Процесс управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:55, реферат

Описание работы

Цель: выявить планирования процесса управления качеством
Задачи:
- изучение процесса управления качества
- рассмотрение организации, координации и регулирование процесса управления качеством

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...
1.Процесса управления качеством……………………………………………….
2. Организация, координация и регулирование процесса управления качеством…………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………..

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 30.26 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………...

1.Процесса управления качеством……………………………………………….

2. Организация, координация и регулирование процесса управления качеством…………………………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………….

Список использованной литературы…………………………………………….. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная рыночная экономика предъявляет  принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связанно с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных - уровень цены и качество продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место.

Управление  качеством является одной из ключевых функций как корпоративного, так  и проектного менеджмента, основным средством достижения и поддержания  конкурентоспособности любого предприятия.

В России внимание к управлению качеством  постоянно возрастает. Вместе с тем  многие менеджеры до сих пор основную часть рабочего времени посвящают  «сиюминутным» проблемам, а не планированию качества с самого начала.

Особенно  остро проблема качества встает в  свете предстоящего вступления России в члены ВТО – Всемирной  Торговой Организации. В этом случае таможенные пошлины, защищающие многие отечественные отрасли, будут снижены, количество импортных товаров, проникающих  на отечественный рынок, существенно  возрастет. При этом достойную конкуренцию  импорту смогут составить только качественные российские товары.

Ключевой  задачей менеджмента компаний является создание, практическая реализация и  последующая сертификация системы  менеджмента качества (современный  термин, заменивший ранее использовавшийся термин «системы управления качеством»), и поставляемой продукции в течение  определенного периода времени (действия контракта, срока выпуска продукции данного вида и т. д.).

Управление  качеством является, по существу, сквозным аспектом системы управления предприятием – аналогичным таким, как время, затраты, управление персоналом. Именно это положение находится в  основе основополагающих принципов, находящихся  в основе современных систем менеджмента  качества

Цель: выявить планирования процесса управления качеством 

Задачи:

- изучение процесса управления  качества

- рассмотрение организации, координации и регулирование процесса управления качеством

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Процесса управления качеством 

Под планированием качества продукции понимается установление обоснованных заданий по ее выпуску с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент или в течение заданного интервала времени. Планирование повышения качества должно опираться на научно обоснованное прогнозирование потребностей внутреннего и внешнего рынка. При этом большую роль в правильном обосновании планов повышения качества приобретают использование данных о результатах эксплуатации продукции, обобщение и анализ информации о фактическом уровне ее качества. 
Действенность планирования повышения качества должна обеспечиваться тем, что оно осуществляется на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, производство и эксплуатацию. Планы повышения качества должны обеспечиваться необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по повышению качества тщательно обосновываться расчетами экономической эффективности. 
В перечень главных задач планирования повышения качества продукции входят:

- обеспечение выпуска продукции с максимальным соответствием ее свойств существующим и перспективным потребностям рынка;

- достижение и превышение технического уровня и качества лучших отечественных и зарубежных образцов;

- установление экономически оптимальных заданий по повышению качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей;

- совершенствование структуры выпускаемой продукции путем оптимизации ее типоразмерного ряда;

- увеличение выпуска сертифицированной продукции; 
улучшение отдельных потребительских свойств уже выпускаемой продукции (надежности, долговечности, экономичности и др.);

- своевременная замена, сокращение производства или снятие с производства морально устаревшей и неконкурентоспособной продукции;

- обеспечение строгого соблюдения требований стандартов, технических условий и другой нормативной документации, своевременное внедрение вновь разработанных и пересмотр устаревших стандартов;

- разработка и реализация конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение заданного уровня качества;

- увеличение экономической эффективности производства и использование продукции улучшенного качества.

 
Предметами планирования качества продукции являются в конечном итоге различные мероприятия и показатели, отражающие как отдельные свойства продукции, так и разнообразные характеристики системы и процессов управления качеством. Эти показатели находят свое отражение в конкретных заданиях по улучшению качества продукции, в планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стандартизации и метрологического обеспечения, внедрения систем управления качеством, технического развития предприятия, подготовки кадров и т. д. 
Планирование повышения качества продукции базируется на общих принципах планирования и применении методов планирования.  
 
