок состояния ОТ на основе активных показателей;
  2. премирование работников за длительную безаварийную работу;
  3. выплаты за рационализаторские предложения, направленные на улучшение  ОТ (оригинальные и сформулированные на основе изучения специальной литературы, сообщений в прессе, опыта отечественных  и зарубежных предприятий);
  4. выплаты за предложения и  разработки по совершенствованию структуры ОТ, нормативно-технической документации;
  5. выплаты за выполнение дополнительных обязанностей, связанных, напр., с информационным обеспечением, разработкой компьютерных программ, обучением персонала, пропагандой охраны труда, переводом иностранной литературы;
  6. введение коэффициентов к заработной плате за повышение квалификации, улучшение знаний по ОТ.

 

Неудовлетворительная  оценка выставляется, если в подразделении (на участке, в смене, службе) происходили:

 

  1. несчастные  случаи вследствие неудовлетворительной организации производства работ, невыполнения требований ОТ;
  2. аварийные остановки (отказы) оборудования (электрического, механического, энергетического) вследствие неудовлетворительной профилактики, неполного  объема выполняемых работ;
  3. пожары вследствие нарушения требований пожарной безопасности;
  4. другие чрезвычайные ситуации вследствие нарушения требований технологической  и экологической безопасности.

 

 

1.2.Новые принципы управления  охраной труда.

 

     В современных условиях возможен переход на новые принципы управления ОТ в организациях. Постепенно укрепляются рыночные отношения, предопределяющие необходимость формирования нового подхода к управлению ОТ, который отличался бы от существовавшего в централизованной экономике.

 

     Научные разработки Академии труда и социальных отношений  направлены на создание принципиально новой СУОТ в организациях. Необходимо было пересмотреть сформировавшиеся и длительно действовавшие в стране отношения к отдельным процедурам в сфере ОТ, таким, как расследование и учет (микро)травм, инцидентов, идентификация опасных факторов и рисков, оценка работы руководителей и специалистов, персонала по предупреждению аварийности, травматизма и профессиональных заболеваний, а также создание стимулов к положительным результатам этой работы.

 

     Результаты оценки рисков используются для определения целей и задач в области ОТ организации, для составления программ мероприятий по улучшению условий труда и ОТ. Новизна подхода заключается в том, что именно на основании анализа рисков устанавливаются цели, направленные на решение проблем ОТ, и определяются задачи, сроки их выполнения.

 

     Изменилась также оценка работы руководителей высшего и  среднего уровней управления, мастеров и рабочих.

 

     Высшее руководство организации  отвечает за политику в области ОТ, проявляет лидерство в решении  проблем ОТ и заинтересованность в реализации своей политики, для  чего создает СУОТ, которая становится частью системы управления организацией, определяет конкретные цели и задачи.

 

      С документами (за подписью руководителей высшего  уровня) должны быть ознакомлены все  работники организации. Они вывешиваются на рабочих местах, постоянно обсуждаются с работниками на различных совещаниях, семинарах, итоговых мероприятиях.

 

Роль руководителей  среднего уровня — обеспечение безопасности работ, контроль за выполнением всеми работниками структурного подразделения задач в области ОТ, а  также требований ОТ, стимулирование выполнения всех процедур, обеспечивающих безопасность работников. Наказание (за невыполнение поручений, несоблюдение требований и т. п.) должно быть адресным. Руководители среднего уровня обеспечивают связь между различными производственными группами подразделения (технологами, механиками, электриками и т. д.) в решении вопросов ОТ, информируют их и высшее руководство организации о решаемых проблемах ОТ.

 

     Оценивая роль рабочих, мастеров, начальников участков в СУОТ, следует предусматривать  различные формы поощрения и  исключать меры наказания за несчастные случаи, аварии, др. происшествия тех  лиц, которые не имеют к ним  прямого отношения. Это позволяет создать в организации климат доверия, социального удовлетворения, ощущения чувства заботы, в чем особенно нуждаются мастера и рабочие, от которых и зависит во многом обеспечение безопасности, соблюдение дисциплины и порядка на рабочих местах.

 

1.3. Обеспечение политики  в области охраны труда по  созданию безопасных и здоровых  условий труда. Основными направлениями  политики в области  охраны  труда по созданию безопасных  и здоровых условий труда являются:

1. Выявление, анализ и  изучение опасных и вредных  производственных факторов, возникающих  в процессе трудовой деятельности  сотрудников института.

Информация о работе Разработка политики, целей и задач в области охраны труда на предприятии