К общим принципам планирования относят:

- сочетание централизованного руководства с самостоятельностью подразделений;

- пропорциональность, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия;

- комплексность (полнота) – взаимоувязка всех сторон деятельности предприятия;

- детализация – степень глубины планирования;

- точность – степень допусков и отклонений параметров плана; 
простота и ясность – соответствие уровню понимания разработчиков и пользователей плана;

- непрерывность – цельность временного пространства планирования; 
эластичность и гибкость – возможность использования резервов и учет альтернатив;

- научность – учет в планировании новейших достижений науки и техники, требований перспективных стандартов, потребностей рынка (как существующих, так и перспективных);

- экономичность – эффективность плановой деятельности с позиций соотношения (целевой результат)/затраты.

 
К методам планирования относят:

- расчетно-аналитический, основанный на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязям, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов;

- экспериментальный (опытный) – проектирование норм, нормативов и моделей подсистем управления предприятием на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов;

- отчетно-статистический – разработка проектов планов на основе отчетов, статистики и иной фактической информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристик подсистем управления.

 
В плановой деятельности по обеспечению  необходимого уровня качества применяются  и специфические виды работ:

- анализ требований потребителей;

- изучение спроса;

- анализ рекламаций;

- учет требований перспективных стандартов и результатов НИР;

- изучение патентной информации;

- учет изменений требований к сертификации продукции;

- осуществление плановых расчетов;

- увязка плановых мероприятий.

 
Планирование увязывает планы  подразделений предприятия с  его общей стратегией и оперативными задачами. Задачи планирования – это формирование системы планов и показателей оценки их выполнения. 
Для обеспечения предусмотренного в планах улучшения качества собственной продукции предприятия должны требовать от своих поставщиков соответствующего улучшения качества поставляемых ими сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, узлов, запчастей и других компонентов конечной продукции. Предъявление повышенных требований к качеству поставок должно сопровождаться оказанием разнообразной помощи предприятиям-поставщикам по улучшению качества их продукции. Формы подобной помощи, а также расходы на ее оказание должны быть предметом планирования повышения качества на предприятии. 
Наиболее часто основу плана повышения качества продукции на предприятии составляют задания по достижению и превышению технического уровня и качества лучших отечественных и зарубежных образцов, увеличению выпуска сертифицированной продукции, улучшению отдельных показателей качества выпускаемой продукции, модернизации или снятию с производства неконкурентоспособной продукции, разработке и реализации конкретных мероприятий по достижению заданного уровня качества и др. 
Как самостоятельные направления планирования повышения качества продукции на предприятии обычно выделяют:

- внутрифирменное планирование качества продукции;

            - планирование внедрения системы управления качеством на предприятии;

- планирование кадрового обеспечения повышения качества продукции;

- планирование снижения потерь предприятия от внутреннего и внешнего брака;

- планирование качества продукции в договорах и контрактах.

 
Политика в области качества может  быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели плановой деятельности и должна включать:

- улучшение экономического положения предприятия;

- расширение или завоевание новых рынков сбыта;

- достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;

- ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов;

- освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;

- улучшение важнейших показателей качества продукции;

- снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;

- увеличение сроков гарантии на продукцию;

- развитие сервиса.

 
Управлению качеством продукции  во всех странах уделяется достаточно много внимания. В последние годы сформировался новый подход, новая стратегия в управлении качеством, которая реализуется с помощью стратегического и долгосрочного планирования.  
 
Она характеризуется рядом моментов:

- беспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру фирмы;

- новому понятию качества должна отвечать соответствующая организационная структура предприятия;

- вопросы качества актуальны не только в рамках производственного цикла, но и в процессе разработок, конструирования, маркетинга и послепродажного обслуживания;

- качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя;

- повышение качества продукции требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации проектирования и кончая автоматизированным измерением в процессе контроля качества;

- всеобъемлющее повышение качества достигается только заинтересованным участием всех работников.

 
Вышеперечисленное осуществимо только при действии четко организованной системы управления качеством, направленной на интересы потребителей, затрагивающей все подразделения и приемлемой для всего персонала. 
В последнее время одним из важных направлений повышения качества продукции на предприятии является планирование подготовки выпускаемых изделий (работ, услуг), систем качества и производств к сертификации. 
Планирование повышения качества продукции на предприятии в целом всегда должно дополняться внутрипроизводственным планированием. При этом могут использоваться обобщающие, единичные и комплексные показатели качества, которые дифференцируются с учетом особенностей планирования по его видам (перспективное, текущее) и уровням управления (предприятие, цех, участок, отдел).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организация, координация и регулирование процесса управления качеством 

За предварительным управлением, включающим в себя прогнозирование  и планирование качества продукции, следует этап оперативного управления, который согласно теории управления состоит из процессов организации, координации, регулирования и мотивации.  
 
Эти процессы применительно к управлению качеством основаны на создании условий для:

- эффективного проведения мероприятий по совершенствованию качества продукции и работ;

- стабилизации производства, сбыта и послепродажного обслуживания высококачественной продукции;

- оперативного воздействия на причины возникновения дефектов и устранения брака;

- использования механизма коллективной и индивидуальной ответственности и стимулирования выпуска продукции высокого качества.

Эти функции реализуются  многими методами непосредственного  руководства, присущими общему менеджменту, но вместе с тем в управлении качеством существуют и специфические, присущие именно этому виду деятельности, к которым прежде всего относятся стандартизация и сертификация продукции. 
Задачи повышения качества жизни людей и в том числе качества продукции и услуг столь значимы в наше время, что привели к межгосударственному взаимодействию и координации усилий в этой области. 
В настоящее время существует множество международных организаций, которые осуществляют работу по управлению качеством и способствуют динамичному развитию научно-технических, экономических, торговых и иных связей между государствами всего мира. Это, в первую очередь, Международная организация по стандартизации , Международная энергетическая комиссия, Европейская организация по качеству, имеющие отделения в подавляющем большинстве стран мира и решающие межнациональные проблемы управления качеством и защиты прав потребителей. 
 
В России всю методологическую и организационно-методическую работу по управлению качеством осуществляет Государственный комитет по стандартизации и метрологии (Госстандарт) как представитель Правительства РФ, а законотворческую – представительные органы власти. Госстандарт имеет разветвленную сеть отделений и организаций по всей территории страны, которые осуществляют организационно-методические, регламентирующие и контрольные функции. В состав таких организаций входят НИИ и ОКБ, органы стандартизации и сертификации, метрологические и испытательные лаборатории и ряд иных организаций. 
На уровне отраслевых министерств существуют специальные подразделения, координирующие работу в области управления качеством в своей отрасли. В их подчинении находятся различные отраслевые учреждения и лаборатории (часто при предприятиях отрасли). 
Государственные и отраслевые органы по управлению качеством имеют региональные центры по осуществлению различных функций – стандартизации, сертификации, метрологии, контроля и т.д. 
На предприятиях службы управления качеством, как правило, выделяют организационно, а конкретные организационные формы такой службы зависят от места системы управления качеством в общей системе управления предприятием, масштабов и специфики производства. 
Организационная работа по управлению качеством на предприятии заключается в выполнении всего комплекса работ, связанных с планированием, осуществлением и контролем деятельности, направленной на совершенствование качества продукции и всех процессов производственно-хозяйственной деятельности. 
Необходимо отметить, что функции контроля качества продукции и ее элементов являются составляющими технологических процессов и потому предусматривают соответствующие затраты ресурсов, что существенно влияет на организацию производства этой продукции в целом и на подходы к экономическим расчетам. Кроме того, организация производства всегда должна строиться с учетом вероятности его сбоев, возникновением дефектов и предусматривать схемы оперативного влияния на качество процессов создания и продвижения продукции, устранения дефектов и брака на ранних стадиях создания и реализации продукции.

Информация о работе Процесс управления качеством